На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки РФ
      ГОУ ВПО «Удмуртский государственный  университет»
      Институт  педагогики, психологии и социальных технологий
      Кафедра специальной психологии и коррекционной  педагогики 
 
 
 
 
 

      Андреева  Наталия Викторовна 

      Выпускная квалификационная работа 

      РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 
 
 
 

Допущен к защите:  Научный руководитель:
Зав. кафедрой спец. психологии  ст. преподаватель
и корр. педагогики, доцент, к. п. н.  Сергеева Т.Ю.
Чиркова Э.Б. ____________  _______________ 
 
 
 
 

      Ижевск 2011
 

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая  характеристика личности несовершеннолетнего  осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая  социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание  хода эксперимента, этапы коррекционной  программы………………………………………………………..54
    3.2.Описание  данных экспериментального исследования………..59
      Заключение………………………………………………………...77
      Литература………………………………………………………...79
      Приложение………………………………………………………..83 

 

      
      ВВЕДЕНИЕ 

   Актуальность. Ресоциализация – это основа для предупреждения совершения несовершеннолетними повторных преступлений. Процесс ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлением к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
   Согласно  новой концепции Федеральной  службы исполнения наказаний, в ближайшие  годы будут осуществляться следующие  меры по ресоциализации несовершеннолетних заключенных: усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию; планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения.
   Актуальность изучения ресоциализации несовершеннолетних осужденных заключается в предотвращении рецидива преступлений, в психологической подготовке несовершеннолетних к жизни на свободе. Для этого важно развить у несовершеннолетних осужденных такие личностные особенности как рефлексия, коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, которые обеспечат успешную социализацию осужденного. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.
   Целью данной работы является развитие личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
   Гипотеза – применение методов арт-терапии (игротерапии, изотерапии), телесно-ориентированной терапии и групповой дискуссии способствует развитию личностных особенностей несовершеннолетних осужденных.
   Объектом изучения являются личностные особенности несовершеннолетних осужденных.
   Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
   Задачи:
    1.Теоретический  обзор научной и методической  литературы по проблеме исследования;
    2.Описание  личностной сферы несовершеннолетних  осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности  и копинг-стратегий;
    3.Экспериментальное  исследование личностных особенностей  несовершеннолетних осужденных;
    4.Проведение  формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
    5.Анализ  и интерпретация экспериментальных  данных;
    6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
   Для исследования личностных особенностей несовершеннолетних осужденных мы использовали следующие методы:
    Теоретический – изучение литературы по проблеме исследования;
    Практические – наблюдение, беседа, психодиагностические методы исследования;
    Методы математической статистики.
   Методологической  основой нашего исследования являются труды отечественных исследователей. Изучением личности несовершеннолетнего осужденного занимались Антонян А.Ю. (1996), Данилин Е.М.(2004), Игошев К. Е. (1973), Мокрецов А.И., Новиков В.В (2006), Пирожков В.Ф. (1994). Особенности процесса ресоциалиции несовершеннолетних осужденных освещены в трудах Игнатенко В.И. (1973), Потемкина В. С. (1980), Сизого А. Ф. (1995), Сундурова Ф. Р. (1979), Трубникова В. М.(1991), Шмарова И.В. (1974), Южанина В. Е. (1996), в начале ХХI века - Багреевой Е. Г. (2001), Жулевой Ю. В. (2000), Крайновой Н. А. (2002), Рыбака М. С. (2001), Савардуновой В. Н. (2000), Суровцева В. А. (2002), в последние годы - Гадиева Г.А. (2005), Дибирова М.Т. (2006) и других исследователей. 
   Практическая  значимость исследования определяется возможностью использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Данные по коммуникативной толерантности, копинг-стратегиям, рефлексии могут быть использованы в работе педагогов, психологов и прочих служб пенитенциарного учреждения, осуществляющих процесс ресоциализации несовершеннолетних осуждённых.  
 

   Структура работы.
   Наша  работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из 48 источников и приложения.
   Во  введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, гипотеза и  задачи экспериментального исследования.
   В первой главе рассмотрены вопросы  ресоциализации и социализации личности. Дано описание личностных характеристик  несовершеннолетних осужденных.
   Во  второй главе представлены результаты экспериментального исследования личностных особенностей несовершеннолетних осужденных. Представлено обсуждение результатов экспериментального исследования.
   В третьей главе представлено описание хода эксперимента, этапы коррекционной  программы, описание и интерпретация  данных формирующего эксперимента.
   В заключении сформулированы основные выводы и положения по проблеме исследования.
 

       ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
 

      Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего  осужденного

   Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями  мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, систему представлений о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия [3].

   По  мнению Данилина Е.М., наиболее типичными психологическими состояниями несовершеннолетних осужденных в период нахождения в воспитательной колонии являются ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Следование неформальным традициям, обычаям, нормам и шаблонам поведения закрепляет у них деформированные интересы и ценностные ориентации [2].
   Повседневное  поведение несовершеннолетних отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом [6]. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием разнонаправленных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала воспитательной колонии и семьи [43].
   У несовершеннолетних осужденных зафиксировано  неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению - обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение  друзей или родственников в совершенном  преступлении (или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном) [1].
   Интеллектуально-ценностная сфера значительной части несовершеннолетних осужденных примерно такая же, как  у законопослушных подростков. Однако они, как правило, имели более  низкий уровень успеваемости в школе, постоянно прогуливали занятия, обманывали учителей, проявляли упорство и непослушание, рано бросили учебу, стремились к авантюрным приключениям [13]. Среди них отмечается больший удельный вес нереально думающих, инфантильных и неспособных найти правильный выход из возникающих трудных ситуаций. Их общение зачастую носило асоциальную направленность и ограничивалось себе подобными лицами [29].
   Личностные  черты и особенности поведения  осужденных, склонных к агрессивному поведению в условиях лишения свободы, отличаются бедностью ценностных ориентаций, узостью и неустойчивостью системы интересов и потребностей. Для этой категории лиц характерны интеллектуальная неразвитость, повышенная внушаемость, стремление к подражанию, эмоциональная грубость, раздражительность, импульсивность, озлобленность в отношениях со своими сверстниками и персоналом воспитательной колонии.
   Среди них чаще проявляются такие черты, как завышенный уровень самооценки, повышенная тревожность, эгоцентризм, отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, объясняющих поведение, в том числе криминальное [15].
   Вместе  с тем среди этой категории  лиц нередко встречаются и  интеллектуально развитые подростки, для которых агрессивность или  бравада выступают средством  поднятия своего личного положения  в среде ближайшего социального  окружения, своеобразной демонстрацией уверенности в себе [13].
   Проявления  агрессивности могут провоцировать  следующие конфликтные ситуации: эмоциональное отвержение со стороны  значимых для осужденных индивидов; существенное рассогласование привычных образцов поведения; неожиданные поручения, противоречащие текущему психоэмоциональному состоянию; предъявление необоснованных претензий; притеснения и неудачи [45].
   Осужденные, испытывающие трудности  в адаптации к  условиям лишения  свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих [13].
   Основными факторами, вызывающими криминогенные  формы поведения, являются: вынужденное одиночество, внешнее ограничение активности, вынужденный отказ себе в чём-то интересном. Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются  избегание ошибок, стремление найти  подходящую социальную нишу, а также обрести надежное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами  неформальных групп [12].
   Осужденные  данной категории чрезвычайно подвержены депрессивным состояниям, снижению активности, перепадам настроения на начальных  этапах отбывания наказания и  перед освобождением из мест лишения  свободы [29].
   Осужденные, склонные к побегам, характеризуются повышенным уровнем тревожности, непоследовательностью, неожиданной сменой настроения. Среди таких индивидов стремление к доверию по отношению к окружающим может сочетаться с недоверчивостью и подозрительностью, суеверностью. Характерны нарушения мотивационно-волевой сферы личности [17]. Их отличает демонстративность повседневного поведения и противоречивость своих социально-психологических установок: быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоистические, узконаправленные индивидуальные интересы [15].
   В своих действиях и поступках  эти подростки проявляют  раздражительность, придирчивость, часто демонстрируют  недовольство в ответ на реплики  или замечания со стороны окружающих. Как правило, предпочитают дружить  и общаться с теми сверстниками, которые не обижаются на их эмоциональные  реакции и вербальные проявления [20].
   Им  свойственна пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям. Ведущим вектором поведения является избегание неудач. Для них также  характерен достаточно высокий уровень  осознания имеющихся проблем, который  выражается через призму неудовлетворенности  и пессимистической оценки своих  перспектив. Тем не менее, они способны отказаться от сиюминутных потребностей ради достижения отдаленных планов и  целей деятельности [32].
   Осужденные, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость  в достижении цели [22].
   Вместе  с тем они характеризуются  также избыточной увлеченностью, а  иногда и поглощенностью сиюминутными интересами или желаниями, поверхностностью и неразборчивостью контактов с  окружающими, импульсивностью своих  поступков. Их отличает активность позиции, усиливающаяся при противодействии, которая опирается на собственные  знания и прошлый опыт [35].
   Отношения со сверстниками они предпочитают выстраивать  на позициях соперничества или состязательности. Проявляют высокий уровень чувствительности к действительным или ложно понятым несправедливостям.  Легко возникает «застревающая» враждебность, обусловливающаяся злопамятностью [29].
   В исследованиях Романовой Е. А. и  Рассказчиковой Е.А. установлено, что  несовершеннолетние заключенные хорошо адаптируются в определенных ситуациях (криминогенная среда), и испытывают затруднения в адаптации к социуму. В основном охотно сотрудничают с людьми, но их межличностные контакты носят избирательный характер: хорошо сходятся с одними людьми и хуже с другими. Эмоционально лабильны. У них может наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, склонны быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим. То есть, они могут подчинять чувства рассудку. Но при определенных обстоятельствах бывают мягкими, чувствительными по отношению к окружающим, проявляют сочувствие, сопереживание, понимание других людей. Также для них характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства. Осужденные склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, но в то же время, способны следовать за новыми идеями, нередко носящие специфический асоциальный характер [29].
   Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия. 
 

