На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ценовая политика предприятия. Проблемы ценообразования. Потребительский рынок и модель покупательского поведения.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ  ВПО ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 

Экономический факультет
Кафедра маркетинга и внутрифирменного планирования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине «Маркетинг» 
 

Ценовая политика предприятия 
 
 

Выполнила:
Проверила: Топорова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Киров 2009 

Контрольные вопросы 

    Ценовая политика предприятия. Проблемы ценообразования.
    Потребительский рынок и модель покупательского поведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Ценовая политика предприятия. Проблемы ценообразования.
 
    Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию  запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. Таким образом, цена — единственный элемент традиционного маркетинга, обеспечивающий предприятию реальный доход [3].
    Цена является для предприятия не только важным фактором, определяющим прибыль, но и условием реализации товаров в силу следующих причин:
    во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;
    во-вторых, потребители привлекательность товаров, выраженную в цене, находят легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукта и т.п.;
    в-третьих, даже когда другие методы стимулирования, в частности организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания [4].
    Если  на себестоимость продукции предприятие  может влиять лишь в очень небольших  пределах, поскольку гибкость предприятия  ограничена, как правило, разбросом  цен на сырье, материалы, полуфабрикаты  и рабочую силу, а также внутренними  резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Таким образом, ценовая стратегия предприятия — суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж [3].
    Попробуем рассмотреть различные варианты действия предприятия по установлению цен на реализуемую продукцию.
    Основной  задачей стратегии ценообразования  в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли  при запланированном объеме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.
    Следовательно, при разработке ценовой политики каждое предприятие должно определить для себя ее главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объемов реализации продукции или конкурентоспособности при обеспечении определенной рентабельности.
    Структура ценовой стратегии состоит из стратегии ценообразования и  стратегии управления ценами.
    Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель.
    Стратегия управления ценами есть комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке [3].
    В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, насколько  правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль [1].
    Однако  в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических  и практических знаний сложного механизма  ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают  серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования [4].
    Анализ  опыта работы американских компаний по установлению цен показывает, что они применяют такую последовательность в разработке и расчете цен:
    Постановка задач по ценообразованию.
    Определение характера спроса и предложения.
    Оценка издержек производства.
    Анализ цен конкурентов.
    Выбор метода ценообразования.
    Установление окончательной цены.
    В настоящее время с развитием рыночных отношений представленная методика формирования цены получила широкое распространение в России [3]. 
    При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения о том, какую роль предприятие отводит цене в своей коммерческой работе. В практике существует целая серия ценовых стратегий:
    Высокие цены («снятие сливок»). Предусматривается, что первоначальная цена значительно выше издержек производства, а затем идет понижение цен. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, когда такая цена воспринимается потребителем как свидетельство отличного качества товара и т.д.
    Низкие цены, или цены «проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса (например, при продаже персональных компьютеров), что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Предприятие за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен.
    Дифференцированные цены. Цены устанавливаются в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню, характерному для различных рынков, их сегментов и покупателей.
    Льготные цены. Такая стратегия направлена на работу с покупателями, в которых заинтересовано предприятие, предлагающее товар по льготной цене.
    Гибкие, эластичные цены. В данном случае их уровень зависит от возможностей покупателя, его покупательной силы.
    Стабильные, стандартные цены [3].
    Проблема  ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные (рыночные) цены, величина которых определяется спросом и предложением. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или условий оплаты. Как правило, чем больший объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции [5].
    Важным  этапом при формировании цены является анализ издержек предприятия. При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, следует учитывать главное: если затраты при ее производстве снизятся, то это позволит увеличить выпуск товаров, и наоборот. А издержки производства, в свою очередь, зависят от уровня научно-технического прогресса и степени монополизации рынка, проявляющейся в изменении цен при любом уровне производства.
    Возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, предприятиям необходимо иметь упорядоченную методику установления цены на свои товары, от которой зависит успех ее деятельности. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Поэтому в условиях рыночной экономики одним из самых главных вопросов сбыта является: какую назначить цену? Цена не должна "отпугивать" потребителей, должна поддерживать конкурентоспособность товара и при этом покрывать издержки производства. Известно, что существует определенный диапазон цен, внутри которого может оперировать производитель. Нижняя его граница определяется себестоимостью товара, а верхняя - платежеспособным спросом, то есть нельзя установить низкую цену, как и цену завышенную, по которой реализация товара становится проблематичной [5].
    Поэтому фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, надеясь, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Для расчета цены товара используют общепринятые методы ценообразования, которые позволяют учесть факторы влияющие на уровень цены. Методы ценообразования подразделяются на:
      затратные (основа - собственные затраты);
      с ориентацией на потребителя;
      с ориентацией на конкурентов.
    При расчете возможной цены самым  распространенным считается метод  «средние издержки плюс предпринимательская прибыль». Он заключается в начислении наценки на себестоимость товара, которая зависит от его вида, стоимости единицы изделия, объемов продаж, скорости оборачиваемости товарных запасов и т.д. Но главное состоит в том, что наценка должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.
    Второй  метод — расчеты цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие устанавливает цену из расчета желаемого объема прибыли. Но для возмещения издержек производства требуется реализовать определенный объем продукции по данной или более высокой цене, а ни в коем случае меньшее ее количество. Используя такой метод, предприятие должно точно рассчитать уровень цены, когда будут достигнуты такие объемы продаж, при которых оно сможет покрыть валовые издержки и получить целевую прибыль.
    Третий  метод основан на уникальности выпускаемой продукции и ценности ее для покупателя. Здесь на место затратных факторов приходит восприятие покупателем товара. Чтобы усилить ценность товара, продавец широко применяет ценовые меры воздействия, в том числе особые гарантии для покупателей, сервисное обслуживание и т.д [2].
    Проанализировав основные методы расчета окончательной  цены товара (затратный метод, метод  с ориентацией на потребителя  и конкурентов), можно сделать вывод, что пользоваться одним только затратным методом в условиях рыночной экономики фирме не следует, так как это не всегда позволяет получить запланированную прибыль. При постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре лучше всего воспользоваться сочетанием всех трех рассмотренных подходов, так как именно их сочетание учитывает большинство факторов, влияющих на процесс ценообразования, и позволяет эффективнее добиваться поставленных фирмой целей [2].
    Таким образом, цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономическими агентами после отказа от назначения государственных цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Потребительский рынок и модель покупательского  поведения.
 
    Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действия и следуют за ними [6].
    В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Первые — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством); вторые — производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
    Конечные  потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия и различные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, им требуются помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров. Что касается государственных предприятий, то они приобретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологическая и др.), а также для формирования материально-технической базы министерств и ведомств, правительственных и муниципальных учреждений [2].
    Следует отметить, что слова «потребитель» и «покупатель» в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели — это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи либо домашнего хозяйства. Потребители — понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность (определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование) [1].
    На  поведение покупателя при покупке  товара большое влияние оказывают  факторы культурного, социального, личного и психологического характера (рис. 1). В своем большинстве это факторы, не поддающиеся контролю со стороны продавца, но их обязательно следует принимать в расчет [6].
    
    Рисунок 1 – Факторы, влияющие на покупательское поведение.
    Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителей оказывают  факторы культурного порядка. Культура - основная первопричина, определяющая  потребности  и поведение человека. Человек с детства усваивает базовый набор ценностей, восприятий,  предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества. Любая культура включает в себя более мелкие  составляющие, или  субкультуры,  которые  предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными (например, по национальной принадлежности, религии, по географическому району и т.д.). Огромное влияние на поведение покупателей оказывает их социальное положение [1].
    Поведение потребителя определяется также  и факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы. Индивид  является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, индивид является сыном, мужем и отцом и преуспевающим управляющим фирмой. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки данной роли со стороны общества. Так роль управляющего фирмой имеет в глазах данного общества более высокий статус по сравнению с ролью сына. В качестве управляющего фирмой индивид будет покупать товары (одежду, обувь, автомобиль), которые отражают именно эту его роль и статус. Прямое и особенно сильное влияние на поведение человека оказывают референтные группы (семья, друзья, коллеги, разного рода организации и т.д.) [1].
    На  решениях покупателей сказываются факторы личного порядка, особенно такие, как возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, уровень доходов, образ жизни и тип личности [1].
    На  покупательском выборе сказываются также основные факторы психологического порядка, такие как  мотивация, восприятие, усвоение, убеждения, отношения [1].
    Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая  столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные  из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу - предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу [2].
    Первая  основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и внешнего характера. Например, мужчина, приобретающий модный костюм, может сказать, что он просто удовлетворяет свою текущую потребность. Однако данная покупка может быть вызвана чувством подражания, престижем, и, в конечном счете, — желанием выглядеть модным, современным человеком.
    Теория  мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей (рис. 2). Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.
    
