На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практическое значение концепции эластичности спроса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
     В данной курсовой работе рассматривается кривая спроса и направление её изменения. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
     В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить  влияние перечисленных показателей  на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким  образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
     Актуальность  исследования не вызывает сомнений, потому что спрос является неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а его эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.
     Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, которые отражают сущность концепции эластичности спроса и рассматривают варианты практического применения концепции эластичности спроса.
     Цель – выявление особенностей концепции эластичности спроса и рассмотрение вариантов её практического применения.
     Достижение  поставленной цели предусматривает  постановку следующих задач:
      охарактеризовать эластичность спроса и её измерения;
      рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса;
      изучить виды эластичности;
      раскрыть практическое значение концепции эластичности спроса.
     Объектом исследования является эластичность спроса и факторы влияющие на нее.
     Предмет – практическое применение концепции эластичности спроса.
     При проведении исследования  использовались такие методы научного познания как анализ экономической литературы по проблеме теории спроса, синтез и сравнение.
     Информационной  базой исследования послужили информационные ресурсы Интернет-порталов.
 

Глава 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

1.1 Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса

 
     Эластичность  - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
     а) Эластичность спроса по цене. Различают в экономике понятие «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу». В свою очередь эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.
     Эластичность  спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
     Для того чтобы исключить влияние  единицы измерения объема товаров  и цен, эластичность выражается в виде процентного изменения спроса, возникшего в результате процентного изменения цены.
     б) Расчет эластичности спроса по цене. Используются два способа исчисления коэффициента эластичности:
    эластичность в точке;
    дуговая эластичность.
       Эластичность в точке (точечная эластичность) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.
     Точечная эластичность является точным показателем чувствительности спроса к изменениям цен, доходов и т. д. Ситуация изменения объема спроса при бесконечно малом изменении цены практически встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде.
     Эластичность  может быть охарактеризована специальным  коэффициентом. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого фактора (например, дохода или цены) на 1 %.
     Так как кривая спроса имеет отрицательный  наклон, то эластичность спроса всегда отрицательна. Абсолютное значение коэффициента эластичности Е обозначает степень чувствительности и лежит в интервале от нуля до бесконечности.
     Пример  точечной эластичности представлен на рисунке 1. 

             P                       

Рисунок 1- Точечная эластичность 

     Для изменения эластичности при определенной цене Р необходимо определить наклон кривой спроса в точке Т, то есть наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке.
     Когда приравнивание цены (?Р) очень мало, приравнивание объема (?Q), измеренное по касательной LL, приближается к фактическому.
     Из  этого следует, что формула точечной эластичности будет выглядеть следующим образом:
      ,
         где ?Q — изменение величины спроса;
     ?Р  — изменение цены;
     "Р"  в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. 

     Во  избежание неопределенности в расчетах обычно используют средние значения цены и количества продукции для аналитического периода. Такой способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности (рис. 2). 

      ,                                                                 (1)
     Где P1, P2 - цены продукции соответствующих в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках;
     Q1, Q2 - количество продукции, соответствующей в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2- Дуговая эластичность,
     где Р1 - исходная цена,
     Q1- исходный объем спроса,
     P2 - новая цена,
      Q2 - новый объем спроса. 

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
     Есть  еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
     Рассмотрим  пример. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа. 

     Таблица 1- Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество  проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент эластичности
     500      3,5      1750      
     1000      3,0      3000      4,3
     1500      2,5      3750      2,2
     2000      2,0      4000      1,3
     2500      1,5      3750      0,8
 
     Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.
     Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
     В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ?Q будет выглядеть: 

          ,                                             (2)
     где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт. 

     Аналогично  для определения процентного  изменения цены ?P выбранном интервале получаем:
         ,                                              (3)
     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб. 

     Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены: 

         .                    (4) 

     Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.
     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы. 

1.2 Экономический смысл  дуговой эластичности

 
     По  характеру эластичности рыночных показателей  принято выделять три возможных случая в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности.
     1) Если ?Е? > 1, то спрос или предложение считаются эластичными - параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор (рис. 3).
     
