Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и задачи развития банковской системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
    История банковской системы России.
    2. Современная банковская система РФ
    2.1 Положение Центрального банка РФ
      Деятельность банковской системы РФ
3. Проблемы и задачи развития банковской системы РФ
4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
   4.1 Анализ активов банка
    4.2 Анализ пассивов коммерческого банка, анализ структуры доходов и расходов, анализ показателей надежности банка.
  4.3 Анализ результатов финансовой деятельности коммерческого банка
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.
    Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского кодекса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельностью осуществляется Конституцией РФ федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
    Таким образом, право понимается как совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частноправовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.
    Отношения коммерческих банков с Центральным  банком РФ строятся, как правило, по принципу власти-подчинения (на основе властных предписаний Центрального банка), а отношения банков друг с другом и со своей клиентурой — на юридическом равенстве сторон. При этом действует гражданско-правовой метод.
     Целью курсовой работы является рассмотрение специфики сферы деятельности банковской системы (далее БС).
     Задачи:
     1.Дать  общую характеристику банковской системы
     –рассмотреть историю возникновения и роль банковской системы
     -Определить  особенности развития и структуру  современной банковской системы  РФ
      2. Проанализировать развитие депозитных операций; дать оценку кредитным операциям
     3. Выделить перспективы развития  банковской системы в России, также рассмотреть проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История банковской системы  России
 
    Термин  «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.
    Первые  банки («деловые дома») появились в  глубокой древности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во времена Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналичный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кредитных операций.
    Банковское  дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходило  большинство торговых путей, связывавших  Европу со странами Востока. В начале XV в. возникли первые банки современного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Венеции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых государств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.
    В России история становления банковской системы началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Монетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользоваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. — 5000, в 1743 г. - 150, в 1746 г. - 2000, в 1750 г. - 2870, в 1752 г. - 6452 ссуды. Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными — Дворянский и Купеческий банки (1754 г.).
    История создания этих двух банков тоже весьма своеобразна. 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден государственный Заемный банк, положивший начало государственному ипотечному кредиту для дворянства и товарному кредиту для купечества. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался как бы состоящим из двух самостоятельных банков. Первый — Банк для дворянства с конторами в Санкт-Петербурге и Москве и второй — Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции. Эти банки и стали вскоре называться один — Дворянским, другой соответственно — Коммерческим или Купеческим.
    До  середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспечения кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казначейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше.
    Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов  землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количеством принадлежавших ему ревизских душ. Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами.
    Указом  от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге и  Москве был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», задачей которых было привлечение в казну серебряной монеты и содействие обращению медных денег в империи. Ссуды Медный банк, получивший из казны для своих операций 2 млн руб. медью, выдавал помещикам и владельцам заводов и фабрик под переводные векселя медной монетой из 6% годовых. Причем ссуда должна была вернуться в банк также медной монетой на 75%. Медный банк, помимо этих операций, выполнял также функции ипотечного банка, т.е. выдавал ссуды под  залог душ. Ликвидирован этот банк был в 1763 г., поскольку не смог вернуть около 3 млн руб., которые раздал в ссуды.
    К сожалению, Медный банк был не единственным банком России, который не смог вернуть  розданные ссуды. Это стало своего рода тенденцией, причиной же послужило  обеспечение ссуд землей с прикрепленными к ней крестьянами. Даже при очень небольшой процентной ставке на уплату процентов требовалась сумма, превышающая доходы, которые клиенты банков получали от своих поместий. Землевладельцы в результате не погашали кредит и не платили по нему проценты, конфискация же имений почти не практиковалась.
    С 1770 г. в Российской империи начался  прием вкладов с выплатой по ним  процентов. Оплата вкладов в государственных  кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых.
    Во  второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобразован в Государственный заемный банк при одновременном учреждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить проблему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный заемный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений по 40 руб. за ревизскую душу из расчета 5% годовых и 3% в погашение долга сроком на двадцать лет. В городах банк выдавал ссуды под залог домов и заводов из расчета 4% годовых  и 3% в погашение кредита сроком на 22 года. Депозитные операции банк совершал с выплатой 4,5% годовых. 31 мая 1860 г. Государственный заемный банк был ликвидирован, а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне.
