На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности финансирования ЖКХ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Костромской государственный технологический  университет 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖКХ 
 
 
 
 

Выполнила:
Подавалкина Е.Н.
студент 3 курса, гр. 08-Ф-10 

Руководитель:
к.э.н., доцент
Шуваева Альбина Дмитриевна 
 
 

Кострома, 2011
Содержание
Глава 1.
      ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
      Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное  хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение  демонополизации и создание конкурентной  среды в подотрослях ЖКХ
3.2.  Совершенствование механизма финансирования  ЖКХ региона
 


Глава 1.
     В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в  городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек  в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и  т. д.
     Современное производство также невозможно без  обеспечения его услугами ЖКХ, предприятия  которого не только создают условия  жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.
     Нельзя  представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения  без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального  производства и воспроизводства  рабочей силы.
      ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
 
     Являясь важной частью народного хозяйства  страны, эта отрасль требует выделения  на свое содержание и развитие значительного  объема финансовых ресурсов. Отрасль  имеет двусторонние отношение с  бюджетом, которые складывались в  пользу отрасли. Она получает средств  из бюджета больше, чем вносит в  него.
      Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
• жилищное хозяйство;
•   водопроводно-канализационное хозяйство;
•   топливно-энергетическое хозяйство;
•   городской пассажирский транспорт;
•   гостиницы;
•   благоустройство населенных мест.
      Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:
•   бюджетные средства;
•   средства, получаемые жилищно-коммунальными  предприятиями за реализацию своих  услуг и продукции юридическим  и физическим лицам;
•   средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
      До 1991 г. в ведомственном подчинении находилось примерно 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых сетей  и около 30% мощностей водопроводно-канализационных  предприятий. Доля средств предприятий  в финансировании жилищного хозяйства  составляла более 75%, а коммунального  хо­зяйства — около 25%. В связи с переходом на рыночные отношения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование. 
      До  проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых ресурсов, необходимых  для содержания и развития этой отрасли, поступала из бюджета.
     В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей  суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты  и 65% — на местные бюджеты.
     В связи с тем, что почти все  бюджетные расходы на ЖКХ финансируются  из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.
     Роль  бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.
     Рассмотрение  деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием  ряда факторов (повышение стоимости  сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость  их услуг постоянно росла. Темпы  роста их затрат опережали темпы  роста производительности труда. При  стабильности тарифов это привело  к снижению рентабельности, к убыточности  и дотациям из бюджета.
     Услуги  ЖКХ являются одним из элементов  жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению.
     Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать  как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного  труда, а работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что  дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов.
     В условиях рыночных отношений проблема дотаций становится еще более  актуальной.
     Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение экономической работы в этой отрасли с целью повышения  эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста  эксплуатационных затрат. Важнейшим  направлением поиска путей более  эффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство  и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли  в ведении местных органов  власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализации  предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых  ими услуг.
      Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
 
     Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные  результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного  фонда Российской Федерации. После  приватизации доля частного жилищного  фонда составила более 60 % (включая  жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа  адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья  и коммунальных услуг гражданам  с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической  модели реформы жилищно-коммунального  комплекса путем внедрения системы  персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья. Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.
     Необходимость активного участия государства  в обеспечении нормального функционирования ЖКХ определяется тем, что ЖКХ  является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, т.е. фактором, обуславливающим  состояние национальной безопасности. Анализ основных результатов проведения преобразований позволяет сделать  следующие выводы: Провозглашенная  новая жилищная политика являлась взаимосвязанной  и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных  целей, что позволило на федеральном  уровне формировать основную законодательную  и нормативную базу. Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как внутренними сложностями  установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности  в жилищной сфере, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным продвижением по проведению структурных реформ. Глубокого реформирования в сфере ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось. Серьезной проблемой является отсутствие комплексного подхода к реформированию жилищно-коммунальной сфере. Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.
     Основными источниками финансирования организаций  ЖКК России являются:
    – платежи  коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
    – платежи  бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
    – платежи  граждан – потребителей коммунальных услуг;
    – дотации  федерального бюджета;
    – дотации  региональных бюджетов.
     До  реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи  предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками  предприятий жилищно-коммунального  комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.
     За  период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
     Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.
     Преобразования  жилищно-коммунальной отрасли –  важнейшая составляющая всего комплекса  проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись  финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно  затрагивающие интересы каждого  жителя.
     Анализ  актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние  жилищного фонда, обновление производственно-технической  базы предприятий коммунального  хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с  уровнем доходов населения, свидетельствует  о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.
     Несмотря  на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке  федерального центра положительные  изменения на местах, в целом положение  дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными  из которых являются зависимость  производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли  и прочие.
     Финансирование  жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:
    - оплата  потребителей, которыми могут выступать  население, коммерческие, общественные  и бюджетные организации;
    - бюджетное  дотирование разности в реальной  стоимости услуги и административно  установленным уровнем ее оплаты  для того или иного потребителя  (населения).
     Кроме того, существует система перекрестного  субсидирования, когда одни потребители  за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей (например, промышленность - за население по услугам  водоснабжения и водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика потребители  делятся на прибыльных и убыточных.
     Частично  финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих  на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает  эффективность их деятельности и  конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных монополий.
     Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения являются законодательством совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере.
     Существующая  система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничении рентабельности предприятий, поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия  в снижении издержек.
     Затратный метод формирования тарифов не создает  стимулов для коммунальных предприятий  к повышению эффективности деятельности, т.к. снижение издержек приводит к снижению тарифа, в то время как рост издержек компенсируется ростом тарифа. Если прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается путем умножения затрат на нормативный процент рентабельности, то снижение издержек означает снижение абсолютной величины прибыли коммунального предприятия. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении издержек.
     В рамках существующей системы не решены методические вопросы рассмотрения тарифов: объективные и субъективные условия, которые могут инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок  рассмотрения тарифов; необходимый  и достаточный объем информации.
     Основными недостатками существующих процедур являются:
    - отсутствие  формализации целей регулирования,
    - закрытость  процедуры утверждения тарифов  для многих заинтересованных  сторон;
    - отсутствие  срока действия тарифа, что создает  ситуацию экономической неопределенности  как для предприятий, так и  для потребителей;
    - отсутствие  “прозрачности” при утверждении  тарифа.
     Одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и  тот же вид коммунальных услуг  по разным ценам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются  промышленные предприятия, которые  фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных  организаций.
     Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную жилищно-коммунальную услугу, если она предоставляется  на территории муниципального образования  несколькими предприятиями по разным ценам в виду, например, объективно разной стоимости тепловой энергии  от разных источников или разных конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация часто приводит к  тому, что утверждаемый тариф не формирует реальный объем финансовых средств, необходимый для предоставления услуги в пределах муниципального образования.
 


Глава 2.
     Жилищное  хозяйство — одна из важнейших  отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно  связан с улучшением жилищных условий.
     Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели  к значительному возрастанию  жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудование домов и  оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством города, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%. 

