На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Проблема  возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [5]. Она опирается на историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работу американского этнографа Л. Моргана «Древнее общество» (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 

     Энгельс исследует три формы возникновения  государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, наиболее классической формой, по оценке Энгельса, является возникновение Афинского  государства: здесь государство  возникает непосредственно и  преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает  в борьбе между аристократией  родового общества и бесправным плебсом, находившимся вне этого общества; победа плебса взрывает родовой строй  и на его развалинах возникает  государство, в котором вскоре растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской  империи государство возникает  как непосредственный результат  завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой  строй тогдашних германцев не давал никаких средств.
     В обобщенном виде Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием  экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями  — расколом общества на противоположные  классы.
1.2 Общие закономерности  возникновения государства, его признаки и сущность
           С  марксистской  точки зрения  государство есть   продукт   развития общества,  продукт  непримиримости   классовых   противоречий.   Государство появляется  там,  тогда  и  поскольку,  где,  когда  и  поскольку  классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество  делится  на эксплуататоров  и  эксплуатируемых.  Везде  и  всегда  вместе  с  ростом   и укреплением  этого  деления  возникает  и  развивается  особый  институт   –государство.
           Общество создает себе орган  для защиты своих интересов  от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.  Едва  возникнув, он приобретает  самостоятельность  по  отношению  к  обществу  и  тем  более преуспевает в этом, чем более он  становится  органом  одного  определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.
           Ф.Энгельс в  работе  «Происхождение  семьи,  частной  собственности   и государства»  делает  общий  вывод,  что  государство  никоим образом не представляет  собой  силы,  извне  навязанной  обществу.  Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство  есть  признание, что это общество запуталось в  неразрешимых  противоречиях, раскололось нанепримиримые противоположности, избавиться от которых оно  бессильно.  Нужна была сила, которая бы умеряла  столкновения,  держала  общество  в  границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над  ним,  все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
           Если общественное производство  в  результате  тысячелетней  революции пришло к частной собственности, то  для  всех  других  областей  организации общества характерны  перемены,  приспособленные  к  тому,  что  произошло  в производстве. Возникновение государства  –  это  приспособление  общества  к новым условиям, которое не устраняет  того,  что  произошло  в  производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности    сохранялись,    поддерживались,   развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций,  протекающих  в надстройке, к которой относится государство.
           Для марксистского  понимания   происхождения  государства   недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления  частной  собственности  и раскола общества на враждебные классы.  Нужно  из  этого  положения  сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство  есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.
           Сложившийся экономический базис,  основанный на  частной  собственности на средства производства, развивается под  охраной  и  защитой  государства; государство  возникает  для  того,  чтобы  сохранять  его,  держать  в  узде угнетенные  классы;   государство  не   примиряет,   а   только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они  не  уничтожили  друг  друга  в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.
           Для того чтобы научно достоверно  сделать вывод, завершился ли  переход того   или   иного   народа   от   догосударственного   к    государственно- организованному обществу,  специально  определяются   признаки  государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
           Государственная  власть  отличается  от  родовой  в   первую   очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. В качестве признака  государства  рассматривается  не  территория  как таковая,  а  присущее  государству  деление  граждан   по   территориальному
признаку, их организация по месту жительства.
           Второе отличие заключается в  наличии  общественной  власти,  интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная  власть  –  это  власть не всего общества,  а  лишь  его  части,  она  стоит  над  обществом, отделена от него тем, что выражает интересы  не  всего  общества,  а  только экономически сильного меньшинства, чужда  основной  массе  населения.  Такую власть, власть над обществом, называют публичной. Публичная  власть  воплощается  в  аппарате  власти   (государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в  виде  особого отряда  вооруженных  людей.  Впоследствии  складывается  все  более  сложный аппарат принуждения.
           Аппарат публичной  власти  коренным  образом  отличается  от  аппарата управления первобытно-общинного строя:
           - во-первых, наличием  особой  категории   людей,  главным  призванием  которых является управленческий  труд;
           - во-вторых, наличием особого   аппарата  принуждения  для   подчинения  чужой воли насилию  (полиция, армия);
