На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возникновение письменности, появление документа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет педагогического образования и сервисных технологий
Кафедра русского языка и литературы и  методик их преподавания 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Документоведение» 

Возникновение письменности, появление документа 
 
 

                                                             Руководитель работы
                                                             канд.филол.наук, доц.Андреева С.А.
                                                                                         «___»______________2010 г.
                                                            Исполнитель
                                                            студентка 3 курса
                                                            Егорова Е.А.
                                                                                    «___»______________2010 г. 
 

Магнитогорск 2010 

     Оглавление 

Введение                                                                                                                3
Глава I Возникновение письменности                                                           5
1. История возникновения  и развития письменности                                       5
1.1 Пиктография                                                                                                    9
1.2. Идеография                                                                                                     11
1.3. Слоговое  письмо                                                                                           16
1.4. Буквенно-звуковое  письмо                                                                           19
1.5. Письменность  на Руси IX-X вв.                                                                  20  

Глава II Появление документа                                                                      27
2. Общая характеристика                                                                                    27
2.1. Документы  древнего Египта                                                                       28
2.2. Делопроизводство в Киевской Руси                                                          30       

Заключение                                                                                                          33
Список использованной литературы                                                                34
Приложение                                                                                                          35                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия.
     Письмо  – важнейшее средство передачи информации, речи, состоящее из знаков, изображений, слов, звуков. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для бедующего.
     Главная цель работы – рассмотреть историю  возникновения и развития письменности, разновидности письма, и появление первых документов.
     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
     - рассмотреть этапы возникновения  письменности;
     - рассмотреть историю русской  письменности;
     - рассмотреть первые документы,  дошедшие до нашего времени.
     Данная  тема очень актуальна в наше время и будет всегда актуальна, так как в современном мире без документа не возможен практически ни один вид деятельности. А без письменности не было бы и документа.
     Современные дети, выводящие свои первые буквы, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.
     Человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых не когда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки.
     Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работу предшественников.
     Поэтому очень важно знать историю  письменности, она дает нам возможность  окунутся в прошлое и узнать как  развивались наши далекие предки и что они донесли до нас с помощью письма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Возникновение письменности 

     1. История возникновения и развития письменности 

     Воздавая  должное святым Кириллу и Мефодию, мы порой забываем, что история  нашей письменности началась за тысячелетия до рождения «солунских братьев». Рассматривая причудливую арабскую вязь или ажурное плетение индийского письма, мало кто из нас задумывается о том, что перед нами по сути те же знакомые нам буквы, только написанные несколько иначе. Поражаясь многообразию алфавитов мира, мы удивляемся, когда нам говорят, что практически все используемые в мире письменные системы восходят к египетским иероглифам. Кроме тех, что восходят к иероглифам китайским.
     Письменность  появилась примерно к 3300 г. до н.э. в  Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Почти во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.
     Надписи находят на стенах гробниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов  находят целые библиотеки. При  раскопках Ниневии обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.
     Родиной письменности по праву является Древний  Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.
Существует 2 гипотезы о зарождении письменности:
      - моногенеза 
      - полигенеза
      Письменность  представлена в 3-ёх первичных очагах, связь которых не доказана:
    Месопотамский (шумеры)
    Египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
    Письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер)
     Как уже было сказано, письменность всюду  развивалась однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращалась в графическую систему. Рисуночное письмо превращалось в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке написан текст. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
     Письмо  начертательное началось с рисунков. В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок – пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы – лодку, дом и другое.
     Первые  надписи были о хозяйственных  заботах – еде, оружии, запасах  – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма. Изображение теряет связь с предметом. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
     Китайские иероглифы возникли из рисунков. До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка. Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
     В конце концов во всех очагах земного  шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, так как ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
     Необходимость быстро записывать сложные и длинные  тексты привела к тому, что рисунки  упростились, стали условными значками – иероглифами.
     В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время  появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
     Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной  системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.     
       Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей - и письменность появилась.
     Далее, в своей работе я попытаюсь более подробно рассмотреть этапы зарождения письменности.
     Обычно  последовательно устанавливаются  четыре типа письма1:
           - пиктографическое  письмо;
           - идеографическое  письмо;
     - слоговое письмо;
           - буквенно-звуковое  письмо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1.Пиктография 

     Древнейший, самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный»  и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее  сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).
       Пиктографическое письмо посредством  рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались  и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.
     Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.
     Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).
     Когда же и из каких источников возникло первоначальное пиктографическое письмо? Важнейшим источником его формирования послужила первобытная живопись (первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита (40-25 тысяч лет до н.э.)2. До нас дошло много рисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения и удовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей или использовались в магически-культовых целях.
     Появление пиктографического письма связывается  с периодом, когда первобытные  рисунки начинают применяться не только для эстетических  и религиозно-культовых  потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу  и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.
     Судя  по тем сведениям, которые дошли  до нас из отдаленных эпох, а, также  учитывая данные этнографии большинства  народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные  функции.
     Известны  следующие разновидности пиктограмм:
    различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;
    сообщения о боевых походах, стычках, охоте;
    разные письма, в том числе и любовные;
    племенные летописи-хроники;
    надгробные мемориальные надписи;
    записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.
     Первый  этап в истории пиктографии представлен  простейшими рисунками, изображающими  события, вещи, явления.
     Это первоначальное, зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя. Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянных торгово-обменных или иных связей. Пиктографическое письмо широко применялось еще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многими народами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.
     То, что  пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для  всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом,  пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое. 