2.1. Финансирование жилищного  хозяйства
      Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70% — из местных.
     В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного  хозяйства составляют 16%, в том  числе в региональных бюджетах — 11%, в местных — 19%. Наблюдается  рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов  возрастают расходы. Так, затраты на содержание девятиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, на 18%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт.
     Таким образом, в перспективе с развитием  в городах многоэтажного и  крупнопанельного строительства расходы  на содержание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.
     В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы  на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в  домах, широкое применение ручного  труда.
     Снижение  роста расходов на содержание жилищного  фонда в значительной степени  зависит от улучшения организации  его эксплуатации. Расширение объемов  жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение  требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяйством, привели  к тому, что существующая система  организации эксплуатации жилищного  фонда, при которой все основные работы по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической  базой и производительностью  труда, тормозит развитие коммерческого  расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.
     Основными путями совершенствования системы  эксплуатации жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уровня эксплуатационных расходов являются:
• механизация  и автоматизация производственных процессов;
• создание специализированных организаций, осуществляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и  ремонт зданий;
• концентрация материальных и финансовых ресурсов, выделяемых в эту отрасль;
• совершенствование  системы оплаты труда.
     Из  общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном  объеме выделение финансовых и материальных ресурсов на текущий ремонт позволяет  содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и  финансовых возможностей общества и  в связи с необходимостью проведения более эффективных мер по сохранению жилищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и  их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрастать и могут  превысить 50% эксплуатационных расходов.
     Большой объем и высокий удельный вес  финансовых ресурсов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повышения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного  хозяйства имеются возможности  наибольших резервов экономии.
1. Одним  из условий сокращения трудовых  затрат, повышения эффективности  средств, выделяемых на текущий  ремонт, является концентрация этих  работ в специализированных ремонтно-строительных  организациях. Такая концентрация  связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и материальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобождаются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контролируют объем и качество выполняемых работ.
2. Создание  объединенных диспетчерских служб,  специализированных предприятий  и передача им на обслуживание  технического оборудования домов,  проведение текущего и капитального  ремонтов жилищного фонда обеспечат  эффективное использование средств,  а также снижение расходов  жилищного хозяйства. Создание таких служб возможно и целесообразно при наличии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м2 и более, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень эксплуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жилищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хозяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно распределено между местными органами власти и ведомствами.
3. Концентрация  всего государственного жилищного  фонда в ведении местных органов  власти даст возможность централизованно  проводить научно обоснованную  техническую политику в этой  отрасли, шире внедрять автоматизацию  и механизацию труда. Это также  открывает новые возможности  для улучшения обслуживания населения  и достижения экономического  эффекта.
     Мобилизация доходов — один из важнейших резервов улучшения финансового состояния  жилищного хозяйства.
Источниками доходов жилищного хозяйства  являются:
• квартирная плата;
• арендная плата;
• сборы  с арендаторов на эксплуатационные расходы;
• прочие доходы.
     Главные источники доходов — это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.
     В общем объеме доходов, получаемых жилищными  организациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние десятилетия  улучшилось качество жилищ, их техническая  оснащенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще  и значительная часть старого  жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20—30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.
     Несмотря  на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия  проживания в старых домах при  некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсутствие технических  средств, коммунальное заселение и  т. д. Квартирная же плата, как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.
     Следующим по значению источником доходов муниципального жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов  на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту  эксплуатационных расходов жилищного  хозяйства и исходя из необходимости  укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника  доходов должно повышаться. Этому  должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в  том числе расширение фонда нежилых  помещений, увеличение тарифных ставок за пользование ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономической  работы в отрасли.
     Повышение рентабельности домохозяйств связано  с укреплением коммерческого  расчета. Для этого требуется  создание определенных условий, в том  числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как  источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств  и к максимальному выявлению  резервов доходов.
     Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для  всех отраслей налоговой основе, т. е. жилищные организации будут платить  налоги. В то же время следует  отметить, что и из бюджета будут  выделяться ассигнования на муниципальное  жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения  малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг. 

     2.2. Коммунальное хозяйство  и бюджет
     Коммунальное  хозяйство призвано обеспечить жителей  населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными  предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.
     Главный источник финансирования коммунальных предприятий — территориальные  бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты — 42%.
     В территориальных бюджетах расходы  на финансирование коммунальных предприятий  составляют от 10 до 12%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают  в виде дотаций:
• на покрытие разницы в ценах за предоставляемые  населению услуги и продукцию (тепло  для жилых домов и транспортные услуги);
• на капитальные  вложения (водопроводно-канализационное  хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);
• на оплату произведенных работ и оказанных  населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и  др.). 