           - в-третьих, наличием самостоятельного  фонда материальных средств для поддержания аппарата  управления  и  принуждения,  что  приводит  к введению налогов и займов;
           -  в-четвертых,  важнейшим  качеством   государства  –  суверенитетом,  который означает независимость  и самостоятельность в определении   и проведении политики как внутри, так и вовне государства;
           - в-пятых, возможностью государства   заниматься  правотворчеством,  в  результате которого появляются  правовые нормы, имеющие отношение  ко всему обществу или его  части;
           В чем состоит сущность государства?  Ответ на этот вопрос  предполагает выявление главного и определяющего в  процессе,  как  возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования  государства,  а также   познание закономерностей  развития  государственно-организованного   общества.   Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.
           Классовый подход состоит в  том, что  государство  рассматривается   как машина  для  поддержания  господства  одного  класса  над   другим,   причем меньшинства над большинством, а сущность такого  государства  заключается  в диктатуре экономически и политически господствующего класса.  Такое понятие государства отражает идею государства в собственном  смысле  слова,  которое является орудием  диктатуры  этого  класса.  Так,  известные  господствующие классы   осуществляли   диктатуру   рабовладельцев,   феодалов,   буржуазии. Диктатура  класса  определяет  основные  цели,   задачи   и   функции   этих государств.
           Социалистическое   государство   на   этапе   диктатуры   пролетариата осуществляет ее уже  в  интересах  гигантского  большинства  населения,  тем самым оно является государством не  в  собственном  смысле  слова.  Это  уже полугосударство.  Со  словом  государственного  аппарата,  рассчитанного  на осуществление  преимущественно   функций   подавления,   на   первое   место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит  расширение  социальной базы нового  государства,  сущностью  которого  является  выражение  воли  и интересов трудящихся через государство. К  сожалению,  многие  теоретические положения в социалистических государствах так и остались  только  в  теории, на практике же  власть  в  обществе  оказалась  узурпированной  бюрократией; государственный аппарат служил не  широким  слоям  трудящихся,  а  партийно- государственной верхушке.
           Другой  подход  заключается   в  рассмотрении  сущности  государства  с общечеловеческих,  общесоциальных   начал.   Изменения   произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
       Вопреки предсказаниям политологов  капиталистическое общество  устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад  производства,  во  многом используя опыт развития государств социалистической ориентации.  Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в  экономику,  вывело  общество  из депрессии,  тем  самым,  подтвердив  мысль  о  том,  что  любое  государство призвано  решать  и  общие  дела  в  интересах  всего  общества.   Произошло соединение  идей  социализма  с   практикой   цивилизованного   гражданского общества.
           Государственный  механизм  превратился   из   орудия   преимущественно подавления в  средство  преимущественно  реализации  общих  дел,  инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
           В сущности государства в зависимости  от исторических условий на  первый план может выходить либо классовое  начало  (насилие),  что  характерно  для эксплуататорских  государств,  либо  общесоциальное  (компромисс),  что все больше  и  больше  проявляется   в   современных   посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от  какого-либо  из  них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Сущность  государства  как  политической  организации  особенно   ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает  в себя  все  богатство  общественных  отношений  за  пределами   политического государства. Государство  и  гражданское  общество  предстают  как  единство формы и содержания, где форма  представлена  правовым  государством,  а  его содержание – гражданским обществом.
           Кроме того, что  государство   есть  публичная  власть,  отделенная  от населения, имеющая аппарат  управления,  материальные  придатки,  оно  может рассматриваться  и  как  политическая  организация-ассоциация,   проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. К. Маркс  исходил  из  того,  что   государство   следует   рассматривать   как определенную ассоциацию, в которой члены  её  объединяются  в  единое  целое публично-властными структурами и отношениями.
ПРИЗНАКИ
Основными признаками государства, отличающими  его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства  по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже  не совпадает непосредственно с  населением, организующим самое себя как вооруженная сила. К тому же для содержания этой публичной власти, замечает Энгельс, необходимы налоги, которые не известны родовому обществу.
         Экономическими причинами марксизм объясняет и возникновение восточного деспотизма[8]. ] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 371; Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1. М.-Л., 1928. С. 278. В этой связи Маркс и Энгельс отмечали консерватизм восточной общины в качестве основы деспотического строя в условиях отсутствия частной собственности на землю, товарных отношений и т.д. «Эти идиллические сельские общины, — писал Маркс, — сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма»[9]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 135.
