На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принцип наглядности в обучении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и  науки РФ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Алтайская  государственная  академия образования им. В. М. Шукшина» 
 
 
 

Факультет истории и права
Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа:
                                    Принцип наглядности в обучении. 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студент ФИиП
2 курса  091 гр.
Николаев  С.А. 
 

Научный руководитель:
к.п.н., доцент
 Манузина  Е.Б. 
 
 
 
 

Бийск - 2011  

Содержание: 
 

Введение………………………………………………………………………………………....3 

Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3 

1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5 

1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9 

1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14 

1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17 

Выводы по I главе………………………………………………………………………………24 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26 

2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26 

2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28 

2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29 

Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30 

Заключение………………………………………………………………………………………31 

Список  литературы……………………………………………………………………………32
Введение
    В настоящее время все большее  и большее внимание на начальном  этапе обучения отводится использованию  наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
     Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность  используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.
    Проблеме  наглядности, принципу наглядности  в обучении уделялось большое  внимание. Её исследованию Б.Б. Айсмонтаса[Айсмонтас 2002], Ю.К. Бабанского[Бабанский 1988], В.Г. Болтянского[Болтянский 1970], В.В. Давыдого[Давыдов 1996], Я.А. Коменского[Коменский 1982], А.Н. Леонтьева[Леонтьев 1983], Н.В. Модестого[Модестова 1962], Т.С. Назаровой[Назарова 1997], К.Д. Ушинского[Ушинский 1988], и др. В них рассматриваются роль и значение наглядности в образовании, формирований понятий и продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим мы постараемся рассмотреть проблему управления вниманием школьников с помощью наглядных методов.
    Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
    Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
    Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
      Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический  эксперимент.
    База  исследования: МОУ СОШ 34
        Гипотеза: основывается на предположении о том, что использование наглядных средств способствует повышению качества знаний и активизации учебной деятельности учащихся. 
       Задачи:
 

    изучить психолого-педагогическую литературу;
    определить роль наглядности в процессе обучения школьников;
    дать научное обоснование наглядности, указать ее роль на уроке;
    выполнить   сравнительный   анализ   результатов   работы   с   применением наглядности и без нее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I.  Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в средних классах 

1.1. Принцип наглядности  в педагогических  системах различных  учёных и педагогов 

