На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методология и методика эмпирического социологического исследования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                     Федеральное агентство по образованию     
                           Сочинский государственный университет
                                       Туризма и курортного дела   
 
 
 

                    
                   Контрольная работа     

                               По дисциплине  Социология
                             Тема: Методология и методика эмпирического
                                           социологического исследования 

                                                         Выполнил:.
                                                                 Студент 2го курса
                                                                  Группы 09-ЗСТ-01
                                                                  Проверила: Кандитат
                                                                  политических наук,
                                                                 Доцент кафедры философии
                                                                и политологии   Петрова С.В.                    
                                   Сочи 2010
                              Содержание 

-Введение………………………………………………….3
- Подготовка социологического исследования……………………… ..4
- Программа и этапы социологического исследования. Теоретико-методологические основы социологического исследования………...5
- Общие требования к программе………………………………………….9
- Методы сбора данных
- Анализ существующих данных…………………………………………11
- Методы анализа документов. Традиционные подходы………….........14
- Количественный анализ (контент-анализ)……………………………..15
- Наблюдение……………………………………………………………....16
- Массовый опрос. Интервью и анкетирование…………………………19
- Фокус группы…………………………………………………………….23
- Экспериментальный подход………………………………………….....24
- Заключение……………………………………………………………...28
- Люди, занимавшиеся этой проблемой……………………………….29
- Список использованной литературы……………………………...…30 
 
 
 
 
 

                                      Введение
      Социологическим исследованием называют нередко любой анкетный опрос или же сбор статистической информации. На самом деле непросто ответить на вопрос, что представляет собой конкретная работа, подлинно ли это научное исследование или только подступы к нему.
      В общем плане можно сказать, что это смесь теоретических и эмпирических процедур, посредством которых возможно получение новых сведений об изучаемом объекте.
      Проведение социологических исследований вызывается объективными причинами. Объективные причины связаны, как правило, с необходимостью принятия управленческих решений, направленных на то, чтобы перевести объект управления из одного состояния в другое, более соответствующее задачам развития.
      Какое управленческое решение выбрать, как добиться максимальной эффективности при минимальных затратах, наконец, соответствует ли намечаемое решение мнениям и пожеланиям людей , составляющих управленческую систему, - все эти вопросы приходиться решать в условиях дефицита информации. Дефицит информации во многих случаях можно преодолеть путём социологического исследования.
      Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов, выявить тенденции политической ситуации.
      Регулярно проводимые социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными.
      Результаты социологических исследований имеют и большую управленческую ценность, диагностическое значение. Они позволяют обеспечить органы управления надёжной информацией.
      Таким образом, широкое использование социологических исследований способствует более глубокому изучению социальных процессов и явлений и позволяет избегать умозрительных заключений и оценок в какой-либо работе. 
 

      Подготовка социологического исследования 

      Социологические исследования требуют тщательной, глубоко продуманной подготовки. Можно считать, что надёжность , а значит и ценность информации, полученной в результате проведённого исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку.
      Подготовка социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надёжной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей имеющих вкус к осмыслению социальных явлений и процессов, к анализу социальных данных. Надо также предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, в этап собственно социологического исследования можно вступать, если есть уверенность, что весь объём подготовленных работ выполнен в соответствии с предъявляемым к ним требованиями.
      Предназначение любого социологического исследования - анализ таких проблем, которые имеют не второстепенное, а ключевое значение для социальной практики. Предмет социологического изучения должен отличаться выраженной актуальностью, иметь тесную связь с жизнью, с характером решаемых в современных условиях задач и, кроме того, отвечать потребностям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. 

        Программа и этапы социологического исследования.          Теоретико-методологические основы социологического исследования. 

      Программа исследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
      Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
      Программа социологического исследования включает: методологическую часть - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.
      Этапы социологического исследования:
      Формулировка и обоснование проблемы. В исследовании социальная проблема выступает как проблема <знания о незнании> определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику или политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией и т.п.
      В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологические и предметные. Гносеологические проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов. Предметные проблемы - проблемы, порожденные столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества. По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной или местной.
      По глубине описания объективных противоречий различают проблемы, затрагивающие одну сторону социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и проблемы, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).
      Определение цели, объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
      Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
      Анализ основных понятий. В этом разделе программы рассматриваются основные понятия, в которых описывается социальная проблема, уточняется их смысл (выделяются существенные свойства и признаки явлений и процессов, охватываемых содержанием понятий), последний интерпретируется, переводится на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей. Затем определяются методы и процедуры регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов - инструментарий исследования. Параллельно формулируются рабочие гипотезы.
      Все вышеупомянутое входит в методологическую часть программы социологического исследования.
      В методическую часть программы социологического исследования включаются характеристики методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); структура применяемого методического инструментария, указывающая, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок вопросов. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
      В разработке программы социологического исследования, пожалуй, самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ). Теоретическая модель предмета исследования представляет собой систему понятий, соединенных определенным образом, в соответствии с гипотезой о их взаимосвязях, взаимозависимости. Теоретические связи, выстраивающиеся между так называемыми абстрактными объектами, имеют разный характер и разную силу.
      Теоретическая модель предмета исследования - основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.
      Итак, центральным моментом разработки программы исследования выступает создание теоретической модели.  

