На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Корпоративный менеджмент

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
     СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     им. академика М.Ф. Решетнева
     (СибГАУ)

     МВШИБА

 
 
 
Реферат
Корпоративный менеджмент 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнила: ст. гр. ММБ-91
                                                                                                         Горст Н.В. 

                                                                                 Проверила: Владыко А.К. 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2010
     Содержание
     Введение……………………………………………………………………..…….3
     1. Основные понятия корпоративного менеджмента………………………….5
     2. Участники корпоративного менеджмента……………………………..……9
     3. Механизмы корпоративного менеджмента…………………………………13
     4.Основные элементы системы эффективного
         корпоративного менеджмента…………………………………………………18
     5. Модели корпоративного менеджмента………………………………………20
     6. Осуществление внутреннего контроля в системе
     корпоративного менеджмента…………………………………………………..22
     7. Проблемы корпоративного менеджмента в России………………………..25
     Заключение………………………………………………………………………33
     Список  литературы………………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     33
     
     Введение
     Корпоративное управление как инструмент регуляции внутренних корпоративных отношений, в последние годы обращает на себя внимание многих исследователей. Пристальное внимание определяется тем, что высокий уровень развития корпоративного управления в компании рассматривается как один из факторов повышения ее инвестиционной привлекательности. Именно качество корпоративного управления оказывает существенное влияние на принятие инвесторами (в первую очередь иностранными) решений о возможности капиталовложений в ту или иную российскую компанию и является ключевым параметром при определении капитализации российских компаний.
     Корпоративное управление в общем можно определить как порядок, налаженность, организованность и внутреннюю системность, регламент  поведения участников корпоративных  отношений. Необходимость управления обуславливается тем, что многоликую и разнохарактерную практику всевозможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия нельзя предусмотреть и исчерпать нормами только права.
     Как ни странно это прозвучит, практика корпоративного управления существует уже несколько столетий. Вспомним, например: в шекспировском "Венецианском купце" описываются волнения торговца, вынужденного поручить заботу о своем имуществе - кораблях и товарах - другим лицам (говоря современным языком, отделить собственность от контроля за ней). А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. прошлого столетия. Правда, тогда же неторопливость осмысления сложившихся реалий была с лихвой компенсирована исследовательским "бумом" и активизацией регулирования отношений в данной сфере. Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.
     В данной работе мы проанализируем основные теоретические понятия, которые используются в данной сфере, рассмотрим преимущества создания эффективной системы корпоративного управления и основные проблемы корпоративного менеджмента в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные понятия корпоративного менеджмента
 
    Что следует понимать под корпоративным  менеджментом? Означает ли это систему  общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративный менеджмент подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров?
     С  одной стороны, корпоративный  менеджмент включает процедуры  реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - он подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании. 
               Однако по своей сути корпоративный менеджмент - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе. 
              Отсутствие единого подхода к пониманию корпоративного менеджмента во многом объясняется динамичностью указанной сферы. До сих пор корпоративный менеджмент во многом увязывался с добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка к принудительному, усиливается и расширяется роль государства в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни.

     Следует  сказать, что эффективность корпоративного  менеджмента требует соблюдение  следующих условий: 
    - осознание предмета корпоративного менеджмента; 
    -определение юридической силы и статуса кодексов корпоративного менеджмента; 
    -постоянный мониторинг изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов;

            Для правильного понимания корпоративного менеджмента необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.
     Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм  представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.
     Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это:
       во-первых, совокупность лиц, объединившихся  для достижения общих целей,  осуществления совместной деятельности  и образующих самостоятельный  субъект права – юридическое лицо,
       во-вторых, широко распространенная  в развитых странах форма организации  предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность,  юридический статус и сосредоточение  функций менеджмента в руках  верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.
     Чаще  всего корпорации организуются в  форме акционерного общества, которое  характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:
     самостоятельность корпорации как юридического лица;
     ограниченная  ответственность каждого акционера;
     возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих  акционерам;
     централизованное  менеджмент корпорацией.
     Единого определения корпоративного менеджмента  на сегодняшний день в мировой  практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного менеджмента, в том числе:
     система, посредством которой управляются  и контролируются коммерческие организации (определение ОЭСР);
     организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;
     система руководства и контроля за деятельностью  компании;
     система отчетности менеджеров перед акционерами;
     баланс  между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;
     средство  обеспечения возврата инвестиций;
     способ  повышения эффективности деятельности компании и т.д.
     Пересечение функций корпоративного менеджмента  и менеджмента имеет место  только при разработке стратегии  развития компании. 
В апреле 1999 г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного менеджмента: "Корпоративный менеджмент относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративный менеджмент, включающий комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративный менеджмент также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью". Там же были подробно описаны пять главных принципов надлежащего корпоративного менеджмента:

     Права акционеров (система корпоративного менеджмента должна защищать права  владельцев акций).
     Равное  отношение к акционерам (система корпоративного менеджмента должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
     Роль  заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного менеджмента должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
     Раскрытие информации и прозрачность (система  корпоративного менеджмента должна обеспечивать своевременное раскрытие  достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре менеджмента).
       Обязанности совета директоров (совет  директоров обеспечивает стратегическое  руководство бизнесом, эффективный  контроль над работой менеджеров  и обязан отчитываться перед  акционерами и компанией в целом).
     Совсем  кратко базовые понятия корпоративного менеджмента можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).
 

