На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютная система Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 
 
 

Кафедра денежного обращения и кредита 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
на  тему: «Валютная система Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка
финансового факультета
группы  ФК-71Д
Михайлова С.Г.  

Научный руководитель:  

                                                                               Владимирова И.Ю.
                                                                            
 
 

Чебоксары
2010 г 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...…..2 

 1. Сущность и элементы валютной системы …………..……………..…. 

1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы   ……………….. 

1.2. Эволюция валютной системы  …………………………………………….  

2. Характеристика валютной системы Российской Федерации…...…. 

  2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования  валютной
 системы Российской Федерации………………………………………..... 

  2.2. Особенности валютной системы РФ……………………………….…... 

 3. Валютное регулирование в Российской Федерации…...………….... 

3.1. Основные  направления валютного регулирования  в РФ……………..... 

  3.2. Проблемы валютного регулирования……………………………….…... 

Заключение……………………………………………………………….…. 

Список использованной литературы…………………………………….. 

Приложение 1………………………………………………………………..
Приложение 2………………………………………………………………..
Приложение 3…………………………………………………………………..
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Представленная  курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы России. Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
    Валютная  система страны отражает уровень  развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений  и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
    Валютный  рынок как форма организации  движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит активизация внешнеэкономической деятельности предприятий, рост ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
    Основной  задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, её основные элементы, развитие валютной системы в России, а также выявить основные направления и проблемы валютного регулирования в России, и рассмотреть возможные пути их решения.
    Структурно  курсовой проект состоит из трех частей. В первой части определяются основные понятия, составляющие валютную систему  как экономическую категорию: сущность, элементы и задачи валютной системы. Во второй части  дана характеристика валютной системы Российской Федерации и ее особенности. В третьей части рассматриваются основные направления валютного регулирования, поднимаются проблемы функционирования валютной системы и ее регулирования в Российской Федерации.
    При написании работы были использованы различные источники: нормативные  документы, учебные пособия и  экономические периодические издания ("Экономист", "Деньги и кредит", "Международная экономика и  международные отношения", "Финансы  и кредит" и прочие). Также в ходе работы были задействованы материалы с официальных сайтов Центрального банка России (www.cbr.ru) и Государственного комитета статистики Российской Федерации (www.gks.ru). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и элементы валютной системы
    По  мере интернационализации хозяйственных  связей стран возрастают международные  потоки товаров, услуг, капиталов и  кредитов. В мировом хозяйстве  осуществляется круглосуточный  "перелив" денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что  в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.
    Интеграция  стран, в том числе современной  России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного  капитала из национальных денег в  иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.[4.C234]
    Формирование  устойчивых связей по поводу купли-продажи  валюты и их юридическое закрепление  исторически привело к формированию сначала национальных, а затем и мировых валютных систем. Поэтому валютную систему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, она является объективной реальностью, которая возникает с углублением экономических связей между странами; с другой стороны, эта объективная реальность осознается и закрепляется в правовых нормах, институтах, международных соглашениях. Таким образом, валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и формы их организации.
       Также, необходимо сказать, что различаются национальная, региональная (межрегиональная) и мировая валютные системы. Различия национальных и мировых ( в том числе региональных) систем рассмотрены в приложении 1.
       Первоначально возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система - это совокупность валютно-экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, образуются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.[5.С.169-170]
     Хотя  мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными  валютными системами.
    Национальная  валютная система - часть денежной системы  страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят следующие элементы:
    национальная валютная единица;
    степень её обратимости;
    паритет национальной валюты;
    режим курса национальной валюты;
    международная валютная ликвидность страны;
    наличие или отсутствие валютных ограничений;
    международные кредитные средства, регламентация их использования;
    регламентация международных расчетов страны;
    режим национального рынка и рынка золота;
    национальные органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения страны.
    Национальные  валютные системы формируются на основе национального законодательства с учетом норм международного права. Их особенности определяются условиями  и уровнем развития экономики страны, её внешнеэкономическими связями, задачами социального развития.
    На  базе национальных систем функционирует  мировая валютная система - форма  организации международных валютных отношений на основе развития мирового рынка, закрепленная межгосударственными соглашениями. Её составляющими элементами являются:
    резервные валюты, международные счетные единицы;
    условия взаимной обратимости (конвертируемости) валют;
    унифицированный режим валютных паритетов;
    регламентация режимов валютных курсов;
    межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
    межгосударственное регулирование валютных ограничений;
    унификация правил использования международных кредитных средств обращения;
    унификация основных норм международных расчетов;
    режим мировых валютных рынков и рынков золота;
    международные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование.
    Основой национальной валютной системы является национальная валюта - установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта. С ней связано понятие девиза - любое платежное средство в иностранной валюте.
    Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения. Мировая валютная система в ХХ в. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран или в международной валютной единице.
    Особой  категорией конвертируемой национальной валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выполняет международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран - участниц мировой валютной системы. Статус резервной валюты был официально закреплен, и в этом качестве на практике используются евро и японская йена.
    Объективными  предпосылками приобретения статуса  резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золото - валютных резервах; развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом; организованный и емкий рынок ссудных капиталов, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на неё других стран. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная.
    Следующий элемент валютной системы характеризует  степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные. Различаются свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемы на любые иностранные валюты. К этой категории относятся денежные единицы США, Канады, стран-членов ЕЭС, Швейцарии, Японии, Швеции, Австрии и др. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по  текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые и финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения; Частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения; неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.
    Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом или серебряном - базой валютного курса является монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.
    Режим валютного курса  является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.[12.C34-36]