     С давних пор для лучшего усвоения и запоминания используются наглядные объекты и пособия. Благодаря ним у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.
     Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. [Каменский 1982]. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.[Каменский 1982]. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:
    естественную наглядность (предметы объективной реальности);
    экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
    объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
    изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
    звуковую наглядность (магнитофон);
    символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
    внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) [Пидкасистый 1998].
     Однако  использование наглядности должно быть в той мере, в какой она  способствует формированию знаний и  умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести  к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
     Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье [Ушинский 1988].
     Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет  долго и напрасно мучиться над  ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка... Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно [Ушинский 1988]...  Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
     Исходя  из выше сказанного, мы можем выдвинуть следующие законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель:
    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
    Если иногда нет на лицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения [Коменский 1982].
    Используйте различные виды наглядности – натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие – которое сделано самими учениками.
    Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.
     Реализация  принципа наглядности возможно посредством  использования наглядных методов.
     Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
     Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
     Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
     Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
     Такое подразделение средств наглядности  на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает  возможности отнесения отдельных  средств наглядности как к  группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.
     В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
     Условия эффективного применения наглядности
     При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд  условий:
     а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
     б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;
     в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
     г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
     д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
     е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
     ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном устройстве.
1.2. Технология наглядного обучения
Наглядность не есть  какое-то  свойство  или  качество реальных  объектов, предметов или явлений. Наглядность  есть свойство,  особенность психических  образов  этих  объектов. И когда  говорят  о  наглядности тех  или иных  предметов, то на самом деле   имеют  в  виду  наглядность  образов этих  предметов.
    Наглядность  есть  показатель  простоты и понятности   для  данного  человека  того  психического  образа,  который он создаёт  в процессе  восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому  ненаглядным  может  быть  образ  реального  предмета  или явления и, наоборот,  вполне  наглядным  может быть  образ  предмета  или явления,  не существующего  реально, а созданного  нашим  воображением .
Наглядность  или  ненаглядность  образа, возникающего  у человека, зависит  главным  образом  от особенностей  последнего, от уровня  развития  его  познавательных  способностей, интересов и склонностей,  наконец,  от  потребности и желания увидеть,  услышать, ощутить данный  объект, понять его, создать у себя  яркий, понятый образ этого объекта.
   Сам  по себе  непроизвольно наглядный образ,  как  правило,  не  возникает. Он образуется  только  в результате  активной  работы, направленной  на  его  создание [Фридман 1991].
   Дидактический  принцип  наглядности  ввел  в процесс обучения  Я.А. Коменский, назвав ‘‘золотым  правилом  дидактики’’. В основе  этого принципа  лежит живое созерцание. Однако  педагогами-практиками  было  замечено, что чем большим количеством органов чувств  учащийся  воспринимает  действительность, тем достовернее его знания  об  окружающем  мире. В качестве примера  можно  привести  высказывание,  ставшее  афоризмом: Кто  хоть  раз видел верблюда , пробовал  вкус  сахара, слушал  пение  соловья, тот никогда не  забудет ни вида  верблюда, ни вкуса  сахара,  ни соловьиных  трелей.
    Введение  наглядности  в процесс обучения  значительно  повышает  его  эффективность. Изменение  содержания  образования  касались  введения в учебный  процесс   научных  фактов, статистики, но  при  этом  не  следовало  забывать, о том, что знания  эти  должны  быть  доступными  не  только  сильным,  но  и  среднеуспевающим  студентам.  Данный  принцип  направлял  деятельность  преподавателей  на  путь  поиска  новых  методов  обучения,  совершенствования  своего  мастерства  в  общении  со  студентами  на  основе  дифференцированного  подхода [Черниченко 2002].