    Участники корпоративного менеджмента
     Сейчас  в развитых странах уже четко  определены основы системы отношений  между главными действующими лицами корпоративного "спектакля" (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств. 
Для того чтобы начать разговор о корпоративном управлении, необходимо рассмотреть, к каким организациям применим этот термин (организации, имеющие акционеров, совет директоров и правление.) Такие компании можно разделить на три типа, исходя из истории их возникновения, повлекшей за собой определенную структуру собственности.

     Первый  тип - это организации, акциями которых  владеют их работники. В ходе кампании по приватизации предприятий многие организации были приватизированы  работниками. При этом мажоритарным пакетом акций, как правило, владеют руководители этих организаций.
     Второй  тип - это организации, частью акций, которых владеет государство, к этому же типу можно отнести организации, относительно которых государство использует специальное право (имеет «золотую акцию»).
     Третий  тип - это организации, акции которых  были полностью или частично выкуплены  новыми владельцами (инвесторами - физическими  или юридическими лицами), либо организации, созданные самими владельцами и  имеющие организационную форму акционерных обществ.
     В результате в зависимости от типа организации можно говорить о  различных видах корпоративного менеджмента и, соответственно, различных  системах взаимоотношений.
     Для того, чтобы понять сложную природу  отношений, которые призвана регулировать система корпоративного менеджмента, рассмотрим, кто является их участниками. 
     Основными участниками корпоративных отношений  в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной  собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет в конечном счете использован.
     Характер  взаимоотношений между этими  двумя группами участников корпоративных  отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности,  размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных группы инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе менеджмента ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодны, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров - институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций.
     Существуют  различия и в интересах мелких инвесторов. Так, владельцы акций  заинтересованы прежде всего в уровне дивидендов и их росте их курсовой стоимости, а владельцы облигаций заинтересованы прежде всего в долговременной финансовой устойчивости компании.
     Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют  интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. 
     В то же время, обобщая интересы основных групп участников корпоративных  отношений, можно выделить следующие  наиболее значимые различия между ними:
     Управленцы:
     Получают  основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной  заработной платы, в то время,  как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль.
     Заинтересованы  прежде всего в прочности своего положения, устойчивости компании и  снижении опасности воздействия  непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга).
            - Концентрируют свои основные  усилия в компании, в которой  работают.
     Зависят от акционеров, представленных советом  директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании.
     Непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к  деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены  принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.
     Находятся под воздействием ряда факторов, которые  не связаны с задачами повышения  эффективности деятельности и стоимости  компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа  и пр.).
     Владельцы акционерной собственности (акционеры):
     Могут получить доход от компании лишь в  форме дивидендов (той части прибыли  компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет  продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций.
     Несут самые высокие риски: 1) неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; 2) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требований всех других групп.
     Склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском.
     Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому  инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода.
     Имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями: 1) при  проведении собраний акционеров, через  избрание того или иного состава  совета директоров и одобрения или  неодобрение деятельности менеджмента  компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту.
     Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.
     Кредиторы (в том числе владельцы корпоративных  облигаций):
     Получают  прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях  возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные  с высокими рисками.
     Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.
     Служащие  компании:
     Прежде  всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода.
     Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют  очень ограниченные возможности  воздействия на него.
     Партнеры  компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):
     Заинтересованы  в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в  определенной сфере бизнеса.
     Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
     Специализированный  регистратор 
     Органы  власти:
     Прежде  всего заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы.
     Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
     Имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через  местные налоги.
    Механизмы корпоративного менеджмента
     Основные  механизмы  корпоративного менеджмента, используемые в странах с развитой рыночной экономикой: участие в Совете директоров; враждебное поглощение («рынок корпоративного контроля»); получение  полномочий по доверенности от акционеров; банкротство.
     В самых общих чертах попытаемся дать краткое описание этих механизмов.
     Участие в совете директоров
     Базовая идея деятельности совета директоров – формирование группы лиц, свободных  от деловых и иных взаимоотношений с компанией и ее менеджерами и обладающих определенным уровнем знаний о ее деятельности, которые осуществляют надзорные функции от имени владельцев (акционеров/инвесторов) и других заинтересованных групп.
     Эффективность деятельности совета директоров обусловлена достижением равновесия между принципами подотчетности и невмешательства в текущую деятельность менеджмента. В процессе своей работы совет директоров сталкивается с двумя основными опасностями:
     1) слабый контроль за менеджментом  компании;
     2) чрезмерное и безответственное вмешательство совета в работу менеджеров.
     Враждебное  поглощение
     Смысл этого механизма заключается  в том, что акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей  компании, могут свободно продать  свои акции. Если такие продажи приобретают массовый характер, падение курсовой стоимости акций позволит другим компаниям скупить их, и, получив, таким образом, большинство голосов на собрании акционеров,  заменить прежних управляющих на новых, которые смогут полностью реализовать потенциал компании. При этом, однако, компания-покупатель должна быть  уверена в том, что падение стоимости акций вызвано неудовлетворительным менеджментом компанией и не отражает их реальной стоимости. Угроза поглощения не только заставляет менеджмент компании действовать в интересах своих акционеров, но и добиваться максимально высокой курсовой стоимости акций даже при отсутствии эффективного контроля со стороны акционеров. Недостатком этого механизма является то, что процесс поглощения может оказаться дорогостоящим, дестабилизировать на определенный срок деятельность как компании покупателя, так и приобретаемой компании. Кроме того, такая перспектива может поощрять менеджеров к работе только в рамках краткосрочных программ, из-за опасения, что долгосрочные инвестиционные проекты негативно скажутся на уровне курсовой стоимости акций их компаний.

