На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рентабельность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ
1.1. Понятие рентабельности  и ее роль в деятельности предприятия……………6
1.2. Виды рентабельности  предприятия и методика их  расчета………...............13
1.3. Методика  оценки показателей рентабельности  деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22
2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Характеристика  ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41
2.3. Оценка показателей  рентабельности ЗАО «Челныводоканал»  и анализ уровня их динамики………………………………………………………………………...…52
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка резервов  роста рентабельности предприятия…………………..…..59
3.2. Мероприятия  по повышению рентабельности  деятельности предприятия……………………………………………………………………...…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78
ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     В данной работе будет рассмотрена тема «Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии».
     Когда создается предприятие, его владельца  волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль организации  покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия.
     Обобщающим  показателем экономической эффективности  производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
     На  основе анализа средних уровней  рентабельности можно определить, какие  виды продукции и какие хозяйственные  подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
     Рентабельным  считается предприятие, которое  приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию, изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.
     Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо сопоставить  выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию.
     Актуальность  темы заключается в том, что анализ рентабельности и финансовых показателей в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемость вложений в активы.
     Из  вышесказанного ясно, что прибыль и рентабельность предприятия и пути ее повышения – тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики, и рассматривается в данной работе.
     Без глубокого изучения прибыли и рентабельности невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности хозяйствования, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей, специалистов и других работников предприятий в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах ресурсов.
     Прибыль важная и сложная экономическая  категория, является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников, занятых в сфере производства и товарного обращения. Сумма прибыли и рентабельность являются основными показателями оценки конкурентоспособности организации или предприятия.
     Увеличение  прибыли, залог дальнейшего успешного  функционирования организации на рынке. Вместе с тем, рост прибыли может быть вызван необоснованным увеличением цен, а также стремление любыми путями получить высокий доход, в ущерб потребителям.
     Прибыль используется в предприятиях для  развития материально -  технической  базы на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, поколении собственных оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, выплаты материального поощрения работников, обеспечение социального развития трудового коллектива и др.
     Проблема  повышения прибыли и рентабельности является актуальной для предприятий всех отраслей народного хозяйства России.
     Объектом  исследования работы является Закрытое Акционерное Общество «Челныводоканал» (ЗАО «Челныводоканал»).
     Предметом исследования являются: понятие рентабельности, ее  показатели, виды; оценка рентабельности, пути ее повышения на предприятии.
     Целью данной работы – анализ рентабельности предприятия и изыскание путей  ее увеличения на предприятии.
     Исходя  из цели, формируются задачи работы:
    рассмотреть рентабельность как экономическую категорию, понятие рентабельности;
    рассмотреть экономическую характеристику ЗАО «Челныводоканал»;
    провести оценку показателей рентабельности предприятия;
    разработка предложений по увеличению показателей рентабельности предприятия.
     Методологической  основой для написания данной работы послужили сборники научных трудов, периодическая литература, бухгалтерская отчетность ЗАО «Челныводоканал» (Форма №1 «Бухгалтерский Баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»).
     Структура предложенной работы состоит из трех глав. В первой главе рассмотрено  понятие рентабельности, ее роль в деятельности предприятия. Рассмотрены виды рентабельности и методика их расчета.
     Во  второй главе данная теория применена  на практике на примере конкретного  субъекта хозяйствования – предприятия  ЗАО «Челныводоканал»: дана характеристика деятельности предприятия, проведен анализ финансового состояния. Глава иллюстрирована различными таблицами, графиками и рисунками, содержит основный расчеты.
     В третьей главе представлены пути увеличения рентабельности: оценка резервов роста рентабельности предприятия; мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1.1. Понятие рентабельности  и ее роль в  деятельности предприятия
     Одной из основных целей  любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является его прибыль. Но абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа  используются система относительных экономических показателей в которую и входят коэффициенты рентабельности. Экономический смысл которых заключается в  определение прибыли, приходящейся на рубль вложенных средств предприятием [16, C.302]. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.
     Порядок расчета и интерпретации полученных коэффициентов рентабельности, методики их факторного анализа широко представлены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа. В качестве примера можно назвать таких авторов как Шеремет А.Д., Палий В.М., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Бернстайн А.А. и т д.
     Кроме того, вопросу рентабельности предприятий  и отраслей  реального сектора  экономики уделяется большое  внимание в периодических изданиях, что связано с тем, что способность предприятий получать прибыль и быть рентабельным важна не только на микроэкономическом уровне для директоров, служащих предприятия, поставщиков и покупателей, банковских и других кредитно-финансовых учреждений, выдающих кредиты предприятию, но и на макро уровне, т.к. за счет отчислений в бюджет из прибыли предприятий формируется основная часть ресурсов государства, зависят темпы экономического развития страны, регионов, уровень жизни населения и т.д. Необходимо отметить, что названия коэффициентов рентабельности несколько отличаются в различных источниках, но исходя из их экономического содержания наиболее часто в литературе можно встретить деление коэффициентов рентабельности на три основные группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.
     Расчет  коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше деления, позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает, какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия [38, C. 89].
     Показатели  рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли  к показателям средних за отчетный период активов предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. [37, С. 281].
     В качестве показателей активов могут  использоваться величины всех активов  предприятия, чистых активов, то есть величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.
     Рентабельность  активов - важнейший показатель эффективности  деятельности коммерческой организации, основной норматив (то есть средняя  величина в рыночной экономике), с  которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18 – 20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективных проектов часто используется коэффициент 0,20. [38, C.403]
     Показатели  рентабельности активов формируются  как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал предприятия.
     Данные  показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача или (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей –доходность акций и так далее.
     Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость: 

