На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Избирательная система современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Юридический факультет 

Кафедра конституционного, административного и финансового права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему:
«Избирательная  система современной  России» 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила:
                                                                   Скурихина Татьяна Владимировна
                                                                   студентка заочного отделения  СФО
                                                                   группа Ю (В) 06-БТ 
 

                                                                   Домашний адрес:
                                                                   675000, г. Благовещенск,
                                                                   ул. Зейская, 215, кВ.60
                                                                   телефон 8-914-609-9491 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011
Содержание 
 

      Введение ………………………………………………………………………3
      1. Понятие и виды избирательных  систем…………………………………..5
      2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..11
      3. Основные тенденции и проблемы  развития избирательных институтов  в Российской Федерации……………………………………………………………….18
      Заключение………………………………………………………………......24
      Список  использованной литературы……………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 

      Существование современного демократического государства  невозможно без периодического проведения свободных выборов, без тщательно  проработанных избирательных процедур. При этом одной из основных тенденций развития избирательного права является поиск избирательных систем, обеспечивающих наиболее полный учет волеизъявления всех избирателей и адекватное этому волеизъявлению распределение мандатов.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что, избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними, процесс реформирования избирательной системы в Российской Федерации продолжается, и развитие и совершенствование избирательного права еще не исчерпало себя в деле создания оптимального правового режима, отвечающего интересам последовательного становления представительных основ народовластия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, несмотря на значительный объем исследований ее развития и современного состояния российскими и зарубежными учеными, такими как Авакъян С. А., Веденеев Ю. А., Гунель М., Ковлер А. И., Баглай М.В., Вишняков В.Г.и др, далеко не все аспекты взаимодействия органов государственной власти между собой и с участниками избирательного процесса получили должное разрешение.
      Избирательная система - один из важнейших элементов  политической системы, технологическое  обеспечение демократии. Без эффективной  избирательной системы, обеспечивающей адекватное представительство общества во власти, демократии, реального народовластия не может быть.
      В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно  практическое значение выборов на всех уровнях. Выборы являются одним из ключевых демократических политических институтов, без которых невозможно эффективное решение экономических и социальных проблем, стоящих перед любым государством.
        В связи таким  исключительным  значением выборов, избирательное   право  и  сопутствующее   ему  законодательство  приобретают  особый  социально-политический  статус  и,  как  следствие,  вполне  обоснованно  претендуют  на  самостоятельное предназначение  в  публично-правовой  системе  России.  Все  это  объясняет  повышенный  интерес, который  привлекает к себе избирательная проблематика  в юридической научной  литературе, а также интерес со стороны средств массовой информации в период активизации проведения выборов.
      Современное российское законодательство о выборах  обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих  сферу  избирательных  отношений  как  на  федеральном,  так  и  на  региональном уровнях.
      Правовая  база по теме исследования представлена положениями Конституции Российской Федерации, Федеральными Законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации». Также правовые положения по данной тематике содержатся в Гражданском Кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, постановлениях Конституционного Суда РФ, конституциях (уставов) субъектов Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, других нормативных актах.
      1 Понятие и виды избирательных систем 
 

