На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взаимоотношения Руси и Византии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  транспорта РФ
    СПбГУВК 
     
     
     
     

Тема: Взаимоотношения Руси и Византии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка
    Группы  ЭФ-18
    Белякова  М.В. 
     

    Проверил  преподаватель
    Котов А.Э. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Санкт-Петербург  2010
     Содержание:
    Введение
    История отношений Руси и Византии
    Появление православия на Руси
    Внешняя политика Киевской Руси
    Военная связь Руси и Византии
    Торговые отношения
    Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Более 5 столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства протекало при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать, военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали военными силами.  Но если говорить о культурном взаимодействии  между Русью и Византией, то самым главным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. 

Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, нужно вернуться на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правления этих императоров, особенно Юстиниана, начала формироваться пока еще не дипломатия Византии со славянским миром, в то время разобщенным, а определенное отношение, которое впоследствии ляжет в основу дипломатических отношений с Русью.
Одной из особенностей правления этого императора-воина  было то, что 32 года он непрерывно вел  войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским  миром, войны с Западом, войны  с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане достаточно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило  в контексте Великого переселения  народов.  

Сначала славяне  осели на нижнем и среднем Дунае  и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай  с богатой добычей. Позже они  заселили территорию империи: Балканы  — Македонию, побережье Эгейского  и Адриатического морей и их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей  против славян. Но эта мера оказалась  мало эффективна: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более  широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах, после греков,  и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи.
 
     Стратегия и тактика славян, их расселение на территории Византии, постепенное  ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение  неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, правда в меньшей степени, к Московской Руси.

 
     О восточных славянах византийцы имели  представление лишь из сочинений  византийских писателей-историков, в  частности, Прокопия Кесарийского. С  восточными славянами Византия столкнулась  вплотную в VIII-IX вв, когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного  моря. Существует мнение, что легендарный  поход Аскольда в Константинополь  в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии. Вернувшись в Киев, этот князь начинает первые шаги по пути христианизации населения древнего русского государства. Таким образом, можно считать, что уже с IX века начинаются первые, еще очень робкие и почти незаметные, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X веке постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем.
 

Византия была не только наследницей античной культуры. Обогатившись православием, Византия «подарила» миру православную культуру. Благодаря Византии православие стало достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже общемировое значение. 

Вместе с православием русский народ принял от Византии не только догматы и каноны  православной веры. Греки научили наших  предков  также тому, что догматы новой  веры лучше всего могут быть выражены в богослужении, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи  и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия  более всего привлекали крещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью. 

«История человеческой культуры, — писал академик Д.С. Лихачев, — знает периоды, когда человек  открывает в мире какие-то стороны, до того им не замеченные. Обычно такими были периоды возникновения нового взгляда на мир, появления нового мировоззрения и нового великого стиля в искусстве и литературе. Каждый вновь появляющийся стиль  — это своего рода новый, свежий взгляд на мир. Это не только эстетическое обобщение в произведении, но и новое эстетическое восприятие действительности. Человек открывает в окружающей его вселенной какую-то не замечавшуюся им раньше стилистическую систему — научную, религиозную, художественную. В свете этой самой системы он воспринимает все окружающее, и обычно это открывает собой период радостного удивления перед миром.  

Так было и в  раннем периоде древней русской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, характерному для родового общества. В этом язычестве существовал страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку людей, открывало мироустройство в природе и божественную целесообразность» 

Первые  произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и человеке спасительной красоты и доброты соответственно как самого характерного мировоззренческого признака православия, воспринятого из Византии. Недаром послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде и никогда не видели! 

Из Византии в Русь доставляли первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели  византийской православной культуры —  святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и  других городах Руси были устроены по византийским образцам. Византийские мастера учили русских строить  каменные храмы, украшать эти храмы  мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святых. Даже в наше время большая  часть широко распространенных в  России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют древнегреческое происхождение. 

Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей между Византией и молодым  древнерусским государством имели: поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения, православная миссия, посланная ко двору князя Владимира и посольство русских «в греки», после которого состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:
«Пришли мы в  Греческую землю, — говорили перед  государственным советом послы  князя, — и ввели нас туда, где  служат они Богу своему, и не знали  — на небе или на земле мы, ибо  нет на земле такого зрелища и  красоты такой, и не знаем, как  и рассказать об этом, — знаем  мы только, что пребывает там Бог  с людьми, и служба их лучше, чем  во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». 