     Рч / К = (Рч / N) * (N / K)                                                                       (1.1.1.), 

     где Рч — чистая прибыль;
     К—  все активы;
     N—  продажа.
     Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
     Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности: 

     Рчс = (Рч / N) * (N / K) * (K / Cс )                                                       (1.1.2.),  

     где Сс — собственные средства (капитал).
     Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала [38, C.405].
     При расчетах рентабельности активов вместо прибыли принимают чистый приток денежных средств.
 

     Данные  показатели дают представление о  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются признаком «здоровья» финансового состояния предприятия.
     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
     Однако, характеристика рентабельности предприятия  не будет объективной если не  рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий – конкурентов и со средними по отрасли.
     Так, например, значение показателей рентабельности может временно снижаться если предприятие занимается капитальными вложениями  в новые технологии или переходит к выпуску новых видов продукции. Значение коэффициента рентабельности у предприятий – конкурентов позволит предприятию ответить на вопросы о том, сможет ли оно получить прибыль на данном рынке при данной себестоимости продукции. Среднеотраслевые показатели рентабельности дают информацию о том, какой уровень рентабельности желательно планировать на предприятие, стоит ли входить в данную отрасль и т.д. [6, C.323].
     Можно привести несколько понятий рентабельности.
     Рентабельность – это уровень доходности предприятия (капитала). Рассчитывается как отношение полученной прибыли к сумме основного и оборотного капитала, выраженное в процентах. Зависит от множества факторов, как внутрипроизводственных, так и внешних, связанных с рынками факторов производства и сбыта произведенной продукции [27, С.117].
     Рентабельность (от немецкого - rentabel- доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
     Рентабельность  – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [29, C 297].
     Четвертым определением рентабельности является:
     Рентабельность  – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. [37, C. 281]
     Рентабельность  разделяют на две группы: общую  и расчетную.
     Общая рентабельность представляет собой  процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной  стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная представляет собой – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.
     Предприятие реализуя продукцию потребителям производит определённые затраты (расходы).  Эти расходы представляют собой издержки производства данного предприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки.
     Однако  издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних  издержек по отрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяют предприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности [20, C. 254].
     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться.
     Это происходит в том случае, если прирост  прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.
     Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
     1) отношение прибыли к издержкам  производства, характеризующие уровень  прибыльности текущих затрат (на  приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
     2) отношение прибыли к среднегодовой  стоимости производственных фондов, характеризующие относительный  размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов. Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации [17, C. 129].
     Распределительной функцией рентабельности является распределения части прибавочного продукта  – прибыли.
     Прибыль является важным критерием для развития и расширения производства предприятия. Таким образом, рентабельность важный и весьма необходимый показатель, который влияет на предприятие и экономику в целом.
       Рентабельность исчисляемая на  основе притока денежных средств,  широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции  с денежными потоками, обеспечивающие  платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
     Рентабельность  характеризует эффективность производственной деятельности предприятия.
     Для оценки рентабельности используется несколько  показателей, основанных на соотношении  прибыли, полученной предприятием, к капиталу предприятия, основным и оборотным средствам.  

