На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы становления финансового контроля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие  требования к эффективности решения  задач управления различными сферами  государственной жизни, в том  числе и теми, которые связаны  с реализацией задач контроля использования финансовых средств  и материальных ресурсов. Эффективность  финансового контроля является одним  из важнейших факторов финансово-экономической  устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической  безопасности, благополучия граждан. Для  этого важно изучить историю  становления и развития финансового  контроля в России.
     В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще  далеко незавершенным. Не разработана  адекватная условиям перехода к развитому  рынку теория государственного финансового  контроля, не определены основные направления  организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет  четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует  системная методическая база контроля. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между  органами государственного и внутреннего  контроля проверяемых организаций.
     Стратегической  задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с  точки зрения расширения контрольных  функций является разработка критериев  оценки рационального использования  бюджетных средств.
     Все это диктует необходимость тщательного  изучения и активного использования  в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта финансового контроля в России начиная с середины XIII века по настоящее время.
     При изучении государственного финансового  контроля в нашей стране отчетливо  пролеживаются четыре основных этапа:
- середина XIII - конец XV веков;
- конец  XV - начало XVIII веков;
- начало XVIII - конец XIX веков;
- начало XX - конец XX веков.
     Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
     Исходя  из поставленной цели, в работе предусмотрено  решение следующих задач:
1. Изучить  исторические и социально-экономические   предпосылки возникновения финансового  контроля в России.
2. Выявить  и проанализировать основные  этапы становления и развития  финансового контроля в России.
     Финансовый  контроль в экономической безопасности всегда считался неотъемлемой частью государственного устройства, одной  из важнейших функций управления. В России до Октябрьской Революции  и после нее государство имело  мощные органы государственного финансового  контроля экономической безопасности. Этим органам по законодательству были предоставлены широкие полномочия по проведению ревизий и проверок, а также большие права по наложению  дисциплинарных взысканий.  
 
 
 
 
 

1 Этапы становления финансового  контроля 

1.1 Середина XIII - конец XV веков 

     Середина  XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления  финансового контроля в экономической  безопасности страны.
     Развитие  и совершенствование государственного финансового контроля находится  в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом  устройстве государства, которые происходили  в стране. Исходя из обозначенного  подхода, предлагается выделить этапы  становления финансового контроля, а также обозначить специфику  внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности России.
     С конца IX века начинается объединение  Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в  пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи  Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в  этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга  налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась  первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».
     В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги  и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления  на Руси на данном этапе единообразной  системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился  при Иоанне Ш с появлением финансового  управления казенного приказа.  

1.2 Конец XV - начало XVIII веков 

     В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:
- большого  дворца (ведал доходами с царских  земель);
- большого  прихода (собирал большинство  прямых налогов, а также определял  работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных  касс);
- большой  казны (сборы с городских промыслов);
- земский  (занимался продажей дворовых  участков, мощением дорог, судебной  и полицейской властью в Москве) и др.
     В царствование Алексея Михайловича  число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась  к анализу приходных и расходных  книг других приказов.
     В 1718 г. приказы были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии. Изменение административно-территориального деления России влечет изменение  и в сфере налогообложения. Цель губернской реформы была исключительно  фискальная - она «получила отталкивающий  характер пресса для выжимания денег».
     Указом  от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный  Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший  обязанности контролера в сфере  государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности  фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления  государственных чиновников.
     В эпоху Петра I создавались новые  по своему предназначению контрольные  органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.
     В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная  канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный  приказ.
     Результатом финансовых преобразований, проведенных  Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в  три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей.  

1.3 Начало XVIII - конец XIX веков 

     В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального  аппарата просуществовала до конца XIX в.
     Во  времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о  государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных  экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов  и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.
     Петровские  коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.
     8 сентября 1802 г. было создано Министерство  финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
     Только  с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и  расходами.
     Контрольно-надзорная  функция осуществлялась Министерством  финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.
     Конец XIX - начало XX веков - период активного  развития централизованного финансового  контроля.
     В 1885 г. в ведении казенных палат  были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении  его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.
   