Так приняла  Русь «закон греческий», то есть православие, которое определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.
Крещение Руси летописи относят к 988 году. Уже в 989 году в Великом  Новгороде был  построен деревянный Софийский собор  «о тринадесяти версех», то есть с  тринадцатью куполами. К середине XI века на Руси имелось несколько  каменных Софийских соборов, самыми знаменитыми из которых являлись: София Киевская (1037–1043) и София  Новгородская (1045–1052). Они стоят  до сегодняшнего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией  и Древней Русью в те давние времена. В Киевской Софии до сих  пор сохранились прекрасные образцы  византийского искусства XI века —  мозаичные иконы. О создании Софии  Киевской до нас дошло следующее  летописное свидетельство: «Заложил Ярослав  город великий, у того же града  Золотые врата; заложил и церковь  Святой Софии». Это свидетельство  относится к 1037 году. 

На Руси среди  выходцев из Византии славились строители  церквей, иконописцы, писатели и ученые. Величайший вклад в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие в 1073–1089 годах  Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря, а также великий иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы в храмах Новгорода и Москвы, великий писатель и переводчик Максим Грек, а также  великие педагоги братья Лихуды —  Иоанникий и Софроний (в миру —  Иоанн и Спиридон). 

Во время правления  киевского князя Олега (882-912), создателя  древнерусского государства, внешняя  политика Киевской Руси по отношению  к Византии отличалась довольно легко  прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет  через всю историю дипломатии Руси и Византии. 

 Князь Олег  дважды предпринимал походы на  Византию — в 907 г. и в  911 г. И последующие великие  киевские князья также будут  либо совершать походы, либо возглавлять  (или снаряжать) посольства в  Византию. В результате этих походов  подписывался двусторонний договор,  в который включались торговые, военные и политические статьи.  

Договоры, заключенные  в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно  торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась  содержать за свой счет купцов и  послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного  пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали  принимать активное участие в  византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро  нуждалась в русских воинах. После  походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали ближе  друг другу — по крымским и причерноморским  владениям Византии.
 Торговые  связи Византии и Руси стали приобретать регулярность. Ежегодно, летом флот руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом купцов из Руси пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.       

В 941 г. великий  киевский князь Игорь (912-945) совершил абсолютно неудачный поход на Византию. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем же после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправляться в Византию — возможно, это был поход-реванш. Скорее всего, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен даже очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии.  

Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что  Византия в то время постоянно  воевала и сильно нуждалась в  новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями  с набиравшим силу соседом — Киевской Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.
  
     Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945-959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги.

 
     В крещении Ольга принимает имя  Елена, в честь св. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В  деле крещения Руси традиционно уделяется  большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги  в нем же не следует. При ней  была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав  не пожелал последовать примеру  матери и христианства не принял, заявив, что если он примет православие, то над ним вся дружина будет  смеяться. Можно сказать, что великая  княгиня Ольга вывела древнерусское  государство на международную арену. И именно она положила начало очень  важному направлению русской  внешней политики — юго-западному. Походы Ольги имели и еще одно важное последствие: именно с этого момента русская дипломатия начинает стремиться к династическим контактам с Византией.
 

Ольга имела  намерение женить своего сына Святослава на дочери Константина Багрянородного Анне, но оно не увенчалось успехом. Из дошедших до нас сочи скрыт нений  императора Константина следует, что  династические браки между византийскими  принцессами и варварами-руссами  были ему явно не по душе. Как уже  отмечалось, несмотря на целый ряд  благоприятных дипломатических  ситуаций, постоянно сохранялась  нестабильность русско-византийских отношений, которые к 956 г. вновь осложняются. Этим обстоятельством воспользовался император Священной Римской империи Оттон, который отправляет на Русь своего миссионера — католического священника Адальберта, присвоив ему титул епископа Русского. Приезд Адальберта в Киев вызвал всеобщее возмущение — киевляне не пожелали, чтобы их государство превращалось в католическую епархию, и Адальберту вместе со свитой пришлось срочно покинуть Киевскую Русь. Клубок противоречивых отношений между Русью, Византией и Западной Европой затягивался, но это не приводило к дипломатическому разрыву ни с одной из сторон. В 973 г. Оттон созывает съезд католических посольств, на который приглашается и посольство Руси — конечно, не случайно.
 Несмотря  на неудачу миссии Адальберта, Оттон не терял надежды на  включение Руси в католический  мир. Еще раньше, в 960 г. русское войско участвовало в войне с арабами на стороне Византии.
 
