На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 20 С. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    
 
 

                                             Федеральное агентство по образованию
               ГОУ ВПО «Омский государственный  педагогический университет»
                                   Кафедра педагогики и психологии  детства 
 
 

Развитие  воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности
                               (курсовая работа по педагогике) 
 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила: студентка
                                                                                                Факультета ППД
                                                                                   Батанова Лариса Львовна 
 

                                                                            Научный руководитель: к.п.н.,
                                                                                                  доцент кафедры ППД
                                                                                           Чухина Елена Викторовна 
 
 
 
 

                                                   Омск   2010 
 

                                                            Оглавление 

                                      
                            Ведение…………………………………………………………………………….3
          Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности
         1.1 Особенности развития воображения в дошкольном                возрасте……………………………………………………………………………5
                       1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10
         1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16
        Вывод по первой главе…………………………………………………..21
         Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности
          2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23
          2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26
          2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников            в процессе изобразительной деятельности………..29
        Выводы по второй главе………………………………………………...33
                 Заключение………………………………………………………………...34
                 Список литературы……………………………………………………....36
                 Приложение………………………………………………………………..38 
 
 
 
 

                                         
                                                     Ведение
        Проблема развития творческого воображения актуальна, тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведении в целом. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности воображения представляет изобразительная деятельность детей.
        Как показали исследования Л. С.  Выготского, В. В.  Давыдова,  Е.  И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  Крутецкого  и  других, воображение выступает не только предпосылкой  эффективного  усвоения  детьми  новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся  у детей знаний, способствует  саморазвитию  личности,  т.  е.  в  значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Большие возможности    для    развития    творческого    воображения    представляет изобразительная деятельность детей.
        Воображение и фантазия – это  важнейшая  сторона  жизни   ребенка.  Усвоить какую-либо программу без  воображения  невозможно.  Оно  является  высшей  и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем  именно  эта  способность нуждается в особой  заботе  в  плане  развития.  А  развивается  воображение особенно интенсивно в возрасте от  5  до  15  лет.  И  если  в  этот  период воображение специально не развивать,  то  в последующем наступает быстрое снижение  активности  этой  функции.  Вместе   с   уменьшением   способности фантазировать   у   детей   обедняется   личность,   снижаются   возможности творческого   мышления,   гаснет   интерес   к   искусству,   к   творческой деятельности. Для того  чтобы  развивать  творческое  воображение  у  детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
      Цель  исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.
      Объект  исследования – процесс развития воображения дошкольников.
      Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.
      Задачи  исследования:
      1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.
      2.Изучить  уровень развития воображения  у детей дошкольного возраста  в экспериментальной группе.
      3.Изучить практический опыт по использованию изобразительной деятельности в процессе развития воображения детей дошкольного возраста.
      4.Разработать методические рекомендации по использованию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
      Методы  исследования – Теоретические: анализ литературы. Практические: определение уровня развития воображения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь», методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
      База  исследования – МДОУ «Детский сад № 5» г. Исилькуля Омской области. В исследовании приняли участие дети разновозрастной группы в количестве 6 человек - 2 ребенка младшего возраста, 2 ребенка среднего возраста, 2 ребенка старшего возраста.
      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (… источников) и приложения. 
 

       Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития воображения у        дошкольников в процессе деятельности
               1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
       Воображение присуще только человеку.  Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико – синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. [4, с. 208]
       Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик. [4, с. 114]
       В тоже время воображение – основное психическое новообразование дошкольного  возраста. Этот возрастной период сенситивен для его развития. Одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольников в процессе руководства его изобразительной деятельности должно быть первоочередным. [4, с. 114]
       В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства.  О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. [4, с. 114]
       Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркнул, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С. Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он так же отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Ученый выделил два типа воображения: пластическое и эмоциональное. В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное – из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорил, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное». [5, с. 115]
       Надо  полагать, что именно поэтому к  концу дошкольного возраста ребенок  хочет и может изобразить что–то доступное пониманию другим людям. Все же можно объяснить взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображения чувств, восприятия, сознания. [5, с. 115]
       Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей (Э.В. Ильенков) не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте. [5, с.  115]
      Весьма  существенно замечание ученого  о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой  репродуктивных представлений В  воображение главное – перенос  определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. [7, с. 115]
      Ярким примером этой особенности воображения  может быть продуктивное творчество в бионике. Басня – в литературном творчестве, сказочные образы кентавра, русалки, Змея Горыныча – в изобразительном. Достраивание ребенком образа на основе, какой – то детали – пример такого воображения. Например, случайное пятно, клякса, в которой ребенок увидел голову и клюв птицы, определяет появление других деталей этого образа. Скульптура, поделки детьми из корней и веток деревьев выполняются на основе работы воображения. [7, с. 116]
      Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и  в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. [7, с. 116]
      При любом содержании рисунка, если у  ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться, более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер рисунка: на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет ребенок. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни дети пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение. Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно направлять одних детей на усиление в рисунке изобразительной стороны, а других на передачу своего отношения к содержанию. Есть основания полагать, что именно у детей с эмоциональным воображением превалирует игровые  мотивы изодеятельности. [3, с. 120]
      Ученые  выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. [3, с. 120]
      Как показали исследования О.М. Дьяченко, уровень  оригинальности детской продукции  выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается. В младшей группе это связано с отсутствием взаимовлияния детей. Есть и другие причины, связанные с уровнем развития изобразительной деятельности. Ребенок как бы «открывает» смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, ребенок обнаруживает разнообразие тем и замыслов. В то же время он не владеет адекватными способами изображения и даже не подозревает об их существовании и потому смел и раскован в изображении. Поэтому, если мы хотим сохранить и подержать тенденцию к развитию оригинальности изображения окружающего как показателя творчества, следует принимать все, что делает в рисунке (лепке) ребенок, лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия.          Такой подход взрослых к детской деятельности сочетает в себе сохранение, поддержание инициативной активности ребенка, рождающей оригинальность образов, с обучением способам действия. [14, с. 120]
      В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения  можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому  произошли изменения в его  мотивационно -  потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы, приняли дети и взрослые. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественного направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно – техническая сторона деятельности. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина семилетками оригинальных образов. [14, с. 121]
      Один  из важных факторов успехов семилетнего  ребенка в поиске адекватных средств  создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет. В этот период «стабильного» развития дети ориентированы в основном на условие норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых. Их склонность к подражанию используется и в организованном обучении. В этот период развивается операционно–техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в семилетнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерно, объяснима. [12,с121]
      В любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии  свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения. [12,с121]
      Как показали исследования О.М. Дьяченко, наибольше  количество детей с «эмоциональным»  воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней  и старшей группах их число  уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе. Этот факт исследователи связывают кризисом 3 и 7 лет, когда у детей отмечается повышенная эмоциональная и личностная перестройка. В трех летнем возрасте ребенок, освоив многие способы действия с предметами, становится по отношению ко взрослым в позицию «Я сам». И дет процесс интенсивного осознания своего «Я», противопоставление себя миру взрослых. Это связано с повышенной эмоциональностью, стремление к свободе. А ребенок 7 лет, осваивая нормы, правила, ценности жизни взрослых, не имеет возможности применить их в реальной жизни и действовать, «как они». Этот период также связан с осознанием своего «Я», сменой позиции ребенка к обществу, стремлением самоутвердиться, и отличатся повышенной эмоциональностью. [12, с122]
      Понятие творческого воображения в психологической  литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
                      

      1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников
      Занятия по изобразительной деятельности, кроме  выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. [14, с. 36]
      Изобразительная деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. [14,  с. 36]
      Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о  нем, т. е. видеть характерные черты  предмета, их соотношение друг с  другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом. [16, с. 30]
      В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. [16, с. 30]
      Развитие  наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Саккулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Последние исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. Исследование В. А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5—7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества. [18, с. 45]
      Изобразительная деятельность тесно связана с  решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. [18, с. 45]
      Окружающая  жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В  процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так  как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. [12, с. 38]
      Средствами  аппликации дошкольники составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приходится затрачивать человеку на строительство новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т. д. Все это значительно расширяет представления ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника. [12, c. 38]
      В процессе рисования, лепки, конструирования  формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. [12, c. 39] 
      Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. [16, c. 51]
      Отношение 2—3-летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью вызываемых чувств. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают также ярко раскрашенные, динамичные игрушки, имеющие гладкую или пушистую поверхность, и т. п. [16, c. 51]
      Ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: «Почему это красиво?» — преобладают мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность объемных форм, богатство цветовых оттенков. [16, с. 52]
      Изобразительная деятельность играет большую роль в  воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие  возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Она так же содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. [16, с. 52]
      Огромное  влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает  личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.
      Ребенку старшего дошкольного возраста доступно понимание многих выразительных средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке «Снегурочка» художник А. Ф. Пахомов выделяет образ Снегурочки при помощи цвета — все окружающие ее люди и предметы имеют реальную окраску, в то время как Снегурочка изображена голубым цветом. Такой прием помогает подчеркнуть ее нежность, хрупкость, сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует особых изобразительных форм, цвета. [10, с. 40]
      В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
      Организация и оборудование занятий также  должны способствовать эстетическому  воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. [10, с. 41]
      Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. [10, с. 41]
      Большое значение для рисования и лепки  имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. [10, с. 41]
      В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам  памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. [11, с. 25]
      Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений  ребенка, полученными непосредственно  в процессе рисования, лепки и  т. п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. [11, с. 25]
      Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. [11, с. 30]
      Трудовые  навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также  развивают руку и глаз ребенка  и могут быть использованы в разных видах труда. [11, c. 31]
      Во  время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная  деятельность почти всегда связана  со статическим положением и определенной позой. [11, c. 31]
      Таким образом, занятия изобразительным  искусством являются важным средством всестороннего развития детей. 
 

