На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание национального самосознания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

   Введение 

Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности 

   1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
   1.2 Пути использования идей этнопедагогики  в воспитании национального самосознания школьников 

Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание  национального самосознания через  национально – региональный компонент  содержания образования
2.2 Воспитание  национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль  родителей в воспитании национального  самосознания ребенка 

Заключение
Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Воспитание  каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Какими же основами держится все бытие России? Две коренные основы нашей жизни: быт семейный и быт государственный. От их взаимного соприкосновения и дружелюбного действия зависит Россия во всех отраслях своего развития. Отсюда ясно, что и воспитание имеет быть утверждено на них, дабы принять характер народный.
                  С.П.Шевырев 

       Введение
       Этнокультурные  проблемы и развитие национального  самосознания в настоящее время  приобретают особую значимость и  глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.
       В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей  и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей воспитания национального самосознания.
       В исследовании этих вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую как комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема воспитания национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.
        Педагогов и психологов, на наш взгляд, в этой ситуации интересует другое: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
        Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами.
        К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.                                                              
        Эта новая функция  школы, и в частности содержания школьного образования как основного  средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании следующим образом:
        "Защита системой  образования национальных культур  и региональных культурных традиций  в условиях многонационального  государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами".1
     Цель данной работы - раскрыть пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности, ее воспитательные и образовательные возможности.
     Объект исследования: воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы.
     Предмет исследования: национальное самосознание как необходимая составляющая структуры личности.
    Изучение литературы и Интернет - ресурсов по данной проблеме.
    Определение сущности понятий «национальное самосознание», «народная педагогика», «этнопедагогика».
    Выделение путей использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников.
    Изучение роли национально – регионального компонента содержания образования в воспитании национального самосознания личности школьников.
    Разработка мероприятий по формированию основ национального самосознания через народные традиции.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Роль и место  этнопедагогики в  воспитании национального  самосознания как  необходимой составляющей структуры личности. 

      Сущность  понятия «национальное  самосознание»
       Национа?льное самосозна?ние — одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа? прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.
       В течение всего XIX в. и, особенно, в  пореформенный период на характер национального  сознания воздействовало большое число факторов. Традиционные представления, отложившиеся в устных преданиях, по мере роста грамотности существенно дополнялись книжным знанием. Свой отпечаток накладывала также активизация социальной борьбы российского крестьянства. Тем не менее в народной среде устойчиво сохранялось и воспроизводилось традиционное понимание общенациональных интересов.
       Видные   педагоги   и  психологи   России   середины   девятнадцатого  века  не  только  увидели   очевидную   связь   между   ростом  экономического   могущества   Российского   государства  и  развитием  национального   самосознания,  традиций,  патриотизма, но  им   и  удалось  в  шестидесятые  годы  названного  столетия   впервые  заложить  фундамент  нравственного  и  духовного  формирования   личности  на  основе   русской   культуры  в   систему  обучения  и  воспитания   молодежи.   Известный    психолог   Оболенский   так   определил   сущность   этих   действий: "Воспитание  должно  гармонировать   с требованиями  своей   эпохи".  Развитие   нравственных  качеств личности,  в те  годы,  определялось,  как   задача  более важная,  чем   развитие  интеллекта   и  разработка   научных  основ   системы  обучения.
         Вентцель   писал   по   этому  поводу:   "Воспитать   в  человеке  нравственные   стремления,  сделать  его   неутомимым   борцом   за  национальные идеалы,  так   чтобы  вся жизнь его служила живым   воплощением   этого идеала,  самое трудное   и вместе  с тем самое   важное  дело  в области   воспитания.  Воспитание  физическое   и умственное  играют  по отношению   к нравственному,  можно    сказать,   только   чисто   служебную (вспомогательную) роль".
         В  эпоху   войн   высшим   требованием,  обеспечивающим    сохранность    общества,  являлось   стремление   к  абсолютному   повиновению   личности,  ее  подавлению.   Новый   этап   истории   человечества,  связанный   с промышленным    развитием,   требовал    от  человека   противоположных    свойств -  личной    творческой    инициативы,   свободы   мысли,  дисциплины,  соблюдения   законов,  подчинения   общественному мнению.  На   эти   принципы   и   опирались    создатели   новой    системы    воспитания    российской  молодежи   во  второй   половине   девятнадцатого    века.  Их   главная    задача     состояла   в  подготовке   подрастающего   поколения   к  жизни   в   новых    экономических  и   социально-  политических    условиях  в стране.  Основной    аспект   в формировании    сознания   будущих    поколений   россиян   делался   на   созидательный    потенциал   с   высоким   уровнем   развития   морально- нравственных   отношений   в   обществе  на   основе   русской   национальной   культуры    и   христианских    традиций. 
        В изданных в октябре 1918 года первых советских нормативных документах [ ] национальная школа рассматривалась как самостоятельный тин учебного заведения в структуре советской государственной общеобразовательной системы. Она должна была обслуживать меньшинство — в том числе малочисленные народы, которое отличается своим языком, психологией и социально-бытовыми особенностями. В начальный период развития советской школы обучение велось на родном языке с изучением национальной культуры, литературы, истории конкретного народа и с обязательным изучением языка большинства населения данной территории.
        Совершаемый в настоящее  время переход российской цивилизации  от экстенсивной к интенсивной культуре влечет изменения в оценке межпоколенной трансмиссии информации, что вызывает изменения в содержании и технологии школьного образования. Вносятся специальные курсы по самопознанию школьника (я; природа, которая меня окружает: мир, в котором я живу); по правилам межличностного и межэтнического общения: сведениям о правовых нормах: экономические знания; особенностям профессионального самоопределения и путям достижения успеха в жизни: выбору ценностных ориентиров и путей их реализации.
        Вместе с тем, учитывая особенность России как многонациональной, полиэтнической, поликонфессиональной общности, предполагается введение в  состав национально-регионального  компонента образования этнопедагогических, этнопсихологических, этнографических  и других этнологических знаний, параллельно с развитием содержания предметов федерального компонента, обучение которым обеспечивает паритетность национального образования, направленную на общечеловеческие ценности, подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях рыночной экономики, социального, научно-технического прогресса.  

