На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике по педагогике

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ 
     
     

         Филиал (представительство)______________________________________________ 
     

    Отчет по практике 

    Вид практики _______________________________________________ 
     

        ТЕМА: _____________________________________________________________
        ____________________________________________________________________
        ____________________________________________________________________
        ____________________________________________________________________ 
     
     

       Выполнил студент_______________________________________________________
    фамилия, имя, отчество
    № контракта _________________________________________________
    Направление подготовки ______________________________________
    № группы ___________________________________________________
    № семестра __________________________________________________ 
     

    Подпись студента: __________    Дата сдачи  отчета:  «___» ____________200 __ г.
                                       подпись 

    Отчет принят: __________________________________________________________
    Ф.И.О. ответственного лица, должность 

    «____»____________________ 200 __ г. 
     

    Оценка ________________________________________________       ____________
                                Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора АЦ                                                     подпись                        

    «____»____________________ 200 __ г. 
     
     
     
     

       Содержание 

        Введение                                                                                                                               4                                                                                                                        
    1. Ход прохождения  практики                                                                                           7                                                                                    
         1.1 Теоретическая часть практики                                                                                    7                                                                                  
     1.2 Практическая часть практики                                                                                    12                                                                                
    Заключение                                                                                                                         18                                                                                                           
    Приложение  А: «План учебного процесса»                                                                    20                                                              
    Приложение  Б: «Тематический план рабочей программы для специальности 
                                 050401-история»                                                                                    21                                          
    Приложение  В: «Выписка из ГОС ВПО информатика и история»                               24                          
    Приложение Д: « Конспект урока»                                                                                  26                                                         
        Приложение Е: «История развития  педагогической психологии»                               37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 
     

          Место прохождения педагогической практики: учреждения профессионального педагогического  образования г. Ачинска – КГОУ СПО «Ачинский педагогический колледж» и Филиал ГОУ ВПО «Красноярский  государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Ачинске.
              Продолжительность педагогической практики: 5 недель.
        1-й этап -  с 13.05. 2008 г. -  по 01.06. 2008 г. 120 часов;
        2-й этап -  с 16.02. 2009 г. -  по  02.03. 2009 г. 80 часов.
           Целями педагогической практики являются:
    - закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
    - знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии;
    - формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
           Задачами педагогической практики  являются:
          1) закрепление теоретических знаний:
    - об  основных принципах и методах  организации педагогического процесса  по направлению «Психология»;
    - о  научных основах педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения, воспитания и развития;
    - о  психолого-педагогических механизмах  формирования личности обучаемого;
    - о  психологических особенностях учащихся  как субъектов обучения и их влиянии на результаты педагогической деятельности;
    - о  принципах контроля и оценки  знаний обучаемых;
    - об  основах дидактики и риторики;
    - о  требованиях, предъявляемых к  преподавателю в учебных заведениях  в современных условиях;
          2) формирование умений и навыков:
    - использования изученного опыта организации педагогического процесса по направлению «Психология» в самостоятельной педагогической деятельности;
    - анализа  возникающих в педагогической  деятельности затруднений;
    - формулирования  педагогических задач по разрешению проблемных ситуаций;
    - применения  выводов и рекомендаций психологии  и педагогики в образовательном  процессе;
    - руководства  учебно-познавательной деятельностью  обучающихся на учебных занятиях;
    - выступления  перед аудиторией;
    - создания  творческой атмосферы в процессе занятий;
    - самоконтроля  и саморегуляции;
    - осуществления  методической работы по обеспечению  учебного процесса.
              Перечень основных работ и заданий: педагогическая практика была организована на базе профессиональных педагогических учреждений г. Ачинска разного уровня – среднего профессионального образовательного учреждения: «Ачинский педагогический колледж» и высшего профессионального образовательного учреждения: филиала КГПУ им. В.П. Астафьева.  Организация практики в двух учреждениях позволила выявить общие и специфические  требования государственных образовательных стандартов  к освоению учебной дисциплины  «Психология» в средних и высших  профессиональных педагогических образовательных учреждениях, условия организации учебного процесса и регламентации деятельности преподавателей.
             Значимым направлением деятельности на педагогической практике явилось изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность преподавателя психологии: ГОС (государственный образовательный стандарт по специальности), РУП (рабочий учебный план), график учебного процесса, расписание учебных занятий, должностные инструкции преподавателей и пр. Изучение требований к документации, разрабатываемой преподавателем психологии, для выполнения гарантии качества знаний студентов по дисциплине: УМКД (учебно-методический комплекс дисциплины), рабочая учебная программа, КТП (календарно-тематический план), материалы для самостоятельной работы студентов, КИМы (контрольно-измерительные материалы) и пр. и порядка ее утверждения.
              Приоритетное значение в ходе педагогической практике отводилось ознакомлению с требованиями и условиями организации учебных занятий по психологии, приобретению практических умений необходимых для планирования учебного занятия, постановки целей и задач урока,  отбора содержания,  составления конспекта, проведения и анализа учебных занятий по психологии.
              Проводимый в ходе педагогической практики рефлексивный анализ результатов собственной деятельности позволил закрепить полученные теоретические знания по психологии («Общая психология», «Возрастная психология»,  «Социальная психология», «Педагогическая психология»), и выявить дефициты в умениях и навыках, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
              Таким образом, педагогическая практика позволила определить возможности и направления дальнейшего профессионального саморазвития.
             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          1. Ход прохождения  практики 
     

