Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Русские народные праздники как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский  государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
Институт  непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русские народные праздники  как средство формирования культуры здоровья старших  дошкольников 
 

Курсовая  работа по специальности
050703 –  Дошкольная педагогика и психология  
 
 
 


Студент…………………………………………………………И.О. Гончар
Научный руководитель ………………………………………..Т.А. Федорова
                                            Кандидат пед. наук. Доцент 
 
 
 
 
 

            Абакан 2010
       

                                    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические  основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста………………………………………………………..6
      Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………6
      Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы……….14
      Роль и место народных праздников в формировании культуры здоровья………………………………………………………………………16
Глава 2. Методика формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..20
2.1. Формирование  культуры здоровья в процессе  организации и проведении русских народных праздников………………………………………………21
2.2. Методические  рекомендации по формированию  культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение
    Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и  успешной жизни, в то время как  статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей. Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, социологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.). В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от педагога нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.
    Проблема  сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Крупномасштабные изменения в ноосфере создают  неблагоприятные условия для  жизнедеятельности людей (И.Ю. Алексашина, Б. С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Л.П. Мордвинцева, Ю.Н. Турчанинова и др.). К ним относятся глобальные нравственно-экологический и экономический кризисы, стремительно растущая технологизация жизни, увеличивающийся поток информации, требующий самоосмысления, убыстряющийся темп: развития, а также усиливающаяся отчужденность социальных отношений. Возрастает влияние стрессогенного фактора урбанистического образа жизни. От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни и кризисным ситуациям, что требуют повышенных физических, психических и интеллектуальных усилий, ясной ценностной ориентации, а, следовательно, и высокого уровня здоровья. В исследованиях здоровье человека рассматривается как социально-педагогическая категория (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко и др.), как непреходящая ценность и интегральная характеристика целостности личности, имеющая медико-психологический и социально-педагогический аспекты. Сложность и многогранность задачи укрепления и сохранения здоровья детей требует появления педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (Л.И. Гришкина, В.Т. Лободин, Е.Г. Новолюдская, И.И. Новоселова, Н.М. Полетаева, С.М. Симоненко и др.). Акмеологический подход в образовании направлен на формирование личности, имеющей новую систему ценностных ориентации, включая здоровье как ценность и мотивацию здорового образа жизни. Дошкольный период детства как фундаментальный для последующего развития и самореализации человека обусловливает задачу поиска эффективных способов улучшения здоровья ребенка на этом возрастном этапе.
    Здоровье  предопределяется психофизиологическими особенностями ребенка, и в то же время зависит от образа жизни семьи как ближайшего социального окружения растущего человека, обусловлено условиями социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
    Остается  актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации. Важно определить возможности традиционных русских народных праздников, разновозрастных групп, технологий коллективных творческих дел, игровой деятельности, ценностных ориентации на здоровье, здоровый образ жизни и здоровьесозидающую позицию личности.
    Цель  исследования: выявить влияние традиционных русских народных праздников на формирования культуры здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.
    Предмет исследования: формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе проведения русских народных праздников в старшей группе ДОУ.
    Задачи  исследования:
    1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
    2. Выявить педагогические возможности традиционных народных праздников для формирования культуры здоровья у дошкльников.
    3. Составить методические рекомендации по формированию культуры здоровья у старших дошкольников.
    Методы  исследования:
    Теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ программ для ДОУ
    Теоретическая значимость: в выявлении педагогических возможностей традиционных народных праздников как средства формирования культуры здоровья дошкольников (образцы здорового образа жизни, эмоциональность, массовость, нестандартность, креативность, связь с сезонными изменениями природы, духовность и т.д.).
    Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из:
    Введения;
    2-х  глав;
    Заключения;
    Списка  используемой литературы; 
 