    1.2.Социально-психологическая социализация личности 

   С первых дней своего существования человек  окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений  с людьми человек приобретает  определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности [44].
   По  мнению Н. Смелзера [41] любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».
   Появившись  на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться  личностью. Это подводит  к следующему важному понятию – социализации [26].
   Так, в «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году, социализация (от лат. socialis - общественный) раскрывается, как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [34].
   Бронфенбреннер представляет процесс социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [9].
   Социализация  человека начинается с рождения и  продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный  человечеством социальный опыт в  различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [9].
   Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации  к ней с учетом индивидуальных особенностей.
   Как условие — свидетельствует о  наличии того социума, который необходим  человеку для естественного социального  развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального  развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития [5].
   Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его  особенностей как социальной единицы  общества в соответствии с его  возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать  своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует  социальный статус ребенка по отношению  к его сверстникам [9].
   Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
    интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
    способствует взаимодействию людей вследствие принятия им социальных ролей;
    сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения [18].
   В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.
   Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и  социальным нормам, складывающимся в  различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – осознание своей принадлежности к данной общности.
   Вторичная социализация - интериоризация, процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались [23].
   А. Мудрик [30] выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
    мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
    макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
    мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
    микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные, микросоциум.
   Важнейшими  факторами социализации личности выступает  феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а  также вхождение индивида в более  сложные структуры общества [27].
   Для успешной социализации, по Н. Смелзеру [41] необходимо действие трех факторов:
    ожидания;
    изменения поведения;
    стремления соответствовать этим ожиданиям.
   Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
    стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
    игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
    стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [9].
   Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
   Они подразделяются на:
    Социально-психологические механизмы
    Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
    Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
    Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
    Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
    Социально-педагогические механизмы
    Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
    Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.
    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры (комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы).
    Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг - сверстник своего или противоположного пола [9].
   Социализация  каждого человека осуществляется с  помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов  социализации созданы эффективные  приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование  или, иначе говоря, «модификация»  поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание мозгов»[27].
   Cоциализация — не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации [30].
   Самосознание  личности можно рассматривать как  достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самопознание здесь можно определить как рефлексию. Рефлексия — это не только процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления [14].
   Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных  сферах актуальной жизнедеятельности  и выработку планов на различные  отрезки будущей жизни.
   Самореализация  предполагает реализацию человеком  активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений [28].
   Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом  уровне - как внутренняя установка  и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как  действие или осуществляемая через  закон и традицию общественная норма  поведения. Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов[33].
   Выдвигаемые цели могут более или менее  соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
   Важно отметить, что человек осознанно  или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или  иных целей. Это позволяет ему, обнаружив  расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями  их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Сам  человек может поменять цели, искать подходящие ему пути их достижения, т. е. самоизменяться [30].
   Если  какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию неполной. Возможен и такой случай, когда  та или иная задача, не решенная в  определенном возрасте, внешне не сказывается  на социализации человека, но через  определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что  приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
   Социализация  является успешной, если имеется, с  одной стороны, эффективная адаптация  человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека [8].
   Социализация  осуществляется в процессе усвоения ценностей, верований, норм, правил и  идеалов того общества, которому принадлежит  конкретный человек, в результате чего происходит формирование личности и  регулирование поведения.
   Регулированием  поведения человека в чрезвычайных ситуациях «руководят» «копинг-стратегии». Понятие «копинг-стратегии» или «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации [30].
   Таким образом, социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. 