              1.1 Теоретическая часть практики 
     

          Первый  этап педагогической практики был организован на базе КГОУ СПО (ссуз) «Ачинский педагогический колледж» (АПК). Профессиональная подготовка по педагогическим специальностям, в котором ведется в соответствие с требованиями ГОС СПО.
         ГОС СПО содержит следующие разделы:
         А) Общие требования в области содержания и применения, где определены:
         - структура среднего профессионального образования, типы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании;
         - общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации;
         - общие нормативы учебной нагрузки студента среднего специального учебного заведения;
         - общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования;
         - порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности среднего профессионального образования в качестве федерального компонента;
         - правила государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта.
         Б) Определение понятий, используемых в настоящем стандарте. В этом разделе дано определение среднего профессионального образования как образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемого в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Определены понятия основной профессиональной образовательной программы СПО, которая представляет собой документ (пакет документов), определяющий уровень образования по конкретной специальности.
         В) Структура СПО, документы о СПО. В разделе определены два уровня СПО: базовый и повышенный, а также  сказано, что форм: документа о  СПО устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим политику в области СПО.
         Г) «Общие требования к основным профессиональным образовательным программам СПО  и условиям их реализации» сказано, что эти программы должны включать: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественнонаучные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику, а также региональный компонент, который не приводит к снижению уровня требований настоящего стандарта, обязательные дисциплины по выбору обучающихся и факультативные дисциплины.
         Д) В разделе определены максимальные объемы учебной нагрузки обучающегося по разным формам обучения, объем каникулярного времени.
         Указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждой специальности и содержит: - общую характеристику специальности, где указано, когда и кем утверждена специальность, формы подготовки по этой специальности, квалификация специалиста, характеристика сфер профессиональной деятельности выпускника (место, объекты и виды профессиональной деятельности); - требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике; - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины и их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, итоговой государственной аттестации (предложены варианты проведения), консультаций и указан резерв времени учебного заведения.
              В колледже готовят: учителей начальных классов, информатики, английского языка, русского языка. Студенты учатся в две смены, две формы обучения: очная, заочная.  Учебная дисциплина «Психология» изучается на всех педагогических специальностях, включена в ГОС  СПО в III блок  - «Общепрофессиональные дисциплины» и является учебной дисциплиной федерального компонента, т.е. не может быть сокращена в часах или заменена другой учебной дисциплиной. Для педагогических специальностей уровня среднего профессионального образования государственный образовательный стандарт отличается от стандарта подготовки специалиста – психолога и  включает следующие дидактические единицы по психологии: «Общие основы психологии», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология общения (практикум)», «Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения».  Особенностью организации учебной работы в колледже является распределение учебной нагрузки между преподавателями психологии по  специальностям, на которых проводится профессиональная подготовка. Так, каждый преподаватель ведет все разделы психологии на определенной  специальности, например, один преподаватель на специальности 050709 «начальное образование», другой на специальности -  050719 «коррекционная педагогика в начальном образовании» и т.д. Таким образом, каждый преподаватель ведет подготовку на специальности в течение всего периода обучения, с первого курса до третьего и отвечает за реализацию стандарта по учебной дисциплине.