      Пути  использования идей этнопедагогики  в воспитании национального  самосознания школьников
       Духовная  культура, народные традиции, обычаи, социально-этические  нормы составляют основу этнопедагогики.
       Этнопедагогика — это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части.                                 
         Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия — важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления школьной политики, самой школы, в основе которой лежит постоянное развитие образования, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, — действенный механизм развития общества.
       Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этом основе — разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике.
       Однако  традиции сами по себе не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно — найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры.
       При этом учителю следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов — оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов.
       По  своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы  потребности в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей.
       Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания: развитие самостоятельности: формирование "Я — концепции" растущей личности.
       Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фунционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).
       Нравственное  развитие ребенка происходит путем  присвоения им общественно-исторического  опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают  как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.
       Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует  по принципу непосредственно действующей  потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.
       Наиболее  активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения  социальных норм происходит в младшем  школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека.
       В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными  на религиозных канонах. Религия, как  часть общественного сознания, теснейшим  образом взаимосвязанная с народными  традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума.
         Приобщение подрастающего поколения  к религиозной культуре позволяет  сделать предположение, что религиозная  культура, аккумулирующая в себя  многовековой опыт народа, связи  с этнопедагогикой, позволит достойно  решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением  к  себе,   своей   семье,   ближайшему  окружению, товарищам, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания — отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество Добра, Справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человека на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде.
       Передача  подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества — музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, дастаны, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты—формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями — во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них — мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.
       Знание  традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой  формирования социально-этических  норм поведения с высокой культурой  межличностного общения и межнациональных отношений.
       Анализ  воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные  идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно  от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем. народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.
       Жестко  централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами  и программами, не позволяет изучать  в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.
       Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:
       —  интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения  в социально-педагогическом комплексе  Федерации;
       — ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;
       —  терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным  верованиям, к социокультурной среде  ее развития;
       —  учета специфики широких социальных движений в России и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.
       Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения  и духовностью культуры приобретает  в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется   возрастающей   ролью   человека   в   создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности.
       Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением. 
 
 
 
 

Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы 

2.1 Воспитание национального  самосознания через национально – региональный компонент содержания образования 

        В годы, когда содержание образования определялось тотальной  унификацией из центра и все школьники России от Мурманска до Нальчика и от Смоленска до Сахалина учились по одним и тем же учебникам, когда этническая идентификация отождествлялась с буржуазным национализмом, а краеведы были стерты в лагерную пыль, вопрос о национальном компоненте в российском образовании просто не возникал или сводился к обучению грамоте на родном языке и преподаванию этого языка фактически на правах иностранного. Сейчас положение кардинально изменилось. Между тем вопросы, связанные с региональной и этнической вариативностью образования, во многом остаются нерешенными.
        Оптимальным является такое самосознание ребенка и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, «россиянином», и членом мирового сообщества, «гражданином мира». Это самосознание как раз и соответствует «нормальной идентичности». Именно оно предполагается Законом РФ «Об образовании», когда он говорит о «приоритете общечеловеческих ценностей» и в то же время о «защите и развитии системой образования национальных культур... в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру» и «содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности»2.
        Таким образом, содержание образования (включая сюда и воспитание) должно быть ориентировано на выращивание  у школьников нормального типа этнической идентичности. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто... давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения»3.
        В этих замечательных  словах Выготского указан и один из путей к достижению поставленной цели. Это «сталкивание различных культур», или, как сейчас обычно говорят, «диалог культур». Однако условием такого диалога является осознание школьником того факта, что он живет в многонациональной, многокультурной и многоязычной стране, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру
        Интересно, что первым идею диалога культур в школьном образовании высказал Л.Н.Толстой: «После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев»4. И в другом месте: «...является еще наука-языки, опять соответствующая критерию братства людей»5 .
        Малоисследованными  являются пока особенности психики  различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов  образования.
        Региональный компонент  в содержании школьного образования  наиболее ярко реализуется в региональной истории и региональной географии. В некоторых регионах актуальна проблема региональной культуры (поморы, казаки и др.), а также вклада региона в национальную культуру (так, Орловская область связана с именами целой плеяды крупных русских писателей).
        Следующая проблема - это особенности этнопедагогической традиции у различных народов России, которые невозможно не учитывать в методике, дидактике и системе воспитания.
        И, наконец, следует  остановиться на синтезе национальной и мировой культуры и истории в преподавании соответствующих учебных предметов. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература.
        Что касается литературы, то синтез в едином курсе изучения произведений русской классической и современной литературы, произведений литератур других народов России и зарубежных литератур (особенно если они входят в реальный круг чтения школьников) дает возможность выработать отношение к другим языкам, другим литературам, другим культурам как языкам, литературам, культурам равноправным, привить и сделать органическим понимание того, что любой другой язык, культура, народ - это прежде всего и только другой, т.е. чем-то отличный, непохожий. Но другой не значит априори чужой, враждебный, недостойный. С другим языком, народом, другой культурой можно и нужно вступать в отношения диалога. Но конечной целью здесь является не «мирное сосуществование» различных национальных культур в одном сознании, а интеграция и интериоризация этих культур. Не то важно, что Шекспир англичанин и тем отличается от Толстого, но тоже великий писатель и достойный человек, а то, что он мне, русскому, близок и понятен, что он часть моего духовного мира.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.