На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система Белорусии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Они находятся  в центре экономической жизни, обслуживают  интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются  огромным денежным капиталом, стекающимся  к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства  и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.
     Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические  функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Роль банков так часто игнорировалась, их экономическое назначение было до такой степени снижено, что даже сейчас, когда наша страна начала жить по иным экономическим законам, многие люди - а среди них и государственные  чиновники, и промышленники, и торговцы - не уделяют деятельности банков того внимания, которое оно заслуживает.
 


     1. Банковская система:уровни, задачи и функции

 
        Понятие банковской системы
     Банковская  система (БС) — форма организации  функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившаяся  исторически и закрепленная законами.
     Как денежная и финансовая системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется  и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных  для данного региона: природные  и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятие и  промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.
     В истории развития БС различных стран  известно несколько их видов:
    рыночная (двухуровневая) БС (Центральный банк и система коммерческих банков);
    централизованная монобанковская система;
    уникальная децентрализованная БС — Федеральная резервная система США. [2, c. 26]
     В противоположность централизованной системе банковская система рыночного  типа характеризуется отсутствием  монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства  самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует  множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и  кредитные функции разделены  ими между собой. Эмиссия сосредоточена  в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки – коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства. Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице 1.1.
 

      Таблица 1.1. Сравнение централизованной и рыночной банковской системы
Централизованная  банковская система Рыночная банковская система
По  типу собственности
Государство – единственный собственник на банки Многообразие  форм собственности
По  степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства  на банки отсутствует, любые юридические  и физические лица могут образовать свой банк
По  количеству уровней  системы
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
По  характеру системы  управления
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
По  характеру банковской политики
Политика  единого банка Политика множества  банков
По  характеру взаимоотношений  банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так  же как банки не отвечают по обязательствам государства
По  характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят  от его оперативной деятельности НБУ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному  Совету, а не правительству
По  выполнению эмиссионной  и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены  в одном банке (кроме отдельных  банков, которые не выполняют эмиссионные  операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в НБУ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
По  способу назначения руководителей банка
Руководитель  банка назначается центральной  или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель  НБУ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка  назначается его Советом
     Источник: [12, стр. 56]  
 

    1.2.Уровни банковской системы
     Современная классическая банковская система представлена двумя уровнями. Верхний уровень  системы представлен центральным  (эмиссионным) банком. Он реализует единую государственную политику в области денежного обращения, кредита, укрупнения денежной единицы, организует межбанковские расчеты, координирует деятельность банковской системы в целом, определяет курс денежной единицы относительно валют других стран, выполняет другие функции по контролю за банковской системой.
     На  нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные  и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные банки), и  небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды и др.).
     К элементам банковской системы относят  и банковскую инфраструктуру. В нее  входят различного рода предприятия, агентства  и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность  банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.
     В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной  информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных  предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для  консультирования предприятий и  населения, управления имуществом клиента  банки нуждаются в подробной  информации.
      1.3.Задачи и функции банковской системы
     Учитывая  то, что банк функционирует в сфере  обмена, его назначение и влияние  на экономику необходимо, прежде всего, рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:
     Упорядочение  и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции  аккумуляции временно свободных  ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления  тем хозяйствующим субъектам, которые  нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Собранные по крупицам временно свободные  денежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентрация, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх  имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший атрибут их соприкосновения и взаимодействия с экономической средой.
     Упорядочение  и рационализация денежного оборота  достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент по вкладам, бесплатные другие услуги.
     Важно рассматривать банковскую деятельность не только саму по себе, но и в увязке с общеэкономическими показателями. Банк, работая в сфере обмена, не отгорожен «китайской стеной»  от народного хозяйства, воспроизводственного процесса в целом. Его роль, поэтому  невозможно представить изолированно от влияния на экономику в целом, от того, как банки, предоставляя свой продукт, помогают хозяйству в его  развитии. Было бы, например, проблематичным рассматривать роль банка с позиции  только массы платежных средств, предоставляемых на макро- и микро  уровнях. Размер выпущенных в обращение  денег свидетельствует лишь о  выполняемой банком операции, без  которой не состоялся бы обмен, замедлился ход производства и обращения  продукта. Выпуск платежных средств - важная характеристика банковской деятельности
     Стабильность  денежной единицы, соответствие ее массы  потребностям народного хозяйства  является важнейшим показателем  сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько  деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмечалось ранее, в сфере  обмена, но не ради его как такового, последний неотделим от производства, распределения и потребления  общественного продукта. Роль банка, воспроизводимая на макроэкономическом уровне, не может быть, поэтому раскрыта в полной мере без учета его  воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг.
     При оценке роли банка важно видеть и  его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный  банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он выступает как  общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или  иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или  предприятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный  банк не ставит своей задачей получение  прибыли.
     На  прибыль работает другой уровень  банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как  акционерные, паевые, кооперативные, частные  банки. Общественное назначение данного  типа банков проявляется в том смысле, что они работают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересованности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественными интересами. Попытка проводить политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, с помощью которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно свертывалась. [12, стр. 45]
     Дело  не только в том историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических  субъектов производства, является «гражданином»  той страны, того общества, в котором  он живет и развивается. Гражданская  позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.
     Таким образом, банковская система представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, функционирующих в системе. Роль как банков, так и банковской системы в целом весьма важна  в развитии государства. Ведь деньги, являясь средством обмена и т.д. создаются банками. Поэтому система  должна быть весьма устойчивой и стимулировать  развитие экономики.

     2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 
     Правовые  основы деятельности банковской системы  Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими  законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные  на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального  банка Республики Беларусь коммерческих банков. 