                     Общие требования к Программе
      Составление программы - необходимое условие успешности всей работы.
      Программа выполняет две важнейшие функции: научно-познавательную и научно-организационную. Первая состоит в том в обеспечении теоретико-методологической целостности исследования, вторая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.
      Вместе с тем программа выполняет и внешние функции: она фиксирует место данного исследования в общем процессе развития научного и научно-практического знания, является необходимым условием оптимального планирования научных исследований.
      Каковы общие требования, предъявляемые к идеальной программе ?
      Первое требование - необходимость программы. Беспрограмное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал.
      Второе требование - эксплицитность программы. Все её положения должны быть чёткими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры.
      Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.
      Четвёртое требование - гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчёркивает связанность всех её звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.
      Нередко разработка программы проходит в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учётом литературных источников и полевых наблюдений. Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жёсткой схеме, что была здесь предложена. Особенности типа исследования - теоретико-прикладного или практически-прикладного - накладывают отпечаток на детали её компоновки и построения.
      Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как “перевести” их в средства исследования, метода сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития основной теории.
      Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат. 
 
 

                       Методы сбора данных.
                          Анализ существующих данных 

      Большой объём информации, необходимый исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.
      Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Именно анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.
      Наконец, на стадии анализа и интерпретации результатов часто возникает необходимость обращения к различным документам, чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, уточнить границы интерпретации полученных результатов, проконтролировать их надёжность.
      В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:
      - письменные документы, т.е. документация на бумажных носителях или электронных носителях для чтения их с помощью компьютера. Среди них традиционные архивные документы государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса (газеты, журналы); личные документы (письма, дневники);
      - иконографические: видео-, кино-, и фотодокументы, картины, гравюры и.т.п.;
      - фонетические: магнитные и подобные им записи, грампластинки.
      По содержанию документы можно подразделить на следующие группы.
      - Различные виды статистических данных - один из наиболее важных источников информации. Ядром этих данных являются результаты переписей населения и текущего статистического учёта, которые проводит Госкомстат России. Госкомстат, как и аналогичные организации в других развитых странах, накапливает данные по достаточно широкому спектру экономических и социальных показателей.
      Помимо Госкомстата сбором разнообразных данных занимаются и другие государственные организации: иммиграционная служба, таможня итд.
      Важной особенностью статистических данных является их агрегированный характер. Это означает, что единицей анализа, к которой они относятся, выступает некоторая группа как целостность. Агрегированный характер большей части статистики предопределяет специфику и ограничения в её использовании. Возможна ситуация, когда свойства, зафиксированные статистикой на групповом уровне, не отражают соответствующие свойства на уровне отдельных подгрупп или индивидуальном уровне.
      Исследователю часто приходиться использовать статистические данные, которые накоплены, как правило, для решения иных, чем нужно ему проблем. В связи с этим перед ним возникает задача обоснования определённого статистического показателя как косвенной меры изучаемой характеристики социального явления или процесса. Наконец статистика, накопленная различными ведомствами, в ряде случаев страдает отсутствием единой методологии сбора и агрегирования данных, что приводит к их несопоставимости. Встречается и обратная ситуация (особенно часто при анализе международной статистики), когда преувеличиваются различия в методах сбора данных, определении показателей и.т.д.
      - Документы текущего делопроизводства различных организаций.
      Для этих документов во многих случаях определены сроки хранения. После истечения этих сроков документация, предназначенная для постоянного или длительного хранения, передаётся в архивы.
      - Результаты выборочных социологических исследований. В настоящее время в России отсутствуют какие-либо централизованные системы сбора, хранения и распространения данных социологических исследований, поэтому наиболее крупные опросные центры создали и поддерживают собственные архивы данных. Большой объём этих данных за период с 1970 по 1990г. Находится в архиве Института социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, а также архивах независимых исследовательских центров: Институте сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Фонде “Общественное мнение”, ВЦИОМе и ряде других.
      - Другим традиционным источником для социологов являются СМИ - газеты, радио, телевидение. Направленность политической пропаганды, рекламные кампании и их содержание, отражение социальных, политических и экономических проблем общества - далеко не полный перечень вопросов, которые решают социологи с помощью анализа подобных документов.
       
        Методы анализа документов. Традиционные подходы. 

      Каждая из вышеназванных групп документов предполагает свои специфические подходы к их обработке.
      Особую проблему для исследователей с точки зрения их анализа представляют документы, которые продуцируются в первую очередь СМИ. Традиционный анализ, или, его ещё можно назвать, качественный подход, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Существуют некоторые приёмы оценки качества документального источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника: выяснения условий, целей и причин создания документа, установления его авторства, т.е. факторов, которые могли повлиять на достоверность отражения в документе действительного положения дел (например, это ведомственный исследовательский центр или действительно независимый). Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования.
                
                      Количественный анализ (контент анализ) 

      Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа документов, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Другим ограничением в традиционном анализе являются трудности, связанные с осмыслением большого количества публикаций за сколько-нибудь длительные периоды времени. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста.
      Контент-анализ - это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или на записи каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.
      Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: ''Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом ?''.
      Суть метода сводиться к тому, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания.
      Обычно контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения, и лишь единицы анализа и единицы отбора в них различны. В контент-анализе единицы отбора - слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи; в выборочных опросах - люди.
      Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями автора текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио и телевидением.
      Современные технические средства существенно упрощают ранее представлявшийся крайне трудоёмким процесс количественного анализа большого количества текста. 
 

                                 Наблюдение 

      Наблюдение в социологии - метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
      В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода. Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуации наблюдений; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
      Нестандартизированное или Неструктурированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
      Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы, сильное нагнетание страстей или военное противостояние, наблюдение становится чуть ли не единственным возможным подходом к изучению социальной реальности.
      Можно выделить несколько типов социальных явлений могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и групп; деятельность в целом; значения действий; участники действий; зависимости между индивидами и группами; окружение (обстановка).
      Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.
      - Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как её полноправного члена. Роль наблюдателя не известна членам группы.
      - Ситуация “участник как наблюдатель” характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.
      - Ситуация “наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель - прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.