    Регулирование международной валютной ликвидности  как элемента валютной системы сводится  к обеспеченности международных  расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется как показатель её платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, которые с 1999 г. заменены на евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в пределах 25% её квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото - валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности по услугам некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.
    Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений, то есть введенных в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Различают ограничения платежей по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (то есть операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов. На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.
    Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.[19.C30]
  Режим валютного рынка  и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций, связанных с внешнеторговыми расчетами, миграцией капитала, туризмом, а также со страхованием валютных рисков и проведением интервенционных мероприятий.
      Наконец, важный элемент валютной  системы - институциональный. Речь  идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах - органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе Европейский фонд валютного сотрудничества (1973- 1993 гг.), который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом. Перечисленные национальные и межгосударственные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[12.C39-40]
    Одним из важнейших элементов любой валютной системы является валютный курс, который показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой. Существует три режима установления валютных курсов:
    на основе золотых паритетов - определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке (или золотом стандарте);
    При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет - соотношение  валют по их официальному золотому содержанию - и стихийно колебался  вокруг него в пределах золотых точек. Пределы колебаний валютного курса определялись расходами, связанными с транспортировкой золота за границу и фактически не превышали 1%. С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.
    система фиксированных курсов валют;
    При данном режиме центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой привязана валюта данной страны, к "валютной корзине" или к международной денежной единице. Особенность данного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени, то есть не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра.
    система плавающих курсов валют, колеблющихся в зависимости от спроса и предложения;
    При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Однако такой режим не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.
    К промежуточным между фиксированным  и "плавающим" вариантами режима валютного курса можно отнести: режим "скользящей фиксации" - где центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс, исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса и др., режим "валютного коридора" - центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса; режим "коллективного плавания" валют - курсы валют стран - членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах "валютного коридора" и "совместно плавают" вокруг валют, не входящих в группировку.[3.C.78-79]
    Валютные  курсы формируются под действием  большого числа макро- и микроэкономических факторов как внутренней, так и внешней сфер экономики. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т. д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие:
    1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс её валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствии с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет. Это объясняется тем, что ежедневная котировка курса валют не корректируется по их покупательной способности, а также действуют иные курсообразующие факторы.
    Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим  объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.
    2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на неё со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают её на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение.
    Так как платежный баланс состоит  из различных неоднородных статей, то необходимо рассмотреть влияние каждой из них на валютный курс.
    Валютные  операции, обслуживающие такие статьи баланса как товарная торговля, международные  услуги и доходы, обеспечивающие движение долгосрочных капиталов, носят относительно устойчивый характер. Поэтому данные операции определяют долгосрочное соотношение спроса и предложения валюты на рынке и тем самым долгосрочную динамику валютного курса.
    Краткосрочные изменения валютных курсов во многом определяются движением краткосрочных  капиталов. Именно этот фактор приобрел в настоящее время важнейшее значение, тогда как ещё 20-25 лет назад важную роль играло состояние торгового баланса и операций, связанных с внешней торговлей.
    3. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а её снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных за границу. Движение капиталов, особенно спекулятивных "горячих" денег, усиливает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.
    4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают её на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения "горячих" денег.
    5. Степень использования определенной валюты  в международных расчетах. Так, в 90-х годах на долю доллара приходилось 50% международных расчетов, 70% внешней задолженности, в частности развивающихся стран. Поэтому периодическое повышение мировых цен, растущие выплаты по долгам государств способствуют повышению курса доллара даже в условиях падения его покупательной способности.
    6. Ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении её курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика, получившая название "лидз энд легз", влияет на платежный баланс и валютный курс.
    7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.
    8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью производится определенная валютная политика.
    Это лишь несколько факторов, оказывающих  существенное влияние на валютный курс, помимо них существуют и такие, как  национальный доход, сезонные пики и спады деловой активности в стране, конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение и другие. Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Поэтому при прогнозировании валютного курса учитываются рассмотренные курсообразующие факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки.[12.C47-49]
    Валютное  регулирование в широком смысле - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.
    Содержание  понятия "валютное регулирование" многообразно. Это по существу совокупность таких принципов, как:
    деятельность государственных органов по управлению обращения валютой;
    контроль государства за валютными операциями;
    воздействие на курс национальной валюты;
    ограничение использования национальной валюты;
    совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.
    Функции государства в сфере валютного  регулирования, как правило, включают в себя:
    накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;
    регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
    регламентирование вывоза или ввоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;
    покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за её пределами;
    определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;
    регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
    регламентирование репатриации и прибыли, полученной от проведения экспортных операций.
    Валютное  регулирование формируется и  во многом определяется валютной политикой  государства. Валютная политикa - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и её местом в системе мирового хозяйства.[9.C33]
    Валютное  регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
    Валютное  регулирование может быть:
    прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования определяет его характер;
    либеральным или ограниченным.  Либеральное валютное регулирование направленно на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
    Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт  капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и  т.д.[15.C21]
    Валютное  регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируется под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства (например, квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции).
    Валютное  регулирование осуществляется посредством  валютного контроля. Валютный контроль - система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной частью. Взаимодействие и взаимосвязи инструментов и методов валютного регулирования и валютного контроля представлено в приложении 1, схема 1. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения. В России этот механизм имеет следующую структуру (приложение 1, схема 2).[16.C41-42] 
 

