На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 3
Список использованных источников 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 

     Филосо?фия (др.греч. ????????? (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. 

     Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического  мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро  осознаваемая необходимость социально-экономических  реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в  качестве основополагающих признаков  цивилизационного развития. В такие  переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает  в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит  философии. Всеобщность ее категориального  строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам  вызовов и задач, встающих перед  современным миром. На новом этапе  своего развития отечественная философия  призвана осуществить свою мировоззренческую  функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению  глобальных проблем, связанных с  выживанием человечества, а какие  следует оценить как угрожающие, негативные.
     Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации (философская концепция в рамках которой современное общество рассматривается  как целостный и взаимосвязанный  мир), идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной  социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение  экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской  культуры. Именно в белорусской, русской  национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экологический потенциал, созвучный современным поискам идеала взаимодействия общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи. 
 

     Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в  процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской  культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют  философские идеи, сложившиеся с  начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в. Большое влияние на развитие белорусской философской мысли оказывала ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком, а также включенность Беларуси в более широкие культурные целостности. Эти факторы обусловили синкретический и комплексный характер собственно философских представлений. Философия развивается под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Тем самым культурные факторы детерминировали кросс-национальный, кросс-языковой и кросс-конфессиональный характер философской мысли в Беларуси.
     Формирование  условий, подготовивших возможность  возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием  христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения  было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Его мировоззрение представляло собой синтез античных, христианских идей и гуманистических ценностей Возрождения, отличалось веротерпимостью и патриотизмом. Основная тема в философии этого времени – религиозно-теологическая с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. Ярко выражено стремление к реформации церковно-христианских доктрин.
     Развитие  белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской  культуры. Поэтому не удивительно, что  белорусская философская мысль  эпохи Возрождения воплощала  в себе основные черты философии  европейского Ренессанса.  
 
 

     К таковым следует отнести:
     1) антропоцентризм - идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;  

     2) идею абсолютной духовной свободы,  сочетавшей в себе концепцию  гносеологического оптимизма с  представлением о безграничных  возможностях человека в деле  практического преобразования природы,  общества на началах разума;
     3) натурализм, выступавший в качестве  основополагающего принципа интеграции  мироздания и самого человека. 

     Вместе  с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты  эволюции философской мысли. Следует  отметить, например, что в трактовке  индивидуальной свободы, исторического  предназначения человека здесь выпукло  представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал  свободу, но трансформировал ее понимание  в идею социального служения. Она  конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать  культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля  изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для  белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических  ценностей, творческого синтеза  идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). В основе онтологии Сымона Будного лежат два положения: убеждение в первостепенности разума над верой, что обусловливает опору на рационализм как основу интерпретации Священного Писания, и стремление трактовать библейские тексты с натуралистической точки зрения, описывать события как естественные. С. Будный предпринимает ревизию ортодоксального учения церкви о Боге. Отрицая многие догмы религии,  он склоняется к трактовке Бога как космической первопричины, отвергает Троицу (идея так называемого антитринитаризма) и вводит представление о Боге как о безличном начале. Дух трактуется как творческая сила Отца, а Христос объявляется человеком, избранным Богом для спасения человечества.
     Белорусский ренессансный гуманизм развивался в  тесной связи с Реформацией, широким  социальным движением, захватившем  самые широкие слои общества. В  отличие от западноевропейского  он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.
     Реформация  в Великом княжестве Литовском  оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.
     Несомненной заслугой белорусских мыслителей является попытка установления зависимости  земной судьбы и счастья человека от социально-политических институтов. Наибольший вклад в разработку этой идеи внесли А. Волан и Л. Сапега. Л. Сапега участвовал в разработке Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы. В его работах получила обоснование  идея правового  общества и государства. В целом заслуживает внимания идея синтеза политики и философии, взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство, в котором важны мудрость, компетентность, справедливость, доброта, мужество.
     Философская и общественно-политическая мысль  белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
     - 1 - Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества. 

     - 2 - Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).
     - 3 - Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики. 

     В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие  направления:
     а) радикальное реформационно-гуманистическое(Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;
     б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.