Глава 1. Теоретические основы исследования формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста
      Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования
    Одновременно  с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек — значит, не больной человек.
    На  образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни
    Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни  как основу физического и социального  благополучия, базис всестороннего  и полноценного развития личности ребенка. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.
    Проблемы  определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в
истолковании  сущности понятия «здоровье», являющегося  основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Здоровье человека - это  очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
    Здоровье  — динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [8, с 76].
    Здоровье  представляет состояние полного  физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
    Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
    Здоровый  образ жизни - способ и организация  физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
    Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его  интеграции в практическую жизнедеятельность [23].
    По  мнению Г.М. Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье.
    Укрепление  здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового  образа жизни человека и социума [23].
    В своем исследовании мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
    Здоровье  определялось как нормальное состояние  организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.
    Анализ  литературы показал, что значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья.
    На  основе контент-анализа, социологической, психолого-педагогической литературы представлены научные подходы к определению сущности понятия «культура здоровья» и сопряженных с ним терминов. Анализ современных исследований позволил систематизировать и оценить факторы, влияющих на культуру здоровья, дифференцировать и охарактеризовать компоненты и принципы культуры здоровья.
    Проблема  популяризации и формирования здорового  образа жизни приобретает в настоящее  время особую актуальность, так как  социально-экономические перестройки, глобальный экономический кризис, ухудшение  бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий, демографической обстановки негативно сказывается на состоянии здоровья детского и взрослого населения [16].
    По  данным ВОЗ здоровье на 50% зависит  от условий и образа жизни людей; на 8% - от качества медицинских услуг; на 20% - от влияния внешней среды и на 20% – от генетической наследственности. Главный резерв сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста – это формирование культуры здорового образа жизни.
    Термин  «культура здоровья» и его  характеристика рассматривается различными авторами неоднозначно. Этот термин был введен философом Климовой В.К. в 80-х годах, но само значение этого понятия не было представлено. Понятие «культура здоровья» в работах российских и иностранных ученых достаточно широко используется. Научные исследования по формированию культуры здоровья дошкольников в области педагогического, культурологического и валеологического образования и воспитания страдают фрагментарностью и не дают возможность представить целостную картину научных взглядов на эту проблему. Поэтому анализ существующих подходов к формированию культуры здоровья является актуальным.
    Так как понятие «культура здоровья»  представляет собой многоуровневое образование, охватывает почти все  стороны жизни человека и является важной составляющей его общей культуры, обусловленной материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, то выделяют критерии культуры здоровья и методы изучения уровней культуры здоровья личности [9].
    О.А. Ахвердова и В.А. Магин [2] рассматривают феномен «культуры здоровья», как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой и активной жизнедеятельности. Авторы вводят понятие культуры здоровья, а также вводят критерии, по которым
судят о наличии культуры здоровья (табл.).
Универсальной методики изучения культуры здоровья в науке не разработано, поэтому  ученые предлагают использовать методы, позволяющие изучить каждый компонент в отдельности от этого интегративного образования. 
 

Критерии и показатели культуры здоровья личности
Структурные компоненты Критерии Показатели
Когнитивно- мотивационный
Когнитивный 1. Понимание  сущности культуры здоровья. 2. Пополнение объема знаний о духовном, психофизическом и социальном здоровье личности.
3. Осознание  здоровья и культуры как общечеловеческих  ценностей
Мотивационный 1. Осознанное  проектирование жизненных устремлений,  определяющих modus Vivendi - образ жизни. 2. Валеологическое поведение, обуславливающее здоровый образ жизни
Эмоциональный Эмоциональный 1. Эмоциональная  устойчивость. 2. Преодоление  трудностей и психических состояний  на эмоционально-положительном фоне
Когнитивно-волевой Коммуникативно- деятельностный
1. Наличие и  объем знаний по культуре общения. 2. Проявление  коммуникативной толерантности.
3. Поисковая  активность.
4. Удовлетворение  оптимального двигательного режима
Волевой 1. Стремление  к саморазвитию, самосовершенствованию  и самовоспитанию. 2. Волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей
 