 
Рисунок 3 – Эластичность спроса 

Рассчитаем  коэффициент дуговой эластичности спроса, представленного на рисунке  3:
                             
       2) Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0< | Е |< 1, то говорят о неэластичном спросе - темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпов изменения воздействующего на него фактора (рис. 4).

 
 
Рисунок 4 – Неэластичный спрос 

      
     Неэластичный  спрос имеет место тогда, когда  объем спроса жестко ограничен предложением. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от роста цены, зная, что спрос гарантирован в силу ограниченности предложения. Обычно неэластичный спрос наблюдается на многие виды продуктов питания, на медикаменты, другие жизненные товары.
     
     3) Единичная эластичность характеризует адекватное (равное) процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены (рис. 5).
     Рисунок 5 – Единичная эластичность 

     
     Когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным спросом. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции; при ничтожном снижении цен потребитель старается потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага. Коэффициент абсолютной эластичности спроса приближается к бесконечности (рис. 6а).
     Если  коэффициент эластичности равен  нулю, то спрос абсолютно неэластичен, то есть никакое изменение цены не влечет изменения спрашиваемой продукции (рис. 6б).  Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для определенной группы больных (инсулин для диабетиков). При этом кривая спроса примет вид прямой линии, параллельной оси ординат, - линии цены. 

       P  P D
     
              P’ D 
 
 

        Q  Q
           Q’
           а) б)
     Рисунок 6 - Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

1.3 Факторы, влияющие на эластичность спроса

 
     
    Заменяемость. Чем больше у данного товара имеется товаров- 
    субститутов (заменителей), тем спрос на этот товар будет относительно более эластичным. В данной ситуации потребители легко будут переключаться с потребления одного товара на потребление другого, с дорогих - на более дешевые товары.

    Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Например, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги химчистки или прачечной.
    Удельный вес в бюджете потребителя. Чем больше удельный 
    вес в бюджете потребителя занимают расходы на данный товар, тем 
    при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на такой товар. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на такую продукцию не приведет к изменению спроса на нее. Если же возрастет цена на мясо, расходы на которое в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности.

     4) Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене. Именно поэтому фирма, имеющая власть над риском, заинтересована в создании дефицита, поскольку это дает возможность повышать цену.
      5) Степень насыщения потребителей. Чем выше степень насыщения потребителей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при значительном снижении цены.
     6) Степень агрегированности товара. Чем более агрегирован то 
вар, тем ниже эластичность спроса. Под агрегированием понимается 
возможность объединении товара с другими товарами во все более 
расширяющиеся товарные группы.

    Плавленый сыр «Дружба» и супермаркете «Рамстор».
    Плавленый сыр «Дружба».
    Плавленый сыр.
    Сыр.
    Молочные продукты.
     В данном примере степень агрегированности товара возрастает, поэтому спрос на наиболее агрегированный товар — молочные продукты — будет наиболее эластичен.
     7) Временной фактор. Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.
     Причина первая. Полное приспособление к изменению  цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако, со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т. к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен.
     Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода  выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.
     Причина третья. Медленная, постепенная адаптация  вкусов потребителей. Например, можно  утверждать, что сегодня для большинства  россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.

1.4 Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу

 
     Перекрестная  эластичность спроса по цене характеризует  относительное изменение объема спроса на один товар (например, X) при изменении цены другого товара (например, У).
     Коэффициент перекрестной эластичности вычисляется по формуле: 

      . (5) 

     Коэффициент перекрестной эластичности спроса может  иметь положительное, отрицательное и нулевое значения. Продукты могут рассматриваться потребителями в качестве заменителей друг друга, и в этом случае рост цены товара У (например, чая) будет приводить к увеличению спроса на товар X (например, кофе). Перекрестная эластичность спроса будет положительной, поскольку связана с ростом цены товара У, спрос на товар X увеличивается, и потребители будут покупать больше товара X, предпочитая его подорожавшему товару У.
      1. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость товаров (Еху> 0).
      Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%.
      Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна:
        
        Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.
     Но, с другой стороны, продукты могут  рассматриваться потребителями в качестве взаимодополняющих, спрос на которые совмещен; и в этом случае рост цены товара У (например, чая) будет приводить к уменьшению спроса не только на товар X, но и на товар У (например, сахар). Здесь перекрестная эластичность спроса будет отрицательной, поскольку рост цены товара У вызывает снижение спроса на товар X (взаимодополняемые товары). Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшается.
    Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше взаимодополняемость двух данных то 
    варов.

      Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:
      
      В свою очередь при удешевлении  запчастей спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей останется отрицательной.
    Нулевой или почти нулевой коэффициент (Еху = 0) свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются 
    независимыми товарами. Например, с ростом цен на хлеб спрос на цемент не изменится.

     4. Перекрестная эластичность спроса  может быть асимметричной. Например, если цена мяса снизится, то спрос на кетчуп возрастает; однако если цена кетчупа увеличится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо. 

       Эластичность спроса по доходу
     Поскольку доход воздействует на спрос, то возникает  необходимость определения эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода.
     Коэффициент эластичности спроса по доходу Edi показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя, и вычисляется по формуле: 

      , (6)
     где I - доход (Income) потребителя. 

     Если  относительное изменение объема спроса превосходит вызвавшее его относительное изменение дохода, то спрос называют эластичным по доходу; если же относительное изменение объема спроса меньше относительного изменения дохода, то спрос называют неэластичным по доходу.
     Эластичность  по доходу положительна для нормального товара (или стандартного товара), то есть это товары, спрос на которые растет с ростом дохода (E1 > 0).
     При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:
     а) товары первой необходимости. Спрос на эти товары растет 
медленнее роста дохода. Коэффициент эластичности 0 < E1 < 1;

     б) предметы роскоши. Спрос на них опережает рост доходов. Для 
этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности E1>l;

     в) товары второй необходимости. Спрос на них растет в меру повышения доходов. Коэффициент эластичности E1 = 1.
     Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (Е1< 0). Такие товары называются малоценными (масло, сметана, цельное молоко).
     Закон Энгеля - закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребитель повышает расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости - в меньшей степени, чем увеличивается доход. Это подтверждает тезис о том, что продукты питания – предмет первой необходимости, поскольку означает отставание увеличения расходов на питание от роста доходов.
     Данную  закономерность можно использовать для сравнения жизненных уровней в разных странах: чем богаче страна, тем меньше процентная доля расходов на питание в бюджете средней семьи. Разумеется, в богатых странах люди тратят на питание в абсолютных цифрах заметно больше, нежели в бедных, но в самых бедных странах население вынуждено проедать до 70% своих доходов, чтобы не умереть с голоду. В то же время в США и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.
     Рассмотрим  факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля (рис. 7).
     При построении кривых Энгеля, в отличие  от кривых спроса и предложения, ценовой  параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который  предъявляется спрос—по вертикальной.
     Кривая  на рисунке 7(а) отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.
     
     Рисунок 7 - Кривые Энгеля 

     Кривая  на рисунке 7(б) характерна для эластичных (E1>l) товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже Y'. Если доход достигает величины Y', то по мере роста Y приращения QDx значительно превосходят приращения Y, и кривая резко поднимается вверх.
     Кривая  на рисунке 7(в) описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины Y", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QDx подобных товаров сокращается.
     Практическое  значение эластичности спроса по доходу, во-первых, заключается в том, что с его помощью прогнозируются перспективы отраслей: развитие, стабильность или застой, умирание. Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу - признак сокращения производства.
     Во-вторых, при увеличении среднего дохода домохозяйств, потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократить потребление некачественных товаров. Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с E1 > 1, ждет расширение, а отрасли с E1<0 - сокращение, кризис.
     В-третьих, эластичность спроса от дохода также  различна для долгосрочного и  краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, так как люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.