     1.2 На протяжении почти всей отечественной истории внешнеэкономические связи России отличались высокой степенью государственной централизации. Издавна существовал и довольно долго сохранялся запрет на вывоз золота, серебра, драгоценных монет. В ХУII в. действовал указ об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок) привозимых из-за границы (Новоторговый устав, 1667 г.). При Петре Первом любой вид торговли с иностранцами, в том числе внутри своей страны, должен был осуществляться с оплатой золотом или ефимками, при обязательной их сдаче в казну.
     Основой валютной системы СССР была валютная монополия государства, предполагавшая, что держателем иностранной валюты может быть лишь государство, имеющее исключительное право распоряжения ею. В ноябре 1921 г. Государственному банку РСФСР было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Банк устанавливал официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту регулируя разрешённые в 1992 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей выписанных в иностранной валюте.
     В 60-70-гг. основным источником поступления валютных средств были доходы от экспорта продукции, суммы привлечённых валютных кредитов, а также накопленные внутренние резервы (природные драгоценные камни, драгоценные металлы). Концентрация валютных доходов от экспорта (тоже монополизированного государством), конверсионные операции с твёрдыми валютами осуществлялись в СССР тремя крупнейшими банками, связанными с внешнеэкономической сферой: Внешторгбанком СССР (с 1998 г. - Внешэкономбанком СССР), Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), Международным инвестиционным банком (МИБ). Обладая значительными валютными ресурсами, эти банки были реальной силой на мировом валютном рынке, заключая крупные валютные сделки и существенно воздействуя тем самым на движение валютных курсов.[19].
     Использование валютных ценностей в условиях административно-командной  системы в СССР осуществлялось на плановой основе. Валютные планы государства, содержавшие источники и объёмы поступлений, а также направления  и суммы расходов и валютных средств  утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Органы государственной власти СССР, местные органы власти предприятия и организации получали выделенные им валютные средства через единую валютную кассу государства. Это снижало стимулы предприятий к повышению конкурентоспособности своей продукции и, в конечном счете, вело к существенному отставанию советской экономики от западных стран.
     Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны преследовалось в уголовном  порядке. Например, за валютные спекуляции Уголовным кодексом предусматривался расстрел.
     Национальная  валюта советский рубль была конвертируемой, на иностранную валюту она не разменивалась. Официальный курс рубля был фиксированным, завышенным и не отвечал паритету платёжеспособности валют. Во внешнеэкономических расчётах применялась специальная денежная единица - валютный рубль. В 60-е гг., например 1 валютный рубль равнялся 1,2 - 1,3 американского доллара.
     Важным  шагом на пути реформирования валютной системы СССР, становления валютного рынка и отказа от валютной монополии государства стало принятие в 1986г. постановления Совета Министров СССР, в соответствии с которым предприятия получили в своё распоряжение часть валютной экспортной выручки и ограниченное право использовать её на собственные нужды.
     С этого времени начинается процесс  децентрализации внешнеэкономической  деятельности. Устанавливается система  валютных отчислений, при которой  иностранная валюта распределяется в установленных пропорциях между  государством и экспортёром. Предприятие-экспортёр получает право иметь собственные валютные фонды. Таким образом, в качестве собственника валютных средств теперь выступает Не только государство, но и предприятия-экспортёры [7, 10].
     До 1989г. в СССР существовал один официальный фиксированный валютный курс.