    Наглядный  материал  служит  как бы внешней  опорой  внутренних  действий, совершаемых  ребёнком  под руководством  учителя  в процессе овладения знаниями. Введение  в обучение наглядного  материала должно учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль  наглядный материал должен выполнять в условии и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного  материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
Место и роль  наглядного  материала  в процессе  обучения определяются  отношением  той  деятельности учащегося, в которой  данный  материал способен занять структурное  место цели  его  действия, к той деятельности, которая ведет к  осознанию того, что нужно усвоить [Фридман 1991].         
  Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело,  когда в процессе обучения возникает зада дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их  чувственный опыт, обогатить их  впечатления- словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно  представленным тот или  иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это делает  более конкретным и как бы более ощутимым для ребёнка то, о чём идет речь в обучении.
       Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи  со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий при начальном обучении арифметике, на уроках русского языка, в классных занятиях по физике и т.п. Здесь роль наглядного материала, конечно, не в том, чтобы, например, изображения   карандашей на таблице  обогащали  чувственный  опыт ребёнка, они служат  не для этого, а для  обучения счету. Наглядный  материал  представляет собой  в этих  случаях именно материал, в котором и через  посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден [Фридман 1991].
          Особенностью  наглядных  технологий  является  то, что  они  обязательно  предполагают    в  той  или  иной  мере  сочетание их  со    словесными  технологиями. Тесная  взаимосвязь  слова и  наглядности  вытекает  из  того, что   диалектический  путь   познания  объективной   реальности  предполагает  применение  в  единстве  живого  созерцания, абстрактного  мышления  и  практики.
    Л.В.Занковым  было  изучено  основных  форм  сочетания  слова  и  наглядности:
-при   посредстве  слова  учитель   руководит   наблюдением,  которое   осуществляется  учащимися,  а   знания  об  облике  объекта,  его  непосредственно  воспринимаемых  свойствах  и  отношениях  ученики  извлекают  из  самого  наглядного  объекта  в  процессе  наблюдений;
-при   посредстве  слова  учитель   на  основании  осуществленного   школьниками  наблюдения  наглядных   объектов  и  на базе  имеющихся   у  них  знаний  ведет   учащихся  к  осмыслению  и   формированию  таких  связей  в  явлениях, которые  не  могут  быть  зримы  в  процессе  восприятия;
-сведения  об  облике  объекта,  о  его   непосредственно  воспринимаемых  свойствах  и  отношениях  учащиеся  получают  из  словесных   сообщений  педагога, а  наглядные   средства служат  подтверждением  или  конкретизацией   словесных  сообщений;
    -отталкиваясь  от  осуществляемого  школьниками   наблюдения  наглядного  объекта,  педагог  сообщает  о таких   связях  между  явлениями, которые   непосредственно  не  воспринимаются  учащимися,  либо  делает   вывод, объединяет, обобщает  отдельные  данные [Бабанский 1988].
         Ученые выделяют четыре фактора  наглядного обучения.
     Первый. Наглядность обучения  вытекает  из  того, что оно выступает для учащихся    как средство  познания  окружающего мира, и  поэтому  процесс   этот  происходит  более  успешно, если  основан  на  непосредственном  наблюдении  и  изучении  предметов, явлений  или  событий. Я.А.Коменский  писал: ‘‘Если  мы  желаем  привить  учащимся  истинное  и  прочное  знание  вещей,  вообще  нужно  обучать  всему  через  личное  наблюдение и чувственное доказательство’’.
    Второй. Познавательный  процесс  требует  включения  в  овладение  знаниями  различных  органов  восприятия. К.Д.Ушинский  писал, что  знания  будут  тем  прочнее и  полнее, чем  большим  количеством  различных  органов чувств  они воспринимаются. ‘‘Паук, - отмечал  он,- потому  бегает   так  изумительно  верно  по  тончайшим  нитям, что  держится  не  одним  когтем, а  множеством  их: оборвется  один, удержится  другой’’. Развивая эту мысль  далее, он  подчеркивал: ‘‘Чем  более  органов  наших  чувств  принимает  участие в  восприятии  какого-нибудь  впечатления  или  группы  впечатлений, тем  прочнее  ложатся  эти впечатления  в  нашу  механическую, нервную  память, вернее  сохраняются ею  и  легче,  потом  вспоминаются’’. По его мнению, наглядное обучение  повышает  внимание  учащихся,  способствует более глубокому усвоению  знаний,
    Третий. Наглядность  обучения  основана  на особенностях  мышления  детей, которое развивается от  конкретного к абстрактному. На  ранних  этапах  ребенок мыслит  больше образами, чем  понятиями. С другой  стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются   учащимися   легче, если  они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и  на  более высоких  ступенях  развития  мышления  не  может    открываться  от  конкретных  фактов  и  образов.
    Четвертый. Наглядность  повышает  интерес  учащихся  к  знаниям  и  делает  процесс  обучения  более  легким. Многие  теоретические  положения  при  умелом  использовании  наглядности  становятся  доступными  и  понятными  для  учащихся. В этой  связи   К.Д.Ушинский  отмечал  следующее: “Учите  ребенка  каким-нибудь  пяти  неизвестным  ему  словам, и  он  будет  долго  и  напрасно   мучиться  над  ними; но  свяжите с картинками  двадцать  таких  слов и  ребенок  усвоит  их  на  лету…” [Харламов 1997]. 
 
