Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Психолого – педагогический факультет 

Кафедра дошкольной педагогики 
 

Контрольная работа по теории и методике математического  развития детей 

дошкольного возраста 

ТЕМА: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ  

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У  

ДОШКОЛЬНИКОВ 
 

                  Выполнил:
                  студентка 4 курса
                  ( 5- летнего обучения)
                  дошкольного отделения
                  группа 2
                  Капинос В. П. 

                  Проверил
                  преподаватель
                  Охулкова  И. В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Нижний  Новгород 

2010 год
Содержание 

     Введение 3
    Значение дидактической игры в математическом развитии детей 5
    Виды дидактических игр и их структура 8
    Методы организации дидактических игр и руководство ими 10
    Опыт работы по использованию дидактических игр для математического развития детей 15
      Выводы 18
      Список  литературы  19
      Приложение 21 

 

Введение
     Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
     Игра  способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
     Актуальность  работы: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
     Математика  обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует  настойчивость, терпение, творческий потенциал  личности. “Математик” лучше планирует  свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.
     В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных  профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
     Цель  исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.
     Задачи  исследования:
     1) Изучить и проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
     2) Выявить уровни математического развития детей младшего дошкольного возраста;
     3) Подобрать и апробировать игры  направленные на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
     4) Проанализировать результаты исследования.
     Гипотеза: математическое развитие детей младшего дошкольного возраста будет идти более эффективно если:
- систематически  проводить игры направленные  на математическое развитие;
- учитывать  индивидуальные и возрастные  особенности детей.
 

      1. Значение дидактических игр в развитии математических способностей дошкольников
     Понятие «развитие математических способностей»  является довольно сложным, комплексным  и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
     Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Наиболее  эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений  способствует использование разнообразных  дидактических игр.
     Такие игры учат ребенка понимать некоторые  сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника  в целом.
     В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
     Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный  педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
     Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению  и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
     Роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
     Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
     В настоящее время разработана  система так называемых обучающих игр. В отличие от ранее существовавших, они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определенным признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
     Дидактические игры выполняют обучающую функцию  успешнее, если они применяются  в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение  и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
     При подборе дидактических игр для  занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.
     Вопрос  о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких  как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
     Разные  подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы  сущности детской игры, как формы  общения (Лисина М.И.), либо как формы  деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

     2. Виды дидактических игр и их структура

     Дидактические игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых  педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
     Дидактические игры широко используются как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
     Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
       Все дидактические игры  по формированию элементарных математических представлений условно разделены на группы:
     1. Игры с цифрами и числами
     2. Игры путешествие во времени
     3. Игры на ориентировку в пространстве
     4. Игры с геометрическими фигурами
     5. Игры на логическое мышление
     Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму  обучения и игровую деятельность. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
     1)дидактическая  задача;
     2)игровые  действия;
     3) игровые правила;
     4)результат.
     Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
     Определяя дидактическую задачу, необходимо учитывать какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры.
     В каждой дидактической игре своя обучающая  задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической  задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу.
     Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
     Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
     Игровые правила, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
     Соблюдение  правил в игре требует от детей  определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные  эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
     Подведение  итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
3. Методика организации и руководство дидактическими играми. 

     Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
     В подготовку к проведению дидактической  игры входят:
     - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
     - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
     - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
     - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
     - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
     - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
     - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
     - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
     Проведение  дидактических игр включает:
     - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
     - объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
     - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
     - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
  В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.  Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
     Успешное  руководство дидактическими играми прежде всего предполагает отбор  и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.  
     Развитие  интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
     Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
     Следует учитывать, что в дидактической  игре необходимо правильное сочетание  наглядности, слова воспитателя  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
     Созданы специальные типы дидактических  игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями  картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход поощрительно-контрольные  значки, фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
     При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
     Руководя  играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая ее самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
     Надо  помнить, если чрезмерно усиливать обучающие моменты можно ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а если увлечься занимательностью - уйти от задачи обучения.
   Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп ее, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп ее снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается  много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.
   В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
    Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет еще интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

4. Опыт работы по применению дидактической игры для математического развития детей второй младшей группы (МДОУ Детский сад №4 г. Саров)

     Формирование  элементарных математических представлений  у детей в нашем детском  саду осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
     Основными задачами по формированию элементарных математических представлений у  детей второй младшей группы являются:
     - формирование представлений о количестве. Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
     - формирование представлений о величине. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).
     - формирование представлений о форме. Знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
     - ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении отдельных частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева.
     - ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
     Проведя диагностику уровня математического  развития детей нашей группы, мы получили следующие результаты:
     Высокий уровень – 5
     Средний уровень – 12
     Низкий  уровень – 6
     По  рекомендации старших педагогов  и с разрешения родителей наших  воспитанников, мы решили несколько  усложнить программу по формированию математических представлений. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но мы предположили, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключать воображение ребенка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.