     В 967 г. византийский император Никифор  Фока предлагает киевскому князю; Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить  поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи. Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной.
 

Есть основания  полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не послужило поводом к их разрыву, при всей их холодности и  нестабильности.
 
     В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для  борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II —  выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну. Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять  обещание Василий II не торопился —  видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь  к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает  Херсон (Корсунь) — византийское владение в Крыму. И только после этого  император Василий II присылает в  Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский  король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому  союзу Франции с Византией, также  пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.

  
     Византийский император отправляет свою сестру русскому князю — но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.

 
     Если дипломатия Византии по отношению  к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира  говорит о том, что русская  дипломатия по отношению к Византии была совсем иной — более открытой. В этом историческом эпизоде выявились  два мира — уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и  утонченнейшей дипломатией и  мир молодого государства, который  шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет  там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет  сражался за интересы византийской империи  на всех ее обширных рубежах.

 
     Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с  новым митрополитом Киевским, назначенным  византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей.

 
     Принятие православия открыло  широкий доступ на Русь более высокой  византийской культуре. С созданием  Церкви на Руси появляются богослужебные  книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую  роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией  и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые  перевели на славянский язык Библию и  богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.
 

Но Византию и Русь связывает не только религиозная  тема, но и военные события. 

Вторая половина IX – Х вв. вошли в историю России как время образования Древнерусского государства. Как и любое другое варварское государство раннего Средневековья, его внешняя политика отличалась активностью и стремлением к внешней экспансии, выражением которой стали многочисленные войны, проводившиеся киевскими князьями из дома Рюрика на протяжении всего этого периода. Успешные войны не только пополняли княжескую казну, позволяли ему содержать дружину, но и способствовали росту авторитета молодого государства, его влияния на международной арене, а внутри страны успешные походы князя и его воинов демонстрировали могущество князя,  поддержку его самого и проводимой им политики со стороны богов, укрепляли его власть над подчинившимися ему племенами и народами. 

Одним из главных  объектов агрессии первых киевских князей была Византийская империя. Что влекло кеиевских князей и их воинов на другой берег Черного моря? Мотивация  этих походов для его участников была, естественно, различна – князья рассчитывали, разбив византийцев, заключить  с ними выгодный договор, пополнить  свою казну, а также добиться повышения  своего международного авторитета за счет унижения надменных греков, а  рядовые дружинники – на славу  и богатства, которые они обретут  в далекой Византии. Как отмечал  Г.Г. Литаврин, «…Византия представала  в воображении славян как источник несметных богатств, которые они  считали возможным взять у  нее либо силой, либо в качестве откупа за мир, либо в виде платы за службу…». 

Однако одного желания отнять у греков принадлежащие  им не по праву богатства было недостаточно. Военной мощи Империи, на протяжении столетий противостоявшей натиску  варваров на свои границы, нужно было противопоставить не меньшую мощь, и утвердившиеся в Киеве в  конце IX в. князья из Рюриковичей не могли не осознавать этого. Успех военной экспедиции против Империи напрямую зависел от целого ряда факторов, тесно взаимосвязанных друг с другом. Он определялся правильно выбранным моментом для нанесения удара, тщательной его подготовкой, в том числе дипломатической, технической и экономической. На успех похода серьезное воздействие оказывала численность собранной рати и адекватность выставленного войска целям похода и условиям, в которых он проходил.  

Малейший сбой неизбежно приводил к неудаче  – Империя была чрезвычайно серьезным  противником, не прощавшим никаких  ошибок. Византийцы были твердо убеждены в том, что никто не может им противостоять, поскольку, по утверждению  Феофилакта Симокатты, на их стороне  настоящее благочестие, поддержка  других народов, собственная сила и  стремление сражаться за свободу, честь, за отечество и за своих детей. Поэтому князья, люди, для которых  война была профессией, не могли  не относиться к походам на Константинополь  весьма и весьма ответственно. 

