На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Античная философия. Учение о бытии . Демокрит , Платон , Аристотель

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
      Термин  "античность"   происходит  от  латинского  слова  antiquus   - древний. Им принято называть  особый  период  развития  древней   Греции   и Рима, а также тех земель и народов, которые  находились  под  их  культурным влиянием.
Античная философия -  уникальное  явление,   давшее  импульс  в  развитии буквально  во  всех  областях  духовной  и  материальной  деятельности.  Все поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в  классический период истории Древней Греции, заложили  основы  европейской  цивилизации  и создали образы для подражания на тысячелетия  вперёд.   Отличительные  черты античной  философии  :  духовное  многообразие,   подвижность  и  свобода  - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
1 Учение о бытии .  Демокрит , Платон , Аристотель.
         Знаменитый греческий  философ   Демокрит  (род.  ок.  470  до  н.э.)
принимает тезис  о том, что бытие  есть  нечто  простое,  понимая   под   ним
неделимое   -  атом   (   "атом"   по-гречески   означает   "нерассекаемое",
"неразрезаемое" ).  Он  дает  материалистическую  трактовку  этому  понятию,
мысля атом как  наименьшую,  далее  не  делимую  физическую  частицу.   Таких
атомов  Демокрит  допускает бесчисленное   множество,   тем  самым  отвергая
утверждение,  что бытие - одно. Атомы,  по  Демокриту,  разделены  пустотой;
пустота - это  небытие и, как  таковое,  непознаваема:  отвергая  утверждение
Парменида о  том,  что бытие не множественно, Демокрит,  однако,  согласен  с
элеатами, что  только бытие познаваемо. Характерно  также,   что  и  Демокрит
различает мир  атомов - как истинный  и потому познаваемый лишь разумом  -  и
мир  чувственных  вещей,  представляющих  собой  лишь   внешнюю   видимость,
сущность которой  составляют атомы,  их свойства и  движения.   Атомы  нельзя
видеть,  их  можно  только  мыслить.  Здесь,  как  видим,  тоже  сохраняется
противопоставление "знания"  и  "мнения".  Атомы  Демокрита  различаются  по
форме и величине;  двигаясь в пустоте,  они  соединяются    ("сцепляются"  )
между собой  в силу различия  по  форме:  у  Демокрита  есть  атомы  круглые,
пирамидальные,  кривые,  заостренные,  даже  "с  крючками".   Так   из   них
образуются  тела,  доступные  нашему  восприятию.       Демокрит   предложил
продуманный   вариант  механистического  объяснения  мира:  целое   у   него
представляет  собой сумму частей, а   беспорядочное   движение   атомов,   их
случайные  столкновения  оказываются  причиной  всего  сущего.   В  атомизме
отвергается  положение  элеатов  о  неподвижности   бытия,   поскольку   это
положение не дает возможности объяснить движение и  изменение,  происходящее
в  чувственном   вире.    Стремясь   найти   причину   движения,    Демокрит
"раздробляет"  единое  бытие  Парменида   на   множество   отдельных  "бытий"-
атомов,            которые            трактует            материалистически.
    1
           Иная трактовка принципов Парменида  была предложена Платоном  427-
347 годы до  н.э.), противопоставившим  Демокриту   идеалистическое  понимание
бытия.   Подобно  элеатам,  Платон  характеризует   бытие   как   вечное   и
неизменное, познаваемое  лишь разумом и недоступное чувственному  восприятию.
Но в отличие  от элеатов  и  так  же,   как  у  Демокрита,  бытие  у  Платона
предстает как  множественное.  Однако различие между  Платоном  и  Демокритом
носит   принципиальный   характер:   если   Демокрит   понимал   бытие   как
материальный,   физический  атом,   то  Платон   рассматривает    его    как
идеальное,   бестелесное  образование  -  идею,  выступая  тем   самым   как
родоначальник идеалистической линии в  философии.   Все,  что  имеет  части,
рассуждает  Платон,  изменчиво   и   потому   не   тождественно   себе,    а
следовательно,-  в  парменидовско-платоновском смысле  -   не  существует  (
таковыми являются тело и пространство, в  котором  все  тела  существуют  ).
Существует же только то, что  не  имеет  частей и,  значит,  не  принадлежит
к  чувственно-пространственному   миру   (   существование   у   Платона   -
характеристика   очень  важная  и  подразумевает  вечность,    неизменность,
бессмертие ). Миру  сверхчувственных,  неизменных  и  вечных  идей,  который
Платон называет просто "бытие",  противостоит изменчивая и преходящая  сфера
чувственных  вещей  (мир   "становления"):  здесь  все  только   становится,
непрерывно возникает  и  уничтожается,   но  никогда  не  "есть".   "...Нужно
отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда  способность  человека
к  познанию  сможет  выдержать  созерцание  бытия..."  Критикуя   тех,   кто
"признает  тела и бытие за одно и  то же"  Платон  утверждает,   что  истинное
бытие - "это  некие умопостигаемые и бестелесные  идеи".
Идеи Платон называет "сущностями";  греческое  слово  "сущность"  (  ousia  )
образовано от глагола "быть" (  einai   )   (   так   же,  кстати,   как   и
аналогичные понятия  русского языка "существовать",  "сущее",  "сущность"  ).
   Таким  образом, нематериальные сверхчувственные  идеи,  согласно  Платону,
составляют сущность чувственного мира, данного нам в  опыте. Вещи, по  словам
Платона, причастны  идеям, и только в силу этой причастности они  существуют. 