      В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие  «избирательная система». Так, М.В. Баглай в своих работах развивает  представления В.М. Сафронова,  Н.Ф. Сударикова, Я.Н. Уманского  об  избирательной системе: «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования»1. К.В. Арановский, В.Е. Чиркин, В.П. Горбунов полагают, что избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования; принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов выборов; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от голосования. Б.А. Страшун  определял избирательную систему как систему общественных отношений, возникающих прежде всего в связи с комплектованием выборных государственных органов. Также А.В. Зиновьев и И.С. Поляшова рассматривая избирательную систему как совокупность правовых норм, вместе с тем уточняют, что избирательная система- явление по своему содержанию более широкое, чем пакет правил, приемов и процедур, так как  она представляет собой обязательный и постоянно действующий элемент политической системы, то есть избирательная система состоит из множества социальных связей, сопутствующих  процессу организации и проведения выборов. Некоторые авторы (С.Д. Князев) считают неправомерным включать в круг общественных отношений, составляющих избирательную систему, отношения по взаимодействию депутатов и иных выборных должностных лиц. Аргументом в пользу такого вывода  является мнение о том, что расширенный подход к определению сферы действия избирательных норм оправдан только тогда, когда регулируемые отношения
 обусловлены   потребностями    реализации   и  защиты  избирательных прав
граждан и возникают в процессе формирования выборных органов и должностных лиц2.
      Такое многообразие взглядов обусловлено стремлением ученых  определить роль и место избирательной системы в соотношении с такими научными категориями как избирательное право и избирательный процесс.
      Понятие «избирательная  система»  нельзя  свести  к урегулированному  правом  порядку  избрания  органов  публичной власти,  поскольку это общественное явление  охватывается  понятием  «избирательный  процесс».  Избирательную систему нельзя понимать и  как совокупность норм, поскольку ее невозможно будет отграничить от понятия «избирательное  право».
      В настоящее время в науке конституционного права существует два подхода к пониманию понятия «избирательная система» — широкий и узкий.
      Широкий подход дает более масштабное представление об избирательной системе. В этом варианте под избирательной системой понимается система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти3. Эта система включает в себя, во-первых, принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права; во-вторых, организацию и порядок выборов; в-третьих, определение итогов голосования и установление результатов выборов.
      Избирательное право большинством исследователей понимается как системная совокупность юридических  норм,  закрепляющих,  гарантирующих  и  регулирующих  порядок  реализации  права  граждан избирать и  быть избранными в органы государственной власти и в местного самоуправления4.
      В юридической науке принято выделять как  субъективное, так и объективное избирательное право.  Первое определяют как конкретное  неотъемлемое  политическое  правомочие  каждого индивида  – право избирать  и быть  избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Объективное избирательное право – это функциональный элемент нормативно регламентированной системы общественных отношений современного правового государства.
      Избирательная процедура составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов.
      Избирательная система  употребляется и в так называемом узком смысле как совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Здесь все фокусируется на заключительной стадии выборов - голосовании и способах определения его итогов5.
      В этом узком смысле различаются пропорциональная, мажоритарная и смешанная избирательные системы. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.
      Мажоритарные  системы исторически возникли раньше, они максимально просты и понятны для избирателя. Мажоритарная система –  это система, при которой избранным считается тот  кандидат,  который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица. Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, то есть в каждом из них должен быть избран один  депутат.
      Мажоритарная  система имеет разновидности, обусловленные  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства  голосов.
      Самая простая разновидность – система относительного большинства,  при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах в России. Часто она используется при местных выборах.
      Преимуществом  рассматриваемой  избирательной  системы  является  проведение голосования в один тур.
      По  аналогичной системе до изменения  избирательного законодательства  проводились  выборы  депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации,  по ней по-прежнему избираются депутаты представительных  органов власти  ряда субъектов  Российской  Федерации. 
      Мажоритарная  система  абсолютного  большинства  -  несколько иная  модель избирательной системы - кандидату для избрания необходимо получить более половины  голосов  от общего  числа (50%  плюс  1  голос).  Это большинство  может  исчисляться  от:  1)  общего  числа  зарегистрированных  избирателей; 2) общего  числа поданных голосов; 3) общего числа  поданных действительных голосов. При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании6.
      При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном  округе  кандидатов,  тем  меньше  вероятность,  что  кто-то из  них получит  абсолютное большинство  голосов.  Поэтому  выборы  по  данной  системе  часто  оказываются  нерезультативными. Преодолевается  нерезультативность  перебаллотировкой  кандидатов,  собравших  определенную  долю голосов. Это так называемый второй тур выборов.
      Достоинствами   мажоритарной   системы   при    простоте  определения 
результатов  голосования  является  то, что  избранный  кандидат  или  список  кандидатов  представляет  абсолютное  большинство избирателей; каждый кандидат может стать победителем; система поддерживает региональные преференции; не позволяет партиям довлеть над политиками и избирателями.
        Однако, серьезный недостаток мажоритарной системы в целом – большая потеря голосов. Все голоса, поданные за проигравших кандидатов, не влекут за собой никаких юридических последствий, и таких голосов может быть гораздо больше половины (если для победы требуется лишь относительное большинство).  В условиях  многопартийности  данная  система не  всегда  результативна, поскольку непросто  собрать сразу же,  в первом  туре,  более половины  голосов избирателей. ля устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько  необходимо для того,  чтобы  кто-либо  из кандидатов  набрал абсолютное большинство голосов. Еще один минус мажоритарных систем - непартийность выборов. Даже если все кандидаты будут выдвигаться  только политическими партиями, это все равно не позволит адекватно отразить в парламенте расклад политических сил в обществе: избиратели будут голосовать в первую очередь за того кандидата, который  популярнее в конкретном округе, голосовать за лицо, а не за политическую платформу. В этом есть и плюс: такой депутат будет больше ратовать за  своих избирателей, но элемент партийности выборов при этом теряется7. Выделяют и другие недостатки мажоритарной системы: ослабляет оппозицию, что отрицательно влияет на демократические устои общества; устанавливает зависимость результатов голосования от численности и географии избирательных округов, что создает возможность махинаций с определением их границ с целью извлечения избирательных выгод; создает возможность перевеса региональных интересов над общенациональными; приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура выборов.
      Другой  вид избирательной системы - пропорциональная система или система пропорционального представительства  партий и движений.  При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на  выборах.  Голосование  проводится  по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не   между   персонами,   а между  партиями  и голосует за список кандидатов8. Для  реализации  пропорциональной  избирательной  системы  необходима  многопартийная политическая система.
      Пропорциональная  система имеет свои достоинства  – она позволяет  свести  до минимума потерю голосов избирателей  и обеспечить более широкое  представительство  политических партий и объединений.
      Недостатками  пропорциональной  избирательной  системы  являются:  ослабление личных  связей  избирателей  и  их  избранников,  персональной  ответственности  депутатов  перед избирателями;  данная  избирательная система может привести  к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе; создает зависимость депутатов от партийной фракции; стимулирует создание коалиционных правительств, которые, как правило, менее эффективны, чем однопартийные; потенциально увеличивает влияние партийной элиты на формирование избирательных списков, особенно при системе голосования по закрытым спискам.
      Неоднократно  в отечественной юридической  науке высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная  избирательные  системы  гармонично  дополняют  друг  друга,  недостатки  одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей.
      О смешанной избирательной  системе  говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. К  плюсам  смешанной  формы  избирательной  системы  можно  отнести  отсутствие противопоставления  одной  модели  избирательной  системы  другой.  Сочетание  двух  моделей  также взаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы.  

