На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Институт  государственной службы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему «Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
Реферат 

     Объектом  исследования явились малые предприятия  в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.
     Цель  работы: на основе изучения теоретических  источников, а также фактического материала выяснить экономическую  сущность малых предприятий, оценить  их влияние на экономику страны.
     В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
    изучить и описать отличительные черты малых предприятий;
    выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;
    выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран;
    изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.
     Перечень  ключевых слов: малое предприятие, малый  бизнес, предпринимательство, развитие экономики.
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 4
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике. 
Понятие малого бизнеса
6
2. Значение и задачи малого бизнеса 11
3. Особенности малого бизнеса. 
зарубежный опыт развития малого бизнеса
14
4. Малый бизнес в Республике Беларусь 17
Заключение 30
Список  использованных источников 31
 

Введение 

     В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические  данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
     Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 
«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», которые определяют меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

 

1. Малый бизнес  в современной  рыночной экономике. 
Понятие малого бизнеса.
 

      Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
      При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
      В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
      Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
      В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
      В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
      В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая  одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
    наименьшие -1-24 занятых;
    малые - 25 - 99 занятых;
    промежуточные - 100 - 499 занятых;
    крупные - 500 - 999 занятых;
    крупнейшие - 1000 и более занятых.
      Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
      В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
      В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская республика и Республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).
      В настоящее время в Республике Беларусь основными законодательными актами, регулирующими (определяющими) деятельность субъектов малого предпринимательства являются Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».
      В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся:
      предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;
      юридические лица со среднесписочной численностью работников:
      в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
      в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
      в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
      в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
      Указ  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 
«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» устанавливает новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Согласно названному Указу субъектами малого предпринимательства являются:

      индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
      микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
      малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
      Следует отметить, что в Указе отнесение к субъектам малого предпринимательства предусмотрено вне зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.
      Одним из важнейших направлений развития рыночной экономики является малый  бизнес. Развитие малого предпринимательства способствует насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечению занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, созданию прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.
      В целях упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения.
      Для решения вопросов, связанных с  дальнейшим развитием малого предпринимательства, а также в целях содействия развитию малого бизнеса, постановлением Совета Министров ежегодно принимается  Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатываются и утверждаются мероприятия по ее выполнению. Для стимулирования предпринимательской деятельности проводится ежегодный республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнік года», в областях – «Лепшы прадпрымальнік вобласці».
      В целях обеспечения благоприятных  условий для образования коммерческих организаций физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности», определен порядок создания физическими лицами, зарегистрированными 
до 1 января 2008 года в качестве индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций в форме частного унитарного предприятия.

      Благодаря принимаемым на государственном  уровне мерам достигнута положительная  динамика развития малого бизнеса и, соответственно, его вклада в экономику  страны.
 

2. Значение и задачи малого бизнеса. 

     Не  так давно было замечено, что, начиная  с определенного момента, все  больше и больше размеры предприятия  означают повышение средних общих  издержек. Экономисты определили это  как отрицательный эффект роста  масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.
     Данные  рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные  и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.
     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.
     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
     Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
     В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
     Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу  приложения труда, создавать новые  возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
     Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании  НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
 

3. Особенности малого бизнеса. 
зарубежный опыт развития малого бизнеса.
 

     Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает  существенное влияние на развитие народного  хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых  рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
     Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых  в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
     В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах  Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
     Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице.
Страны Кол-во МСП (тыс.)
Кол-во МСП на 1000
жителей
Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11
 
     Как видно из данной таблицы, вклад малых  и средних предприятий в экономику  трудно переоценить. Несмотря на то, что  количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это  их вклад в ВВП составляет более 50%.
     Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%.
     Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
     В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
     В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
 

4. Малый бизнес в  Республике Беларусь. 

     По  состоянию на 1 января 2009 года в Республике Беларусь  было зарегистрировано 67991 субъект малого предпринимательства. Из них 60719 осуществляли деятельность (89,3 % от общего числа малых предприятий республики).
     По  сравнению с 2007 годом количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 32,7 % (осуществлявших деятельность – 52,6 %), а по сравнению с 2006 годом – на 80,5 % (осуществлявших деятельность – 71,6 %).
     Такой значительный рост количества субъектов  малого предпринимательства связан с перерегистрацией индивидуальных предпринимателей в юридические лица.
     В г. Минске насчитывается наибольшее число субъектов малого предпринимательства 26032 или 38,3% от общего числа малых  предприятий республики.
     По  сравнению в 2006 годом увеличился удельный вес малых предприятий практически во всех сферах экономики: промышленном производстве, внутренней и внешней торговле, строительстве и т.д.
     По  сравнению с 2006 годом число субъектов  малого предпринимательства в 2008 году увеличилось на 30331 предприятие, из них в торговле и общественном питании – на 14181, в промышленности – на 5842, на транспорте – на 3999, в строительстве – на 2156.
     Сфера деятельности малого предпринимательства  охватывает все отрасли экономики. По сравнению с предыдущим годом  отраслевая структура предприятий малого бизнеса существенно не изменилась.
     В отраслевой структуре малого предпринимательства  по-прежнему основной удельный вес  приходился на предприятия торговли и общественного питания. В 2008 году их доля в общем числе малых  предприятий возросла до 42,5 % (в 2007 году она составляла 40,5 %, в 2006 году – 39,1 %). Также остается значительной доля предприятий промышленности, хотя по сравнению с 2006 годом их удельный вес несколько уменьшился – с 22,3 % в 2006 году до 21,0 % в 2008 году. Также уменьшился удельный вес строительных предприятий с 11,7 % в 2006 году, до – 9,6 % в 2008 году и сельскохозяйственных – с 6,1 % в 2006 году до 3,5 % в 2008 году. В тоже время заметно увеличился удельный вес транспортных предприятий – 8,7 % в 2008 году (в 2006 году – 5,1 %).
     Распределение предприятий малого бизнеса по отраслям экономики (в % к итогу)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.