     Вот  ряд  противоположных  определений,  характеризующих у  Платона   мир
бытия и сферу  становления,  то  есть  чувственный  мир:
     бытие                                         - становление,
     вечное                                        - временное,
     покоящееся                                - движущееся,
     бессмертное                               - смертное,
     постигаемое  разумом                - воспринимаемое чувствами,
     всегда  себе тождественное       - всегда иное,
     неделимое                                   - делимое.
     Здесь  легко заметить сходство с  учением элеатов и пифагорейцев.  Но у
Платона есть и  существенное отличие от  элеатов: ведь идей много, а 

                                                 2
поэтому возникает  вопрос, как обеспечить их  связь,   единство  самого  мира
идей?  Не рассыпаются  ли  они  на множество изолированных  сущностей?
     Чтобы  решить этот  вопрос,   Платон  опять-таки  обращается  к  понятию
единого,  которое  он толкует  иначе,   чем  его  предшественники  -  элеаты.
Единое, говорит  Платон в диалоге "Парменид", само не есть бытие, оно -  выше
бытия и составляет условие возможности  бытия,  то  есть  идей.  Единое,  по
Платону, выше всякого  существования и всякой множественности,   но  без  его
объединяющей  силы  невозможны  и  сами  идеи,   ибо  невозможна   даже    и
множественность:  ведь  каждое из многих тоже есть нечто  одно,   а  значит,
оно тем самым  причастно  единому.   Это   единое   Платон  отождествляет  с
высшим  благом,   к  которому  все  стремится  и  через  это  получает  свое
собственное бытие.  Само же высшее благо- по ту  сторону  всякого  бытия  и,
следовательно, недоступно разуму,  и о  нем  самом  нельзя  сказать  ничего,
кроме  отрицаний, указывающих только, чем оно не является. У  последователей
Платона для  обозначения единого закрепился термин  "трансцендентное" (  "то,
что по ту сторону" ).      Давая  идеалистическую  трактовку  бытия,  Платон
одновременно  осуществил  следующий  важный  шаг  в  движении  философии  от
метафорического к  понятийному  мышлению.   Чтобы  объяснить  то   или  иное
явление,  надо, по Платону, найти его идею, иначе  говоря, его  понятие:   то
постоянное и  устойчивое,  инвариантное в нем,
что не дано чувственному восприятию.  Платон многое сделал для  исследования
природы понятия.  К Платону вполне можно  отнести  характеристику  идеализма,
 данную В.  И. Лениным: "Философский идеализм  есть  только  чепуха  с  точки
зрения материализма грубого,  простого,  метафизичного.  Наоборот,  с  точки
зрения   диалектического    материализма    философский    идеализм     есть
одностороннее, преувеличенное... развитие ( раздувание, распухание  )  одной
из черточек,  сторон, граней познания во абсолют, оторванный от материи,  от
природы, обожествленный".
     Идеалистическое  понимание  бытия  не  могло   удовлетворить  мыслителей,
пытавшихся объяснить  реальный  мир   природы:   ведь  платоновский  идеализм
объявлял  движение  и  изменение  предметом,  о  котором  нельзя   составить
строгого  знания,  а  можно  иметь  только  "мнение".  Критику  платоновской
концепции бытия  предпринял его ученик Аристотель (384-322 годы   до   н.э.).
Последний  видел   ошибку  Платона  в   том,    что   тот   приписал   идеям
самостоятельное существование,   обособив  и  отделив  их  от   чувственного
мира,  для  которого  характерно  движение,  изменение.       При   этом   у
Аристотеля сохраняется  характерное для элеатов  и  Платона  понимание  бытия
как чего-то устойчивого,  неизменного, неподвижного. Однако,  в  отличие  от
этих  своих  предшественников,  он  ставит  задачу  найти  нечто   устойчиво
пребывающее, инвариантное  в  чувственном  мире,   чтобы  сделать  возможным
достоверное и  доказательное научное знание 