     Водопроводно-канализационное  хозяйство. Проблема обеспечения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густонаселенных и промышленных районах.
     Системами внутреннего водопровода в настоящее  время оснащена значительная часть  обобществленного жилого фонда; канализацией — большая часть домов в городах. И все же потребности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства еще не удовлетворены.
     В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться  и в перспективе возрастет  в 2,5 раза. С ростом водопотребления  связано повышение мощностей  канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в  ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу  — в 5—10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных  отраслей промышленности с повышенной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.
     Дальнейшее  развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение  уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления  вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.
     Кроме того, нужно учесть, что в результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые водоемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очистке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе:
• создание крупных централизованных систем водоснабжения;
• централизация  и специализация строительно-монтажных  работ по созданию водопроводно-канализационных  сооружений;
• автоматизация  работ насосных станций;
• внедрение  в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством;
• повышение  в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин;
• обеспечение  высокой санитарной очистки воды;
• разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды.
     Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.
     Анализ  состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства  показывают, что в будущем при  стабильности тарифов и росте  эксплуатационных расходов, вызываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные  расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет увеличиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов роста прибыли водопроводно-канализационных предприятий.
     В связи с такой тенденцией особую актуальность приобретают вопросы  улучшения экономических показателей  предприятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации  производства важное значение имеет  проблема тарифов.
     Опережающие темпы роста средней себестоимости  над темпами роста средних  тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необходимо проводить  работу по регулированию тарифов. Устанавливаемые  тарифы должны покрывать все издержки системы водопроводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, активизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более экономного и рационального использования водных ресурсов.
     Городской пассажирский транспорт становится одним из главных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени населения.
     В выполнении возлагаемых на транспорт  функций главная роль отводится  общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом  он обеспечивает большую экономическую  эффективность, безопасность, экономнее  использует дорожное пространство.
     Развитие  транспорта еще значительно отстает  от растущих потребностей в его услугах.
     С увеличением территорий городов  возросла дальность поездок их жителей. Увеличиваются затраты времени  на передвижение в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий городов линиями  общественного транспорта и значительны интервалы движения машин. При этом в региональном разрезе имеются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения.
     Основную  часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской  пассажирский электротранспорт не только не располагает собственными средствами для финансирования дальнейшего  развития, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на содержание.
     Для улучшения транспортного обслуживания населения государство увеличивает  капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные.
     В результате повышения цен на основные средства, материалы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости  ремонта и др. эксплуатационные расходы  транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увеличивается, превышая действующие тарифы.
     Для укрепления финансового положения  городского пассажирского транспорта необходимо осуществление ряда организационных  технических и экономических  мероприятий, направленных на повышение  рентабельности его работы.
     2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
     С принятием Жилищного кодекса  РФ, Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального комплекса» и ряда других нормативно-правовых актов Правительства РФ часть причин, приводящих к дестабилизации работы предприятий отрасли, была устранена. Однако по-прежнему остаются неурегулированными вопросы погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками (включая другие предприятия ЖКХ и предприятия ТЭК) и бюджетами всех уровней. Такое положение сложилось в результате бюджетного недофинансирования, несбалансированной тарифной политики и неэффективной деятельности самих предприятий.
     В 2010 году убыточными были 58% организаций ЖКХ, убытки составили 52 млрд руб.. Кредиторская задолженность на 1 января 2010 года составила 302,1 млрд руб., дебиторская — 346,6 млрд.
     Таблица 1 Финансовый результат жилищно-коммунального комплекса в 2010 г.
  Доля убыточных  предприятий Доля прибыльных предприятий
Жилищное  хозяйство 57,8% 42,2%
Коммунальное  хозяйство 40,7% 59,3%
 
     По  оценкам специалистов, только для  модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства порядка 4,5–5,0 трлн руб. По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом - около 8 трлн руб.
     Для кардинального изменения сложившейся  в ЖКХ ситуации — в частности, чтобы прекратить разрушение жилищного  фонда и производственно-технической  базы коммунального хозяйства —  необходимо повысить эффективность  работы предприятий ЖКХ, улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, снизить давление на бюджеты  всех уровней расходов по дотированию  отрасли.
     Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010. В состав ФЦП «Жилище» входит ряд подпрограмм. Мероприятия по финансированию строительства, реконструкции или модернизации объектов, предусмотренные подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. на первом этапе ее реализации (2002–2005 гг.), осуществляются на втором этапе (2006–2010 гг.) за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (далее — Подпрограмма). Основная цель Подпрограммы — создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания. Необходимое условие предоставления средств федерального бюджета по Подпрограмме — финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны участвующих в подпрограмме субъектов РФ, муниципальных образований и частных инвесторов.
     При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание уделялось привлечению средств частных инвесторов для реализации указанных проектов. С этой целью была разработана методическая база оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства. Порядок отбора субъектов РФ и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию этих проектов в рамках Подпрограммы устанавливается Правительством РФ.
     На  реализацию Подпрограммы в 2006–2010 гг. за счет всех источников были предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляли 27,5 млрд руб., в том числе в 2006 г. — 4,8 млрд, в 2007 г. — 6,1 млрд, в 2008 г. — 5,8 млрд, в 2009 г. — 5,8 млрд, в 2010 г. — 5 млрд.
     Для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в  том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений  и коммунальных услуг, Правительство  РФ утвердило соответствующие федеральные  стандарты.
     Мировой опыт показывает, что государственное  регулирование экономических процессов  в ЖКХ — обязательный компонент  современной политики в данной сфере. Здесь необходимы меры государственного экономического регулирования и  поддержки. Актуальной проблемой в  связи с этим является бюджетное  финансирование. В настоящее время  бюджетная поддержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлении целевых  бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектам  РФ на подготовку жилищно-коммунального  комплекса к осенне-зимнему периоду.
     Большая часть нагрузки по государственной  поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты, а доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете  страны постоянно сокращалась. Так  в 2006–2007 гг. — 6,5–6,4%, а в 2008 г. — 6,2%. При этом тарифы на услуги ЖКХ искусственно удерживались на низком уровне.
     Однако  из таблицы 2 видно, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы  федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2010 году.
     Таблица 2 «Расходы консолидированного бюджета  Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство»
  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Расходы - всего
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.