              Количество часов отводимых в стандарте на изучение дисциплины совпадает с количеством часов в рабочем учебном плане (РУП). Этот документ утверждается директором образовательного учреждения и определяет учебную нагрузку по семестрам, а также формы промежуточной аттестации студентов. Преподаватель должен распределить изучение всех дидактических единиц в соответствии с нагрузкой, определенной учебным планом. Так, если в семестре 16 недель, а нагрузка студентов по предмету -  2  аудиторных часа в неделю, то в рабочей программе планируется 32 часа аудиторной нагрузки на семестр. Кроме того, преподаватель должен готовить материалы к зачету или экзамену в соответствии с той формой аттестации, которая предусмотрена в учебном плане. (Приложение А)
             Рабочая программа по дисциплине разрабатывается преподавателем и утверждается на  заседании кафедры педагогики и психологии, а также заместителем директора по учебной работе. Количество часов в программе соответствует РУП, содержание – ГОС. Рабочая программа включает: титульный лист, пояснительную записку, тематический план, содержание занятий, список литературы. На каждую рабочую программу составляется внутренняя и внешняя рецензии. На основе рабочей программы преподаватель разрабатывает КТП – календарно-тематический план занятий, который утверждается      кафедрой  и заместителем директора по учебной работе в начале учебного года. В КТП преподаватель указывает: наименование темы урока, количество часов, вид занятия, наглядные пособия, задания для самостоятельной работы студентов. (Приложение Б) Для контроля качества знаний студентов преподаватель разрабатывает контрольно-измерительные материалы (КИМы): тестовые задания, контрольные работы, задания к зачету и пр. для организации текущего и промежуточного контроля. Особенностью КИМов по психологии в АПК является возможность их разработке и реализации в программе АСТ. Компьютерное тестирование используется не только для текущего контроля, но и для промежуточного и даже итогового – как один из этапов итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050719.
             Документы, разрабатываемые преподавателем,  должны соответствовать нормативным требованиям,  и направлены на реализацию ГОС и выполнение соответствия гарантии качества выпускников по дисциплине «Психология».
            Анализ нормативной документации и разработка материалов, необходимых для организации учебной деятельности является важным направлением в работе преподавателя психологии, показателем уровня его квалификации. Если преподаватель не изучил нормативную документацию, не разработал необходимые документы,  не представил их к утверждению,  он может быть отстранен от работы, лишен учебной нагрузки.
             Организация и проведение учебных занятий по психологии проводится в соответствии с расписанием. В АПК студенты обучаются в две смены. На специальности 050719 студенты первого курса – учатся во вторую смену, а студенты 2 и 3 курсов – в первую, что создает дополнительные трудности для преподавателя, поскольку ему часто проводить занятия и в первую и во вторую смену. Чтобы избежать перегрузок,  преподавателю необходимо четко регламентировать свою деятельность, своевременно планировать и распределять учебную нагрузку. В этих условиях положительным моментом для преподавателей и студентов является стабильное расписание, которое составляется на весь семестр.                                                 Так, учебный предмет психология во втором полугодии 2007-2008 уч.г.  на первом курсе изучался по вторникам первым уроком во вторую смену, на втором курсе – по вторникам первым уроком в первую смену.
            
