На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетно-налоговая политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 
 
 
 


     ВВЕДЕНИЕ

 
     В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через бюджетно-налоговую  политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
     Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
     Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается  настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.   
     Бюджетно-налоговая  политика является ключевым элементом  государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
     Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:
    Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;
    Изучение видов бюджетно-налоговой политики;
    Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;
    Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.
     Объектом  исследования является бюджетно-налоговая политика, предметом ее роль в государственной экономике.
 


    БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
 
     Бюджетно-налоговая  политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию  экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.
     Бюджетно-налоговая  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
     Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности [1, c. 31]. 
 

      Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой  политики и ее инструменты
 
     Все цели макроэкономической, а следовательно, бюджетно-налоговой политики разделяются  на конечные и промежуточные, краткосрочные  и долгосрочные.
     Конечные  цели определяются посредством таких  показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным принадлежат цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей. Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели. Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества. Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.
     Постановка  краткосрочных и долгосрочных целей  зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Национального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.
     В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных  расходов, налогов и сбалансированного  бюджета. Здесь необходимо ввести понятие  планируемых расходов (E), представляющих собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир предполагают истратить на товары и услуги. Функция планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G + Хn.
     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим подробнее. 
 

      Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
 
     В зависимости от того, как используются инструменты фискальной политики, различают:
     1. Стимулирующую бюджетно-налоговую  политику (фискальную экспансию), которая  складывается из:
      увеличение государственных расходов;
      сокращение налогов;
      сочетание роста государственных затрат с сокращением налогов (учитывая, что мультипликативный эффект роста государственных расходов больше по сравнению с мультипликативным эффектом сокращения налогов).
     Такая политика направлена на стимулирование (увеличение) совокупного спроса и  с учетом временного аспекта в  краткосрочной перспективе (горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения) позволяет преодолеть циклический спад экономики, а в долгосрочном периоде (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения) приводит к инфляции (см. Рисунок 1).
     Стимулирующая фискальная политика, особенно политика сокращения налогов, оказывает воздействие и на совокупное предложение, а значит и на соотношение уровень цен - реальное производство. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение проявляется следующим образом: более низкие налоги увеличивают размеры доходов после уплаты налогов и т.о. увеличиваются сбережения домашних хозяйств, которые могут использоваться на инвестиции; сокращение налогов на предпринимателей увеличивает прибыльность инвестиций и их возможные объемы, т.о. увеличиваются производственные возможности и мощности; сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают заработную плату, а значит, усиливаются стимулы к труду, предложение рабочей силы; сниженные ставки налогов - хороший стимул развития предпринимательства и т.д [3, стр. 29].

     Рисунок 1. Воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос в краткосрочном  периоде, в условиях неполной занятости (AD1 - AD2) и в долгосрочном периоде, в условиях полной занятости (AD3 - AD4).
     Таким образом, по всем каналам снижение налогов перемещает кривую совокупного предложения вправо, что сокращает инфляцию и обеспечивает дальнейший рост реального ВНП (см. Рисунок 2).

     Рисунок 2. Воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
     Таким образом, в долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.
     Следует, однако, заметить, что любые сдвиги кривой совокупного предложения  вправо имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на совокупный спрос ощущается в экономике быстрее [3, стр. 31].
     2. Сдерживающую бюджетно-налоговую  политику (фискальную рестрикцию), которая  складывается из:
      сокращение государственных расходов;
      рост налогов;
      сочетания сокращения госрасходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликативный эффект уменьшения госрасходов больше, чем мультипликативный эффект роста налогов).
     Такая политика также воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение. Она целесообразна в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения). Инфляция спроса может снижаться ценой роста безработицы и сокращения объемов национального производства (восходящий промежуточный отрезок кривой совокупного предложения). Длительное повышение налогов может привести к развертыванию механизма стагфляции, когда спад деловой активности (стагнация) будет сопровождается инфляцией (см. график 6.3).

     Рисунок 3. Влияние сдерживающей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
     Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговые  политики основаны на целенаправленном изменении величин госрасходов  и налогов в результате специальных  решений правительства. Такая бюджетно-налоговая политика получила название дискреционной фискальной политики [3, стр. 35].
     В отличие от этого, недискреционная  фискальная политика базируется на автоматическом изменении названных величин  в результате существования, так  называемых, встроенных стабилизаторов. Таковыми являются:
      систему прогрессивного налогообложения;
      систему государственных трансфертов;
      систему участия в прибылях.
 
 


    ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
      Государственные закупки. Мультипликатор государственных  закупок
 
     Важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные закупки. Через систему государственных закупок происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все закупки можно подразделить на следующие группы:
      военные;
      экономические;
      на социальные цели;
      на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
      на содержание аппарата управления.
     Прежде  чем перейти к рассмотрению этого  вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.
      Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
      Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные закупки не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
      В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.
      Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю.(рис.4)
     

     Рисунок 4. Влияние государственных закупок на совокупный спрос.
     По  оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ – будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных закупок, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные закупки увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным закупкам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных закупок на товары и услуги. Таким образом, государственные закупки оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства [1, стр. 117].
     Исходя  из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С – потребительский расход населения, I – инвестиции предприятия, G – государственные расходы на закупку товаров и услуг.
     Государственные закупки оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных закупок показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
     
     Покажем суть этого мультипликационного  эффекта (Рисунок 5). Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.
   

     Рисунок 5. Мультипликатор государственных  закупок
     Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей  модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве [2, стр. 117].
     Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.
      Социальные  выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск
 
     Рост  трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
     Трансферты  представляет собой платежи, которые  делает государство не в обмен  на товары и услуги. Государство  выплачивает трансферты:
     а) домохозяйствам и 
     б) фирмам
     Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п.  Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).
     Чтобы вывести формулу мультипликатора  трансфертов, вспомним, что изменение  трансфертов означает изменение  располагаемого дохода: DТr = DРД Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход: .(5) Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое. Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом: C = C + mpc (Y – T + Tr) (6) Y = C + I + G. Заметим, что мультипликатор трансфертов: 1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак; 2) меньше мультипликатора автономных расходов. Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой  совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.
      Налогообложение. Налоговый мультипликатор.
 
     Налоги  – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
     Назначение налогов проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.
     Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).
     Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI – XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV – XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение – вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.
     Вторая половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Так, например, к середине XIX века общий расход европейских государств на военные нужды был на 12% меньше, чем на народное просвещение. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума.
     Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.
     Эффект  мультипликатора.
     Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.
     Здесь срабатывает эффект мультипликатора.
     Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:
     АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.
     Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.
     Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики [1, стр. 121].
     Исследования известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера.
     На  практике трудно дать точную оценку оптимальной  ставки налога tА, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tА соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.