На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат НАФТА

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
CОДЕРЖАНИЕ: 

Глава 1. История и предпосылки интеграционных связей в Северной
Америке
1.1. Предпосылки развития интеграционных связей 6
1.2. Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе 8
1.3. Этапы интеграционного процесса 10
Глава 2. Анализ форм и особенностей взаимодействия стран в рамках
НАФТА
2.1. Основные положения трехстороннего договора 12
2.2. Структура НАФТА 13
2.3. Роль стран и их экономические характеристики в НАФТА 14
Глава 3. Современное состояние НАФТА и перспективы развития
3.1. Положительные и отрицательные стороны интеграции 18
3.2. Перспективы развития НАФТА 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История и предпосылки интеграционных связей в Северной Америке 

1.1. Предпосылки развития интеграционных связей 

     Создание  зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
    США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. У Канады и США наблюдается общность традиций, религии и языка.
    Для Мексики интеграция в рамках НАФТА представляется средством для поднятия уровня экономического развития.
    Наличие взаимодополняющих структур экономики.
    США, Канаду и Мексику объединяет ряд хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед НАФТА.
    «Демонстрационный эффект» – под влиянием успехов интеграционных объединений, у других государств появляется желание вступить в организацию или создать свою.
    После прекращения холодной войны страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона всё активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить все силы для развития и укрепления своей экономической мощи. Япония начала создание азиатского общего рынка.
 
     В экономической сфере государства  ставили перед собой определённые задачи, а именно:
      стимулирование притока прямых иностранных инвестиций;
      повышение национальной конкурентоспособности;
      получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам;
      снижение трансакционных издержек;
      использование преимуществ «экономики масштаба»;
      получение доступа на более ёмкий рынок за счет соседних стран;
      усиление позиций на мировом рынке;
      формирование благоприятной внешнеполитической среды;
      совместное противостояние глобализации и т.д.
     При подготовке договора страны рассматривали  потенциал НАФТА с различных  позиций.
     Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической  мощи Соединённых штатов. Данное соглашение – это составная часть стратегической политики США, которая направлена на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.
     Заинтересованность  Канады в заключении соглашения была связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых её положений, а также обеспечения надёжного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
     Для Мексики НАФТА была необходима для  успешного выполнения экономических  реформ, модернизации экономики. В прошлом  Мексика была страной, зависимой  от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок, увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка. Кроме того, создание зоны свободной торговли может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы из третьих стран.
     США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия благоприятному развитию мировой торговли; создания надёжного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установление чётких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
     НАФТА — первое соглашение, подписанное  между двумя высокоразвитыми  странами и развивающейся страной. США занимает первое место в мире по экономическому потенциалу, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.
     Слабое интеграционное взаимодействие Канады и Мексики и доминирующее положение США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки. 

1.2. Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе 

     Первым  шагом, направленным на активизацию  интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
     Следующим шагом развития двусторонних отношений  между США и Канадой стало  заключение в 1965 г. соглашения о либерализации  торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию многих других отраслей.
     Торгово-политическое объединение США, Канады и Мексики  начало активно претворяться в жизнь  в 1970-е годы. Первоначально речь шла  лишь об оформлении энергетического союза. Затем были рассмотрены перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. Подобная идея была поддержана президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем в 1980-е г.
     В сентябре 1988 г. после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна быть сформирована зона свободной торговли. В январе 1989 г. это соглашение вступило в силу.
     Изменение экономической и политической ситуации в мире в конце 1980-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азии, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.
     Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано 7 октября 1992 г. президентами США и Мексики и премьер-министром  Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с 1 января 1994 г.
     НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. 

1.3. Этапы интеграционного процесса 

     НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа:
     Первый  этап становления НАФТА характеризуется  тем, что в течение 5 лет страны-участницы активно отменяют тарифные барьеры. К примеру, США отменили 79 % тарифов на канадский экспорт и на 84 % мексиканского экспорта. Нетронутым остался лишь «нефтяной экспорт». В свою очередь, Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % – на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал и химические товары.
     Во  время второго этапа, в 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров. Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.
     На  третьем этапе, который был закончен в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.
     На  четвёртом этапе должны быть устранены оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых видов товаров, которые чувствительны к сдвигам на рынке и климатическим условиям. Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.
     Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении импорта мексиканских товаров на рынок США и Канады, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта. Устранение тарифных ограничений также будет способствовать модернизации мексиканской экономики и обеспечению более надёжного инвестиционного климата.
       Несмотря на основную идею создания Североамериканской зоны свободной торговли – полное реформирование торговли между странами на взаимовыгодных условиях, допускается ряд исключений. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА определённых отраслей. Но для стран эти отрасли являются стратегическими, поэтому при заключении соглашения были сохранены основные объёмы ограничений на капиталовложения.
     В рамках НАФТА также были рассмотрены  вопросы о торговле услугами, движении инвестиций и правах интеллектуальной собственности.  
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ форм и особенностей взаимодействия стран в рамках НАФТА 

2.1. Основные положения трёхстороннего договора 

     Страны  руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.
     Основной  целью создания НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю между США, Канадой и Мексикой. Данное соглашение является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
     Цели  НАФТА были определены в ст. 102 Договора:
      снятие торговых барьеров и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
      установление справедливых условий конкуренции в области свободной внешней торговли;
      значительное увеличение инвестиционных возможностей на территории трёх стран;
      обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой из стран;
      эффективное выполнение и применение данного соглашения;
      установление рамок для дальнейшего регионального и многостороннего сотрудничества с целью увеличения и расширения преимуществ данного соглашения.
     Несмотря  на договорённости между странами-участницами, США, Канада и Мексика сохраняют  своё внешнеторговое законодательство, так как создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.
     В общем, договор о создании НАФТА подразумевает постепенное сокращение торговых и инвестиционных барьеров, а также включает вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.  