     Это обстоятельство отмечал и Энгельс: «Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока. В этом основа всей его политической и религиозной истории»[10]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 221.
        Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества.  Наша литература длительное время освещала догосударственное  общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи,  частной собственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего  в  1877 г. фундаментального исследования  Л.  Моргана  “Древнее  общество”,  котором прослеживается жизнь североамериканских индейских  племён.  К  концу  ХХ  в.
     Благодаря  успехам  археологов  и  этнографов  представления  о  первобытном обществе    существенно    обогатились,    был    преодолен    односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю,  в орбиту  научного  осмысления была включена история всех регионов Земного шара.
           Любое   человеческое   общество   должно   быть   каким-либо   образом организованно, т.е.  организационно  оформлено.  Исторически  первой  формой организации догосударственного  общества  явилась родовая община.  Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода.  Это  единство упрочивали также  коллективный  труд,  общее  производство  и  уравнительное распределение. Ф.  Энгельс  писал:“  И что за  чудесная  организация  этот родовой строй во всей его наивности и  простоте!  Без  солдат,  жандармов  и полицейских, без дворян, королей,  наместников,  префектов  или  судей,  без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим  установленным  порядком”[5]. Ф.П. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства
     Таким образом, род  был  одновременно  древнейшим  социальным  институтом самой первой формой организации догосударственного общества.
        Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союз родов: источником и  носителем  власти  был  род,  она  была  направлена  на управление общими делами рода, подвластными являлись все  его  члены.  Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому  она  была  по  природе своей  непосредственно  общественной,  т.е.  неотделённой  от   общества   и неполитической.  Единственным  способом  её  реализации  было общественное самоуправление.  Ни  профессиональных  управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.
           Высшим органом общественной  власти в роду было собрание  всех  взрослых членов  общества  –  мужчин  и  женщин.  Собрание   –   столь   же   древнее установление, как  и  сам  род.  Оно  разрешало  все  основные  вопросы  его жизнедеятельности.
           Решения собрания были обязательными  для всех, так же  как  и   указания вождя.  Хотя  общественная  власть  не  имела   специальных   принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к  эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения.  Никто  не  имел  привилегий,  и поэтому никому не удавалось избежать наказания.
           Несложные отношения регулировались  обычаями – исторически сложившимися правилами  поведения,  вошедшими  в  привычку  в  результате  воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
       Обычаи  догосударственного  общества  имели характер   нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации  общественной  жизни,  и нормами первобытной морали,  и  ритуальными  и  обрядовыми  правилами.  Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной,  взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и  как  производственный  обычай,  икак норма морали, и как веление религии.
           Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек  является  частью  природы.  В них права и обязанности сливались воедино.  Правда,  особое  место  занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет).  Возникнув  на  самой заре  истории  человеческого  общества,  табу  сыграло   огромную   роль   в упорядочении  половых  отношений,  строгого  запрещало   брак   с   кровными родственниками (инцент).
           В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и  привычки,  но  когда  обычай  нуждался  в  подкреплении  путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного  носителя  силы
     –  обязывающей,  изгоняющей  и  даже   обрекающей   на   смерть   нарушителя(преступника).
           На основе вышеперечисленных  фактов можно  заключить,  что   государство
     отличается  от первобытной организации по следующим  признакам:
          1. Если первобытнообщинная организация  власти основывалась  на  кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство –  на территориальной общности своих граждан или подданных.  Территория предопределяет пространственные пределы,  границы,  отделяющие  одно   государство от другого, порядок формирования  и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по  месту  их  проживания,  устанавливающее  принадлежность  граждан определённому государству.
          2. Государство – это особая  организация публичной власти,  которая не  совпадает со всем населением,  носит государственный характер.  Её   специфика в следующем, если  общественная  власть  первобытного  строя  выражала   интересы   всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое  население,  то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные  интересыопределённой части, социальной группы, класса; реализация   государственной власти  осуществляется  особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи  не  заняты  непосредственно  в  общественном   производстве   выполняют   управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; обеспечение  решений  государственной  власти   осуществляется   с   помощью специального карательного аппарата насилия;
          1. Для содержания многочисленного   аппарата  государственных  служащих, представляющих государственную   власть,  необходимы  налоги,  сборы, различные обложения. 