1. 2. Виды рентабельности предприятия и методика их расчета
     Устойчивое  функционирование предприятия зависит  от его способности приносить  достаточный объем дохода (прибыли). Эта способность оказывает влияние на платежеспособность предприятия [34, C. 179].
     В целом результативность деятельности любого предприятия можно оценивать  с помощью абсолютных и относительных  показателей. Так, с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, реализации продукции, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл  (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).
     Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения  прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие [20, C. 278].
     Используется и система показателей эффективности деятельности, среди них остановимся на следующих:  
 

     Ра = (П / А ) * 100 %                                                                               (1.2.1.), 

     где Ра – рентабельность активов (имущества);
     П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);
     А – средняя величина активов (расчет по данным баланса). 

     Этот  коэффициент показывает, какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы.
     Как уже было сказано в параграфе 1.1., показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия.
     В качестве показателя прибыли могут  использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), чистая прибыль, чистый приток денежных средств [24, C.189].
     В качестве показателей активов могут  использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов. Эти показатели характеризуют эффективность функционирования активов предприятия (в целом или по отдельным составляющим компонентам) с точки зрения получения прибыли предприятием.
     Рентабельность  всех активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов предприятия, либо о накоплении на предприятии излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активом, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития предприятия, поскольку рентабельность активов — это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия. 
 

     Роа = П / ОА * 100 %                                                                                (1.2.2.), 

     где Роа – рентабельность оборотных активов;
     П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);
     ОА – средняя величина оборотных активов (расчет по данным баланса). 

     Коэффициент рентабельности активов показывает сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для  исчисления этого показателя различные  показатели прибыли соотносят со средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов [12, C.152].
     Рентабельность  оборотных активов показывает эффективность  их использования предприятием в  отчетном периоде. Динамика рентабельности оборотных активов оценивается  на основе сопоставления с динамикой  рентабельности всех активов и рентабельности внеоборотных активов.
     Оценка  сравнительной динамики рентабельности оборотных активов и рентабельности всех активов должна основываться на тщательном анализе причин изменения  доли оборотных активов во всех активах, выяснения, связано ли это изменение с увеличением масштабов деятельности или с образованием излишних (неиспользуемых) запасов, с ускорением оборота оборотных активов или с недостаточными закупками сырья и материалов из – за дефицита источников финансирования.  

     Робщ = Бп / А * 100 %,                                                                              (1.2.3.), 

     где Робщ– общая рентабельность активов предприятия;
     Бп  - балансовая прибыль;
     А – среднегодовая стоимость активов. 

     Этот  показатель называется еще экономической рентабельностью, и используется для расчета экономической эффективности инвестиций и в целом хозяйственной деятельности. 

     Рчрп = Пр / А * 100 %,                                                                              (1.2.4.), 

     где Рчрп – чистая рентабельность предприятия;
     Пр – прибыль от реализации продукции;
     А – среднегодовая стоимость активов. 

     Рвк = Пвр / А *100 %,                                                                                (1.2.5.), 

     где Рвк– рентабельность вложений капитала;
     Пвр – прибыль от всей реализации;
     А – среднегодовая стоимость активов.
   
     Сопоставление показателей Робщ (общая рентабельность предприятия) и Рчрп (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия. Сопоставление Робщ  и Рвк показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других, не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции [38, C. 406].
     Если  предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать инвестиционную политику (при этом под инвестированием понимается постоянное и долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств. 

     Ри = Пн / Вб - Ко * 100 %                                                                        (1.2.6.), 

     где Ри -  рентабельность инвестиций;
     Пн - прибыль (до уплаты налогов);
     Вб - валюта банков;
     Ко – краткосрочные обязательства.
     Показатель  рентабельности инвестиций рассматривается  в зарубежной практике финансового  анализа как способ оценки «мастерства» управления инвестициями. При этом, поскольку руководство компанией не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, для боле точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налога.
     Акционеры вкладывают в предприятие свои средства в целях получения прибыли от этих инвестиций, поэтому, с их точки зрения, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал:  

          Рск  = П / Исс * 100 %                                                                           (1.2.7.), 

     где Рск – рентабельность собственного капитала;
     П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);
     Исс – источники собственных средств (итог раздела IV пассива).
     Этот  показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным) [38, C. 406]. 

