На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Геоинформационные системы в логистике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Р Е Ф Е Р А  Т 

по дисциплине «Информационные технологии в логистике»
на тему «Геоинформационные системы в логистике» 
 
 
 

                                                                     (инициалы, фамилия преподавателя)
                                                                           _________________________________________________
                                                                                                  (ученая степень, ученое звание) 

                                                  Оценка: _____________________________
                                                  Подпись ____________________________
                                                  «        » _______________________  2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва
2011
    ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………….………………..3
1. История развития  геоинформационных систем и ГИС-технологий……..5
2. Цели, задачи возможности геоинформационных систем……….…….......9
3. Российские геоинформационные системы……...…………..…..….….....14
4. Применение программных гис-продуктов для решения
    логистических  задач………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………...…...……...22
Список использованных источников…………………………...…...…….…23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время успех бизнеса и процветание дела,                     стойкость в конкурентной борьбе, планирование развития в                        большой степени связаны с обладанием разнообразной информацией                          и возможностью ее быстрого просмотра и анализа. Как                                    показали специальные исследования, порядка 80-90% всей                       информации включает в себя геоданные, то есть различные                           сведения о распределенных в пространстве или по территории                      объектах, явлениях и процессах. Работа с такими                                             имеющими координатную привязку характеристиками и                               является сущностью одной из наиболее бурно развивающихся                           областей рынка программного компьютерного обеспечения -           технологией географических информационных систем (ГИС).
     Геоинформационная система (geographic(al) information system, английская аббревиатура GIS) — автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки,                            доступа, отображение и распространение пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.1
     В русском языке аббревиатуре ГИС соответствует также                   понятие «географическая информационная система». Это понятие появилось более 40 лет назад и предшествовало появлению понятия «геоинформационная система», которое вошло в активный оборот                    7-9 лет назад.
     Процент чисто географических данных в геоинформационных  системах незначителен, технологии обработки  информации имеют мало общего с классической обработкой географических данных, при  этом последние служат лишь базой  решения прикладных задач, цели               которых далеки от географии.
     В данной работе мы изучим историю развития геоинформационных систем и ГИС-технологий, раскроем их цели, задачи и возможности, рассмотрим разработки известных российских геоинформационных          систем и особенности применения программных гис-продуктов                        для решения логистических задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ
    СИСТЕМ  И ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ  