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

              1.2 Практическая часть практики 
     

             Наблюдения за проведением учебных занятий по психологии  позволило определить уровень подготовки студентов, проанализировать особенности постановки целей уроков, выявить специфику типов урока, рассмотреть разные методы  и формы организации работы студентов, проверки знаний.
         Структура урока, то есть совокупность его элементов, способствующая достижению цели, и формы организации учебной работы, во время урока, в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.
         Элементы  урока: актуализация, формирование новых  понятий и способов действия и  применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основы, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уровне обобщения дидактических задач, и как компоненты дидактической структуры урока. Характер связи и взаимодействие этих компонентов предопределены логикой процесса обучения, поэтапным движением ученика от незнания к знанию, которое сводиться к тому, что всякое формирование новых знаний и способов деятельности осуществляется непосредственно на базе актуализации прежних знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта в теоретической и практической учебной деятельности студента. Целью и результатом этапа применения усвоенного, как составного компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся умений и навыков.
         Методическая  подструктура урока, разрабатываемая  учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большей вариативностью.
         Дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает  в виде общего предписания, общего алгоритма  организации урока, а методическая подструктура обязывает его планировать  конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и умственных задач под руководством учителя и самостоятельно, классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изученного материала и уровнем обученности у студентов.
         В соответствии с этим подходом выделяют следующие пять типов уроков:
          1-й  тип – урок изучения нового  учебного материала. Целью данного  типа уроков является овладение учащимися новым материалом. Форма урока могут быть самыми разнообразными: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; эвристическая беседа; самостоятельная работа с учебником, другими источниками; постановка и проведение экспериментов, опытов и т. д.;
          2-й  тип – уроки совершенствования  знаний умений и навыков. Основные  дидактические задачи, которые решаются  на этих уроках:
    Систематизация и обобщение новых знаний;
    Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
    Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
    Формирование умений и навыков;
    Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
                Этот тип урока подразделяется  на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) урок самостоятельных работ; б) лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар.
          3-й  тип – уроки обобщения и  систематизации. Уроки этого типа  нацелены на решение двух основных  дидактических задач – установления  уровня овладения учащимися теоретическими  знаниями и методами познавательной деятельности, и проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу.;
         4-й  тип – комбинированные уроки.  На них решаются дидактические  задачи всех предыдущих трёх  типов уроков, описанных выше.;
         5-й  тип – уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
          На основе анализа посещенных занятий можно сделать следующие выводы: преимущество отдается комбинированным типам уроком, урок-лекция редко используется в системе занятий. Преподаватель объясняет это недостаточной подготовленностью студентов, спецификой профессиональной подготовки педагогов, которым предстоит работать с учениками начальных классов и такая форма проведения занятия как лекция ими в дальнейшим использоваться не будет. Комбинированный урок позволяет провести проверку знаний по предыдущей теме и объяснить новый материал, а также провести практическую работу по его закреплению.
          В обучении используются активные методы: метод проектов, метод групповых заданий, кейс-стади. Использование подобных методов ставит студентов в активную позицию, позволяет осознать  и сформулировать собственную точку зрения по актуальной психолого-педагогической проблематике, лучше усвоить теоретический материал.
           Для контроля знаний студентов разработаны и используются компьютерные тесты. Студенты могут выполнять тестовые задания в репетиционном режиме, и улучшать свой результат. Таким образом, контроль знаний должен становиться самоконтролем, а преподаватель использует контроль и оценку не как меру дисциплинарного воздействия, а как способ управления образовательной деятельностью будущего педагога.
              На следующем этапе педагогической практике основной задачей стала самостоятельная разработка и проведение учебного занятия по психологии. Поскольку этот этап практики был реализован в учреждении высшего профессионального образования, возникла необходимость изучения нормативных документов, организации работы преподавателей.  В филиале ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева в г. Ачинске ведется подготовка по двум специальностям: 050202 «информатика» и 050401 «история».  Поскольку опыт работы с нормативной документацией был накоплен на первом этапе педагогической практике, ее анализ уже не представлял особых затруднений. На основе проведенного анализа удалось выявить общее и различия в требованиях ГОС ВПО и СПО. В стандартах вуза психология – Ф.ОПД.01. – относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Однако количество часов и дидактические единицы отличаются от требований ГОС среднего профессионального образования. В колледже на изучение психологии  отведено – 114 часов, а в вузе на специальности «история» -  240 часов, на специальности «информатика» - 300 часов. Дидактические единицы: общая психология, история психологии, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология. Что характерно, значительная часть часов отводится на самостоятельную работу студентов, а в колледже наоборот, большая часть – аудиторная нагрузка.
              В вузе определен стандарт УМКД, в который включены следующие документы: выписка из ГОС ВПО, примерная программа, рабочая модульная программа по дисциплине, КИМы и пр. (Приложения В) Всего 21 документ. В сравнении с колледжем большее внимание уделяется документам и материалам, регламентирующим самостоятельную работу студентов: карта самостоятельной работы, технологическая карта и пр. В вузе реализуется модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов, за каждый вид работы студенты получают определенное количество баллов. Результаты рейтинга фиксируются в журнале. Эта система направлена по повышение самостоятельности и формирование ответственности студентов за результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Для внешней экспертизы качества знаний вуз участвует в Интернет-экзамене. Аналитическая карта результатов позволяет преподавателю разработать коррекционные мероприятия, направленные на восполнение дефицитов в знаниях студентов.
              На втором этапе педагогической практики основное внимание уделялось разработке  проведению  и анализу учебного занятия по психологии. После занятия проводилось обсуждение и комплексный анализ урока по подгруппам. Коллективный анализ урока позволил увидеть сильные стороны в собственной деятельности, ошибки и недочеты. Коллективный анализ проводился с соблюдением следующих правил
      Дружественность, доброжелательность.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.