     Рп = П / Вр * 100 %                                                                (1.2.8.), 

     где Рп – рентабельность реализованной продукции;
     П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);
     Вр – выручка от реализации.
     Этот  коэффициент показывает, какую прибыль  имеет предприятие с каждого  рубля реализованной продукции. Он может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.
     Существующая  взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции может быть предоставлена в следующем виде:
     Ра = Ао* Рп                                                                                              (1.2.9.), 

     где Ра – рентабельность активов;
     Ао – оборачиваемость активов;
     Рп – рентабельность реализованной продукции.
     Действительно,
     П/А = Вр/А * П/Вр                                                                               (1.2.1.1.), 

     где П – прибыль в распоряжении предприятия;
     А – средняя величина активов;
     Вр – выручка от реализации.
     Так как активы предприятия отражают вложения предприятия в основные и оборотные фонды, то для анализа  деятельности предприятия необходимо оценить какую прибыль приносят эти вложения. Для этого балансовую прибыль отчетного периода соотносят  со средней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этот показатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственных фондов. Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжение предприятия [8, C.113].
     (1.2.1.2.)
   * 100 %,
     где Fос  – среднегодовая стоимость основных средств;
           Fоб – среднегодовые остатки материальных оборотных средств;
           Q – объем реализованной продукции;
           R3 – рентабельность реализованной продукции;
          –  коэффициент фондоемкости;
            – коэффициент закрепления оборотных средств;
         – зарплатоемкость продукции;  
         – материалоемкость продукции;
          – амортизациоемкость продукции;
           S – затраты на производство продукции.
     Из  формулы (1.2.1.2.) видно, что на общую рентабельность фондов влияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств и рентабельность реализованной продукции. Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок [8, C.114].
     В зависимости от конкретных целей  анализа показатели балансовой и  чистой прибыли можно соотносить или только с  основными, или только с оборотными фондами, или  отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотных фондов.
     Расчет  коэффициента общей рентабельности и факторов, влияющих на него: фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств и других факторов (формула) позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить её рентабельность.
     Что бы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой  продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных  активов и рассчитывается по формуле 

     Рвна = П / ВНА * 100%                                                                         (1.2.1.3.), 

     где П – прибыль (балансовая или чистая);
     ВНА   – величина внеоборотных активов;
     Рост рентабельности внеоборотных активов при снижение рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции. Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами [38, C.407].
     Рентабельность  внеоборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Динамика этого показателя оценивается путем сопоставления с динамикой рентабельности всех активов и рентабельности оборотных активов.
     Сравнительная оценка увеличения или уменьшения доли внеоборотных активов во всех активах должна производиться на основе анализа достаточности или избыточности внеоборотных активов для решения производственных или финансовых задач предприятия. Увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может быть связано с существенным совершенствованием и даже радикальным изменением производственных технологий, осуществлением финансовых вложений в дочерние структуры предприятия или приобретением значимых нематериальных активов в связи с инновационным характером стратегии предприятия. С другой стороны, увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может отражать приобретение излишних с точки зрения производственных задач основных средств.
     Снижение  доли внеоборотных активов во всех активах и соответствующее возрастание доли оборотных активов может быть связано с расширением объемов деятельности, осуществляемым путем более полной загрузки имеющихся производственных мощностей. Но, с другой стороны, указанное снижение доли внеоборотных активов может отражать формирование излишних (неиспользуемых) запасов, затоваривание складов готовой продукцией, не имеющей высокого спроса [38, C.409].
     В зависимости от того, какими причинами  в ходе анализа будет объяснено изменение доли внеоборотных активов во всех активах, следует формировать положительную или отрицательную оценку сравнительной динамики рентабельности всех активов и рентабельности внеоборотных активов.
     Рентабельность  собственного капитала характеризует  эффективность использования вложенных в организацию собственных средств (1.1.2.7.).
     Использование формулы DUPONT, позволяет установить взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и коэффициентом капитализации. 

