На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности творческой личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное учреждение высшего  профессионального образования
«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
(Финакадемия)
                           
Кафедра «Прикладная психология» 
 

Реферат
по  дисциплине «Основы  психологии» 

на  тему:
«Психологические особенности творческой личности» 
 

  Выполнил:
студент группы ФМ1-1
Барсуков  А.А.
                                             
Научный руководитель:
Царева  О.А. 
 
 
 

Москва  – 2009
План:
    Вступление
    Творчество
    Этапы творчества
    Творческая личность
    Эмоциональное развитие
    Творчество как источник психического спокойствия
    Освобождение от тщеславия и демократичность
    Заключение и выводы
 

ВСТУПЛЕНИЕ
Проблема  данного исследования носит чрезвычайно  актуальный характер. На данном этапе  развития психологии вопрос творчества является наиболее спорным и неоднозначным. В современной когнитивной науке - за последнюю четверть века не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью), которая смогла объединить конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на многогранность этой темы, так и на недостаток внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как необходимая часть повседневной жизни и образования.
ТВОРЧЕСТВО
Рассуждая над психологическими особенностями творческой личности, для начала необходимо дать определение самому понятию «творчество». Прежде всего творчество- это когнитивный процесс. Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Учеными было установлено , что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слушания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Проблема мышления широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли относительно недавно. Психологическое исследование мышления исходит из того, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, нуждающегося в разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективна такая ситуация воспринимается как проблемная. Эта неполнота имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, так как еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта. Для выявления объективно существующих, но пока скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти недостающие, что и становится необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, в творческом мышлении. Важность психологического изучения мышления обуславливается еще и тем, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется и сознательным уровнем психики, и психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Следовательно, психологическим языком, адекватно  отражающим  процесс  творчества,  будет  язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному переосмыслению, логико-смысловой интерпретации.То есть выражаясь языком Юнга творчество- «переводом информации из подсознания в сознание». Многие ученые, работавшие в данном направлении, как и он полагали, что нет никакого другой возможности восхождения к конкретному, кроме перевода накопленного из  осознания в сознание , без глубоких погружений в себя, трансов, подобных гипнотическим, невозможно без смены «лидера» в отношениях сторон мышления.
Исследование  творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях:
- исследование  процесса творческого мышления;
- изучение  продуктов творчества;
- изучение  креативности как способности;
- исследование  особенностей творческих личностей.
Каждый  из видных деятелей психологии разрабатывал эту проблему по-своему. К. Юнг изучал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных через призму индивидуального опыта и восприятия.  А. Адлер творчество трактовал как своеобразный способ возмещения «комплекса неполноценности». Нельзя уделить внимание и психоаналитическому подходу к исследованию творческого мышления. В рамках данного подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.  З. Фрейд  же считал  творческую  активность  следствием  пересечения  полового  влечения  на  иную сферу активности: в творческой деятельности опредмечивается в социально приемлемом виде сексуальная фантазия. Энергия влечения становится составляющей энергии творчества. Говоря иносказательно: соловей в клетке запел. Пение - это призыв. Принципиально новый аспект мышления был выделен в исследованиях приверженцев гештальтпсихологии: М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. Мышление истолковывается как деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося до нахождения необходимого по ситуации структуры, что и было названо «инсайтом», то есть озарением. Психологи-гуманисты считали, что изначальный источник творчества – личностный рост. Данная проблема  рассматривалась в том числе в  рамках  психометрического  подхода.  Здесь  можно  выделить концепцию  креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую  её как универсальную познавательную творческую способность. Дж. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное (актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение)  и дивергентное. В рамках своей концепции Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Большой  вклад  в разработку проблем  способностей, одаренности,  творческого мышления  внесли  такие отечественные психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн,  Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И.Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит  к исследованию  творческого мышления  с позиций системного  подхода и вводит  понятие «креативная активность  личности». Она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит либо стимулирует умственные способности». Согласно определению Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество – необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».(5)
Этапы творчества
Исходя  из разных  методик существуют различные  способы классификаций и структурного определения «творческой личности» и этапов творческого процесса». Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Первая  фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи). На данном этапе происходит накопление информации, её стратификация, выявление связей. Последнее непосредственно связано с прошлым опытом человека. Так что к подготовке можно отнести и всю прожитую жизнь во всем её многообразии. Неизвестное в этом процессе являестся то, почему другим, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон говорил, что творчество есть дело рук боле непознанных сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.
Вторая   фаза   (бессознательная   работа)   -   созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Почему творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться так и нерешенной? Наверное, более прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем за невозмутимым движением воздушных массивов , вместо того, чтобы размышлять над какой-нибудь идеей, нуждающейся в творческом решении. Так что творческие акты часто следуют за периодами неконцентрированной активности или неактивности ,скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.
Познер предлагает различные гипотезы, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку сбросить груз усталости напряжения, связанной с решением задачи. Перерыв в трудной деятельности в том числе помогает забыть несоответствующие подходы к интересующей задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают изначальные, неуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, раскрывающая, как инкубация способна помочь творческому процессу, полагает, что в этот самый период мы внутри продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление уходит корнями к знаменитому положению Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" В итоге, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация накопленного материала.
Третья  фаза (переход бессознательного в  сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла). Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые находятся инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не получили просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Творец может почувствовать порыв возбуждения, когда мозаика идей вдруг собирается в целостную картину. Все относящиеся к делу идеи сходится друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров инсайта (интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей, присущие тому воспоминанию) в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.
Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Вслед за воодухотворяющим возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает этап проверки новой идеи. Проверка - это своего рода вскрытие творческого продукта, когда он проверяется на предмет его действительности. Зачастую после тщательного изучения решение, выступающее закономерным результатом творческого подхода, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок (1)
Брушинский  же предлагает свою интерпретацию, включающую как и старую модель так и новые комплиментарные добавления. Схематически ее можно представить именно так: 