     В 1990 г. вводится коммерческий курс рубля, превышающий официальный курс рубля  в З раза, который применяется  во внешнеторговом обороте и для  составления статистической отчётности. Коммерческий курс просуществовал до лета 1992 г. С апреля 1991 г. в рамках Госбанка СССР начал действовать Центр проведения межбанковских валютных операций Валютная биржа, где проводили операции по купле-продаже валюты крупнейшие банки страны. На этих торгах формировался единый рыночный курс рубля по безналичным операциям банков биржевой курс. К концу 1991 г. биржевой курс стал главным ориентиром для установления Центральным банком РФ официального курса рубля.
     Новые реалии валютных отношений требовали  своего правового закрепления. Правила  межбанковской торговли Валютной биржи  пошли составной частью в валютное законодательство страны. Основные принципы валютного регулирования впервые  были отражены в законе СССР «О валютном регулировании», вступившем в силу в марте 1991 г. Центральный банк России, ведущие коммерческие банки, правительство Москвы и Ассоциация российских банков (АРБ) учредил 9 января 1992 г. независимое акционерное общество закрытого типа Московскую межбанковскую валютную биржу (АОЗТ «ММВБ»). В этом же году стали действовать ещё четыре региональных валютных биржи: Санкт-Петербургская валютная биржа (С[1ВБ), Сибирская межбанковская валютная биржа (Новосибирск - СМВБ) Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (Владивосток-АТМВБ), Ростовская межбанковская валютная биржа (РМВБ).
     В 1992 г. вместо союзного закона валютном регулированию был разработан и  принят закон Российской федерации  «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1).
     В 1993-1994 гг. получает развитие внебиржевой  межбанковский валютный рынок в  РФ. Одним из факторов его укрепления стал высокий спрос населения  на наличную валюту, служившую эффективным  средством сбережения в условиях гиперинфляции. Резкий рост валютных сбережений населения (почти в 4 раза) в данный период произошёл во многом из-за ввоза наличной иностранной валюты,
     Период  с 1995 по 1997 гг. характеризуется существенными  изменениями общеэкономической  и финансовой ситуации, значительными  коррективами экономической политики государства. С 1 июля 1995 г. в России был введён «валютный коридор», те, определены предельные границы колебаний обменного курса рубля. Эта мера позволяла Центральному банку РФ сдерживать поступательное движение доллара СIIIА на верхней границе, тем самым ограничивая доходность вложений в иностранную валюту, и переориентировать участников рынка на вложения с рублёвой доходностью.
     С 17 мая 1996 г. Банк России отменил механизм привязки официального курса рубля  к ММВБ и ввёл Механизм установления официального курса рубля на основе собственных котировок. По сути, это означало введение жёсткой курсовой политики в интересах государства.
     Начиная со второй половины 1997 г.получает развитие сложный процесс обесценения  национальной российской валюты и трансформация его в открытую девальвацию рубля. Государство теряет функцию гаранта стабильности национальной денежной системы. Доллар США занимает лидирующие позицш4 в сфере обращения внутри Росси. Таким образом, становление и развитие валютной системы в России это трудный неоднозначный и длительный процесс.
     Валютная  политика России на современном этапе  вырабатывается в чрезвычайно сложных  экономических и политических условиях. Спад производства, потеря статуса  мировой «супердержавы», усиление зависимости экономики России от внешних кредитов, утечка капиталов и «умов» вот далеко не полный перечень проблем, характерных для современной российской экономики и угрожающих национальной безопасности страны, Они не могут быть решены только через механизмы рыночной саморегуляции, через действие закона спроса и предложения. Мировой опыт доказывает, что любая экономическая деятельность должна быть объектом государственной политики. Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики. [9, стр.364-3б9].  
 