     История развития географических информационных систем насчитывает более 40 лет со времени создания в середине 60-х                  годов Канадской ГИС под руководством Р. Томлисона. Это была                   первая работающая автоматизированная информационная система, имеющая дело с пространственно распределенной информацией.               Однако, и Канадская ГИС и другие геоинформационные                            системы, разработанные в Европе и Северной Америке в 60-х и первой половине 70-х годов представляли собой банки картографических                  данных с функциями ввода, простейшей обработки и вывода с использованием примитивных (по современным представлениям) печатающих устройств.
     В связи с этим появление первого  поколения ГИС в том смысле, который мы вкладываем в это понятие  сегодня, все же следует                       отнести к концу 70-х, началу 80-х годов, когда появились и достаточно широко распространились 16-ти битовые микро- и миниЭВМ,                   получили соответствующее развитие техника и технология ввода, хранения, обработки, анализа и представления пространственно распределенных данных в целом ряде научных и прикладных областей.            К таковым, в первую очередь, следует отнести картографию и                    системы автоматизированного картографирования, дистанционное зондирование и методы обработки данных дистанционного зондирования, системы компьютерного проектирования (CAD) и компьютерную                     графику, пространственный анализ, географическое и картографическое моделирование.
     Результатом вначале параллельного, а затем все более тесного совместного развития средств и методов обработки и анализа пространственного распределения данных в этих и некоторых других областях и явились географические информационные системы, а точнее, технология географических информационных систем.
     Нельзя  не отметить военные приложения ГИС-технологии, которые имели, как свидетельствует, например, Питер Барроф, «взаимоналагающееся и даже доминирующее значение во многих из этих монодисциплинарных областей»2.
     В предшествующем появлению первого поколения ГИС                    периоде можно условно выделить как качественные этапы 60-е и               70-е годы. Именно в 60-е годы появились первые автоматизированные картографические системы. В 1963 году Ховард Т. Фишер создал                    SYMAP (Synagrapfic Mapping System)-программу построения карт на алфавитно-цифровых печатающих устройствах (АЦПУ) ЭВМ             (synagraphic-от греческого слова synagein, означающее объединение вместе), включающего также набор программных модулей для анализа пространственных данных. В последующие годы в Лаборатории компьютерной графики и пространственного анализа Гарвардского университета, которую в 1965 году возглавил Ховард Т. Фишер,                            были разработаны такие широко известные пакеты, как GRID,                    IMGRID, CALFORM и другие, которые как и многие, созданные в                     других научных центрах в 60-х и 70-х годах пакеты, были ориентированы на автоматизацию картографирования с использованием имеющихся                      в то время линейных или перьевых плоттеров, а также выполнения простейших методов пространственного анализа растровых изображений, не выходящих за пределы возможностей «ручных» методов.
     Для периода с конца 60-х по вторую половину 70-х годов                    характерно последовательное усовершенствование методов пространственного, в том числе - статистического, анализа, а также технологии кодирования и представления пространственных данных.               Уже в конце 60-х годов разработана DIME-файловая структура хранения топологической информации, появилась технология графического отображения 3-х мерных изображений и т.д. Весьма характерной для                  этого периода является тенденции к усилению междисциплинарных     связей в среде разработчиков ГИС, в первую очередь                            между учеными и инженерами. Однако, геоинформационные системы этого периода все же были специализированными, причем                   создаваемыми на базе мощных и очень дорогих ЭВМ, в силу чего они были системами уникальными с весьма ограниченным кругом пользователей.
     Во  второй половине 70-х начале 80-х годов на Западе в                разработку и приложения ГИС-технологии были сделаны значительные инвестиции как правительственными, так и частными агентствами, особенно в Северной Америке. В этот период были разработаны                     сотни компьютерных программ и систем. Появление и широкое распространение, недорогих компьютеров с графическим дисплеем (получивших название "персональных"), позволивших отказаться                          от "пакетного" режима обработки данных и перейти к диалоговому режиму общения с компьютером с помощью команд на                                     общем английском, способствовали децентрализации исследований в области ГИС-технологии. Тесная же интеграция междисциплинарных исследований, их направленность на решение комплексных                               задач, связанных с проектированием, планированием и управлением, привели к созданию интегрированных ГИС, характеризующихся большей или меньшей универсальностью.
     К 1984 году только в Северной Америке было инсталлировано примерно 1000 геоинформационных систем. В Европе разработка                       ГИС велась в меньшем масштабе, но основные шаги в области                         разработки и использования ГИС-технологии были проделаны                      и здесь. Особенно необходимо отметить Швецию, Норвегию, Данию, Францию, Нидерланды, Великобританию и Западную Германию.
     Второе  поколение ГИС можно вслед за Хенком Ф. Оттенсом отнести к середине 80-х годов, третье - к началу 90-х. Прогресс в ГИС-технологии в последнее десятилетие в значительной степени связан с прогрессом аппаратных средств, причем как компьютеров - появлением 32-х               битовых, а затем 64-х битовых мини- и микроЭВМ, так и средств                    ввода и вывода пространственной информации - дигитайзеров, сканеров, графических дисплеев и графопостроителей.
     Для этого же периода характерно появление  и широкое распространение коммерческих ГИС-пакетов, которые в большинстве случаев представляют собой программную среду, позволяющую пользователю достаточно просто создавать геоинформационные                     системы в соответствии с его собственными запросами и                 возможностям.
     В конце 80-х годов сформировалась мировая  ГИС-индустрия, включающая аппаратные, программные средства ГИС и их              обслуживание. В 1988 году, например, только прямые расходы по                         этим статьям в мире превышали 500 млн. долларов США, а                             в 1993 году составили около 2.5 млрд. долларов. Непрямые же расходы превышали эти цифры в несколько раз3. 
 