     Рск = (Пп / Вр) * (Вр / А) * (А / СК)                                                      (1.2.1.4.),  

     где Рск – рентабельность собственного капитала;
     Пп – прибыль от продаж;
     Вр – выручка от реализации;
     А – всего активов;
     СК  – собственный капитал.
     Оценка  влияния перечисленных показателей  на рентабельность собственного капитала проводится с помощью метода цепных постановок.
     Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелое управление запасами товарно – материальных ценностей и состояние расчетов с покупателями, а так же отсутствие их надлежащего учета.
     В настоящее время определение  финансовых показателей (коэффициентов) получило распространение в нашей стране. Осуществляя подобный анализ, следует учитывать, что финансовые показатели (коэффициенты) не имеют универсального значения. Используя финансовые показатели в финансовом управлении, необходимо понимать ограничения на их использование и относиться к ним как к инструменту анализа. 

    3. Методика оценки  показателей рентабельности деятельности предприятия
     Кроме существующих методик расчета различных показателей рентабельности существует так же методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия, например методом цепных подстановок для выявления уровня значимости составляющих частей формул рентабельности. Действующая методика анализа рентабельности традиционным методом также не учитывает взаимосвязь  «затраты – объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат [22, C.26]. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия  не изменяется пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
     При проведении факторного анализа  рентабельности затрат одного вида продукции используется следующая факторная модель [28, C.254]: 

     Rзi = Пп I=Ki * (Цi – Изедi )– НЗi                                                                                            (1.3.1.).
                 Зi         Ki * ИЗедi + НЗi  

     Расчет  влияния факторов производится с  помощью приема цепной подстановки:
           RЗi баз=ПпIбаз = Kiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.2.),
                         Зiбаз            Kiбаз  * ИЗедi баз + НЗiбаз 

          RЗi усл1=ПпIусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.3.),
                            Зiусл1              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз     

          RЗi усл2=ПпIусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                          (1.3.4.),
                          Зiусл2              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз     

          RЗi усл3=ПпIусл3 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.5.),
                           Зiусл3              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз     

          RЗi ф=Пп = K * (Ц – Изедф )– НЗ *100%                                      (1.3.6.).
                     З             Kiф   * ИЗедi ф + НЗ    

     Общее изменение уровня рентабельности одного вида продукции составит:  ? RЗi =RЗ – RЗiбаз ,                                                                                                                  (1.3.7.).
     В том числе за счет изменения:
     1) объема реализованной продукции       ? RЗ =RЗiусл1 – RЗiбаз ,           (1.3.8.),
     2) цены реализации                                   ? RЗiцен =RЗiусл2 – RЗiусл1 ,   (1.3.9.),
     3) удельных переменных затрат             ? RЗiиз =RЗiусл3 – RЗiусл2      (1.3.1.1.),
     4) суммы постоянных затрат                  ? RЗiнз =RЗ – RЗiусл3      (1.3.1.2.). 

     Для анализа  рентабельности издержек в целом по предприятию используется следующая факторная модель [28, C.257]:
           RЗ = Пп =? [K *Удi * (Цi – Изедi )– НЗi  *100%                                (1.3.1.3.),
                      З        ? [K *Удi * ИЗедi  ]+ НЗi 

     Расчет  влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки :  

       RЗбаз = Ппбаз =? [Kбаз *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%        (1.3.1.4.),
                             Збаз        ? [Kбаз  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз 

       RЗусл1 = Ппусл1 =? [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%       (1.3.1.5.),
                     Зусл1        ? [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз  

       RЗусл2 = Ппусл2 =? [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%       (1.3.1.6.),
                     Зусл2        ? [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз 

         RЗусл3 = Ппусл3 =? [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%      (1.3.1.7.),
                     Зусл3       ? [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз 

       RЗусл4 = Ппусл4 =? [Kф *Уд * (Ц – Изедiф )]– НЗбаз *100%            (1.3.1.8.),
                      Зусл4        ? [Kф  *Уд * ИЗедiф  ]+ НЗбаз 

       RЗф = Ппф =? [Kф *Уд * (Ц – Изедiф )]– НЗбаз *100%                   (1.3.1.9.),
                   Зф        ? [Kф  *Уд * ИЗедiф  ]+ НЗбаз
      
     Изменение уровня рентабельности  затрат составит:
     ? RЗобщ =RЗф – RЗiбаз                                                                            (1.3.2.1.),
     за  счет:
     1) увеличения общего объема продаж     ? RЗк =RЗусл1 – RЗiбаз         (1.3.2.2.),
     2) изменения структуры реализованной продукции
     ? RЗстр =RЗусл2 – RЗусл1                                                                         (1.3.2.3.),
     3) изменения уровня отпускных цен    ? RЗцен =RЗусл3 – RЗусл2           (1.3.2.4.),
     4) изменения уровня переменных расходов               
     ? RЗиз =RЗусл4 – RЗусл3                                                                          (1.3.2.5.),
     5) изменения суммы постоянных затрат   ? RЗнз =RЗф – RЗусл4          (1.3.2.6.). 