 
 

    Глава 2. Анализ развития валютной системы в России и её особенности 

    2.1.Анализ  динамики валютного  курса в России  с начала экономических  реформ. 
 

2.2. Становление и  развитие валютного  рынка
  в Российской Федерации. 

     В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные  документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
           Необходимо иметь  в виду, что в соответствии с  Законом (статья 1, пункт 7) валютными  являются любые операции с валютными ценностями, а именно:
    операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;
    ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации;
    осуществление международных денежных переводов.
           Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные  документы - чеки, векселя, аккредитивы  и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.
           Рассмотрим, какие  нормы и правила должны соблюдаться  при совершении валютных операций российскими  предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.
        В соответствии с Основными положениями (раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
        При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной  валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом  все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться  без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.
        Нарушением валютного  законодательства Российской Федерации  является проведение расчетов с нерезидентами  за поставку на экспорт продукции (работ, услуг) в сроки, превышающие 180 дней, без разрешения Центрального банка РФ. При этом следует иметь в виду, что отсчет 180 дней согласно пункту 2 (подпункт «б») раздела II Основных положений начинается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе, или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат или из разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180 дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1 Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела II Основных положений это правило распространяется также на экспортные поставки по консигнационным соглашениям (подпункт «в»), на бартерные, товарообменные и компенсационные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России. Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза (таможенного оформления) до даты платежа. При импорте работ или услуг перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока, прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» указано, что в случае, если по контракту предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180 календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и, таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала, экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола «О взаимодействии МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении экспортного и валютного контроля» от 22.07.94 г. экспортеру следует обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение операций, связанных с движением капитала.
        Резидент получил  от нерезидента аванс под поставку экспортной продукции, выполнение работ или оказание услуг. А затем по причине неисполнения своих контрактных обязательств возвратил аванс и уплатил проценты. В этом случае на перечисление процентов нужно заранее получить разрешение Центрального банка РФ, так как Основными положениями уплата процентов при возврате авансов прямо отнесена к числу операций, требующих разрешения Центрального банка РФ. В перечне текущих валютных операций, который приведен в пункте 9 статьи 1 Закона, эта операция также не содержится. При осуществлении расчетов по внешнеэкономической деятельности с нерезидентами возникают параллельно расчеты между резидентами, связанные с внешнеэкономическими операциями.
        Расчеты в иностранной  валюте между юридическими лицами-резидентами. Основные положения (раздел III) допускают использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами-резидентами в следующих случаях: между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте; при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Согласно пункту 8 раздела II Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», утвержденной приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 02-104А (ред. от 17.07.97 г.), предприятия, в том числе посреднические, могут оплачивать в иностранной валюте экспортные таможенные пошлины и таможенные процедуры; посреднические организации могут производить расчеты в иностранной валюте с поставщиками экспортной продукции в пределах причитающихся им сумм и с заказчиками импортных товаров по суммам, предназначенным для оплаты импорта, на основании заключенных с предприятиями-поставщиками и заказчиками договоров. В соответствии с письмом Центрального банка РФ от 13.04.94 г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного облигационного займа» в иностранной валюте (как и в рублях) могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа. На основании письма Банка России от 2.09.94 г. № 108 «О переводе арбитражного сбора в иностранной валюте» допускается перевод сбора полностью или частично в иностранной валюте с текущего валютного счета резидента в пользу арбитражного суда или морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации на рассмотрение дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных между ними контрактов. В том случае, если производство по делу прекращается, арбитражный сбор в иностранной валюте возвращается истцу. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров. Расчеты осуществляются в безналичном порядке в тех валютах, в которых заключены контракты с иностранными контрагентами (Основные положения, раздел III, пункты 3 и 4). Во всех остальных случаях проведение расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации не допускается.