 

    Рисунок 2 – Иерархия потребностей по А. Маслоу.
    Мотивированный  человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как  он воспринимает ситуацию. Человек  усваивает знания в процессе деятельности. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение [2].
    Итак, побудительные мотивы, которыми руководствуется  покупатель при выборе товаров, определены. Все эти факторы существенно влияют на интересующий фирму процесс принятия решения о покупке. Существует пять этапов, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению (рис. 3) [6].
       
    
    
      

    
    
    
      

      

    Рисунок 3 – Этапы покупательского поведения  при совершении покупки
    1.   Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды. На этом этапе продавцу необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Собирая подобную информацию, продавец получает возможность выявлять раздражители, которые чаще всего привлекают интерес индивида к товару.
    2.   Поиск информации. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
    личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые);
    коммерческие источники (реклама, продавцы, оптовики, упаковка, выставки и т.д.);
    общедоступные источники (средства массовой информации);
    источники собственного опыта (изучение, использование товара).
    Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников. А самыми эффективными являются личные источники, то есть коммерческие источники обычно информируют, а личные - "узаконивают" информацию и (или) дают ей оценку.
    3.   Оценка вариантов. Потребитель рассматривает данный товар как определенный набор его свойств. Разные потребители считают для себя актуальными разные свойства. Каждый конкретный потребитель обращает больше всего внимания на те свойства товара, которые имеют отношение к его нужде [6].
    4.   Решение о покупке. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного товара. Покупка — это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одной из методических подходов в решении данной задачи служит модель «черный ящик» (рис. 4) [1].
      
      
        

        

        
 
 
 
 

    Рисунок 4 – Модель принятия решения о  покупке
    5.  Реакция на покупку. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой формирует его реакцию. Все зависит от соотношения между ожиданиями потребителя и эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, то потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель не удовлетворен [6].
    Продавцы, по-настоящему разобравшиеся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь большое преимущество перед конкурентами. Именно поэтому тратится так много времени и усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Рассмотрев факторы и этапы потребительского поведения при совершении покупки, представим модель покупательского поведения (рис. 5) [2].
Побудительные факторы маркетинга Прочие  раздражители
Товар 
Цена 
Методы распространения 
Стимулирование сбыта
Экономические 
Научно-технические 
Политические 
Культурные
|
"Черный  ящик" сознания покупателя
Характеристики  покупателя Процесс принятия решения покупателем
|
    Ответные реакции покупателя   
Выбор товара 
Выбор марки 
Выбор времени 
Выбор объема покупки
       
 
Рисунок 5 – Модель покупательского поведения
    Данная  модель покупательского поведения  имеет достаточно общий вид. Специалистами  компании Nielsen было проведено исследование покупательского поведения. Как показали результаты новейшего исследования компании Nielsen, при совершении покупок в магазинах потребители находятся под действием одной из четырех моделей принятия решения о покупке - в зависимости от категории товара. Были выделены следующие виды моделей:
    инерционная модель, или "автопилот": принятие решения о покупке делается по инерции или по привычке; уровень восприимчивости к внешнему воздействию минимален;
    вариативная модель, или "поиск разнообразия": покупатель ищет новые вкусы, варианты, форматы;
    модель "Активный режим": покупатель чувствителен к привлекательной рекламе и другим средствам pre-store активности и "шуму" вокруг продукта;
    модель "Поиск лучшей цены": покупатель чувствителен к промоакциям и скидкам [8].
    Потребители не готовы тратить энергию на каждодневные решения. Чтобы упростить себе жизнь, они зачастую делают покупки "на автопилоте", включая инерционную  модель и принимая решение в пользу того или иного продукта, не обращая  внимания на этикетки или цену. В этом случае выбор того или иного бренда определяется привычкой. В эти моменты потребители не готовы пробовать что-то новое, и маркетологам придется очень постараться, чтобы разработать стратегию, которая позволит им переключить внимание потребителей. Такими "автопилотными" категориями являются кофе, каши, сыр, маргарин и майонез [8].
    Однако  это правило совершенно не действует  на "активируемых" категориях, где  потребители чувствительны к  рекламе и "шуму" вокруг продукта. Как показало исследование Nielsen, к "активируемым" относятся такие молодые категории, как энергетические и спортивные напитки, готовый к употреблению чай (холодный чай), питьевой йогурт, а также такая старинная категория, как шоколад.
    Покупая товары из списка "активируемых" категорий, потребители отключают "автопилот". Вместо этого их внимание направлено на поиск альтернатив. Для успешного продвижения товаров таких категорий следует генерировать постоянный "шум" вокруг своего бренда посредством активной рекламы, вывода новых вариантов и инновационной упаковки, которая выделит товар на полке и привлечет внимание потребителей [8].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.