    Правление императора Александра характеризовалось  тем, что власти страны встали на путь политических и экономических реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного банка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе банка было отмечено, что он учрежден «для оживления торговых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались
    в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, оказались неплатежеспособными. Не спасло казенную банковскую систему ни расширение эмиссии кредитных билетов, ни выдача вкладов долговыми срочными процентными банковскими обязательствами (непрерывно-доходными банковскими билетами), ни внешние займы. Государственная банковская система практически рухнула, что и вынудило правительство вступить на путь реформ. Было принято решение о ликвидации казенных кредитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку.
    Первым  Управляющим  Государственного  банка  России  был  назначен барон А.Л. Штиглиц. В соответствии с Уставом  банк являлся  коммерческим банком  краткосрочного  кредита.   Основной капитал банка — 15 млн.руб, резервный — 3 млн.руб. Государственный банк был подведомственен Министерству  финансов  и  находился   под наблюдением  Совета государственных кредитных установлений. Характерной особенностью    банка было то, что на протяжении 60—80-х гг., ему пришлось заниматься    несвойственной    банкам деятельностью   —  ликвидацией  дореформенных банков и выкупной операцией, вызванной освобождением крестьян 1861 г.
    На  ликвидацию дореформенных государственных  банков Госбанк с 1861 г. по 1886 г. затратил более 2,5 млн.руб. При этом большую часть своих средств Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал Государственному казначейству кратко и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», т.е. авансы железным дорогам, расходы по иностранным вексельным операциям, выдача землевладельцам по выкупной операции наличных денег вместо 5%-ных билетов, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д.
    В течении этих 20 лет Государственный  банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд.руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию
    торгового кредита, что выражалось почти исключительно  в форме учета торговых векселей.
    В 80—90-е гг. основным направлением работы Государственного банка было подготовлено и проведение денежной реформы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики.
    В начале 1900-х гг. Государственный  банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент золотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохранности их капиталов в России.
    Новый этап в деятельности Госбанка начался  после революции 1917 г., в результате чего изменились не только направления его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.
    Крупнейшим  капиталистическим банком дореволюционной  России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, делившихся на государственные, общественные и частные. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система России в результате национализации банков была фактически ликвидирована.
    В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о  национализации банков было указано, что  он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской   спекуляции   и   всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики" Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918—1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.
    Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России.
    Глубокий  экономический, социальный и финансовый кризис, охвативший все стороны жизни нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).
    Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень — Центральный банк Российской Федерации, второй — коммерческие банки.
    В соответствии с законодательством  создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.
    Но  с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста  банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764.
    В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и  средние банки. По состоянию на 1 июля 2001 г. в России действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации. По форме собственности банки делятся на государственные, частные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой — на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет). Основная часть банков сосредоточена в Центральном районе, причем наибольшее количество — в Москве. В основном преобладают универсальные банки, и практически не развита сеть специализированных банков, в частности ипотечных.
    И все же банковская система Российской Федерации постепенно совершенствуется. При этом политика Центрального банка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Современная  банковская система  РФ

Правовое положение Центрального банка РФ

    Центральный банк — это банк, возглавляющий  банковскую систему страны, имеющий  монопольное право эмиссии банкнот  и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
    Банковская  система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.
    При этом кредитная организация —  это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.
    Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.
    Банк  России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
    Деятельность  Центрального банка  РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
    Правовое  положение Банка России и его  взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
    Банк  России осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
    Конституционные основы банковского права выполняют  следующие определяющие функции:
    1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
    2) устанавливают тот минимум гарантий  прав и интересов участников  банковских правоотношений, который  не может быть ограничен специальными банковскими нормами;
    3) создают базу для единообразного  банковского правового регулирования,  устанавливая, что правовые основы  единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и дет нежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
    Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
    Банк  России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
    Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.
    Он  имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
    В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
    Банк  России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
    Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.
    Банк  России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного годы, обеспечением для которых могут выступать:
    — золото и другие драгоценные металлы  в различной форме;
    — иностранная валюта;
    — векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;
    — государственные ценные бумаги.