        По действующему российскому законодательству юридические  лица-резиденты обязаны продавать  на внутреннем валютном рынке 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг). Порядок обязательной продажи части валютной выручки определен Инструкцией Центрального банка РФ от 29.06.92 г. № 7 (с учетом последующих изменений и дополнений). Часто на практике возникает вопрос: обязан ли резидент продавать 75% валютной выручки, если она поступает от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В пункте 3 Инструкции № 7 сказано, что обязательная продажа производится от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. В то же время в пункте 4 этой Инструкции дан перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. Этот перечень не содержит поступления от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Следовательно, на основании пункта 3 Инструкции резидент обязан продать на внутреннем валютном рынке 75% валютной выручки, полученной им от нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При осуществлении обязательной продажи части валютной выручки часто нарушаются установленные законодательством сроки выполнения обязательств по продаже. Инструкция ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 определяет этот срок: не позднее чем через 7 календарных дней после поступления валютной выручки. Форма собственности предприятия при этом не имеет значения. Обязательную продажу должны производить предприятия всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. Продажа валюты производится через уполномоченные банки Российской Федерации. А как быть, если валютная выручка поступила не в уполномоченный банк РФ, и допустимо ли это? Валютное законодательство России дает ответы на эти вопросы. В Законе (раздел II, статья 5, пункт 1) сказано: «Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации». Пункт 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 содержит следующее положение: «Установить, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации». Следовательно, для зачисления валютной выручки на счета, открытые резидентами не в уполномоченных банках Российской Федерации, требуется разрешение Центрального банка РФ. В случае зачисления валюты в пользу резидента на счета не в уполномоченных банках Российской Федерации она должна быть переведена на счета уполномоченных банков в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента) или банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке, в соответствии с пунктом 7 раздела II Основных положений. Имеет ли право предприятие до перевода этой выручки в Российскую Федерацию использовать ее для оплаты своих расходов? На основании статьи 9 раздела II Основных положений валютная выручка, подлежащая переводу в Российскую Федерацию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена выручка. Право на внешнеэкономическую деятельность могут получить и предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Распространяется ли на них требование, об обязательной продаже части валютной выручки? По Инструкции Центрального банка РФ от 29.06.92 г. № 7 обязательную продажу части валютной выручки осуществляют предприятия всех форм собственности, т.е. юридические лица. Предприниматели не указаны. Следовательно, на них требование об обязательной продаже части валютной выручки не распространяется.
        Переводы резидентами  денежных средств на безвозмездной  основе на счета нерезидентов (рублевый / валютный), если нерезидент является некоммерческой - благотворительной организацией (спонсорство). В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений осуществляются лишь текущие валютные операции. Перечень текущих операций определен Приказом ЦБР от 24.04.96 г. №02-94 "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций". Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указанная операция относится не к текущим, а к операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с п.2 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, т.е. при наличии у резидента соответствующего разрешения (лицензии) Банка России. При совершении российскими предприятиями, организациями и гражданами указанных сделок или действий без лицензии Банка России, т.е. с нарушением действующего законодательства, такие сделки в установленном порядке признаются недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий изымается в доход государства на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[18]. В соответствии с Письмом ЦБР от 06.1095 №12-524, для получения разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в Банк России необходимо представить следующий примерный перечень документов: Письмо - заявление в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Нотариально заверенные копии учредительных документов резидента. Нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации резидента. Справка из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства. Справки из уполномоченных банков Российской Федерации, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств). Справка из Госкомимущества России, его территориальных управлений и / или других уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и / или с их согласия). Баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если аудиторские проверки имели место). Баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой образования с заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителями, главного бухгалтера и удостоверенный печатью резидента). Отчет о финансовых результатах резидента (прибыли / убытках) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный налоговой инспекцией). Справка из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту.
     Нами  была рассмотрена только часть нормативных  требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении валютных операций на территории РФ. Они в основном связаны с расчетами по внешнеэкономическим сделкам и далеко не исчерпывают перечень существующих норм и правил. 