 
 

1.3 Методы наглядного обучения 

Технологию  наглядного обучения  условно  можно  подразделить  на  две  большие  группы: методы  иллюстраций  и демонстраций.
Метод  иллюстраций предполагает  показ ученикам  иллюстративных  пособий: плакатов,  карт,  зарисовок на  доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод  демонстраций обычно  связан  с демонстрацией приборов, опытов, технических  установок,  различного  рода  препаратов. К демонстрационным    методам относят  также  кинофильмов  и  диафильмов.
При  наглядных  технологиях  используются  приемы  показа,  обеспечения  лучшей  видимости (применение  экрана, подкрашивание,  подсвет,  подъемные  приспособления и др.), обсуждение  результатов  проведенных  наблюдений, демонстраций и  пр.
    В  последние  годы  практика обогатилась  целым  рядом  новых  средств  наглядности. Созданы  новые,  более  красочные  географические  карты  с пластмассовым  покрытием, альбомы иллюстраций  по  истории,  литературе,  географические  атласы  с  фотографиями,  сделанные  со  спутников. В практику  обучения  вошли  аппараты  ЛЭТИ, кодоскопы,  позволяющие  в  дневное  время  без  затемнения   класса  показывать  рисунки,  схемы,  чертежи, изготовляемые  учителем  на  прозрачной  пленке. На  уроках  стали применяться  зарисовки  на  листах  ватмана с помощью    широких  фломастеров,  позволяющие  раскрывать динамику  изучаемого  явления.  Во  многих  школах  оборудованы  экраны   дневного  кино,  когда  киноаппарат  устанавливается  в лаборантской  комнате,  фильм  демонстрируется  на  матовое  стекло,  помещенное  над  классной  доской.
    Рациональное  применение  средств  наглядности  позволяет  достичь  большого  образовательного   и  воспитательного  эффекта,  создает  благоприятные  возможности  для  развития  абстрактного  мышления  учеников.
    Применение  метода  демонстрации  учебного  кино  стало довольно   обычным явлением   в  практике  обучения . Во всех  городах  и  крупных  районах  созданы  фильмотеки,  которые  по заявкам  преподавателей  присылают  необходимый   фильм. Перечень  основных  учебных  фильмов  нашел  теперь  отражение  в  школьных  программах,  что  значительно  облегчает  выбор их  учителям. В  учебном  процессе  применяют  как  полные  фильмы  по  теме,  так  и  кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Кинофрагменты  посвящаются   отдельным   вопросам   соответствующей   темы. Кинокольцовки   обычно  демонстрируют  замкнутые  процессы,  например  процесс  работы  модели  двигателя  внутреннего  сгорания,  процесс  взлета,  полета  и посадки  самолета и т.д. Практика   показывает, что  при  изучении  новой  темы   особенно  полезны   кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Для  закрепления   всей   темы   эффективно  используются    полные  фильмы  по  теме.
    При  подготовке  к  использованию  фильма в  учебном  процессе  преподаватель  должен   предварительно  просмотреть  его,  составить  основные  вопросы, которые  будут  ставиться   перед  учениками  по  ходу  демонстрации, вычленить  фрагменты, которые будут  показаны   в  соответствующий  момент  урока. Полезно наметить  место, где   будут  даны  реплики,  акцентирующее   внимание  на  самом  главном.  Наконец, надо  наметить  и  план  заключительной  беседы  по фильму.
Использование  учебного  телевидения .
    Массовой    наглядной  технологией  стало  учебное  телевидение. Для  средней  школы, технических  училищ  и  вузов   созданы  многочисленные   учебные  телефильмы, а  также  ведутся учебные  телепередачи. Программы  предстоящих  передач   Центрального  телевидения  публикуются   в  периодической  печати,  размножаются  институтами  усовершенствования  учителей  и  доводятся  до  учителей. С  учетом этого в школах  составляют  расписание  учебных занятий и предусматривают проведение  их  в соответствующих кабинетах.
Расширяют  применение  телевидения  видеомагнитофоны, позволяющие  записать  телепередачу  и  повторить  её, например, для  выявления  возникших  затруднений  или углубления  восприятия  изучаемых  вопросов. Сейчас  завершено конструированное  более  дешевых   видеомагнитофонов,  которые  станут  доступны  каждой  школе [Бабанский 1988].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.