                                                       3
подвижного и  изменчивого  природного  мира.  В  результате  Аристотель  дает
понятию сущности иное,  чем у Платона, толкование. Он  отвергает  учение  об
идеях  как  сверхчувственных  умопостигаемых  предметах,    отделенных    от
"причастных" им вещей.  Платон признавал  реально существующими виды и   роды.
Аристотель  же  назвал  сущностью  (бытием)   индивидуумы    (индивидуум   -
неделимое),  например,  вот этого человека, вот эту лошадь,  а виды и  роды,
 по его  учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.
          Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4. 

          причины : 

- сущность и  суть бытия, в силу которой  всякая вещь такова, какова она  есть
   (формальная  причина); 

- материя   и  подлежащее  (субстрат)  –   то,  из  чего  что-либо  возникает
   (материальная  причина); 

- движущая причина,  начало движения; 

- целевая причина  – то, ради чего что-либо осуществляется 
 

Хотя Аристотель признавал  материю  одной  из  первых  причин  и  считал  ее
некоторой сущностью, он видел в ней  только  пассивное  начало  (возможность
стать чем-либо), всю  же  активность  приписывал  остальным  трем  причинам,
причем сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность,  а  источником
всякого  движения  считал  неподвижное,  но  движущее  начало  –  бога.  Бог
Аристотеля –  «перводвигатель»  мира,  высшая  цель  всех  развивающихся  по
собственным законам  форм и образований.
Реферат: Древнегреческие  мыслители [Реферат Скачать]  [Реферат  Добавить в закладки] 