 
 
 
 
 

    2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

     Современные геоинформационные  системы представляют собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработки данных многих ранее существовавших автоматизированных систем, а с другой - обладают спецификой в организации и обработке данных.
     Это позволяет характеризовать геоинформационные системы,                           в отличие от географических информационных систем, как                 многоцелевые и многоаспектные системы. В них входит одна,                         чаще - несколько баз данных (БД), полная технология                              обработки информации значительно шире, чем работа с базой                      данных, и рассчитана во многих случаях на проведение                        экспертных оценок. Данные, которые обрабатывает и хранит геоинформационная система, имеют не только пространственную,                    но и временную привязку. В дальнейшем под аббревиатурой ГИС будем понимать геоинформационные системы.
     Геоинформационная система (ГИС) содержит данные об объектах в форме их цифровых представлений.
     ГИС технология объединяет воедино два  различных типа данных.
     Данные  первого типа - пространственные данные определяют               форму и местоположение объекта или явления. Их можно разделить                     на векторные, представляющие географические объекты с                           помощью графических примитивов (точек, линий и полигонов),                               и растровые, представляющие географическое пространство в                               виде регулярной матрицы, состоящей из одинаковых по размеру ячеек.
     Данные  второго типа - атрибутивные данные содержат дополнительные сведения о географическом объекте, проживающих там людях, другую связанную с ним описательную информацию.
     Пространственные  данные являются основой для создания                  базовой карты, атрибутивные придают этой карте требуемую специфику.
     ГИС последнего поколения, помимо традиционной геореляционной модели данных, используют новую объектно-ориентированную                    модель геоданных. Она обеспечивает работу с реальными объектами, а не просто с записями в базе данных и позволяет настраивать объекты,                    заранее задавая методы управления ими.
     Как правило, стандартная ГИС поддерживается программным, аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым                           и организационным обеспечением.
     ГИС по территориальному охвату бывают:
      - глобальные (global GIS);
      - национальные (national GIS), зачастую имеющие статус государственных;
      - региональные (regional GIS);
      - локальные, или местные ГИС (local GIS).
     Сегодня ГИС различного территориального охвата являются                    самой перспективной информационной системой для решения                         задач бизнеса и управления. В их использовании есть две тенденции4.
     Первая  состоит в применение напрямую геоинформационных  данных в разных приложениях. Это  требует изучения пользователем         основ геоинформатики. В результате осуществления этой тенденции появилось новое направление в бизнесе - геомаркетинг.
     Вторая  состоит в создании прозрачных для  пользователя                            ГИС, что дает возможность ему оперировать известными понятиями,                     не прибегая к специальным знаниям в области геоинформатики.                           Это, с одной стороны, облегчает освоение и применение                                 ГИС для пользователей-неспециалистов в геоинформатике, но,                                 с другой стороны, делает их весьма зависимыми от качества самой системы и от правильности ее выбора для решения конкретных практических задач. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней научными и прикладными задачами.
     Научные, технические, технологические и  прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоинформатикой.
     Программные ГИС-продукты помогают ответить на вопросы,                            где живут потребители тех или иных товаров и услуг, что им нужно, какими средствами они располагают, куда им удобнее пойти                             за покупками, как это все им доставить с наименьшими затратами,                                где выгоднее открыть новый магазин или сервисный центр, где находятся партнеры и конкуренты определенной фирмы.
     Технология  геоинформационных систем проникает в                              сферу предпринимательства быстрее, чем в большинстве других                  областей их применения. Объемы продаж ГИС-продуктов для обеспечения бизнеса в последнее десятилетие увеличились в мире более чем                     в 30 раз и превысили 300 млн. долл., при этом сегодня общемировой                                   объем продаж в области ГИС оценивается в 2 млрд. долл. в год.
     В конце XX века в США стал выходить специальный                              журнал «Business Geographies», приложение к GIS World, посвященный описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии                         в предпринимательстве. В западной и отечественной печати все                              чаще встречается новое понятие «геомаркетинг» (Geo-marketing), связывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформационные технологии.
     Главное преимущество ГИС перед другими  информационными технологиями заключено  в наборе средств создания и объединения                             баз данных с возможностями их географического анализа и                           наглядной визуализации в виде различных карт, графиков,                           диаграмм, прямой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет отображать и анализировать                       бизнес-информацию новыми методами, выявлять скрытые                                   ранее взаимосвязи, примеры и тренды.
     Специалисты в области логистики используют ГИС                               в разных областях своей деятельности: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения интересующей их                     области рынка; при планировании маркетинговой активности; для                    выбора оптимального по разным критериям местоположения                             новых торговых точек, складов, филиалов фирмы производственных мощностей; для выбора эффективных путей распределения продукции, кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок                                       и для демографических исследований, определения привязанного                             к территории спроса на продукцию.
     Эффективность решения перечисленных задач  с помощью                             ГИС значительно повышается, этому способствует растущая во                          всем мире, включая Россию и страны СНГ, доступность и достоверность исходных данных, а также постоянное появление на рынке все                            более мощных и одновременно вполне доступных по цене компьютеров                          и все более совершенных и дружественных по отношению к пользователю программных ГИС-продуктов.
     Для решения логистических задач  могут применяться                                         ГИС-продукты общего назначения, имеющие средства настройки под конкретные задачи и возможности взаимодействия с другими применяемыми в этой области программными средствами:                            пакетами управления активами предприятия, например SAP, R/3; программой генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports, программным средством компрессии данных, например MrSID, и др.
     Наряду  с ГИС-продуктами общего назначения имеются и                      готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечивающие решение типовых бизнес задач. Они, например, объединяют средства обычных пакетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных                             данных к адресам и улицам, возможности анализа географических                         данных с учетом дополнительной информации по находящимся                                   в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами,                               базами и хранилищами данных и функции пространственного анализа.
     Причем  связь карты с данными осуществляется динамическим образом. Это позволяет  создать новые бизнес-данные, легко                        обратиться к уже существующим и связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи,                      которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. РОССИЙСКИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  