     При анализе рентабельности  продаж отдельных видов продукции  используется следующая модель:
        Rпi = Пп I=Ki * (Цi – Изедi )– НЗi * 100%                                         (1.3.2.7.),
                       Вi         Ki * Цi
       Расчет влияния факторов производится  с помощью  способа цепной  подстановки:
                            
        Rпiбаз = Пп Iбаз = Kiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                     (1.3.2.8.),
                        Вiбаз         Kiбаз * Цiбаз 

        Rпiусл1 = Пп Iусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.2.9.),
                         Вiусл1         K* Цiбаз 

        Rпiусл2 = Пп Iусл2 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.3.1.),
                         Вiусл2        K * Цiф    

        Rпiусл3 = Пп Iусл3 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.3.2.),
                            Вiусл3        K * Ц 

        Rп = Пп = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                           (1.3.3.3.),
                       В       K * Ц
     Общее изменение уровня рентабельности одного вида продукции составит:  ? Rпi =Rп – Rпiбаз                                                                      (1.3.3.4.),
     В том числе за счет изменения:
     1) объема реализованной продукции   ? Rп =Rпiусл1 – Rпiбаз              (1.3.3.5.),
     2) цены реализации                              ? Rпiцен =Rпiусл2 – Rпiусл1       (1.3.3.6.),
     3) удельных переменных затрат           ? Rпiиз =Rпiусл3 – Rпiусл2      (1.3.3.7.),
     4) суммы постоянных затрат                ? Rпiнз=Rп – Rпiусл3                 (1.3.3.3.),
     5) изменение суммы постоянных затрат    ? Rпнз =Rпф – Rпусл4     (1.3.3.8.).
            Преимущество рассмотренной методики  анализа показателей  рентабельности  состоит в том, что при ее  использовании учитывается  взаимосвязь   элементов модели, в частности   объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов ,и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
     А так же в работе представлено моделирование  показателей рентабельности активов, как многофакторной модели анализа.
     Как уже говорилось в предыдущей главе, показатели рентабельности активов  зависят от двух основных факторов – показателей [38, C. 411]: 

     Р / К = (Р / N) * (N / K)                                                                        (1.3.3.9.), 

     где Р – прибыль (или бухгалтерская, или чистая);
     К – авансированный капитал (активы);
     N – выручка от продаж продукции  в отпускных ценах организации  (то есть без НДС и других  косвенных налогов);
     P / N – коэффициент прибыльности (рентабельности) продаж;
     N / K – коэффициент деловой активности (капиталоотдачи).
     Методы  факторного анализ рентабельности активов  можно свести к следующим моделям:
    двухфакторная мультипликативная модель:
    Р / К = (Р / N) * (N / K);
    2) трехфакторная  модель фирмы Du Pont для анализа рентабельности собственного капитала по чистой прибыли: 

    Рч / Сч – (Рч / N) * (N / K) * (K / Cc)                                                     (1.3.4.1.), 

    где Рч – чистая прибыль;
    Сс – собственные средства (капитал). 

     Из  представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, капиталоотдачи и структуры источников средств, авансированных в предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово – хозяйственной деятельности компании; [38, C.413].
     Трехфакторная модель рентабельности по бухгалтерской (или чистой прибыли (разработанная  автором): 

     Р / К = Р / (F + E) = (P / N) /((F / N) + (E / N))                                   (1.3.4.2.), 

     где F – внеоборотные активы (основной капитал);
     Е – оборотные активы (оборотный  капитал), то есть Р / N – первый фактор (прибыльность продукции);
     F / N – второй фактор (капиталоемкость по основному капиталу);
     E / N – третий фактор (оборачиваемость оборотного капитала – коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 рубль продаж продукции);
     Пятифакторная модель (где Р – прибыль от продаж), разработанная автором:
     Р / К = (1 – (S / N)) / ((F / N) – (E / N)) =
     = (1 – ((U / N) + (M / N) + (F / N))) / ((F / N) + (E / N))                   (1.3.4.3.),  

