На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский  государственный технический  университет  им. И.И. Ползунова»
   Институт  экономики и управления    Кафедра "Экономика и  организация производства"
 
    
 
 
Курсовая работа защищена с оценкой ___________
          Руководитель __________________К.Ю. Думчев
      работы                        подпись
         «_____»____________2010 г.
         
   
   ПРОБЛЕМА  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И СПОСОБЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ
 
   Пояснительная записка
   к курсовой работе  
   по  дисциплине «МИКРОЭКОНОМИКА»
   
   КР 080500.25.000 ПЗ
 
 
 
 
Студент группы                     М-02                                                               А.В.Сорокин
                                                                                                                     и.о., фамилия
 
 
Руководитель работы        ассистент                                                            К.Ю. Думчев
                                     должность, ученая степень                                              и.о., фамилия
БАРНАУЛ  2010
       Содержание
Введение………………………………………………………..4
1. Проблема потребительского выбора
    1.1 Модель поведения потребителя………………………..6
   1.2 Особенности потребительского спроса………………..10
   1.3 Условия равновесия потребителя……………………...14
   1.4 Бюджетное ограничение………………………………..17
2. Способы максимизации полезности
  2.1Полезость как основа выбора потребителя…………….20
  2.2 Правило максимизации полезности…………………....24
Заключение……………………………………………………..40
Список  использованной литературы………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       В современной экономике одна из самых  важных ролей отводится потребителю. Ведь именно он в конечном итоге  выбирает или не выбирает тот или  иной товар.
       В данной курсовой работе анализируются  проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая товары.
       Перед каждым потребителем стоят три основных вопроса:
       1.Что  купить?
       2.Сколько  стоит?
       3.Хватит  ли денег, что бы осуществить  покупку?
       Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность товара, что бы ответить на второй – исследовать цену, что  бы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения, чьей целью является максимизация того или иного блага.
       Чтобы яснее понять проблему потребительского выбора и способы максимизации полезности, необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и  оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.
       Поведение потребителя действительно выступает  решающим фактором экономического развития. Например, в  США и Канаде проживает 5.2% населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31.5% мировых потребительских  затрат.
       На  страны Восточной Европы и Бывшего  СССР приходится 7.9% мирового населения  и 3.3% потребительских расходов.
         Изучение основных моментов беспрекословно  связанных с потребительским  выбором и распределением его  желаний и потребностей помогает  глубже раскрыть данную тему.
         Данные факторы определяют актуальность  выбранной нами темы курсовой  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Проблема потребительского  выбора
       1.1  Модель поведения  потребителя
       Что же такое спрос? Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Интересно, каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.
       Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
       Наш выбор товаров и услуг для  потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
       Предпочтения  потребителя - это признание преимуществ  каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими  по сравнению с другими.
       Предпочтения  покупателя являются всегда субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Однако выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.
            Одно из теоретических объяснений  закона спроса, а также потребительского  выбора связано с законом убывающей  предельной полезности. Это закон  уже был нами сформулирован  в самом общем виде, немного  позднее мы вернемся к этой  формулировке. Предварительно же  вспомним, что такое полезность  блага в экономической теории.
       Полезность  блага - это удовлетворение, которое  испытывает человек в процессе потребления  блага; в основе полезности лежат  различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
       В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор  из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки  зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
            Потребляя разные количества  одного и того же блага, мы  замечаем, что чем больше благ  потребляем, тем меньшее удовлетворение  мы получаем от потребления  дополнительной единицы данного  блага. Первая купленная пара сапог приносит нам больше удовлетворения, чем вторая пара таких же сапог и третья, и т.д. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
       Предельная  полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого  блага.
       Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением  количества потребляемого блага  и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением  количества потребляемых благ общая  величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей  степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся  величину полезности.
       Закон убывающей предельной полезности состоит  в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. 

       Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.
       Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.
       - выбирая блага для потребления,  покупатель руководствуется своими  предпочтениями;
         - поведение потребителя является  рациональным, в частности он  выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма; 
         - потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, другими  словами, стремится выбрать такой  набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;
         - на выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности  покупаемых благ влияет закон  убывающей предельной полезности;
         - при выборе благ возможности  потребителя ограничены ценами  благ и его доходом; данное  ограничение называется бюджетным  ограничением.
       Модель  поведения потребителя  представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
       Изложенная  выше модель поведения потребителя  является простейшей моделью. Некоторые  положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем  не менее, эта упрощенная модель поведения  потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары. 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности потребительского  спроса
            Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис.1).
       Функциональный  спрос – это спрос, возникающий у потребителя из-за присущих товару потребительских качеств.
       Нефункциональный  спрос – это спрос, возникающий у потребителя не из-за потребительских качеств товара, а под влиянием каких-либо других факторов.
               