 
 

1.4 Начало XX - конец XX веков 

     Из  инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен  в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил  картельный характер.
     Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью  запрещалась, вводились плановое снабжение  населения товарами первой необходимости  и трудовая повинность. В таких  условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать  не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение  «О рабочем контроле». В положении  было указано, что в интересах  планомерного регулирования народного  хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над  производством, куплей-продажей продуктов  и сырья, материалов, их хранением, а  также над финансовым хозяйством предприятий.
     В целях перестройки работы старого  государственного контрольного ведомства  по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство  народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в  составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию  старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии.
     В период становления системы органов  внутренних дел в составе Народного  комиссариата внутренних дел РСФСР  функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.
     В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной  контрольной коллегии, местных учетно-контрольных  коллегий и выборных контрольных  комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации  финансовых отделов губернских и  уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным.
     На  их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был  создан единый орган социалистического  контроля с привлечением рабочих  и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался  в 1921 г. в связи с переходом  от политики военного коммунизма к  НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий  в рамках новой экономической  политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом.
     В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в  том числе финансового.
     В декабре 1923 г. было утверждено положение  «О финансово-контрольном управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ СССР», а  во второй половине 1925 г. были созданы  его местные органы. В 1925 г. НКФ  СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.
     Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием  налогов со стороны вышестоящих  финансовых органов.
     В связи с коренными изменениями  в экономике государства, системе  производственных отношений, формах собственности  в 1933 г. в СССР была проведена налоговая  реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности  в экономике и упрощении налоговой системы.
     С этой целью организуются финансово-бюджетные  инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные  инспекции были предоставлены права  производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных  организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных  и внебюджетных средств. В ходе ревизии  ФБИ имели право требовать  представления от проверяемых организаций  плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных  учреждений — справок о состоянии  счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых  организаций - объяснений и справок  по всем возникающим вопросам. Должностные  лица таким образом должны были доказать законность своих действий.
     Впоследствии  в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций  были преобразованы в Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) Наркомфина СССР с  функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной  войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала  до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.
     Постановлением  Совета Народных Комиссаров Союза ССР  от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза  ССР, советам народных комиссаров союзных  и автономных республик, краевым  и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций  и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г.  № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий  денежно-материальных ценностей в  органах - частях, на предприятиях, в  хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.
     Сегодня контрольно-ревизионные подразделения, наряду с Центром проведения ревизий  и проверок деятельности органов  внутренних дел функционируют во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также  в Главкомате, округах и соединениях  внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового  и налогового законодательства, постановкой  бухгалтерского учета, целевым и  эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
     До 1992 г. контрольно-ревизионное управление производило комплексные ревизии  составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.
     С 1992 г. и по настоящее время основными  функциями контрольно-ревизионных  управлений во внутренней экономической  безопасности стали:
- контроль  соблюдения министерствами, ведомствами,  предприятиями, организациями и  учреждениями финансово-бюджетного  законодательства; целевого и рационального  использования средств, полученных  из бюджета, включая средства  в иностранной валюте;
- выполнение  ревизий и проверок по поручениям  органов государственной власти  и управления;
- выполнение  ревизий и проверок по требованиям  правоохранительных органов.
     В настоящее время значительно  возросло количество таких проверок, что серьезно  повлияло  на результативность работы  контрольно-ревизионных  служб. В действительно контрольно-ревизионные  управления является практически единственными  службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его  администрации, Правительства РФ, Генеральной  прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов.
     Изменения в экономике в конце 80-х годов  XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и  мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового  контроля, как важнейшего экономико-правового  института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное  использование государственных  финансовых средств.
     Процесс формирование новой контрольной  системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем          экспериментальных проверок, методом  проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы  отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил  бы государственную казну от любых  посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве  они ни занимали.
     В истории государственного финансового  контроля в России можно выделить следующие периоды:
     Первый  период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
     Второй  период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.
     Третий  период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.
     Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.
     В этот период Россия обретает статус конституционной  монархии, создается специфический  российский парламент - Государственная  Дума.
     В эти годы деятельность финансового  контроля становится подотчетной Государственной  Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса  Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава  Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных  действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в  истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного  научного изучения и нуждается в  подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному  обновлению и совершенствованию  государственных контрольно-финансовых органов.
     Опыт  становления и развития государственного финансового контроля в России является важным исходным материалом для выработки  современных концепций контрольно-финансовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 

Список  использованной литературы 

    Апель А.Л., Гунько В.А. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. - СПб., 2003. - С. 312.
    Булат П.П. Финансовые проблемы. – М.,  2005. - С. 204.
    Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. - М., 2003.- С. 201.
    Милюков П.Н. Финансовое право - М., 2005.- С. 289.
    Плотников K.Н., Ровинский Н.Н. Система и организация финансов и кредита в СССР. - М, 2003. - С. 196.
    Понтович Э.Э. Указ. раб. -2004.- С. 186.
    Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. - СПб., 2007. - С. 211.
    Ровинский К. Податная инспекция в России. - СПб., 2003. - С. 283.
    Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России - СПб., 2004.- С. 301
    Смирнов И.Н., Оптовцев А.И., Кудряшов Р.А. Местный бюджет. - М., 2003. -  С. 223.
    Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 2006. - С. 215.
    Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 323.
    У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2003. - С. 254.
    Учреждение Министра полиции от 25.06.1811 г. / Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 2004. - Ст. 24.687.
    Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2004.-   С. 388.
    www.ach.gov.ru.
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.