    2.3. Система валютного  регулирования и  контроля на современном  этапе 

    Валютное  регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции. Ключевые аспекты валютного контроля могут быть объединены в три основных принципа:
    централизованное принятие решений регулирующим органом, а также необходимость централизации процесса принятия решений;
    сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования);
    последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию, то есть, если валютный контроль используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как контроль будет рассматриваться как нелегитимный.
Основные  цели на современном этапе реформирования экономики РФ заключается в следующем:
    сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров;
    поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;
    создание необходимых условия для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;
    предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включаю возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;
    противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.[21.C18-19]
      По состоянию на сегодняшний  день Банк России имеет право  констатировать, что в результате  предпринятых регулирующих мер  и усиления контрольно-инспекционной работы выполняется самая неотложная задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Основные меры, которые были предприняты Банком России:
    совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за её не начисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные  в документах таможенно - банковского контроля;
    изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок;
    установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем рынке и целевым использованием приобретенной валюты;
    организовано ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.[17.C5-8]
    В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы  ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Перечислим основные направления валютного регулирования и валютного контроля в РФ:
    Таможенно - банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:
    Первой  задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки  по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993г. совместной инструкции ЦБ РФ №19 и ГТК России №01-20-10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция), которая затем 30.12.98 была признана недействительной.
    Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.
    Необходимость введения таможенно - банковского контроля за импортными операциями была вызвана  широким применением отечественными импортерами при расчетах - предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров. Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.
    Правовой  основой для создания эффективной  системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России №01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей  в иностранной валюте за импортируемые товары" и Инструкции от 4.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". Действие инструкций распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым:
    а)  расчеты осуществляются в валютах  иных, чем валюта РФ;
    б) контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленный товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте.
    Инструкции  жестко вменяют в обязанности отечественным предприятиям и организациям - импортерам обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него средствам в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара они должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.
    Осуществление валютного контроля при бартерных операциях.
    Следующим шагом в деле создания эффективной  системы валютного регулирования  и контроля ВЭД в России стало  принятие в 1996г. ряда законодательных  и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерных операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.
    Правовой  основой создания эффективной системы  валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 №1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
    Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении  внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
    Российские  лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные  законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных  по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.
    Экспорт товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной  сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональные представительства.
    Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.
    Таможенные  органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.
    При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную  валюту без ограничений при условии  заполнения таможенной декларации.
    Вывоз из РФ иностранной валюты физическими  лицами в размере до 500 долларов США  осуществляется без ограничений при условии письменного или устного декларирования её наличия таможенным органам.
    При вывозе из РФ наличной иностранной  валюты физическими лицами в сумме  свыше эквивалента 500 долларов США  в таможенный орган предъявляется  справка по форме №0406007, в противном случае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и получена при въезде в РФ. Перемещение валюты РФ через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с "Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ", принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 "О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами". Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ при подтверждении документами источников образования этих сумм, заверенной консульской службой МИД РФ. Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и пересылка из РФ таких монет запрещается за исключением вывоза на основании специального разрешения ЦБ РФ (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов").
    В соответствии с законодательством  Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного  контроля. К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю. Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации, осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы:
    
     Правительство России                                  Центральный банк России
    
    
    Фед. служба               ГТК России
      валютно -                                                                                                         
    экспортного
    контроля     
                                                            
    Территориальные            Таможенные                  Уполномоченные
        Органы ВЭК                      Органы                              Банки
                                                                                                                                 
    Рис. 1 Организационная структура схемы валютного контроля 

    Исключительно важное место среди субъектов  валютного контроля занимают таможенные органы. Функции и полномочия таможенных органов в области валютного  контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст. 199). В компетенцию таможенных органов входит:
    контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ;
    контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;
    контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.
    Таким образом, можно сказать, что в  России на современном этапе почти  полностью сформировалась правовая система государственного валютного регулирования и контроля, как его составляющего. Правовая система дополняется и дорабатывается каждый год, что связано с необходимостью приведения нормативных актов в соответствие с требованиями и условиями, предъявляемыми экономической ситуацией, и выявленными недостатками.
      Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.
      К валютным операциям, имеющим отношение  к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.
      Купля-продажа  иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.
      Главным исполнительным органом валютного  регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка.
      Центральный банк России вводит ограничения для  коммерческих банков на объемы привлечения  кредитов из-за границы; устанавливает  им максимальные ра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.