     Основные  признаки, отличающие государство от других организаций
     современного  общества. 

           Государство отличается от других  организаций, входящих в  политическую систему общества, рядом существенных признаков.
          1. Государство в пределах  своих   территориальных  границ  выступает   в качестве единственного официального  представителя  всего  общества,   всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
          2. Государственный суверенитет,  под которым принято  понимать  присущее  государству верховенство  на  своей  территории  и   независимость  в  международных   отношениях.  Государство  –   единственный   носитель суверенной  власти.
          3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической сило и содержащие нормы права.  Те  или иные  общественные  объединения  могут   принимать   решения  обязательные для их  внутриорганизационных подразделений и членов, тогда  как  нормативные  акты   государства   обязательны   для   всех   государственных и  муниципальных  органов,  общественных  объединений,  частных  организаций,  должностных  лиц  и  граждан.   Правотворчество –исключительная прерогатива государства.
           4. Государство есть  сложный механизм (аппарат) управления  обществом,  разносторонними сферами и   процессами,  представляющий  собой   систему  государственных   органов  и   соответствующих   материальных   средств (вещественных придатков),  необходимых для выполнения  его задач и функций.
           Специфическая особенность органов,  образующих  в  своей  совокупности государственный механизм, состоит  в  государственно-властном  характере  их полномочий,   что   связано   с   обязательным   юридическим    закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной  на  этом  способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного    государственного механизма, необходимым образом  предполагает  наличие  особого  слоя  лиц  –государственных служащих, основное назначение которых с учётом  сложившегося в классовом обществе  разделения  труда,  в  том  только  и  состоит,  чтобы управлять.
          5.  Государство  –единственная  в  политической  системе   организация,  которая  располагает  правоохранительными  (карательными)   органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на  страже законности и правопорядка.
          6.  Только  государство располагает вооружёнными  силами  и органами безопасности,    обеспечивающими    его    оборону,     суверенитет,  территориальную целостность и безопасность.
          7.  Один  из   важнейших   признаков   государства,   так   или   иначе
соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий  некоторые из них, – это тесная  органическая  связь государства с правом, представляющим   собой   экономически   и   духовно    обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно  найти в истории пример, когда бы  государство  могло  обходиться  без  права,  а  право  без государства.
          8.  Государственная власть  может осуществляться  только   в   форме,  установленной законом. В данном  случае  действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”.
           Взятые в совокупности отмеченные  признаки  государства  объясняют   его особое  место  и  ведущую  роль  в  политической  системе  общества.  Вполне  понятно,  что  в  разные  исторические   эпохи,   в   различных   социально-экономических  условиях  указанные  признаки  государства   отличаются   как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям 

     Заключение
     «Итак, — резюмирует Энгельс, — государство  никоим образом не представляет собой  силы, извне навязанной обществу. Государство  не есть также «действительность  нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство  есть продукт общества на известной  ступени его развития; государство  есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно»[6]. Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, Хрестоматия, М. 1998 г.Для разрешения этих противоречий необходима новая сила — государство. «А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, — продолжает Энгельс, — не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[7]. В.В. Лазарев. “Общая тория права и государства”.
        Таким образом, государство, по характеристике Энгельса, возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно, за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство, по Энгельсу, является связующей силой цивилизованного общества; во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     [1] Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899. С. 184. 

     [2] Каутский К. Материалистическое  понимание истории. Т.2. Государство  и развитие человечества. М.-Л., 1931. С. 89. 

     [3] Каутский К. Материалистическое  понимание истории. Т.2. Государство  и развитие человечества. С. 146. 

     [4] Там же. С. 208—209. 

     [5] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  Т. 21. С. 23—178. 

     [6] Там же. С. 169—170. 

     [7] Там же. С. 169—170. 

     [8] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  Т. 23. С. 371; Архив К. Маркса и  Ф. Энгельса. Кн. 1. М.-Л., 1928. С. 278. 

     [9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 135. 

     [10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 221.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.