    1.3. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных 

   В определении содержания понятия  ресоциализации существуют разные точки  зрения. Так, М. И. Еникеев [16] под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения. В. Н. Савардунова рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения [37]. В источнике «Реадаптация и ресоциализация» авторов А.В.Пищелко и Д.В.Сочивко мы находим следующее определение: ресоциализация - это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь[31].
   З.А. Астемиров утверждает, что понятие «ресоциализация» может отождествляться с «перевоспитанием» [4]. И.В.Шмаров рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.
   По  своей сути процесс ресоциализации аналогичен процессу социализации личности. И понимание ресоциализации как  «восстановления», повторного усвоения десоциализированной личностью социального опыта. Ядром концепции ресоциализации осужденного является положение о «субъектном развитии личности», суть которого состоит в том, чтобы заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение сами. Иными словами, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.
   В связи с тем, что причины преступного  поведения зависят от множества  личностных и социальных факторов, то для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому  из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование  наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы [10].
   По  мнению А.В. Пищелко [31], систему ресоциализации составляет:
    Личность сотрудника воспитательной колонии
    Личность осужденного как субъект или объект перевоспитания
    Процесс и условия исполнения уголовного наказания.
   К освобождению несовершеннолетних осужденных подготавливают специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных  и психологических задач, которые  сводятся к бытовому и трудовому  устройству освобождаемых и их психологической  подготовке к освобождению - адекватному  восприятию возможных трудностей в  жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической  подготовки делается все возможное для их снижения.
   В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения  человека в конкретных жизненных  ситуациях, которые могут возникать  у лиц, освободившихся из воспитательной колонии. Применение индивидуального  и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных  ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.
   «Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в  процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых  условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям» [24].
   Основная  масса новых преступлений, совершаемых  лицами, которые отбывали наказание  в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента  освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.
   «Таким  образом, - констатирует В. Л. Васильев, - процесс адаптации освобожденных  из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения» [24].
   Процесс социальной адаптации можно считать  успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой [46].
   Анализ  литературы и учет специфических особенностей личности позволяет  нам определить следующие личностные особенности, которые будут способствовать успешной ресоциализации: высокий уровень развития коммуникативной толерантности позволит принимать различия потребностей, интересов, ценностей других людей, быть терпимым, ответственным за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими. Адаптивное функциональное копинг-поведение будет способствовать социальной интеграции и конструктивной адаптации. Они могут быть достигнуты путем формирования активных функциональных копинг-стратегий (базисные стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки). Развитая рефлексия поможет несовершеннолетнему осужденному понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир.
   Коммуникативная толерантность
   Понятие толерантность происходит от латинского глагола (tolero), который означает переносить, выдерживать, терпеть.
   Анализирует сущность понятия «толерантность»  В.М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности», где он определяет философский смысл толерантности в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [21].
   Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом  уровне - как внутренняя установка  и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как  действие или осуществляемая через  закон и традицию общественная норма  поведения.
   Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального  выбора: она не навязывается, а приобретается  через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
   Как действие - это активная позиция  самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [33].
   Коммуникативная толерантность — одна из важнейших  и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический «ансамбль» многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции [21].
   Механизм  возникновения и проявления коммуникативной  толерантности связан с психологией  отражения личностных различий. Осознанно, на уровне предсознания или подсознания, каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различия в сфере тех или иных проявлений личности.
   В механике коммуникативной толерантности  решающую роль играет совместимость  или несовместимость одноименных  качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают  качества и состояния друг друга  на уровне отдельных подструктур личности [33].
   Коммуникативная толерантность проявляется в  тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний  по поводу различий.