 
 
 

ТВОРЧЕСКАЯ  ЛИЧНОСТЬ
Творчество  можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Успех всегда был заветным кубком, а потому первыми стали замечать особенности мышления и специфические поведенческие характеристики выдающихся людей историки и биографы. Многие из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих талантливых людей (Леонардо да Винчи, Галилея, Петра I, И. Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ч. Дарвина)чаще всего встречались такие характеристики:  
• 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться; 
• 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны; 
• почти 90% были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям; 
• по крайней мере 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям. 
Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов: 
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 
2. У них был высокий интеллект и хорошая память. 
3. Они были увлечены своим делом, энергичны. 
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 
5. Умели контролировать себя. 
6. Имели стремление контактировать с одаренными взрослыми. 
7. Умели извлекать пользу из общения и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.(2)

Эти признаки являются лишь результатом наблюдения биографов и ученых, тогда как  при изучении данного вопроса  опору нужно делать не на общие  схожие признаки среди явных творческих личностей, а скорей на результат  или на сам процесс когнитивной и творческой деятельности. Опираясь даже на личный опыт можно судить о природе этого процесса. Даже ребенок скажет, что творчество связано с созданием чего- то принципиально нового, идущего в разрез с обще принятыми формами, либо развитие уже существующего. Многие ученые исходя из этого пытаются вычленить причинно- следственные связи в данном направлении. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда (1967)  и Э.П. Торренса (1964, 1965), представляющую  креативность как универсальную познавательную творческую способность. Дж. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное (актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение)  и дивергентное («тип мышления, идущий в различных направлениях») (Дж. Гилфорд, 1967). В рамках своей концепции Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Он выделил четыре особенности творческого мышления:
1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной  новизне.
2. Семантическая  гибкость, видение объекта под неожиданным углом зрения, обнаруживать его новое использование.
3. Образная  адаптивная  гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта так, чтобы видеть его скрытые от наблюдения стороны.
4. Семантическая  спонтанная гибкость, т. е. способность  извлекать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая неориентированная для этих идей. 
Необходимое условие творческой деятельности является системный подход. Стоит заметить, что анализу поддаются только  внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения,  чувствование, причастность  являются  глубоко субъективными  качествами  и  не  поддаются обычным методам наблюдения и анализа. В литературе есть  указание  на  то,  что  отсутствие  тождественного морально-психологического  мира  есть  необходимое  условие  для  реализации

попытки  найти  себя,  познать  истину,  увидеть  реальность,   т.е.   стать
человеком пути, человеком познающим. Еще Платон писал, что истинный интерес и стремление к познанию выражается через наблюдение за обыденными событиями и явлениями. «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С.Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выражающая неспособность осознавать неповторимость нового и оригинальность старого, обычно свойственна ограниченным людям, как правило это не зависит ни от социального происхождения, ни от совокупности накопленных знаний. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть общепринятое мнение.
Развитие  сверхчувствительности к проблемам, либо подавление ее многие исследователи  связывают, в первую очередь, с характером обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — проблемное обучение, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Здесь принципиальную роль играет не количество накопленных знаний, а способность благодаря ним видеть многогранность явлений и объектов.
Основу психологического механизма творческой деятельности человека составляет взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модельного) планов действий. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от одного понятийного аппарата к другому, от одной системы к другой принципиально иной, часто далекой по содержанию, называют гибкостью мышления. С другой стороны — инертность, ригидность мышления. 
Высокий уровень «гибкости мышления» — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — «инертности мышления». Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.