На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дидактические игры на уроке химии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. 

 

      Глава 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.
     Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.
     Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.
     Как организовать игровую среду в подростковом возрасте, которая способствовала бы развитию познавательной активности?
     Один из способов решения этого вопроса – развитие у учащихся потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности я связываю с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов. В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива (схема). 

       

     Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:
     • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
     • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
     • учебный материал используется в качестве ее средства;
     • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
     • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).
     В 7–9-х классах (младший подростковый возраст) при изучении и первичном закреплении новых знаний проводится обучающие игры, включающие тренинговые (классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний используется контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:
     а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);
     б) ввести в игру момент соревновательности;
     в) уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;
     г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;
     д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;
     е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.
     В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.
     Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста широко используется частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10–11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:
     а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления;
     б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;
     в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;
     г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.
     С 7-го по 11-й класс используются тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, задачами которых являются приобретение и закрепление знаний и умений. Такие педагогические игры требуют от школьников умения расшифровать, распутать, разгадать проблему, проявить догадку и смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать и сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, проявление познавательной активности.
     Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.
     Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась.
     Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.
     В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно. 

     Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ХИМИИ 

     Дидактические игры, умело применяемые педагогом на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию. Особое значение игра приобретает в работе с детьми, у которых преобладает работа правого полушария. Таких детей легко выделить - они пишут левой рукой.
     Кроме того, существуют простые приёмы для определения преобладающей активности какого-либо полушария:
     Прицельтесь на воображаемый отдалённый объект (обратите внимание, какой глаз закрывает ребёнок, и какой рукой целится);
     Положите руку на руку (ногу на ногу). Какая рука сверху?
     Похлопайте в ладоши. Какая рука сверху?
     Согласно ассиметрии правополушарные дети работают больше левой рукой (ногой), а левополушарные - наоборот.
     Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность.
     Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
     Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
     Приведу несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках химии.
     I. Логические цепи.
     Учитель задаёт начало фразы: "Калий - металл". Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
     II. Сходства и различия.
     Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
     III. Восстанови пропущенное.
     В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
     по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
     в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
     в среднем ряду - знаки элементов II группы;
     по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
     Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте. 

    Al ? Na
    ? Zn Ca
    K Sr ?
 
     Вариант ответа: 

    Al Mg Na
    Ba Zn Ca
    K Sr Ga
 
     IV. Продолжи ряд.
     Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
     а) Li, Al, As, :;
     б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :
     Варианты ответов:
     а) Li, Al, As, Ts;
     б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.
     V.Убери "лишнее".
     В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
     а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;
     б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.
     Варианты ответов: а) KNO3 или AgNO3; б) CaSO4.[1]
     Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант:
     а) CaO, CuO, SO2 ;
     б) HNO3, H2S, H2O;
     в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2;
     г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
     В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
     VI. Игровые карточки-задания "Заполни поле"
     Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ. 

    NaOH (CuOH)2CO3 H2SO4
    KNO2 Na2CO3 MgCl2
    KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2
 
     Игровые карточки-задания по теме "Основные класс неорганических соединений"
     Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ. 

    NaOH (CuOH)2CO3 H2SO4
    KNO2 Na2CO3 MgCl2
    KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2
 
     Игровые карточки-задания по теме "Водород"
     Заполните нижнее игровое поле формулами продуктов реакций. 