   Таким образом, чем меньше неприятных и  неприемлемых для себя различий находит  один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной  толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности  происходит в том случае, если мы научаемся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления  от различий между подструктурами своей  личности и личности партнера; во-вторых — устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [7].
   Копинг-стратегии
   Понятие «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации [11].
   Понятие «копинг», или «преодоление стресса, совладание с ним», рассматривается Н. А. Сиротой [40] как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям; как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. Поведение, имеющее целью устранить влияние стрессора или изменить его интенсивность, рассматривается как активное копинг-поведение. Интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами и предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, представляют пассивное копинг-поведение. Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [38].
   Копинг-стратегии  рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором [42]. Характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам, именуются копинг-ресурсами [48]. Социальная поддержка, как потенциально полезный ресурс, обеспечиваемый «значимыми другими» в процессе совладания со стрессом, и социальные сети в целом являются важными средовыми (социальными) копинг-ресурсами [19]. В свою очередь, «Я-концепция», эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, локус контроля и другие психологические конструкты относятся к личностным копинг-ресурсам.
   Выделяются  две функции копинга: 1) сфокусированная на проблеме, т. е. направленная на разрушение стрессовой связи личности и среды, и 2) сфокусированная на эмоциях, т.е. направленная на управление эмоциональным дистрессом.
   Модель  адаптивного функционального копинг-поведения создана по результатам обследования здоровых, хорошо социально адаптированных подростков и взрослых. Адаптивное копинг-поведение включает в себя следующие характеристики:
    сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки;
    достаточное развитие сбалансированных компонентов копинг - поведения (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и когнитивно-оценочных механизмов;
    преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса;
    наличие определенных личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернального локуса контроля над средой, эмпатии и аффилиации, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и т.д.).
   Данная  модель копинг-поведения характеризуется  также наличием эффективного социально-поддерживающего  процесса, обеспечиваемого развитостью  базисной копинг-стратегий поиска социальной поддержки и личностного копинг-ресурса  ее восприятия; самостоятельным активным выбором ее источника; определением вида и дозированием объема поддержки; успешным прогнозированием ее возможностей. Перечисленные выше характеристики копинг-поведения фактически являются психологическими факторами стрессорезистентности, и их преобладание в структуре копинг-поведения в конечном счете определяет его исход в социальную интеграцию и конструктивную адаптацию.
   Рефлексия
   В научной литературе существует множество  точек зрения на проблему рефлексии.
   В кратком психологическом словаре  понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк [25] разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств).
   Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как  понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» [39].
   В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней  мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а  также процессов коммуникации и  кооперации, т.е. совместных действий и  их координации.
   Специфика рефлексивных процессов при самоопределении  обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или  переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений  и т.д. Такую рефлексию, связанную  с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и  своих отношений с миром, сегодня  называют часто личностной.
   Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и  «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение[39].
   Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к  самоорганизации. Чем более развиты  рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем  больше возможностей для развития и  саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые  в принципе обеспечивают условия  для саморазвития, самокоррекции, влияя  в целом на развитие личности и  ее отношений с миром.
   В отечественной психологии эта линия  идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который  связывал с появлением рефлексии  особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это  обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом [36].
   Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных  авторов рассматриваются по-разному  и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет: макроуровень, – т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема [47].
   Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.
   Традиционно в психологии различают несколько  видов рефлексии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная [39].
   Таким образом, процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, рефлексия.  

   Выводы  по I главе:
   Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.
   Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
   Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, рефлексия.  