 
       Рис. 1 Классификация потребительского спроса
       В нефункциональном спросе с известной  долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
       Первый  связан с отношением покупателей  к товару. Одни стремятся выдержать  общий стиль и покупают то, что  приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни  важной стороной, которого  становится демонстративное  потребление. Поэтому Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
    Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
       Пример:
         Большая доля этого эффекта присоединения к большинству вызывается таким социальным явлением, как мода. Например, к зиме выпускают новую модель сапогов, модные журналы обязательно рекомендуют приобрести этот товар. И люди стремятся купить сапоги, которые в данное время года приобретает большинство покупателей, чтобы чувствовать себя равными им, выдерживать общий стиль.
       Примером  спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший в этом году из-за того, что один из дилеров  основного поставщика соли в южных  и центральных регионах страны (из Украины) дал сбой в работе, там  образовался дефицит, люди бросились  скупать соль.
    Эффект сноба. В этом случае у потребителя 
    доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный 
    потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения 
    спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

Пример:
       "Эффект  сноба" играет определяющее  значение, например автомобиль покупается  за счет экономического перенапряжения, сокращения других, более важных  расходов - отдыха, здоровья, туризма.  Наш потребитель на средства, вырученные от продажи собственности,  скорее приобретет эксклюзивную  марку машины и выделится, чем,  сэкономив, поедет посмотреть  на зарубежные достопримечательности.
       3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857— 
1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное 
потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), 
когда товары или услуги используются не по прямому назначению, 
а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается 
эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, 
что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего 
от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

       Пример:
       В наше время «золотая молодежь» и порой простая молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотя на вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле.
            Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
       Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
       Пример:
       Спекулятивный спрос активно используется в  рекламе. Например, когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем  магазине 30% скидки на все товары, а  дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный  потребительский спрос. Или, к примеру, скачок цен на нефть на недавних торгах может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка  и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.
       Нерациональный  спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
       Пример:
       Примером  нерационального спроса может послужить  спрос на продукты, вредные для  здоровья или нерациональные с общественной точки зрения (наркотики, порнография, сигареты).
       1.3 Условия равновесия потребителя
       Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности – А, В и С.
       Допустим, что предельная полезность (МU) блага А (яблоки) равна 1200, а его цена (Р) – 100 рублей; предельная полезность блага В (йогурт) – 1000, а его цена – 40 рублей; предельная полезность блага С (чипсы) – 600, а его цена – 30 рублей. (Таблица 1.)
       
       Таблица 1. Предельная полезность и цена благ
         Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (МП/Р) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 12, у блага В — 25, у С —20. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше.
               
       В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 100 рублей. На них можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 2500 утилей (от блага В) минус 1200 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого — 1300 утилей. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя наш доход, таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл.2. В  этой точке потребитель достигает положения равновесия.
       
       Таблица 2 Положение равновесия потребителя 

       1.4 Бюджетное ограничение
       По  существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения  потребителя были сформулированы важнейшие  принципы этого выбора. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые положения  этой теории более подробно. В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.
       Бюджетное ограничение - это ограничение при  выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя  и ценами благ.
       Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров  и услуг при его бюджетном  ограничении.
       Например, Максим имеет 960 рублей в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает еду в университетской столовой и DVD диски магазинах города, где он живет и учится. При этом еда стоит 80 руб., а диск - 160 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 960 руб. Назовем хотя бы четыре варианта. 

 
Потребительские наборы
 
       Еда (порции)
 
DVD диски (шт.)
Общие расходы = доходу (руб.)
кол-во расходы кол-во расходы         
       A        B
       C
       D
       
       12        8
       4
       0
       
       960        640
       320
       0
       
       0        2
       4
       6
       
       0        320
       640
       960
       
       960        960
       960
       960
       
 
Таблица 3. Потребительские наборы, доступные  Максиму 

       Выбирая комбинацию А, Максим покупает только еду (12 порций), а, выбирая комбинацию D, он покупает только диски (6 дисков). Потребительские наборы В и С включают не только еду, но и диски (соответственно 8 порций еды и 2 диска, 4 порции еды и 4 диска). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.
       расходы на еду + расходы на диски = доход.
         Бюджетное ограничение можно  представить на графике в виде  линии бюджетного ограничения. На рис. 2 потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены диски, а по вертикальной оси – порции еды. 
 

       
       Рис.2 

       Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.
       Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно  было бы назвать "кривой потребительских  возможностей". Потребитель здесь  также выбирает из максимально возможных  наборов благ. Увеличивая покупки  какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного  количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если Максим предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одного диска будут равны двум порциям еды.
            Осталось теперь решить, какой  же потребительский набор выберет  Денис, опираясь на определенные  выше принципы потребительского  поведения. 

2. Способы максимизации полезности
2.1 Полезность  как основа выбора потребителя
       Каждый  потребитель заинтересован максимизировать  общее количество полезности, которое  он получает. В этом стремлении к  максимизации полезного эффекта  потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицей одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую  величину, именуемую предельной полезностью.
       Предельная  полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги.
          Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара.
          Нехитрый житейский опыт подсказывает, что по мере увеличения количества  потребляемого в заданное время  одноименного продукта предельная  полезность каждой последующей  его единицы будет снижаться.  Другими словами, чем больше  пирожных вы съедаете за один  присест, тем меньше хочется  съесть еще одно, тем меньше  удовольствия оно вам принесет. Этот феномен, известный нам  по басне И.А, Крылова «Демьянова  уха», был охарактеризован известным  английским экономистом А. Маршаллом как  закон убывающей предельной полезности.
       Графики на рис.3 иллюстрируют поведение совокупной и предельной полезностей.
       Можно заметить, что совокупная полезность растет по мере увеличения единиц потребляемого  продукта, но растет все медленнее  и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность достигает  своего максимума. Если продолжить потребление  далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а  совокупная полезность начнет уменьшаться.
       
       Рис.3 Соотношение предельной (MU) и совокупной (TU) полезностей 

       До  сих пор стремление потребителя  максимизировать совокупную полезность рассматривалось вне всяческих  ограничений. При этих условиях совокупная полезность максимизируется в точке, где предельная полезность равна нулю. Однако задача усложняется, если учитывать бюджетные ограничения и цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.