     Большинство известных ГИС российской разработки стали создаваться в начале 1990-х гг., когда потребность в ГИС стала очевидной уже и в нашей стране. Системам отечественной разработки, несмотря                      на сильную конкуренцию со стороны импортных ГИС, удалось занять и удерживать небольшую, но вполне устойчивую нишу.
     Активность  разработчика на рынке и Интернет,                                    качество Интернет-сайтов, посвященных соответствующим ГИС,                    которое находится в тесной связи с политикой компаний в отношении своих потребителей, интенсивность рекламной кампании, проводимой                        той или иной фирмой, регулярности участия в специализированных выставках, цену, особенности ГИС, число инсталляций системы         отражает, с одной стороны, маркетинговую активность компании, а с другой стороны - качество ГИС, поскольку продать неудачный                продукт гораздо сложнее, чем удачный. Таким образом, важной составляющей успеха продукта на рынке, кроме качества ГИС,                является рыночная активность компании.
     Следующий критерий - интерфейс (язык управления программой). Важная характеристика - наличие версии геоинформационной системы            на английском или других языках, поскольку ориентация на развитие в пределах одной отдельно взятой страны, даже такой большой,                          как Россия, в век глобализации - путь заведомо малоэффективный. Поэтому шансы на рынке компании, имеющей английскую и                                  другие иноязычные версии продукта, заметно повышаются, даже                       если на сегодняшний день она не продала за границу ни одной копии своей ГИС.
     Одним из критериев оценки представленных ГИС может служить подход к  проектированию системы, базовый программный  продукт, ибо использование процедурного программирования, будет затруднять ее последующую эффективную модификацию. Объектно-ориентированный подход лишен этого недостатка.
     Важным  критерием является развитие ГИС-продуктов  в                         русле основных мировых тенденций геоинформатики. Здесь показательным является поддержка Oracle 8i Spatial, а также клиент-серверных приложений - их поддержка давно стала стандартом                де-факто в мире ГИС.
     Самой популярной ГИС в России является «ГИС                          ГеоГраф / GeoDraw»5. Она разрабатывается с 1992 года и имеет к настоящему времени более 2700 инсталляций. Разработчики                        взяли за основу систему IDR1SI, реализовав в ней те же функции, что и у этой ГИС, но сделали это лучше. ГИС «ГеоГраф» поддерживает                клиент-серверные приложения, имеет двуязычный русско-английский интерфейс, работает с базами данных через ODBC. Копии «ГеоГраф» работают во многих странах Европы и Северной Америки.                                Есть у компании и очень хороший сайт, предоставляющий                     практически исчерпывающую информацию о ее продуктах.
     ГИС «Панорама», созданная специалистами  топографической службы Вооруженных  Сил РФ, имеет более 900 инсталляций  в России. Это очень хорошая по своим характеристикам система, о чем свидетельствует число инсталляций.
     ГИС «Парк» была создана в 1991 году. С момента появления                      первой версии было произведено около 600 инсталляций системы. Особенность ГИС - использование экспертных систем для прогнозирования пространственных явлений.
     ГИС Sinteks ABRIS, первая версия которой появилась в 1993 году, имеет почти 500 инсталляций. Неплохой результат для отечественной компании. Однако последнее время активность компании                                 резко упала. Есть основания полагать, что разработчики практически свернули работы по развитию Sinteks ABRIS, так как сочли невозможным создание полной линейки продуктов, ориентированных на                             клиент-серверные архитектуры. Расходы, необходимые для такой разработки, более чем на порядок превышают те, что нужны для                             создания настольной ГИС. По мнению специалистов фирмы «Трисофт», отечественный рынок ГИС в принципе не способен окупить такие вложения, а выход на западный рынок ГИС требует ресурсов еще больших, чем сама разработка.
