На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Определение уровня эмпатии подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МУРМАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
НА ТЕМУ:
Определение уровня эмпатии подростков. 
 
 

                                                                                      СТУДЕНКИ 2 КУРСА
ДНЕВНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ:
                                               Уминской Натальи Эдуардовны.
                                                                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
старший преподаватель кафедры психологии
                                                                        Тарасова Светлана Михайловна. 
 
 
 
 

МУРМАНСК
2010         
 
 
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретический  анализ эмпатии.
    Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
    Роль эмпатии в межличностных отношениях подростка.
    Особенности эмпатии у подростков.
Глава 2. Исследование уровня эмпатии в подростковом возрасте.
    Экспресс-диагностика эмпатии.
    Исследование  уровня эмпатийных тенденций.
    Выводы  проведенного исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Известно, что человек становится личностью  в процессе взаимодействия с социальной средой в результате образования и воспитания, усвоение культуры конкретно-исторического общества. Восходящим в таком роде, является принцип социализации, т.е. «вхождение» ребенка в общество. Ряд исследователей утверждают, что психологическое свойство эмпатии, сопереживания является значительным механизмом социализации молодежи.
     Именно  развитое сочувствие учеников формирует  утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращается в полноценную личность, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт.
      Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно  считается учебная деятельность, то и исследования, касающиеся данного  возрастного периода, направлены на изучение и анализ психологическое  состояние подростка в данной среде общения, отношений подростка в различных социальных группах, в которых он состоит.
      Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с наступившей ситуацией  в поведении современных подростков. Молодежь в наше время стала грубее, злее, «все для себя».
      Целью данной курсовой работы является определение уровня эмпатии подростков.
    Объектом  исследования является уровень развития эмпатии у детей подросткового возраста.
    Предметом исследования является влияние эмпатии и ее уровня развития на подростка.
      В соответствии с целью ставятся следующие  задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
    Дать общую характеристику эмпатии;
    Изучить  и проанализировать отношение подростков к проблемам эмпатии;
    Изучить  и проанализировать на какой стадии развития эмпатии находятся современная группа подростков;
    Представить методы определения уровня эмпатии у группы подростков;
    Изучить и обобщить данные по теме курсовой работы в качестве выводов.
   Несмотря  на то, что молодежь в наше время стала эгоистичнее и  грубее попробуем доказать, что в ней есть тот уровень эмпатии, сопереживания,  который должен быть в высоконравственной личности. Это и есть гипотеза данной курсовой работы.
   Базой для проведения исследования была выбрана МОУ школа № 1 им. Погодина г. Полярного. В данном экспериментальном исследовании прияли участие 10 детей в возрасте от 14 до 16 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
   При решении поставленных задач рименялись следующие методы:
    Теоретический(анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы);
    Эмпирический(констатирующий эксперимент);
    Статический(количественный и качественный анализ результатов).
   Этапы написания курсовой работы:
    ноябрь: выбор темы, построение программы исследования;
    декабрь: постановка задач исследования, формулировка гипотезы, определение методики исследования;
    январь: подготовка библиографического обзора, чтение и конспектирование литературы;
    февраль-март: написание теоретической главы работы;
    апрель: сбор эмпирического материала, количественно-качественная обработка данных, интерпретация полученных данных, написание эмпирической главы работы;
    май: формулировка выводов. Подготовка и оформление окончательного варианта работы.
   Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой в процессе написания литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  анализ эмпатии
    Понимание «эмпатии» и подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе.
     Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение  – вчувствование во внутренний мир  другого человека.
     Термин "эмпатия" введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевлённых объектов.
     В.В. Бойко рассматривал эмпатию следующим  образом: [6. 116]
      «В расхожих определениях эмпатии упускается два обстоятельства: функция и необходимость проявления данной психической реалии.
     Действительно, для чего в репертуаре психического существует эмпатическая система, отражения  другого (окружающих людей) и когда  в ней возникает потребность? На наш взгляд, эмпатия как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера, а для этого необходима повышенная «проходимость». Таковая возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание.»
     Таким образом, соучастие и сопереживание - не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели.
     Необходимость в эмпатии возникает в тех  случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности  другого и затем воздействовать на него в нужном направлении. В таком  смысле эмпатия ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание.
     Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно  исследуется в гуманистической  психологии и позитивной психологии.
     В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как  основа всех позитивных межличностных  отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"». [39. 80].
     Эмпатическое  понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс  считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно  взаимосвязанным с двумя другими – подлинностью, конгруэнтностью терапевта, когда последний «является самим собой в отношении с клиентом», открыт по отношению к своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно испытывает, а также с безусловным позитивным отношением психотерапевта к клиенту.
     В позитивной психологии эмпатия –  одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.
     Серия исследований, проведенных Д. Бэтсоном [15. 106] и его коллегами, убедительно  демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему.
     Проявление  эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в  ответ на сильный плач лежащего рядом  «товарища» (при этом у него также  учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. При чем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с бoльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.
     Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р. Барон, С. Стайн  и Г. Бук [12. 65 ] задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений, было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.
     Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т.д.
     Интуитивное при эмпатическом постижении другого  сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом.
     Подводя итог сказанному, можно дать следующее  определение:
     Эмпатия — это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
     Постичь причины и следствия самопроявлений другого означает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он:
     - это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает;
     - хочет подумать, сказать, сделать;
     - проявляет свои интересы, потребности,  способности.
     Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью он:
     - сделает, скажет, подумает по данному  поводу;
     - сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности;
     В психологических исследованиях  в качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
     Важной  характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
     При этом очень важно подчеркнуть  существенную особенность эмпатии. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том что «как если бы».
     Этот  момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет  место в последнее время.
     Чтобы иметь возможным "поставить себя на место другого" нужно неплохо представлять себе этого другого, иметь его модель у себя в голове. Только так можно не впадать в иллюзию, перенося собственные стереотипные представления на другого.
     Если  сопереживание - достаточно знакомое для  современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии. Сопереживание и эмпатия - различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость.
     Эмпатия подразумевает способность понимания  и мысленного проникновения в  другое существо. 