     где U – оплата труда с начислениями;
     М – материальные затраты;
     А – амортизация;
     U / N – оплатоемкость (трудоемкость продаж);
     M / N – материалоемкость продаж;
     A / N – амортизациеемкость продаж.
     Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние:
     - фондоемкости производства продукции;
     - оборачиваемости оборотных средств;
     - материалоемкости производства  продукции;
     - зарплатоемкости продукции;
     - амортизациеемкости продукции.
     В целом факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно –  следственные связи между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации [38, C. 415].
     Таким образом, рентабельность представляет собой  уровень доходности предприятия (капитала). Рассчитывается как отношение  полученной прибыли к сумме основного  и оборотного капитала, выраженное в процентах. Зависит от множества факторов производства и сбыта произведенной продукции.
     Коэффициенты  рентабельности делятся на три основные группы: рентабельность реализованной  продукции; рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.
     Расчет  коэффициентов рентабельности этих трех групп позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия.  
 
 
 

2. ОЦЕНКА  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО  «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2. 1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»
     Полное  фирменное наименование: Закрытое Акционерное Общество «Челныводоканал».
     Юридический адрес: 423808, Республика Татарстан, город  Набережные Челны, проспект Муссы Джалиля, 2.
     Фактический адрес: 423808, Россия, Республика Татарстан, город Набережные челны, Промкомзона.
     Общество  организовано на основании действующего законодательства 11 января в 1996 году как дочерние предприятие ОАО «КАМАЗ».
     Общество  является юридическим лицом и  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Органами  управления Общества являются: Общее  собрание акционеров, Генеральный директор. Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором, который избирается Общим собранием акционеров Общества сроком на три года.
     Основные виды производственной, коммерческой деятельности:
     1) обеспечение хозпитьевой, производственной, речной водой город Набережные Челны, юго – восток Татарстана, город Альметьевск, ОАО «КАМАЗ» и сторонних организаций;
     2) отведение и очистка стоков промышленных, бытовых, шламовых и иных стоков;
     3) проектирование, ремонт, монтаж, пуско – наладка и обслуживание оборудования, инженерных сетей и коммуникаций;
     4) выполнение необходимых условий охраны окружающей среды;
     5) выдача разрешений и технических условий потребителям на строительство, монтаж и эксплуатацию инженерных сетей и коммуникаций системы водоснабжения;
     6) коммерческая деятельность и оказание платных услуг населению;
     7) реализация товаров, услуг по видам деятельности.
     Производственные  мощности ЗАО «Челныводоканал» позволяют ежесуточно подавать потребителям около 900 кубометров хозпитьевой, производственной и технической воды. Мощности станции биологической очистки сточных вод – одной из лучшей в Поволжском регионе – составляют 370 тыс. кубометров в сутки.
     Таблица 2.1.1. 

      Загрузка  оборудования ЗАО «Челныводоканал» по данным 2008 года 

Наименование  Проект м. куб. в сутки Факт м. куб. в сутки % загрузки
Хоз/питьевая вода 543000 303238 55
Производственная 202000 46766 23
Техническая 105000 56550 53
Водозабор 1074000 765862 71
Сточные воды 380000 314583 82
 
     В число партнеров ЗАО «Челныводоканал» входят крупнейшие компании Закамского территориально – промышленного  комплекса Республики Татарстан  и Российской Федерации: ОАО «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «Картонно – бумажный комбинат», объекты жилищно – социальной сферы города Набережные Челны. Хозпитьевая вода подается в города Нижнекамск, Заинск, Альметьевск, Бугульма. Качество подготовки хозпитьевой воды контролируется аккредитованной лабораторией предприятия по 66 показателям.  
 

     Таблица 2.1.2.
      Количество  отклонений качества воды, 2008 год 

  Наименование  Март Апрель Май Июнь Июль
Хим. Анализ 0 0 0 0 0
Бак. Анализ 0 0 1 0 7
Гидробиолог 0 0 1 0 0
Отклонения  по мутности у потребителей 0 0 7 11 12
 
Таблица 2.1.3. 