    H2+O2> H2+Cl2> H2+F2>
    H2+Ca> H2+N2> H2+S>
    H2+Na> H2+Fe2O3> H2+BCl3>
 
     VII. "Крестики-нолики"
     Вычеркни правильный ряд солей.
     По какому признаку можно классифицировать соли?
     а) 

    NaCl Li2SO4 Pb(NO3)2
    NaHS CaCO3 Na2 SiO3
    Na3PO4 Cu(OH)Cl Zn(OH)NO3
 
     б) 

    NaCl Li2SO4 Pb(NO3)2
    NaHS CaCO3 Na2 SiO3
    Na3PO4 Cu(OH)Cl Zn(OH)NO3
 
     Варианты ответов: а) Na3PO4, CaCO3, Pb(NO3)2; б) NaCl, Li2SO4, Pb(NO3)2.
     VIII. Кроссворд
     Заполните поля ответами на следующие вопросы:
     Один из основополагающих законов химии;
     Серосодержащая кислота;
     Горизонтальный ряд таблицы Д.И. Менделеева;
     Сложное вещество, с состав которого входит один или несколько атомов водорода и кислотный остаток;
     Сложное вещество, содержащее одну или несколько гидроксильных групп;
     Сложное вещество, состоящее из двух видов атомов, одним из которых является кислород;
     название кислотного остатка НСО3-;
     :вещества;
     название кислоты Н2SO3;
     название элемента, обозначающегося символом S;
     в записи " 5 Н2О" цифра "5";
     Процесс ускорения реакции в присутствии других химических веществ, при этом нерасходующихся;
     название химического элемента Не. 

       

     Ответы на кроссворд: 

       

     IX. Загадки на тему "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
     Учитель предлагает учащимся, угадать о каком химическом элементе идет речь:
     Варианты вопросов:
     А)
     - Элемент, который светится, открыт отставным солдатом, гамбургским купцом Брандом;
     - Элемент, название которого от греческого - зловонный, открыт Баларом и Левингом в 1826 г.;
     - Элемент, название которого от греческого - рождающий воду, открыт Кавендишем в 1776 г.;
     - Элемент, название которого от греческого - Франция, его существование предсказал Менделеев на основании открытого им периодического законы в 1871г.;
     - Элемент, название которого от греческого - "Германия";
     - Элемент, название которого от латинского - "утренняя заря, аура", был известен еще древним цивилизациям;
     - Элемент, название которого от греческого - "фиолетовый";
     - Элемент, название которого от латинского - "жидкое серебро", названа в честь планеты Меркурий;
     - Элемент, назван в честь немецкого физика-теоритика А. Энштейна обнаружен среди осколков деления при термоядерном взрыве (1952 г.) в Тихом океане.
     Б)
     - за 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот металл меркурием. Этот металл хорошо растворят другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)
     - Весьма распространенный неметалл. Входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Горит сине-голубым пламенем. (Сера)[2]
     В)
     - Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (Углерод)
     - Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение как для растений удобренье. (Калий)
 

      Глава 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ" 