    2.Роль  эмпатии в межличностных  отношениях подростка.
    Способность к межличностным контактам требует  прежде всего эмпатии.
    Эмпатия есть понятие обозначающее способность  к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке  информации исходящей извне ее расщепления  и путем установления обратной связи  прогноза последующих событии и  выработка стратегии и тактики  поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и как правило склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении как это называет ряд авторов снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, склонности и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация известно -частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности, т.к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень.
    Тогда как та крыса нажимающая на рычаг  они стремятся вновь повысить свой низкий эмоциональный уровень  путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и.т.п.
    В своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины"(1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. 1В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины - это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замышленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд с другой стороны, - это реакция на ощущение слабости, неумелости , униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил. Стыд - настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть – иначе - когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга..
    Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность  человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.
    Так, Япония является страной базирующейся на культуре стыда, в то время как  США типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт за 1980г.США  произошло 
    10728 убийств(население 220 млн.человек) , в то время как в Японии  было зарегистрировано 48 случаев (население 120 млн.человек). Риск подвергнуться насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше чем в Токио. Эйбл-эйбесфельд трактует подобные факты существованием так называемого "культурального корсета".
    Можно прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут приводить те или иные особенности тесного взаимодействия между биологическими и социально-средовыми факторами. 

3.Особенности  эмпатии у подростков.
    В подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. "Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении" [9. С. 64].
    Мы  исходим из понятия, предложенного  И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия - целостный феномен, связующий между  собой сознательную и подсознательную  инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир  другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [15].
    Известно, что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная  с фазы эмоционального заражения  в период новорожденности и заканчивая просоциальным поведением в более  поздние возрастные периоды.
    В разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались зарубежные ученые (А. Валлон [1], Л. Мерфи [1], М. Хоффман [12], П. Массен [12],Н. Айзенберг [5]) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова [2], В. В Зеньковский [4], Г. Ф. Михальченко [8], Л. А. Сивицкая [13], В. П. Кузьмина [6], И. М. Юсупов [15], М. В. Осорина [10]). Дадим краткую характеристику возрастных особенностей эмпатии, свойственных периоду подростничества и юношества.
    Центральное социально-психологическое новообразование  подросткового возраста - развитие Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [7], [14].
    "К  подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого" [3. С. 58]. Эксперименты Т. П. Гавриловой [2], проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию к спонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания. Исследование эмпатийного потенциала сельских подростков 14-15 лет, проведенное И. М. Юсуповым [15], позволяет говорить о сохранении тенденции уменьшения сопереживания и роста сочувствия и альтруистического поведения.
    Именно  в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые различия в отношениях к  различным объектам эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики более ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсупов объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения [15. С. 140-141].
    С точки зрения Н.Айзенберга, девочки  в возрасте от 10 до 12 лет более  проникаются заботой и состраданием, эмпатия у них развивается  раньше, чем у мальчиков этого  возраста. Это связано, по ее мнению, с более быстрыми темпами созревания девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности [5. С. 536-537].
    Способность к эмпатии является основой для  дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном  общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет  Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" [5. С. 537].
    Данные  зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят  о глубоких связях между эмпатийностью  и нравственным поведением. Нравственные нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают проявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в то время как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку [15].
    Помимо  связи нравственного поведения  и эмпатии обнаружено, что в  пубертатном возрасте эмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе эксперимента установка на сочувственное отношение к объекту взаимодействия, заданная извне, способствует появлению и переживанию чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к "жертве", ориентировались на справедливое отношение к ней и испытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобного настроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания в виде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [15. С. 143]. При этом следует иметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственно созданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию и причины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной, альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийная установка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемые проявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.
    По  данным И. М. Юсупова, из исследуемой  группы подростков (256 человек), отбывающих наказание в возрастной трудовой колонии, а ранее входивших в асоциальные группировки, большинство (78%) испытывали чувство "эгоистической удовлетворенности" при виде страданий жертвы. Наряду с этим, автор замечает, что "подобные эмоциональные проявления не являются специфичными для неформальных подростковых объединений с асоциальной направленностью" [15. С. 143].
    Если  подростковый возраст является критическим  в становлении личности и решающим в плане формирования черт характера, то, начиная с юношеского периода и далее, изменения черт характера могут возникать только под влиянием сильных воздействий.
    Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в  период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям" [15. С.150]. Эффект переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно. Стимулирование у испытуемых эмпатийных переживаний способствовало возникновению у них действенной помощи и усилению просоциального поведения [15. С. 150].
    Несмотря  на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей  различных возрастных групп носят  скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [1. С. 156].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.