2.1 Национальный банк  Республики Беларусь
     Национальный  банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.
       Национальный банк осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики  Беларусь, нормативными правовыми  актами Президента Республики  Беларусь и независим в своей  деятельности.
       Национальный банк подотчетен  Президенту Республики Беларусь.
     Основными целями деятельности Национального  банка являются:
      защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
      развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
      обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
       Получение прибыли не является  основной целью деятельности  Национального банка.
       Национальный банк выполняет  следующие функции:
      разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, и иными законодательными актами Республики Беларусь;
      осуществляет эмиссию денег;
      регулирует денежное обращение;
      регулирует кредитные отношения;
      является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
      осуществляет валютное регулирование;
      организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
      выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
      осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
      организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
      консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
      осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
      осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
      выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.
     Национальный  банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и  организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
     В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса  Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление  Национального банка и Совет  директоров Национального банка.
     Высшим  органом управления Национального  банка является Правление Национального  банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
       Правление Национального банка  состоит из Председателя и  десяти членов.
       Компетенция Правления Национального  банка и порядок созыва его  заседаний определяются Уставом  Национального банка. Правление  Национального банка организует  свою работу в соответствии  с регламентом.
       Члены Правления Национального  банка не могут занимать другие  государственные должности, если  иное не предусмотрено Конституцией  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь, а также состоять в  политических партиях.
     Председатель  и члены Правления Национального  банка назначаются Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления  Национального банка не более  двух сроков подряд.
     Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления  Национального банка от должности  с уведомлением Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь в случаях:
      истечения срока полномочий;
      неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
      отставки;
      ухода на пенсию по собственному желанию;
      несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
      разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
      признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
      совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
      в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
     Совет директоров Национального банка  является исполнительным коллегиальным  органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка  является руководителем Совета директоров Национального банка.
       Совет директоров Национального  банка состоит из девяти членов, включая руководителя Совета.
       Компетенция Совета директоров  Национального банка и порядок  созыва его заседаний определяются  Уставом Национального банка.  Совет директоров Национального  банка организует свою работу  в соответствии с регламентом.
     Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального  банка в порядке, установленном  Уставом Национального банка. 
 
 

     2.1 Коммерческие банки  Республики Беларусь
     Согласно  ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в  порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
     Банк  может создаваться в форме  акционерного общества или унитарного предприятия.
     В Республике Беларусь могут создаваться  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального  банка универсальные банки, имеющие  лицензию на осуществление всех видов  банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
     Банк  имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей  организационно-правовой формы.  В  уставе банка должны содержаться:
    наименование банка;
    указание на его организационно-правовую форму;
    сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
    перечень банковских операций и видов деятельности;
    сведения о размере уставного фонда;
    сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
    иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
     Банк  должен иметь наименование и фирменное  наименование, соответствующие требованиям  законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать  указание на характер деятельности этого  банка посредством использования  слова "банк", а также на его  организационно-правовую форму.
       Юридические лица, зарегистрированные  на территории Республики Беларусь  в установленном порядке, не  могут использовать в своем  наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших  от Национального банка лицензию  на осуществление банковских  операций.
     Государственной регистрации подлежат:
    вновь созданные (реорганизованные) банки;
    изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
     Деятельность  банка без государственной регистрации  запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной  регистрации, взыскиваются в доход  республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.
     До  подачи документов, необходимых для  государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать  с Национальным банком наименование создаваемого банка.
       Прием документов для государственной  регистрации банка осуществляется  только в присутствии учредителей  (участников) банка (физических лиц  или физического лица, уполномоченного  учредителями (участниками) банка,  и представителей юридических  лиц). При этом физические лица  предъявляют паспорта, а физическое  лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и представители  юридического лица помимо паспортов  предъявляют документы, подтверждающие  их полномочия.
     В соответствии со ст. 80 Банковского кодекса  Республики Беларусь для государственной  регистрации банка в Национальный банк представляются:
      заявление о государственной регистрации;
      устав банка;
      выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
      документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
      копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
      сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
      справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в  соответствии с законодательством Республики Беларусь;
      документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
      анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:
        для руководителя исполнительного органа банка - о высшем  юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
        для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
      об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
      документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
      бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
      документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;
      платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
       Для государственной регистрации  банка в форме акционерного  общества в Национальный банк  дополнительно представляются следующие  документы:
      нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
      список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
       Национальный банк выдает учредителям  (участникам) банка,
представившим документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.
     Решение о государственной регистрации  банка или об отказе в его регистрации  принимается Национальным банком в  срок, не превышающий двух месяцев  со дня представления документов, необходимых для государственной  регистрации банка.
       Национальный банк до принятия  решения о государственной регистрации  банка вправе запрашивать у  государственных и иных органов  дополнительные сведения об учредителях  регистрируемого банка, о кандидатах  на должности руководителей исполнительных  органов и главного бухгалтера  банка, необходимые для решения  вопроса о соблюдении законодательства  Республики Беларусь при государственной  регистрации.
     Национальный  банк на основании принятого решения  о государственной регистрации  банка производит запись в Едином государственном регистре юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.
       Зарегистрированному банку выдается  свидетельство о его государственной  регистрации.
       Национальный банк в пятнадцатидневный  срок со дня внесения записи  в Единый государственный регистр  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей сообщает данные  о государственной регистрации  банка в налоговые органы, органы  государственной статистики и  иные органы, предусмотренные законодательными  актами Республики Беларусь.
     Государственная регистрация банка не проводится в случае не сформирования его уставного фонда.
       В государственной регистрации  банка может быть отказано, если  один из его учредителей на  дату подачи заявления о государственной  регистрации банка:
      является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.