     1.        Понятие философии, особенности  философских знаний.
Ни об одном  явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь
разнообразные и разноречивые суждения, как о  философии.
     Философия  - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в
Индии и Китае. С тех пор не утихают споры  о предмете философских размышлений,
назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной
деятельности.
Философия - первая исторически сложившаяся форма  теоретического сознания,
которая приобретает  теоретический и понятийный характер. Предмет философии
как науки изменялся  в ходе исторического развития. Зарождение ее совпадает с
зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало
рождение понятийного  мышления  - мышления, которое оперирует  понятиями,
категориями.
В самом общем  смысле философия – это особый вид теоретической деятельности,
предметом которой  являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.
Философия затрагивает  человеческие интересы, хотя и далека от примитивной
полезности. Философские  положения невозможно не только подтвердить  на опыте,
но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным  фактам. Ее исходные
положения формулируются  с помощью предельно простых  понятий, поэтому их
истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей
теории не существует.
Невозможно выстроить  философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной
последовательности, невозможно показать степень продвижения  философии в
решении своих  проблем.
Философское мышление критично, философ порой сомневается  в основах
собственной концепции.  Предмет Философии противоречив, об этом
свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер
философии выразил  в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен делать»,
«на что я  могу надеяться». В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее,
должное и желаемое и возможное. Но именно это парадоксальное единство и
составляет сущность человека. Недаром Кант пришел к  выводу, что все три
вопроса можно  свести к одному: «что есть человек».
Философия  изучает  всеобщие законы развития природы общества и человеческого
мышления. В качестве теоретической дисциплины философия  имеет ряд разделов.
Традиционно философия  включает онтологию - учение о бытие,
гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о  ценностях.
Порой выделяют социальную философию и философию  истории, а
также философскую  антропологию.
Функции, выполняемые  Философией:
1) Синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей
определенному уровню развития науки,  культуры  и  исторического опыта;
2) Обоснование,  оправдание и анализ мировоззрения
3) Разработка  общей методологии познания и  деятельности человека в окружающем
мире.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении  мышления к бытию.
Он, также как  и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда
остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в
глубине жизненного мира. В зависимости от решения  этого вопроса все
философские направления  делятся на два больших лагеря – материалистический и
идеалистический.
     Идеализм  – учение, признающее исходным, первичным  началом всего дух,
идею, сознание.  Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный 
идеализм.
Философы этого  направления считают идеальное  существующим объективно, независимо
от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты
считают идеальное  формой внутреннего человеческого  опыта.
     Материализм  – направление в философии,  которое признает материю
первичной, а  сознание и мышление - вторичным. В  учениях материалистов дается
резкая критика  философского идеализма, наносится  удар религиозным идеям,
обосновывается  принцип материалистичности мира, поднимаются  на щит силы и
способности человеческих чувств и разума.
Борьба между  материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной  материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии.
Существует две  разновидности философии: философия, как теория и философия,
как метод.  Философия, как теория отвечает на вопрос: что  такое объективная и
субъективная  реальность и что такое материя  и познание. Философский метод
говорит о том, как применять эти знания для  понимания преобразования бытия  и
сознания.
     2.  Выдающиеся философы античной  Греции. Черты древнегреческой философии.
«Духовная Европа имеет место рождения», - сказал Э. Гуссерль, немецкий
философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это место – Греция
VII-VI столетий  до Рождества Христова. Эту же  мысль в той или иной форме
высказывает большинство  философов самых различных направлений. «Греки
навсегда останутся  нашими учителями»,- писал К. Маркс.
Древняя греческая  философия - общепринятый духовный исток  современной
философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой
философии также  являются предметом пристального внимания. Возникновение
философии –  сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных
потребностей  и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических
представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой
социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению  философии -
качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских
представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.
Формирование  греческой философии связано  с именами Фалеса, Анаксимена,
Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской школы.
Греческая философия  выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая  наука, как
наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все
области знания.
История древнегреческой  философии – это история борьбы первоначального,
наивного материализма против различных идеалистических  учений. На протяжении
VI-IX вв. до нашей  эры  в Греции происходил  бурный расцвет  культуры  и
философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение,
новая картина  мира, центральным элементом которой  стало учение о  космосе.
В центре внимания первых греческих философов стоит  проблема первоначала.
Одни  философы (натурфилософы)  считали,  что  основой  вещей  является
чувственно  воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и
определенное  вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических  атомах; третьи  (элеаты)  усматривали  основу  мира  в  едином,
незримом  бытии;  четвертые (Демокрит)  считали  такой   основой  неделимые
атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь  тень, результат воплощения
царства чистой мысли.
Разумеется, все  эти  философские  направления  были  во  многих  отношениях
наивными  и  противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,
они  отводили богам, сверхестественным силам  второстепенное, а то  и
третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах  древнегерческие философы не осознавали, что основной вопрос
философии может  иметь разное значение, но уже в V в. до  н.э.  (Платон,
Демокрит)  четко  обозначились две противоборствующие линии, борьба между
которыми  проходит  через всю дальнейшую историю  философии.
     Три  периода в развитии античной  философии:
В истории греческой  философской  мысли, начиная с  Гегеля, принято выделять
три основных периода. Первый период - формирование греческой  философии (VI в.
до н.э.), философия, так называемых, «досократиков». Второй период – расцвет
греческой философской  мысли (V-VI вв. до н.э.), в центре его  находится
философия Сократа  и его последователей, философия  Платона и Аристотеля.
Третий период – закат и, затем,  упадок (III в. до н.э.-V в. до н.э.), греко-
римская философия.
     Первый  период – VI век до н.э.
Это философия  периода образования рабовладельческого общества.
Первоначальный, наивный материализм, который был  одновременно стихийно-
диалектическим  взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой и
Гераклитом.
Материалистические  школы - милетская и эфесская –  боролись с идеалистическими
и антидиалектическими  взглядами пифагорейской и элейской школ.
Философы милетской  школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр  – исходили из
признания единого, вечно движущегося материального  первоначала.
Представители пифагорейской школы развивали  мистическое учение о «гармонии» в
природе и в  обществе, исключающей борьбу противоположностей.
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению  об изменчивости и
многообразии  природы противопоставили учение о  неподвижном и неизменном
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.