      2 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 
 

      Становление современной российской избирательной системы связано с принятием 12 декабря 1993г. действующей Конституции РФ. Конституция ввела принципиально новую для России систему органов государственной власти и местного самоуправления на основе разделения ветвей власти, отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Особенностью новой Конституции является отсутствие специальной главы «Избирательная система». Несмотря на это, основные положения, на которых зиждется избирательное право и строится избирательная система, установлены: высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32), признание в Российской Федерации политического многообразия, многопартийности (часть 3 статьи 13). Конституцией (часть 4 статьи 81) установлены принципы выборов Президента Российской Федерации. В отношении выборов депутатов Государственной Думы, в иные законодательные (представительные) органы государственной власти, местного самоуправления принципы избирательного права имеют законодательный характер. Действующая Конституция РФ не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией. Также и право гражданина избирать и быть избранным представлено здесь в более широком аспекте, чем в предыдущих конституциях.
      В избирательном законодательстве Российской Федерации представлены
следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы, выборы органов местного самоуправления.
        Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который под гарантиями понимает установленные Конституцией, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ. Применительно к выборам предметом его регулирования являются основные гарантии реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, универсальные принципы и общий порядок участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании и свободном добровольном их участии в выборах. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе.
      Применяются и другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Иные федеральные акты о выборах - это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Президент РФ вправе принимать указы, восполняющие недостаточность правовой базы при проведении региональных и муниципальных выборов9.
      Выборы  на федеральном уровне - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
      Точный  порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Проводятся выборы по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Выборы осуществляются по мажоритарной системе.  Пункт 3 статьи 76 Закона гласит: «избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании...» Это система абсолютного большинства. В том случае, если выборы признают несостоявшимися, назначается повторное голосование, на котором применяется система относительного большинства (пункт 4 статьи 77):  «… избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата». Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Срок полномочий действующего Президента РФ  4 года,  но со следующих выборов он будет составлять 6 лет – в часть 1 статьи 81 Конституции РФ внесены поправки,  вступившие в силу 31 декабря 2008 года.
      Исторически сложилось так, что порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в значительной мере определял основные направления развития всей системы российского избирательного законодательства. 1993-1995гг. работы Федерального Собрания – переходный период российского парламентаризма. После декабря 1995г. Россия вошла в четырехлетний цикл выборов депутатов Государственной Думы и систему постоянно действующего сменяющегося путем периодической ротации Совета Федерации. Следующим избирательным кампаниям 1999-2000гг. предшествовало принятие Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также очередные редакции этого закона и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы осуществлялись по смешанной системе (225  депутатов избирались  по одномандатным округам по мажоритарной системе  относительного  большинства, другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе).
      Значительным  шагом на пути развития избирательной системы стали закрепленные в федеральном законодательстве принципы обязательности и периодичности выборов; впервые была допущена возможность использования избирательного залога; разработан комплекс мер, направленных на противодействие проникновению во властные структуры криминальных лиц; введены дополнительные основания отмены регистрации кандидатов.
      18 мая 2005 года был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», регламентирующий проведение выборов уже по пропорциональной избирательной системе.
      Также был принят новый вариант Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» в редакции Федерального закона от 21 июля 2005г. №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому законодатель установил единые даты голосования, упразднил институт избирательных блоков, внес изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и внутрипарламентскую деятельность. 
      Не менее важным свершившимся фактом стала отмена графы «против
всех»10 и отмена порога явки избирателей на выборах всех уровней11.
      Развитие  самостоятельной системы избирательного законодательства субъектов Российской Федерации основывается на принципах и началах федерального законодательства, но при этом учитываются национальные, социальные и территориальные особенности субъекта.
      С принятием  Конституции Российской Федерации 1993г. субъекты РФ получили право принимать собственные нормативно-правовые акты, иметь свой основной закон, конституцию, устав. Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляются в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона. Важным толчком в развитии избирательного законодательства субъектов также послужило принятие Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем у субъектов появилась возможность самостоятельно определять свой статус, систему, структуру. Законом были установлены общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов на региональном уровне12. Ранее в подавляющем числе субъектов РФ на выборах применялась мажоритарная избирательная система. С 2003 года увеличивается количество регионов, осуществляющих переход от преимущественно мажоритарной к смешанной избирательной системе, а в настоящее время - к пропорциональной.
      В соответствии со статьей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны.
      Правовой  базой   проведения местного референдума и муниципальных
выборов являются Конституция РФ, Федеральные законы: от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», от 26 ноября 1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.