     Конкуренция за доверенности от акционеров

     Принятая  в странах с развитым фондовым рынком практика предусматривает, что  менеджмент компании, извещая акционеров, о предстоящем общем собрании, просит у них доверенность на право голосовать принадлежащим им числом голосов (одна акция дает акционеру право на один голос) и обычно получает таковую от большинства акционеров. Однако группа акционеров или иных лиц, недовольная менеджментом компании, также может попытаться получить от  большого числа (или большинства) других акционеров доверенности на участие в голосовании от их имени и провести голосование против действующего менеджмента компании.
     Недостатком этого механизма, как и в случае поглощения, является дестабилизация менеджмента компанией, поскольку управляющие структуры становятся объектом борьбы.
     Для того чтобы этот механизм оказался действенным, необходимо, чтобы большая  часть акций была распылена, и  менеджмент не мог легко блокировать недовольную часть акционеров, путем достижения приватных договоренностей с владельцами крупных пакетов акций (или контрольного пакета).
     Банкротство
     Этот  способ контроля за деятельностью корпорации, как правило, используется кредиторами в том случае, если компания оказывается не в состоянии осуществлять платежи по своим долгам и кредиторы не одобряют план по выходу из кризисного состояния, предлагаемый менеджментом компании. В рамках этого механизма решения ориентируются прежде всего на интересы кредиторов, а требования акционеров в отношении активов компании будут удовлетворены в последнюю очередь. Управленческий персонал и совет директоров теряют право контроля над компанией, которое переходит к назначаемому судом ликвидатору или конкурсному управляющему. Из ранее перечисленных четырех основных механизмов корпоративного менеджмента банкротство является формой, как правило применяемой в экстремальных случаях. В процессе банкротства, как известно, приоритетность имеют интересы кредиторов, а требования акционеров в отношении активов компании удовлетворяются в последнюю очередь. 
     Объявление  компании банкротом предполагает значительные издержки – как прямые (судебные пошлины, административные расходы, ускоренная продажа активов, часто по заниженной цене и пр.), так и косвенные (прекращение бизнеса, немедленное удовлетворение долговых обязательств и пр.). Споры между различными группами кредиторов часто приводят к снижению эффективности банкротства с точки зрения удовлетворения обязательств в отношении всех заинтересованных лиц. Таким образом, банкротство есть крайняя форма, которую используют для контроля за деятельностью корпорации, которая, к тому же, регулируется особым законодательством.
     Вышеуказанные уровни, а также механизмы корпоративного менеджмента функционируют на основе и в рамках  определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими органами, судебными органами, самими деловыми кругами.
     Совокупность  этих правил, норм и стандартов составляет институциональную основу корпоративного менеджмента.
     Можно выделить следующие ее основные элементы:
     Нормы и правила статусного права (законы о компаниях, законодательство о ценных бумагах, законы  о защите прав акционеров, инвестиционное законодательство, законодательство о несостоятельности, налоговое законодательство, судебная практика и процедуры)
     Соглашения  о добровольно принятых стандартах корпоративного менеджмента/поведения  и  внутренние нормы, регулирующие порядок  его осуществления на уровне компаний (требования к листингу корпоративных ценных бумаг, кодексы и рекомендации по корпоративному управлению).
     Общепринятая  практика и культура ведения бизнеса.
     Необходимо  особо отметить ту исключительно  важную роль, которую играют в странах  с развитыми рынками негосударственные институты. Их деятельность формирует и развивает культуру корпоративного менеджмента, которая цементирует общий каркас системы корпоративного менеджмента, созданный правом.  Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты, занимающиеся независимым анализом деятельности менеджеров, подготовкой независимых директоров выявляют проблемы  корпоративных отношений (которые часто имеют весьма неочевидный характер), и в процессе их публичного обсуждения вырабатывают такие пути их решения, которые затем становятся общепринятой нормой, часто независимо от того – получают ли они закрепление в праве или нет. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.