2.2. Структура НАФТА 

     НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.
     Министры  торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
     НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.
     Рабочие группы и комитеты НАФТА также  помогают сделать процесс претворения  соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.
     В настоящее время большая часть  торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.
     Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.
     Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.
     На  национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА.  

2.3. Роль стран и их экономические характеристики в НАФТА 

     В результате реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле улучшились макроэкономические показатели стран-участниц, а именно: возросли размеры ВВП, увеличился взаимный товарооборот и объём инвестиционного потока. Также произошло повышение конкурентоспособности у американских и канадских корпораций, снизились издержки за счёт перемещения производства в Мексику, так как рабочая сила там дешевле.
     Соглашение  позволило Мексике ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ. Для Мексики вступление в НАФТА дало возможность выхода на американский рынок, а также увеличения притока иностранных инвестиций. Мексика добилась твёрдого экономического роста. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику резко возросли. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Из-за участия в НАФТА экономика Мексики сильно изменится в соответствии с соглашением, и это может означать, что в будущем возвращение к экономической самостоятельности станет практически невозможным.
     Канада  активно выступает за расширение зоны свободной торговли и считает, что в первую очередь в блок должны вступить Чили, Колумбия и Аргентина. В 1996 г. Канада заключила двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды. Также были заключены двусторонние соглашения со многими странами Латинской Америки. Канада активно пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Вступление в НАФТА выгодно отразилось на канадской экономике: объём экспорта резко увеличился, был обеспечен доступ товаров на мексиканский рынок. Также вступление в НАФТА позволило Канаде модифицировать некоторые положения CUSFTA.
       В результате заключения Североамериканского соглашения Соединённые Штаты приобрели значительные выгоды, а именно:
    были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров, что позволило закупать многие товары дешевле;
    увеличился рынок сбыта, за счёт доступа на рынки стран-соседей;
    были обеспечены поставки сырья, материалов и полуфабрикатов из стран-участниц;
    появилась возможность снижения издержек производства;
    создание НАФТА заметно увеличило конкурентоспособность США на фоне других интеграционных объединений.
Участие США в региональном интеграционном процессе обеспечило положительное воздействие на внутреннюю экономику.
     НАФТА обладает мощным (особенно благодаря  США) экономическим потенциалом. Ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.
     Главное отличие НАФТА от других интеграционных объединений – различная степень экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады резко отличается от прочной американо-канадской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
     Другая  особенность североамериканской экономической  группировки заключается в том, что её участники находятся на разных уровнях экономического развития. Мексика в отличие от США и Канады находится на уровне экономически отсталого государства, и пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.
     Разница в размерах ВВП на душу населения  между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
     Ещё одним отличием от других группировок  является лидирующие положение США, что и создаёт среду потенциальных конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Современное состояние НАФТА и перспективы развития 

3.1. Положительные и отрицательные стороны интеграции 

     Главным положительным эффектом является высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
     В США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские  и канадские ТНК, проникая в страну,  уничтожают малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.
     В декабре 1994 г. в Мексике разразился валютный кризис, в связи, с чем произошёл обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо и отток краткосрочных капиталов. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. МВФ предоставил Мексике заём, причём его размеры были в три раза больше обычных займов, которые ранее практиковались фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа. НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность.
     Следует отметить, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли. 

3.2. Перспективы развития НАФТА 

     С возникновением и развитием НАФТА  усилилась конкурентная борьба между  тремя мировыми лидерами - Северной Америкой, Западной Европой и Японией.
     Для Мексики интеграция в общий рынок  произошла болезненно, в отличие от США и Канады, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
     Существуют  отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц - в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что в Мексике дешёвая рабочая сила и поэтому многие компании стали переносить туда своё производство. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.
     Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях.
     Но  при всём этом наблюдается значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.
     Несмотря  на некоторые отрицательные аспекты, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Изучив  положение стран в НАФТА можно  с уверенностью говорить о том, что  США занимает главенствующую роль в  данном соглашении. Это неудивительно, ведь благодаря США НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом. Главное отличие НАФТА от других  интеграционных группировок – экономическая зависимость США, Канады и Мексики. Участники НАФТА находятся на разных уровнях экономического развития.
     Определив и проанализировав положительные  и отрицательные стороны интеграции в рамках НАФТА,  можно определить выгоды стран-участниц, а также те аспекты, которые удерживают страны в данном интеграционном блоке.
       В результате реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле улучшились макроэкономические показатели стран-участниц. Мексика смогла ускорить темпы социально-экономического развития, а также соглашение позволило модернизировать экономику. У Мексики появилась возможность выхода на американский рынок. Был увеличен приток иностранных инвестиций, что способствовало твёрдому экономическому росту страны.
     Вступление  в НАФТА выгодно отразилось на канадской экономике: объём экспорта резко увеличился, так как открылся доступ на мексиканский рынок. Ещё одним плюсом является возможность модификации некоторых  положения CUSFTA.
     Для США выгоды были заключены в увеличении рынка сбыта, обеспечении поставок от стран-участниц, сведение к минимуму барьеров против иностранных производителей, снижении издержек производства и т.д.
     НАФТА – одно из наиболее значительных интеграционных объединений в мире. Создание зоны свободной торговли позволило укрепить взаимную дружбу и сотрудничество США, Канады и Мексики. А также посодействовало  развитию мировой торговли, созданию надёжного рынка для товаров, услуг и капиталов, устранению всяческих препятствий в торговле, установлению взаимовыгодных норм ведения торговли в этих странах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.