    Списки  векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.
    Обеспечением  кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.
    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).
    Целями  деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:
    • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы  Российской, Федерации;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью  деятельности Банка России.
    В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;
    • активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;
    • всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
    • сокращение бюджетного дефицита;
    • поддержание стабильного денежного  обращения;
    • обеспечение устойчивости курса  рубля как государственной валюты;
    • обеспечение государственного фонда  валютных резервов;
    • расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
    • расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
    • максимальное использование методов  денежно-кредитного управления банковской системой.
    Исходя  из поставленных целей Банк России выполняет следующие функции:
    •  во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    • является       кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    • устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;
    • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    • осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;
    • регистрирует эмиссию ценных бумаг  кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
    • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
    • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
    • участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса России, и т.д.
    Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
    Банк  России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
    Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
    В   целях   совершенствования   денежно-кредитной   системы Российской  Федерации  при  Банке   России  создается  Национальный банковский совет, состоящий из  представителей палат Федерального  Собрания  РФ,  Президента  РФ,  Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.
    Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.
    Заседания Национального банковского совета не реже чем один раз в три месяца.
    Национальный   банковский   совет   выполняет   следующие функции:
    — рассматривает концепцию совершенствования  банковской системы Российской Федерации;
    — рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;
    — осуществляет экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных актов в  области банковского дела;
    — рассматривает наиболее важные вопросы  регулирования деятельности кредитных  организаций;
    — участвует в разработке основных принципов организации системы  расчетов в Российской Федерации.
    Банк  России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.
    Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:
    • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
    • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
    • кредитование кредитных организаций;
    • управление ликвидностью банковской системы  путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо.
    В целях воздействия на ликвидность  банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:
    • регистрация эмиссий ценных бумаг  кредитных организаций;
    • установление правил проведения отдельных  банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
    • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);
    • надзор за соблюдением банковского  законодательства, нормативных актов  ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.
    Таким образом, для кредитных организаций  Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
    В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.
    Банк  России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
    В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.
    Взаимодействуя  с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
    Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
    Банк  России также вправе обслуживать  клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
    Банк  России не имеет права:
    • осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    • приобретать доли (акции) кредитных  и иных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;
    • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
    • заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    • пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
    Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
    Банк  России не вправе предоставлять кредиты  на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,
    местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.
    Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.
    Средства  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
    Банк  России без взимания комиссионного  вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
    Полномочия  Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.
    Банк  России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.
    Банк  России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.
    Принципы  организации Банка  России. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
    В систему Банка России входят центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
    Национальные  банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
    Полевые учреждения Банка России являются воинскими  учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и
    Министерства  обороны РФ. Полевые учреждения Банка  России осуществляют банковские операции в соответствии с банковским законодательством, а также нормативными актами Банка России.
    Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
    Органы  управления Банка  России. Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России.
    В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
    Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.
    Председатель  Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.
    В случае досрочного освобождения от должности  Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если предложенная на должность Председателя Банка России кандидатура Президента РФ отклонена, то в течение двух Президент РФ вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.
    Должность Председателя Банка России одно и  тоже лицо не может занимать более  трех сроков подряд.
    Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.
    Председатель  Банка России может быть освобожден от должности в следующих случаях:
    1) истечения срока полномочий;
    2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
    3) личного заявления об отставке;
    4) совершения уголовно наказуемого  деяния, установленного вступившим  в законную силу приговором  суда;
    5) нарушения федеральных законов,  которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России. Председатель Банка России:                                                    
    — действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
    — председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов  голос Председателя Банка России является решающим;
    — подписывает нормативные акты Банка  России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;
    — назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
    — подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка  России, его предприятий, учреждений и организаций;
    — несет всю полноту ответственности  за деятельность Банка России;
    — обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с банковским законодательством.
    Члены Совета директоров назначаются на должность  сроком на четыре года Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.
    Члены Совета директоров освобождаются от должности в следующих случаях:
    — по истечении срока полномочий —  Председателем Банка России;
    — до истечения срока полномочий —  Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
    Председательствует  на заседаниях Совета директоров — Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его заменяющее, из числа членов Совета директоров.
    Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
    Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
    Совет директоров Банка России не реже одного раза в месяц.
    Заседания назначаются Председателем Банка  России, лицом, его заменяющим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров о назначении заседания Совета директоров своевременно уведомляются.
    Совет директоров выполняет следующие  функции:
    — во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    — утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
    — рассматривает и утверждает смету  расходов Банка России на очередной  год не позднее 31 декабря предшествующего  года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
    — определяет структуру Банка России;
    — устанавливает формы и размеры  оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
    — утверждает порядок работы Совета директоров;
    — назначает главного аудитора Банка России;
    — утверждает внутреннюю структуру Банка  России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
    — определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
    — выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров Банка России.
    Совет директоров принимает следующие решения:
    — о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
    — об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
    — о величине резервных требований;
    — об изменении процентных ставок Банка  России;
    — об определении лимитов операций на открытом рынке;
    — об участии в международных организациях;
    — об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка  России, его учреждений, организаций  и служащих;
    — о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
    — о применении прямых количественных ограничений;
    — о выпуске и изъятии банкнот  и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
    — о порядке формирования резервов кредитными организациями;
    — вносит в Государственную Думу предложения  об изменении уставного капитала Банка России;
    Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства РФ. Кроме того, члены Совета директоров не могут Состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.
    Сложение  депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены  и течение месяца с момента  назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.
    Капитал Банка России. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб.
    Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом
    Банка России. Изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без согласия Банка России не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Банк России не регистрируется в налоговых органах.
    Аудит Банка России. Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
    Банк  России обязан в соответствий с заключенным  с аудиторской фирмой договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
    Договор об аудите должен предусматривать объем  передаваемой аудиторской фирме информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации третьим лицам.
    Оплата  услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка России осуществляется за счет собственных средств Банка России.
    Внутренний  аудит Банка России осуществляется службой аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы  и задачи развития банковской  системы РФ. 

  Проблемы функционирования банковской системы РФ.
        Ключевые параметры развития банковской системы России не позволяют ей в полной мере выполнять макроэкономические функции, свойственные банковским системам развитых рыночных экономик: по обеспечению межотраслевого перелива капитала, поддержанию равновесия между денежным спросом и предложением, трансформации сбережений в инвестиции. Недоверие к отечественной банковской системе со стороны международного сообщества препятствует сколько-либо значимому привлечению средств на внешних рынках. Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002—2003 годах, целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно-признанным подходам.    
     После финансово-экономического кризиса 1998 года банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной в том числе благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность.    
     Динамика  основных параметров, характеризующих  состояние банковского сектора  в 2002—2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.    
     Деятельность  кредитных организаций в большей  степени ориентируется на потребности  реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц имеет тенденцию к снижению.     
     Повышаются  финансовые результаты деятельности кредитных  организаций.   В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.
     Факторы, сдерживающие развитие банковской деятельности: развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.    
     К внутренним препятствиям относятся  неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых  банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.    
     К внешним сдерживающим факторам можно  отнести высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.    
     Помимо  этого, российская экономика в целом и банковская сфера в частности имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора — и снижающаяся доля иностранного капитала.    По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.    
     Наряду  с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего  развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.  
     Выделяются  пять групп причин, препятствующих эффективному и гибкому размещению аккумулируемых банковским сектором ресурсов на внутреннем рынке.
    Несоответствие структуры спроса и предложения на кредитном рынке.
     Причиной  такого несоответствия является низкое доверие к отечественному банковскому сектору со стороны экономических агентов, обуславливающее преимущественно сверхкраткосрочный характер счетов и депозитов, размещаемых в коммерческих банках. Дефицит долгосрочных ресурсов, в свою очередь, обуславливает неспособность банков к долгосрочным вложениям. Доля кредитов сроком свыше 3-х лет в банковских ссудах составляет 11%, причем в последние два-три года наблюдается тенденция к ее снижению (за 1999-2001 гг. она сократилась на 7 процентных пунктов).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.