На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УО БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономики  и социологии труда 
 
 
 
 

Реферат
на тему: Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка                                                                А.Н. Сусла
4 курс, УЭФ, ЗЭП 
 
 
 
 
 

Проверил 
преподаватель                                                                          А.А. Первачук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2010
 

Содержание
Введение           3
1.Понятие личности в социологии       4
2.Макросоциологический уровень анализа личности    7
3.Взаимодействие личности и общества      8
4.Заключение          9
 

Введение
     Человек выступает в качестве исходной клеточки социальной структуры. Поэтому его  изучение и определение его природы, потребностей и желаний представляет для социологии огромный интерес.
     Как известно, объектом социологии является общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп. Объектом социологического исследования выступают  также и люди. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. В сообществах животных нет социализации. Она возможна только в человеческом обществе. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.
Жизнь людей протекает в общении  друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Несомненно, мир существует исключительно  потому, что действия огромного числа  людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов.
 

1. Понятие личности  в социологии

     Понятие «личность» следует отличать от близких  по содержанию понятий «человек»  и «индивид».Когда мы говорим  «человек», подразумеваем конкретный биологический вид - homo sapiens (человек разумный). Слово «индивид» используется для обозначения конкретного представителя этого вида. Индивид - это единица человеческого рода.
     Личность - социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.
     Становление личности, ее развитие можно представить  лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может  выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений. Процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы:
1) адаптация, т.е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
2) интеграция - активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании /3, с. 89/.
     Каждая  личность уникальна, не похожа на других. Эта уникальность вытекает из тех  условий, в которых формировалось  социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими, наследственными факторами.
     Однако  социология личности исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимаются педагогика, психология и другие науки, ориентированные на поведение конкретных индивидов.
     Социологов  интересует личность как социальная общность: личность студента, учителя, рабочего, т.е. типологизированная личность, которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и другим характерным признакам.Процесс приобщения личности как объекта общественных отношений к окружающим ее социальным нормам и ценностям принято называть - социализация. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием - «индивидуализация».Воспитание личности можно определить:
во-первых, как сложный и длительный процесс  приобщения ее к социальным нормам и ценностям, присущим тому или иному обществу в конкретных исторических условиях (т.е. социализация);
во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей каждой личности в  интересах данного общества, отдельных  социальных групп, самой личности (индивидуализация).
     Если  в воспитании личности ребенка преобладает  индивидуализация, сформируется индивидуалист, ориентированный на жесткий эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам. Доминирование в процессе воспитания элементов социализации над индивидуализацией тоже не желательно: получится конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, не способный самостоятельно принимать решения.Иначе говоря, две стороны в воспитании личности (индивидуализация и социализация) должны быть гармонично сбалансированы. А это трудно сделать без опоры на социологическую науку, без использования методов конкретных социологических исследований.
     Характер  взаимоотношений личности с окружающей средой в значительной мере определяет ее социальный статус и выполняемые  социальные роли.
Социальный  статус (от лат. status: состояние дел, положение) - это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует  различия между людьми по их социальному  престижу в обществе, определяет место  индивида в системе социальных отношений.
Социальный  престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) - оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данной системе общественных отношений.
Статус  человека зависит от объективных факторов (размер заработной платы, наличие материальных благ, качества жизни, характер и содержание труда) и субъективных показателей (личностные особенности, стиль поведения, уровень образования и квалификации). Статус бывает:
¦ наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
¦ приобретенный, достигаемый личностью в соответствии с ее выбором, усилиями, заслугами.
Подразделяют  статусы и по другим критериям. Например:
¦ естественный статус - связан с биологическими признаками (статус мужчины и женщины, ребенка и взрослого неодинаков);
¦ профессионально-правовой статус - имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
     Обычно  у человека несколько статусов. Он может иметь одновременно статус инженера, отца своих детей, водителя личного автомобиля, грибника-любителя. Однако только один интегральный статус определяет его положение в обществе, связанный, как правило, с профессией, должностью, размером дохода. Владение собственностью обычно повышает социальный статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне всегда имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Президент страны - более престижная социальная роль, чем миллионер. В основе статуса может находиться и этническая принадлежность человека.
     Социальная  роль (от франц. role: социальная функция) - модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя предполагает ответы на вопросы: каким должен быть учитель, каким вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли на протяжении всей жизни.Роли бывают постоянные, т.е. существовать длительное время (например, роль матери), и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер: мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.
     К социальным ролям могут быть одновременно применены две разные оценки их содержания: ролевые ожидания, т.е. точка зрения на ту или иную роль со стороны окружающих людей, и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его убеждений. Иногда роли могут быть несовместимые (скажем, роль студентки и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки. В социологии используют и такое понятие, как ролевая напряженность - несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии, несмотря на религиозные заповеди, благословляет солдат на убийство).
   

2. Макросоциологический  уровень анализа  личности (типы личностей)

     В социологии сформулировано ряд теорий личности.  И характерно то, что все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в личности). В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека возможна лишь через государство. Естественно, сильное государство — благо для граждан. А все, что содействует укреплению государства, но отвечает интересам общества и есть реальным гарантом свободы. Такой взгляд в соотношении личности и государства берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и справедливость. Интересы государства — превыше всего. Но наиболее выразительно высказался Георг Гегель, считавший, что личность свободная потому, что государство есть высшей формой и воплощением свободы. Такую же философскую основу имеют и взгляды Никколо Макиавелли, считавшего укрепление государства и его власти воплощением разумного в человеческом.
 

     3. Взаимодействие личности  и общества
     Условия среды, положение в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор. Связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначе говоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач — лечит, педагог — учит, воспитывает, шофер — водит автомашину, предприниматель — распоряжается и организует производство и т. п. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанные мотивы).
Политическое  поведение — разновидность социальной активности личности, действия которой носят мотивированный характер и выражают реализацию ею своих политических статусов. Интерес — одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, будь-то личность, нация, класс, общество и т. п. Интерес органически связан с потребностями личности или социальных общностей. Но если потребности сосредотачиваются, прежде всего, на удовлетворение, на определенную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Субъективное отношение к таким социальным условиям, институтам, нормам, ситуациям, их одобрение или осуждение, стремление их сохранить или уничтожить, и есть не что иное как интерес личности (отсюда ясно, почему перемещение личности из одной социальной общности в другую изменяет ее социальные интересы).В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентации личности лежат потребности и интересы. Ценность — особое общественное отношение, вследствие чего потребности и интересы человека или социальной общности, слоя, группы переносятся на лицо вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка — это общие ориентации личности на определенные объекты, предшествующие действию и выражающие предрасположенность действовать определенно.
Заключение
В результате представленного материала можно  сделать следующие выводы.
1. Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.