Пробуя систематизировать  и оценить множество факторов, влияющих на культуру здоровья различные  авторы [1,9,10] вводят свои классификации и выделяют следующие принципы культуры здоровья:
Первый принцип - механизм «сохранения здоровья», проявляется  в социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное  материальное благополучие, медицинские  услуги, социальное обеспечение и  т.д.
Второй принцип - «повышение резервов здоровья», следует связывать с социальной активностью граждан, с правами граждан на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и
их воплощением  в жизнь.
Третий принцип - установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в структуре валеологического обеспечения
жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический или воспитательный компонент, сущность которого состоит в «обучении  здоровью с самого раннего возраста». Поэтому основным компонентом является здоровье подрастающего поколения и, прежде всего, здоровье детей, подростков, юношей и девушек в процессе их развития и взросления.
Такая оценка показывает насколько личность осознает здоровье и культуру как общечеловеческие ценности, свою связь с окружающим миром и людьми, свои действенно-волевые качества. Бароненко В.А [3], также считает, что культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы
культуры, а Горащук  В.П. [6] рассматривает формирование культуры здоровья школьников как условие внутреннего духовного становления личности.
Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:
1) интеллектуальный - знания в области валеологии, организации здорового образа  жизни, сохранения и укрепления здоровья;
2) эмоционально-ценностный - активное положительное отношение  к своему здоровью, к организации  здорового образа жизни;
3) действенно-практический - применение валеологических знаний, умений и навыков в практике  организации здорового образа жизни.
Некоторые авторы вводят термин детерминанты культуры здоровья, подразумевая под ним множество  факторов, обуславливающих здоровье человека и классифицируют их по группам [1,2]:
• Биологические факторы (в частности, генетические).
• Физическая среда (факторы внешней среды).
• Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия  жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).
• Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и  употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.).
• Служба здоровья (повышение мотивации здорового  поведения).
Другие авторы [9,10] предлагают оценивать различные составляющие культуры здоровья. Это:
• Физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели).
• Психическая (психологическое благополучие, контроль поведенческих и или эмоциональных  реакций, познавательное функционирование, наличие
или отсутствие беспокойства / депрессии).
• Социальная (контакты с людьми, социальные ресурсы).
• Ролевая (ролевое  функционирование, т.е. свобода в  выполнении обычных ролей дома, на работе, в школе).
• Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива культуры здоровья, боль: интенсивность, частота, длительность).
   Помимо медицинских и психологических аспектов здоровье человека и его образ жизни имеют и гуманитарный аспект. Низкий уровень культуры здоровья дошкольников способствует распространению вредных
привычек и  факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.
    Рассматривая  культуру как один из факторов здоровья Семенов В.С. считает, что культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры. Брехман И.И. отмечает, что довольно часто люди, несмотря на общую грамотность болеют теми болезнями, для профилактики которых достаточно вести здоровый образ жизни, чтобы задействовать огромные резервы физического и психического здоровья, которыми они обладают для увеличения продолжительности активной и счастливой жизни подрастающего поколения [4].
    Анализ  теоретических исследований показал, что в научной литературе не сформировалось однозначного подхода в определении  основных понятий проблемы культуры здоровья: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни». Анализ современных исследований позволил систематизировать и оценить факторы, влияющих на культуру здоровья, дифференцировать и охарактеризовать компоненты культуры здоровья.
    Раскрытие теоретико-методических основ культуры здоровья, его компонентного состава  и уровня знаний о навыках сохранения и укрепления здоровья даст возможность  для более глубокого осмысления сущности этого явления, выявлению  проблем, мешающих приобщению молодежи к здоровому образу жизни. 
 
 
 
 

    1.2 Анализ программ для ДОУ в аспекте изучаемой проблемы
    Здоровье  – это важное составляющее жизни  человека. И его нужно формировать  с детства. Поэтому в этой части мы рассмотрим, как в различных программах раскрыта тема культуры здоровья. И какое место здоровье занимает в образовании дошкольников.
    Все программы делятся на две части. Это комплексные и парциальные  программы. Мы будем в основном рассматривать  комплексные программы, и только одну парциальную. Мы провели анализ таких программ как: программа воспитания и обучения в детском саду Васильевой, «Радуга», «Детство», «Юный эколог», «Из детства в отрочество».
    В программе «Радуга», тема здоровья не занимает отдельной позиции. Но дети изучают строение тела человека. Так же им преподаются правила безопасности. Так детей обучают правилам обращения с огнем, правила поведения на природе. Детям рассказываются те правила и нормы, которые помогут сохранить здоровья ребенка.
    В программе Васильевой здоровью уделяется больше внимания. В программе прописаны такие общие задачи как: всемерное укрепление здоровья детей, совершенствование физического развития.
    А так же ряд частных задач:
    – воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
    – воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;
    – при кашле или чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону [13].
Данные задачи усложняются в зависимости от возраста.
    Так же в данной программе большое  внимание уделяется оздоровительным процедурам. В них входит закаливание воздухом, солнцем и водой. Так же проведение утренней гимнастики и физических досугов.
    В программе «Детство» одной из основных задач является задача по укреплению здоровья, развитию двигательной и гигиенической культуры детей [7]. Так же в этой программе прописан ряд требований, которые помогут сохранить здоровье ребенка.
    По  этой программе дошкольники активно  приобщаются к нормам здорового  образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании [7]. Так же по данной программе предполагается знание детьми пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене.
    В программе «Из детства в отрочество»(Т.Н.Доронова) одной из целей является формирование здоровья и развития детей путем профилактики и коррекции ранних отклонений, повышения устойчивости к стрессам и обеспечения созревания всех функциональных систем организма. По этой программе для каждого возрастного этапа в работе соблюдается принцип максимального использования своеобразия каждого отдельного периода детства и определяются задачи, требующие решения в условия семьи и детского сада по направлению «Здоровье» [22].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.