      1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста
      Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных  наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
      Изобразительная деятельность, прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств  самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. [19, c. 6]
      Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые  анализаторы. В изобразительной  деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. [19, c. 6]
      Первые  опыты ребенка в художественной деятельности, прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это – случайно получившиеся штрихи и линии. И если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательно еще замысла нет. Но постепенно, приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остающиеся на бумаге след, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет. [19, c. 16]
      Предоставление  детям свободы выбора темы для  рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта дают возможность рисовать самые разные предметы. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления ребенка. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать, связана с развитием воображения. [19, c. 17]
      Воображение играет в жизни ребенка большую  роль, чем в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это  один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
      В первой половине дошкольного детства  у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее  полученные впечатления в виде образов. [13, c. 16]
      В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в посредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. [13, c. 17] 
      Эффективнее всего развивать воображение  у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной  деятельности, так как именно эта  деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка  дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка. [18, c. 17] 
      На  занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. [11, c. 17] 
      Накоплению  представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно – образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Поэтому поводу Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.  
Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». [11, c. 18]
      Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно – речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать. [11, c. 14]
      Подражая  действиям  взрослых,  ребенок  уже  в  раннем  детстве  начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно  ребенок уходит от  бездумных  чирканий  по  бумаге.  Он  начинает  понимать  функцию карандашей, его движения становятся  более  точными  и  разнообразными.  Это период до изобразительной деятельности.  Рисунок  появляется,  когда  ребенок связывает некоторые из своих каракуль  с  предметами  и  специально  создает воображаемые объекты. Словесное формулирование  намерения  является  началом изобразительной   деятельности.   В   начале   стремление    изобразить    с воспоминанием  знакомого   ему   графического   образа.   Чаще   всего   это круга подобные  кривые,  в  которых  ребенок  «видит»  дядю,  тетю   и   т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает  искать новые графические образы. Появляются  «головоногие».  Значительный  скачек  в развитии, как самого ребенка,  так  и  рисования,  происходит  в  дошкольном возрасте. Под влиянием  взрослых  появляются  изображения домов,  деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что  ему интересно. Все, что только  он  способен  вообразить,  представить  в  своей фантазии, ребенок  пытается  нарисовать.  У  многих  наблюдается  интерес  к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей,  колдунов  т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых.  Рисование,  как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение,  мир,  в  котором он живет. [8, с. 57]
      Все   необходимые   качества   воображения    (широта,    произвольность, устойчивость,  яркость,  оригинальность)  возникают  не  спонтанно,  а   при условие  систематического  влияния со  стороны взрослых.  Влияние   должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем  мире, а не сводиться к «навязыванию»  ему  готовых  тем.  Ребенку  нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать  способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно  формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не  проводить,  то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к  началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым  к  усвоению  учебного материала,  требующего  достаточно  сформированного  уровня  воображения.  К этому возрасту уже  должны  появиться  такие  психические  образования,  как произвольность,  внутренний  план  действий,   рефлексия.   Благодаря   этим новообразованиям  появляется  и  качественно   новый   вид   воображения   – произвольное  воображение.   Возрастает   целенаправленность,   устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны  и  эмоционально  окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. [8,  с. 57]
      Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. [8,  с. 58]
      Воображение играет в жизни ребенка важную роль. Развивать воображение у детей дошкольного возраста рекомендуется в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста. 
 

      Вывод по первой главе.
      Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик.
      Понятие творческого воображения в психологической  литературе рассматривалось многими  учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
      Развитие  творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и методы работы. Положительное влияние активных методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей, в частности на развитие их воображения.
        Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности
      2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
      Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5» г. Исилькуль. Омской области, разновозрастной группе. В исследовании принимало участие 6 детей – 2 детей младшего возраста, 2 детей среднего возраста, 2 детей старшего возраста.
         Для определения уровня развития творческого воображения дошкольника была использована методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь». Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
      Проанализировав рисунки детей, были сделаны следующие выводы:
      1) Даша – 4 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.
      2) Андрей – 2 балла, что говорит об очень низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.
      3) Лена, Руслан и Дима – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню развития воображения. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Детали прорисованы не достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.
      4) Катя – 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения. На рисунке изображен предмет, который не является новым, но выглядит действительно необычно. Присутствует фантазия. Ребенок использовал комбинацию цветов. Детали рисунка достаточно хорошо проработаны.
      В исследовании так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
      На  листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям было  предложено дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
      Все работы детей можно поделить на 4 группы:
      1 группа – оригинальные изображения  во всех 3х случаях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.