     Задачи урока:
     Дать представление об органических веществах.
     Научить отличать органические вещества от неорганических по происхождению, элементному составу, свойствам.
     Повторить основные понятия органической химии.
     Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.
     Оборудование: учебник химии О.С. Габриеляна; коллекция образцов органических и неорганических веществ (сахар, жидкость для снятия лака, духи, мыло, крахмал, вата, нитроглицерин (лекарство), парафиновая свеча, полиэтилен, уксусная кислота, вода, песок, железо, соль, стекло и др.); шаро-стержневые модели для составления молекул; дидактические карточки, словарь урока (Приложение 1).
     ХОД УРОКА
     I. Организационный момент (требования к предмету: тетради, учебники, поведение в кабинете, оборудование кабинета и т. д.)
     II. Особенности строения и свойств органических веществ.
     Актуализация опорных знаний
     Цель. Определить исходный уровень знаний по органической химии, на основе умения анализировать, делать логические выводы.
     1. Что изучает химия?
     2. Что такое вещество?
     Задание 1. Посмотрите внимательно на коллекцию предложенных веществ и разделите данные вещества на группы (учащимся предлагается коллекция неорганических и органических веществ). Чем вы руководствуетесь при своем выборе?
     Цель. Ознакомиться с историей открытия органических веществ и их классификацией.
     Слово учителя. Еще в древности все вещества, встречающиеся на Земле, делили на две большие группы. К одной группе относили древесину, уксус, спирт, масло, т. е вещества растительного и животного происхождения. Их химики сейчас называют органическими. В другую группу входили соль, серебро, золото, сера, сода, медь это, как теперь известно, – неорганические вещества. Более четкую грань, между органическими и неорганическими веществами попытались провести арабские алхимики. Еще в IX-X вв. первую попытку такого деления связывают с именем известного ученого древности – Абу Бакр ибн Закарийа-ар-Рази. Ученый разделил все вещества на минеральные, растительные и животные. Но строение веществ, в тот период, известно не было. Помочь разгадать «тайну» органических веществ удалось А. Лавуазье, который обнаружил, что при прокаливании «минеральных тел» образуются соединения разнообразного состава, а при сжигании «растительных и животных» веществ выделяются чаще всего два продукта – оксид углерода (IV) и вода.
     Цель. Выяснить элементный состав органических и неорганических веществ, особенности их строения, нахождения в природе и различие между ними.
     Задание 2. Запишите химические формулы углекислого газа и воды. Какие элементы, входят в состав этих соединений? Какой вывод можно сделать о составе органических веществ? Какие элементы обязательно образуют органические вещества?
     Слово учителя. Таким образом, как бы ни был многообразен мир органических веществ, все они состоят обязательно из углерода, водорода, реже – кислорода, азота, серы и фосфора.
     Задание 3. Внимательно ознакомьтесь с содержанием таблицы и проанализируйте ее. Сделайте вывод, почему вещества разделили на органические и неорганические?
 

      Таблица 1. Различие между органическими и неорганическими соединениями
Органические Неорганические
Количество известных органических соединений исчисляется миллионами Количество известных неорганических соединений исчисляется сотнями тысяч
В состав органических веществ входят: углерод, водород, кислород, реже – азот. Фосфор. Сера, галогены Состав неорганических веществ представлен большинством химических элементов периодической системы.
Большинство химических связей в органических веществах имеет ковалентный характер Большинство химических связей имеет ионный характер
Все органические вещества неустойчивы (выше 400оС) нагреванию Многие неорганические соединения устойчивы к сильному нагреванию
Наряду с некоторыми неорганическими веществами, образуют живую часть Земли (биосферу) Образуют неживую часть Земли (гидросферу, литосферу, атмосферу)
 
     Задание 4. Руководствуясь составом органических веществ, выберите органические вещества из предложенного перечня:
     С Б К У Р А Е Х Ю М А Г Л Д CO2, HCl, CH3COOH, CaCO3, C7H8, C3H8, KNO3, C2H5NH2, CO, CH3COONH2 , СН2Сl, Na2CO3, C6H12, H2CO3.
     Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название органического вещества, входящего в состав большинства продуктов растительного происхождения: 

    К Р А Х М А Л
 
     Обратите внимание на парадокс (см. таблицу 1) – большее количество элементов, образует меньшее количество веществ! В чем причина?
     3. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обобщим, каковы особенности состава, строения и свойств органических веществ?
     Наличие углерода;
     IV-валентность атома углерода в органических веществах;
     Способность гореть и разлагаться с образованием углеродсодержащих веществ (С, СО2, СО);
     Наличие в молекулах только ковалентных полярных связей и соответственно молекулярных кристаллических решеток;
     Способность углерода образовывать длинные цепи т. е. соединяться друг с другом;
     В органической химии не используется понятие «ст. окисления», используется понятие «валентность».
     Слово учителя. Весь 10-й класс вы будете заниматься изучением органических веществ, которых сейчас известно более 27 миллионов!!! Мы повсюду встречаемся с ними, сами состоим из них.
     Можно ли провести четкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?
     Четкой границы нет, так как некоторые вещества обладают признаками органических частично, некоторые неорганические вещества превращаются в органические за одну стадию (карбиды, угарный газ и др.):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.