     1.2. Идеография 

     Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью. Это так называемая «внутренняя» эволюция письма, заключавшаяся, прежде всего в формировании знаков для «непредметных слов» - глаголов, прилагательных и абстрактных существительных или путем использования изобразительных знаков в «переносных» значениях, или путем образования новых знаков.
     Идеография  — это такое письмо, в котором  графические знаки передают не слова  в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые  за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической  письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково.
     Идеография  применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг как знак поворота дороги, восклицательный знак как знак «осторожно»  и т.д.). К идеографии относятся  разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т.д.), знак черепа и костей на электросети высокого напряжения, эмблема медицины (змея и чаша с ядом)
     К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, или специальные символы наук: математические, химические, шахматные и т.п. Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке необходимо выразить понятие во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие международным, так как в качестве иероглифа оно не связано с языком.
     Конечно, идеографическое письмо – это  письмо для «посвященных» – надо знать знаки, соответствующие данной области знания.
     Основным  видом современного письма служит фонематическая фонография, хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так, в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается слоговое использование графических знаков (Я-[йа]; ею [йэйу]).
     В связи с тем, что идеограммы непосредственно связаны не со звучанием, как это наблюдается в звуковом письме, а со значением слова, они могут быть использованы в международном масштабе, т. е. в письменных системах различных языков для обозначения одних и тех же по значению, но разных по звучанию слов. Именно благодаря этой особенности идеографии многие идеографические знаки сохранились и получили широкое распространение в современных буквенно-звуковых системах письма. К числу таких знаков относятся цифры, алгебраические, химические, астрономические, картографические и топографические условные обозначения, знаки различия воинских званий, родов войск, а также условные обозначения в системе дорожных знаков и т. д.
     Однако  наряду с достоинствами идеографическая  письменность обладает и рядом существенных недостатков по сравнению со слоговым и звуковым письмом. Важнейшими из них являются следующие:
     Во-первых, громоздкий характер идеографических  систем, порождающий сложность усвоения их. Пишущий ведь не изобретает идеограмм, как это наблюдалось в пиктографии, а берет их готовыми из существующего подбора, т. е. иероглифического алфавита, выучивая и запоминая не только графический облик идеограммы (иероглифа), но и значение и звучание обозначаемого ею слова. А это осуществить не так легко, если учитывать, что количество идеограмм (иероглифов) может исчисляться тысячами.
     Во-вторых, трудность передачи при помощи идеограмм, обозначающих слова, грамматических форм слов. В связи с этим грамматические значения приходится передавать специальными значками, которые также надо запоминать. Это еще более усложняет идеографическое письмо.
     Присущие  идеографическим системам письма недостатки все более давали о себе знать  по мере дальнейшего развития человеческого  общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то и послужили основной причиной перехода идеографических систем к слоговым и звуковым.
     Кроме того, в историческом развитии идеограмм  прослеживается движение от изобразительных  знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную мотивировку, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности.
     В любом виде идеографического письма имеются, конечно, и элементы звуковых знаков; поэтому для дешифровки письменности древних эпох возникает новая трудность: когда данный знак является идеограммой и когда тот же знак служит обозначением фонетического явления (слога, звука).
     Новый этап развития письма возник в странах  Ближнего Востока в связи с  целым рядом исторических событий.
     На  данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным  для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в  связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.
     В связи с этим были разные попытки  упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки  могли быть разными.
     Во-первых, в отношении к лексике. Таким  путем пошла китайская письменность. Так, для обозначения понятия  «слеза» нужно было сочетать два знака: «глаза» и «воды»; для того чтобы выразить понятие «лаять», надо было соединить знаки «собаки» и «рта». Иногда логика этих сочетаний делается малопонятной, например в китайском письме иероглиф «корабля» в сочетании со знаком «пламени» надо понимать «пожар», а в сочетании со знаком «рта» — «болтливость»
     Этот  путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.
     Другой  путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно  корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов; но этот путь доступен только для тех языков, где есть членимость слова на корень и аффиксы. Однако такой метод очень в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.
     Самый продуктивный способ оказался в фонографии, когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличий.
     Еще египтяне и ассиро-вавилоняне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка. Ассиро-вавилоняне свои сложные слова стали разлагать на «кусочки», созвучные с короткими словами шумерского языка (откуда ассиро-вавилоняне получили свою письменность), т. е. в конце концов — на слоги. Тогда иероглиф стал обозначать слог.
     Для пояснения такого разложения слова  можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили  на шу и ра и передали эти куски  в соответствии с их французским значением шу (chou) — «капуста» и pa (rat) — «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя. Именно таким образом возник первый этап развития фонографии —силлабической, или слоговой.
     Идеограммами  мы называем письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц). Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=». Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский, французский и т.п. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа.
     Идеограммы, соотносимые с целыми словами  называют логограммами. Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем: так, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц, например прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел») или в немецком письме указывает, что перед нами имя существительное («Kraft” – “сила” в отличие от «kraft» - «в силу»). Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами: стрелки – указатели направления, знаки запрета. Но фразограммы, строго говоря, стоят уже вне собственно письма, всегда предполагающего так или иначе расчлененную передачу звукового сообщения.
     Идеограммы  можно разделить на разновидности  и по иному принципу. Некоторые  из них содержат элементы наглядной  изобразительности, то есть своим начертанием как-то напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, предметные вывески: изображение очков как знак магазина оптики), другие обозначают арифметические действия и т.д.
     Зарождение  государства, развитие общественного  производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы. Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.