      Количество  отклонений качества стоков 2008 год   

       Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль
14 25 25 23 21 18 18
 
 
     С 2005 года предприятие ведет системную работу по обновлению распределительной сети хозпитьевого водоснабжения, замене стальных труб на полиэтиленовые, на трубы с внутренним цементно – песчаным или эмалевым покрытием. В 2006 году было заменено и восстановлено 3% от общей протяженности водопроводных сетей хозпитьевой воды, а в 2007 году этот показатель был доведен до 7%. При этом все более активно используются бестраншейные методы ремонта и восстановления трубопроводов с применением отечественного оборудования.
     ЗАО «Челныводоканал» является крупным  потребителем электроэнергии. Благодаря  внедрению энергосберегающих технологий за два последних года на производстве водоподготовки снижен удельный расход электроэнергии на 17%. 
 
 

      Таблица 2.1.4. 

      Данные  по планированию воды и стоков за 2008 год    

Наименование  План производства за 7 месяцев Факт продаж за 7 месяцев Факт водозабора тыс. м? % фактических  продаж от плана % потерь воды
Хозпитьевая 124118 109165   88  
Производсвенная 27228 16835   62  
Техническая 10992 11875   109  
Речная 1120 575   51  
Итого вода: 163388 138450 160831 85 14
Строчные  воды 80936 66062   82  
 
 
Таблица 2.1.5. 

      Данные  по обеспечению материалами производства за 2008 год  

  План Потребность Факт % потребностей  от плана % обеспечения  от плана % отклонения  потребностей от факта
Кварцевый песок 6538,7 5117,5 5117,5 78,26 78,26 0,00
Жидкое  стекло 705,8 174 174 24,65 24,65 0,00
Хлор (РОС) 282,8 193,84 193,84 68,54 68,54 0,00
Хлор (ВЗС) 321,57 250,33 250,33 77,82 77,82 0,00
Хлор (СОВ) 68,5 68,5 58 100,00 84,57 15,33
Соль  поваренная 70 67,6 67,6 96,57 96,57 0,00
Итого: 7987,47 5871,77 5861,27 73,51 73,38 0,18
 
 
Таблица 2.1.6.
      Данные  по отказам оборудования     

Цех Количество  отказов 2008г. Примечание
СОВ 131  
РОС 152  
ВЗС 41  
 
 
       На предприятии ведётся постоянный поиск путей совершенствования системы управления и адаптации её к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Накоплен опыт по управлению арендованными коммуникациями. Так, в 2001 году ему были переданы в аренду сети водоснабжения и водоотведения северо-восточной части города Набережные Челны, где проживает 376 тыс. человек, а в 2003 году - внутриплощадочные сети ОАО «КАМАЗ», включая объекты и сооружения по очистке промышленных стоков.
     Схема взаимодействия служб представлена на рисунке 1 в Приложении.
     Социальная  политика организации направлена на стабилизацию трудового коллектива и заботу о каждом работнике. Здесь успешно действуют программы «Забота», «Ветеран», «Жильё для молодежи», программа адресной социальной поддержки. Все работники обеспечены бесплатной медицинской помощью за счёт страховых договоров с лечебными учреждениями города, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Предприятие шефствует над средней школой №53 и детским садом №61.
     С 1997 года ЗАО «Челныводоканал» является прибыльным предприятием с мощной материально - технической базой и большим экономическим потенциалом, у предприятия большие планы на будущее.
     Результаты  функционального анализа системы  управления финансами показали, что  на финансовой отдел возложены 80% учетных  функций, 10% плановых, 10% контрольных.
     Распределение функций по управлению различными финансовыми потоками показано в таблице 2.1.7. Существующие информационные связи между финансовым отделом и другими службами не позволяют оперативно концентрировать информацию о финансовых потоках в одном центре. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1.7.
        Распределение функций  по управлению различными финансовыми потоками
Входящие  финансовые потоки Выходящие финансовые потоки
Наименование  потока Служба участвующая  в формировании финансового потока Наименование  потока Служба участвующая  в формировании финансового потока
1. Выручка по основной деятельности Абонентский отдел 1. Закупка химреагентов Зам по коммерции, ОМТС
2. Выручка по вспомогательной деятельности   2. Закупка электроэнергии Главный энергетик
2.1 Электрическая энергия на сторону Главный энергетик 3. Закупка запчастей,  строительных материалов, труб, ГСМ прочих ТМЦ Зам. по коммерции, ОМТС
2.2 Услуги по согласованию проектов ПТО, Абонентский  отдел 4. Оплата услуг  подрядчиков Зам. по ремонту
2.3 Реализация ТМЦ, оборудования Главный бухгалтер, генеральный директор 5. Оплата налогов  и платежей Финотдел
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.