 

       ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 
 

      2.1. Организация и  методическое обеспечение  исследования 

   Данное  экспериментальное исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2010 года на базе Ижевской воспитательной колонии. В экспериментальном исследовании приняли участие несовершеннолетние осужденные в возрасте от 17 до 18 лет. Контрольная группа формировалась из студентов Удмуртского государственного университета от 17 до18 лет. Контрольная группа респондентов была выбрана нами с целью определения различий в исследуемых нами характеристиках.
   Социально-психологическая  характеристика выборки  исследования:
Экспериментальную группу составили шесть несовершеннолетних заключенных, осужденных за кражу по статье 158 часть 2 на срок от 3 до 5 лет. В браке не состоят. Образование – незаконченное среднее. Мотивированы на участие в коррекционной программе по ресоциализации. Трое осужденных освобождаются условно-досрочно. Контрольная группа: 6 студентов 1-го курса различных факультетов. Семейный статус – в браке не состоят. На учете в отделе по делам несовершеннолетних не состоят.
   Этапы экспериментального исследования:
    1.Формирование выборки экспериментального исследования и выбор экспериментальных методик с их обоснованием;
    2.Психологическое тестирование;
    3.Анализ  и интерпретация полученных данных.
   В связи с этим были использованы следующие методики:
    1) «Шкала  коммуникативной толерантности»  В. Бойко
    2) «Индикатор  копинг-стратегий» Д. Амирхан
    3)«Самооценка  уровня онтогенетической рефлексии»  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
    4)Проективная методика «Человек под дождем» Е. Романова и Т. Сытько 

   Описание психодиагностических методик:
1. «Шкала коммуникативной  толерантности» В. Бойко
   Методика  разработана В.Бойко. Предназначена для оценки уровня коммуникативной толерантности личности - способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Толерантность считается одним из важнейших параметров социальной компетентности личности, её адаптивности и зрелости. Состоит из 45 утверждений.
   Основные  шкалы:
      Шкала принятия-неприятия индивидуальности людей
      Оценка людей, исходя из своего «Я»
      Категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих
      Умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей
      Склонность переделывать партнера
      Склонность подгонять партнера под себя
      Неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности;
      Терпимость к дискомфортным ситуациям других
 
2.«Индикатор  копинг-стратегий»  Д. Амирхан
   Методика  предназначена для диагностики  доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.
   Основные  шкалы:
    Шкала «разрешение проблем»
    Шкала «поиск социальной поддержки»
    Шкала «избегание проблем»
 
3.«Самооценка  уровня онтогенетической  рефлексии» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
   Методика  нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.
   Основные  шкалы:
    Полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны ни вы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным жизненным ситуациям.
    Рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха. Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, – просто сигнал о том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению ваших глубоких желаний.
    Рефлексия со знаком «+». Анализ совершенного и движение вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку. Гарантия этого – вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.
 
 
4. Проективная методика  «Человек под дождем» Е.Романова и Т.Сытько
   Методика  ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности  преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет  также осуществить диагностику  личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
   Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В  процессе тестирования важно наблюдать  за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной  информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.
   Таким образом, выбор данных методик обусловлен тем, что на основе полученных данных мы сможем определить уровни сформированности рефлексии, коммуникативной толерантности, копинг-стратегий несовершеннолетних осужденных, что мы изучаем в данном экспериментальном исследовании. А  также, данные методики редко используются психологами воспитательной колонии, что говорит о том, что несовершеннолетние осужденные не «научены» выполнять  эти методики. Следовательно, мы получим  более достоверные результаты.  
 

   2.2. Обсуждение результатов  экспериментального  исследования 

   1. «Шкала коммуникативной  толерантности» В.  Бойко
   Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.
   Критерий  применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
   Для сравнения будем брать показатели экспериментальной и контрольной  групп.
   В целом, по общему количеству данных по тесту мы получили следующий результат:
                      Таблица 1
   Расчетная таблица
Контрольная группа Экспериментальная группа
Индивид. знач. Ранг Индивид. знач. Ранг
30 1    
31 2    
32 3    
34 4    
40 5    
    42 6
43 7    
    50 8
    65 9
    76 10
    81 11
    94 12
  ?=22    ?=56
 