     ГИС ObjectLand появилась в 1993 году и в настоящее время                          имеет более 300 инсталляций. Компанию «Радом-Т» отличает информационный сервис западного образца. По мнению специалистов, перспективы ObjectLand многообещающи.
     ГИС «ИнГЕО» уфимской компании «Интегро»  - это самая дорогая российская ГИС общего назначения - максимальная цена продукта составляет 9000 долларов. Система проектировалась как объектно-ориентированная и имеет около 100 инсталляций.
     ГИС CSI-MAP разработана Петербургской компанией                          «КСИ- технология». Это единственная в России фирма, разрабатывающая ГИС в среде MS Visual С++ 6.0. Компания активно работает в области картографических приложений для Интернета.
     Решая вопрос о выборе той или иной российской ГИС, как, впрочем, и зарубежной, следует  обратить внимание на ее соответствие действующим в стране и за рубежом  стандартам. Владение этим вопросом позволит избежать приобретения продукта, который в дальнейшем вызовет дополнительные хлопоты. В ситуации, когда эти вопросы                           не являются принципиальными для потребителя, он может добиться существенных скидок при покупке, доказав поставщику, что он поставляет ГИС не соответствующую действующим стандартам.
     В России вопросами стандартизации разработок в области пространственной информации занимаются:
      - Государственный комитет РФ по стандартизации и                   метрологии (Госстандарт). В структуре Госстандарта проблемами геоинформатики занимаются два тематических комитета: ТК-22 (информационные технологии) и ТК-394 (географическая информация/геоматика);
      - Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскар тография);
      - Государственный научно-внедренческий центр геоинформационных систем и технологий (Госгисцентр);
      - Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского (ЦНИИГАиК).
     Список  стандартов РФ, имеющих отношение  к ГИС-тематике, можно найти по адресу www.roskart.ru /activity/gost.htm.
     За  рубежом политику в области стандартизации пространственной информации определяют многие организации, но особое место занимает Open GIS Consortium (OGC), в дословном переводе с английского                          языка - Консорциум отрытых ГИС (www.opengis.org), который                                   с 1992 года стал заниматься вопросами взаимодействия между продуктами различных поставщиков. Его задачей является разработка                          спецификаций интерфейсов для работы с пространственными                              данными и предоставление их всем заинтересованным лицам.                      Продукты и услуги, разработанные с учетом спецификаций OGC,                          имеют возможность свободно обмениваться пространственной информацией независимо от типа используемой сети,                                    характера приложений, или платформы.
     В настоящее время в состав OGC входит более 220 коммерческих организаций, имеющих отношения к разработке ГИС или использующих географическую информацию в своих приложениях. В частности,                       в 1995 году членом OGC стала компания Oracle, а в 1996 году - Microsoft. В 1999 году International Standard Organization опубликовала                 соглашение между ISO/TC 211 и Open GIS Consortium, которое формализовало вопросы сотрудничества между двумя организациями.
     Все спецификации, разработанные OGC, делятся на два типа - абстрактную спецификацию (Abstract Specification), которая                                    одна и регламентирует общие принципы построения ГИС, и конкретные спецификации для разработки программного обеспечения (Implementation Specification), число которых постоянно растет. В настоящее время на сайте доступны 11 спецификаций для разработки ПО.
     Многие  российские ГИС продукты не соответствуют  спецификациям OGC, поскольку даже самые крупные российские разработчики ГИС считают, что переписывать все наработки согласно спецификациям OGC - слишком долго, дорого и трудоемко.
     Зачастую  при создании новых отечественных  ГИС-продуктов                          не используется современный подход к проектированию программных продуктов. Разработчики зачастую избегают применять пакеты объектно-ориентированного дизайна, к примеру, чрезвычайно популярный              Rational Rose. На все это следует обращать внимание при выборе и закупке ГИС продуктов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.