Коснемся хроники  русско-византийских конфликтов 2-й  половины IX – X вв. Первый поход русов на столицу империи состоялся, согласно «Повести Временных лет», в 866 г., а по более точным византийским источникам, в 860 г. Прибывшие на 200 ладьях, они опустошили окрестности столицы и беспрепятственно ушли, потерпев серьезные потери от бури на обратном пути. Следующее появление войска и флота русов летописи относят к 907 г. Этот поход увенчался успехом для русов и их князя Олега, которому удалось заключить весьма выгодный для Киева торговый и союзный договор с Империей. Очевидно, что этот договор не вполне устраивал Империю, и на рубеже 30-х – 40-х гг. Х в. она расторгла его, в результате чего князь Игорь в 941 г. подготовил еще один поход на Константинополь. Летопись сообщает, что в походе приняло участие 10000 ладей (скедий), но, несмотря на это, флот русов был разгромлен греками. Второй поход Игоря, предпринятый спустя три года, отличался от первого тем, что князь откровенно сделал ставку на «грубую» силу. Летописи и византийские источники на это раз не дали ничего о конкретном числе русского войска, если не считать указания на то, что корабли русов покрыли море бесчисленно.  

Сын Игоря, князь  Святослав Игоревич, в отличие от своих предшественников, не ограничивался одними лишь морскими походами на столицу Империи, а попытался вытеснить Византию из Подунавья и Болгарии, включив эти территории в состав своей державы. Эти намерения киевского князя вызвали первую и последнюю масштабную войну между Древнерусским государством и Империей, которая длилась с 970 по 971 гг.  

Боевые действия в ходе этой войны развернулись на территории Болгарии, и в них приняло  участие около 10000 русских воинов. Главный византийский источник по этой войне, Лев Диакон, сообщает, что  Святослав привел на Дунай 60000 воинов, из которых после заключения мирного  договора осталось всего лишь 22000. Русско-византийская война 970-971 гг. стала последней в  Х в. Впоследствии Русь и Империя  больше не воевали друг с другом, ограничиваясь торговыми, дипломатическими и культурными контактами. 

Анализируя особенности  походов русов на Константинополь, несложно заметить, что их успех  напрямую связан с достижением ими  внезапности. Внезапность удара  была обусловлена целым рядом  факторов. Для начала необходимо отметить, что без тщательной разведки и  общего представления о стратегической обстановке на Балканах, в Восточном  Средиземноморье и на Ближнем  Востоке у русов всегда был  шанс наткнуться под стенами Константинополя  на византийский флот и полевую армию, бороться с которыми им было бы довольно сложно. О том, что такая разведка велась, и успешно, свидетельствует  тот факт, что в 860 г. русские подошли  к стенам имперской столицы в  момент, когда император Михаил III с полевой армией и большая часть флота находились в походе на арабов. Несколько сложнее дело обстоит с походом 907 г., поскольку есть некоторые сомнения относительно того, что именно в этом году русский флот появился под стенами Константинополя. Сам факт такого похода в целом не подлежит никакому сомнению. Как справедливо отмечал Г.Г. Литаврин, договор 911 г. был «…самым веским доводом в пользу реальности похода… Такой договор без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен…».  

Независимо от того, когда он имел место, пришелся он на весьма удачное время. Империя  переживала не самые лучшие времена  – напряженность в отношениях между Византией и Болгарией  не прекращалась, несмотря на официальное  состояние мира между двумя державами, на Ближнем Востоке и в Восточном  Средиземноморье продолжалась война  с арабами. В самой Византии император  Лев VI никак не мог найти общий язык с церковью. Выбор момента для нападения был выбран явно со знанием дела, к тому же, если принять во внимание свидетельство летописи о том, что войско русских двигалось на Константинополь по морю и по суше, то необходимо признать, что киевскому князю удалось заручиться поддержкой болгарского правителя Симеона. Последний, сам никогда не воюя с Империей, был тем не менее заинтересован в ее ослаблении, иначе проход русского конного войска через земли, подвластные Симеону, был бы попросту невозможен – многочисленное победоносное войско Симеона легко бы разгромило бы русов. 

Несколько иначе  обстояло дело с походом князя  Игоря в 941 г. Очевидно, князь и его советники задумали его как повторение удачного набега Олега в 907 г. Однако удача на это раз оказалась не на стороне киевского князя. Во-первых, князю не удалось добиться внезапности – о появлении русского флота в Константинополе заблаговременно узнали от болгар. Преемник Симеона, Петр, проводил провизантийскую политику, будучи союзником Империи по договору от 927 г. Благодаря его предупреждению император Роман I Лакапин успел предпринять меры для защиты столицы, хотя снова, как и в 860 г., большая часть флота и полевая армия находились на Ближнем Востоке, где продолжалась война с арабами. Во-вторых, после того, как стало ясно, что молниеносный набег не удался, Игорь (возможно, под давлением своих советников, дружины и наемников), допустил серьезную ошибку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.