N=n1+n2=12
nx=6
Tx=56 
 

   Различия  между двумя выборками можно  считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.
   В целом, мы получили, что Uэмп=1 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по методике.
    Шкала принятия-неприятия индивидуальности людей
В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Неприятие индивидуальности людей у несовершеннолетних осужденных зачастую связано с неоднозначным отношением к окружающим - обидчивость, враждебность, агрессивность. У несовершеннолетних осужденных наблюдается завышенный уровень самооценки, эгоцентризм.
    Оценка людей, исходя из своего «Я»
В результате мы получили, что Uэмп=11 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетним осужденным, как и студентам не свойственно проецировать критерии оценки человека на собеседника по общению. Очевидно, несовершеннолетние осужденные не оценивают людей, исходя из своего «Я», так как не могут посмотреть и оценить себя и свои действия со стороны.
    Категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих
В результате мы получили, что Uэмп=0,5 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны менять свое представление о человеке. Ввиду того, что осужденные зачастую воспринимают внешнюю среду как враждебную, все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат враждебных действий со стороны окружения. Такие люди обладают достаточно устойчивыми представлениями, которые с трудом могут корригироваться. Другими словами, если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить.
    Умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей
В результате мы получили, что Uэмп=5,5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны сглаживать неприятные впечатления от общения, терпеть в поведении партнера то, что кажется им неправильным или неприемлемым. Они чрезвычайно чувствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. Это приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, представляющих хоть малейшую угрозу для его личности.
    Склонность переделывать партнера
В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Завышенная самооценка, низкая критичность несовершеннолетних осужденных могут приводить к непониманию других людей, склонности «перевоспитывать» партнера по общению, чтобы добиться от него желаемой эгоцентрической цели.
    Склонность подгонять партнера под себя
В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные склонны подгонять партнера под себя. У несовершеннолетних осужденных за кражи выражена потребность в самоутверждении, аффективный фон оказывает непосредственное влияние на поведение, то есть у них наиболее сильно выражены такие черты, как импульсивность и пренебрежение к социальным нормам и требованиям.
    Неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности;
В результате мы получили, что Uэмп=9 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетние осужденные умеют прощать ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности другим. Для воров, по сравнению с другими преступниками, характерна относительно хорошая ориентация в социальных нормах и требованиях, сочетающаяся с внутренним их неприятием. Для них не характерна реакция самоупрека и самообвинения за совершенные ранее асоциальные действия. В силу этого, очевидно, осужденные не стремятся обвинять других в совершенных ими ошибках.
    Терпимость к дискомфортным ситуациям других
В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не принимают состояния дискомфорта окружающих, не способны оказать поддержку и помощь в сложных жизненных ситуациях. Ориентация на интолерантное взаимодействие также связана с наличием у субъекта установки перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Очевидно, такое убеждение распространяется и на восприятие различий между людьми, понимание свободы их выбора жизненного пути.
   В целом, пять несовершеннолетних осужденных с трудом принимают индивидуальность людей, двое оценивают людей, исходя из своего «Я», пятеро категоричны в  оценках окружающих, пятеро не умеют  сглаживать неприятное впечатление  при столкновении с некоммуникативными качествами людей, у пяти  присутствует склонность «переделывать» людей и  подгонять под себя, четверо осужденных не умеют прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности, трое не терпимы к дискомфортным  ситуациям окружающих. Пятеро студентов принимают индивидуальность людей, шестеро не оценивают людей, исходя из своего «Я», шестеро не категоричны в оценках окружающих, шесть студентов проявляют терпимость к окружающим и умеют сглаживать неприятное впечатление при столкновении с некоммуникативными качествами людей, у шести не присутствует склонность «переделывать» людей и подгонять под себя, шесть испытуемых умеют прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности, шестеро терпимы к дискомфортным ситуациям окружающих.
   По  методике «Шкала коммуникативной толерантности» на этапе экспериментального исследования мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 1: 


Рис. 1. Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Шкала коммуникативной толерантности» 

   Таким образом, несовершеннолетние осужденные обладают низким уровнем коммуникативной  толерантности. Осужденные не принимают индивидуальность людей, категоричны в оценках окружающих, пытаются переделать людей, подогнать под себя. Они не умеют сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные не умеют разрешать противоречия и конфликты, испытывают внутреннюю дисгармонию и негативные переживания по поводу различий окружающих людей и себя. 

   2. «Индикатор копинг-стратегий»  Д. Амирхан
   Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.
   Критерий  применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
    Шкала «Разрешение проблем»
   Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой  человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных  способов эффективного разрешения проблемы.
   Для сравнения будем брать показатели экспериментальной и контрольной  групп.
Таблица 2
   Расчетная таблица
Контрольная группа Экспериментальная группа
Индивид. знач.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.