На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок, его структура и инфраструктура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации 

Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине “Экономическая теория”
Тема: «Рынок, его структура и инфраструктура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4
       1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4
       1.2 Классификация рынка………………………………………………..6
       1.3 Функции рынка………………………………………………………11
       1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12
Глава II. Структура  рынка……………………………………………………....15
       2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15
       2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17
Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21
       3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21
       3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21
       3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24
       3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Цель  работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.  
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.  
             Актуальность темы определяется тем, что становление и развитие экономики России в условиях рыночных отношений требует создания и организации сбалансированного взаимодействия разнообразных, в большинстве своем новых, организационно-экономических структур, формирующих инфраструктурную основу экономики.  
Неразработанность проблемы рыночной инфраструктуры в экономической науке создает трудности для развития рыночной экономики России, отсутствием систем обоснованных рекомендаций по созданию инфраструктуры, учитывающей мировой опыт и российские особенности. Рассмотрение вопросов становления инфраструктуры рынка приобретает существенное значение для теоретического понимания и практического осмысления путей развития рыночной экономики.  
Инфраструктура по совей роли и месту в развитии экономики является одним из важнейших ресурсов национального развития, обладая определенными преимуществами по сравнению с производственными отраслями.
 
 
 
 
 

Глава I. Система рынков.
1.1 Основные понятия  рынка
       Рынок - место, где происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного
производства. Объективная необходимость рынка  вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многоугольник и столь же разнообразно его определение: "Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".
       Есть  упрощенное толкование рынка как  места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения».                                                     Так же под словом «рынок» может предполагаться система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
       П. Самуэльсон определяет рынок как: "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
       Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.
       Рынок включает:
       • отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
       • обменные процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;
       • процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;
       • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
       • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
     То, что рынок включает не только отношения  по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения (собственности, распределения, потребления и т.д. ), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д. ), дает основание рассматривать его в системе национальной экономики или экономической системы в целом как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично экономическую систему мы представили в диаграмме №1.
                                                              Диаграмма №1
       

     1 - рынок как самостоятельная подсистема  хозяйствования;
     2 - государство как подсистема  хозяйствования;
     3 - натуральное хозяйство как подсистема  хозяйствования. 

       1.2 Классификация рынка.
       Рынок имеет свою структуру.
       Структура рынка  –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок отдельных элементов рынка.
       Можно назвать следующие признаки структуры  рынка:
    тесные связи между ее элементами;
    определенная устойчивость этих связей;
    целостность, совокупность данных элементов.
      Не смотря на отсутствие общепринятой  классификации  рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный  признак (степень ограничения  конкуренции)
    рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется  наличием многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не имеет возможности влиять на уровень цен.
    рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием  многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей продукции (в определенной мере).
    олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную  продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.
    Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца. Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах платежеспособного спроса.
  2. Пространственный признак
      Местный рынок
      Региональный рынок
      Национальный рынок.
      Рынок покупателей;
      Рынок продавцов;
      Рынок государственных учреждений;
      Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
 3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных отношений)
      Рынок товаров и  услуг
      Рынок труда
      Финансовый рынок
      Информационный рынок
      Рынок недвижимости
      Валютный рынок
       Помимо  этого рынок делится:
По характеру  продаж:
    Оптовый
    Розничный
    Фьючерсный
По степени  регулируемости:
    Регулируемый
    Не регулируемый
По уровню насыщения:
    Равновесный
    Избыточный
    Дефицитный
По соответствию законодательным нормам:
    Легальный
    «Черный»
По товарным группам:
      Рынок товаров производственного назначения;
      Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
      Рынок сырья и материалов и т.д.
По степени  зрелости:
      Неразвитый рынок;
      Развитый рынок;
      Формирующийся рынок.
По характеру  ассортимента товаров:
    Замкнутый рынок, на  котором  представлены  товары  только  первого производителя;
    Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
    Рынок широкого ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара, связанных между собой и направленных на  удовлетворение  одной  или нескольких связанных между собой потребностей;
    Смешанный  рынок,  на  котором  имеются  разнообразные товары,  не связанные между собой.
По отраслевому  признаку:
      Рынок автомобилей;
      Рынок нефти;
      Рынок компьютерной техники и т.д.
       Классификацию рынка  мы показали в таблице №1.  

                                                            Таблица№1
       Классификация рынка
Признаки  классификации Типы рынков
По  экономическому назначению Рынок товаров  и услуг, рынок средств   производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок. 
По  географическому положению Местный рынок, областной             (региональный) рынок,национальный     рынок, мировой  рынок.                 
По степени ограничения        конкуренции.                  Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo - власть,    polis - несколько;  власть нескольких), монополистическая  конкуренция.        
По  отраслям Автомобильный рынок, компьютерный, и другие.                               
По  характеру продаж.          Оптовый и розничный  рынки.            
 
Выделяют  также следующие виды рынков:
      .  Рынки  товаров  и   услуг,  куда  включают  рынки   потребительского назначения, услуг,  жилья и зданий непроизводственного  назначения.
      .  Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
      . Финансовые рынки,  т.е.  рынки   капиталов  (инвестиционные  рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные  рынки.
      . Рынки интеллектуального продукта, где в  качестве  объектов  купли-
продажи выступают инновации,  изобретения,  информационные  услуги, произведения литературы и искусства.
      .  Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая   форма движения (миграции) трудовых  ресурсов (рабочей силы).
      В реальной практике основные  виды  рынков  подразделяют  на  различные субрынки, или рыночные сегменты.
      Сегментация рынка – это   разделение  потребителей  данного   товара  на
отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые   требования.
Сегментация рынка может  быть  проведена  разными  путями  с  использованием различных факторов:
       1. С учетом географических факторов  можно выделить группы потребителей  по регионам,    административному    делению,    плотности     населения, климатическим условиям.
       2. С учетом демографических факторов  можно сгруппировать потребителей  по возрасту,  полу,  размеру   семьи,  уровню  доходов,  профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
       3.  С  учетом  поведения  различных   групп  потребителей  можно   выделить следующие сегменты  рынка:
       . приобретение товаров носит случайный  характер;
       . поиск выгод при покупке товаров;
       . статус постоянного клиента;
       . эмоциональное   (положительное,   негативное,    безразличное)
           отношение к товару.
       4. Потребителей также можно разделить  на группы:
       . по социальному составу (с различной  степенью достатка),
       . стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
       . личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные). 

      Типы и виды рынков не изолированы,  а неразрывно связаны  и   существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика. 

       1.3 Функции рынка.
    Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
    функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
    стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
    функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
    регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
    функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
       1) Информационная, т.е. распространение  различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
         2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.
       3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.
       С помощью механизма равновесных  цен:
    максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства;
    обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов;
    вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
       4) Распределения и обмена. Обеспечивается  распределение и обмен между группами общества.
         5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
       6) Функция санирования. Через механизм  конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. 

       1.4 Принципы функционирования рынка.
       Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
       Первым  и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители  и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
       Вторым  элементом рыночной экономики выступает  экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
       Третий  важнейший элемент рыночной экономики  — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
       Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие - спрос и предложение .Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
            Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
       Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Структура рынка.
       2.1 Классификация структуры  рынка.
       Структура рынка - это основные характерные  черты рынка, к числу которых относятся количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
       Характеристику  рынка как совокупность или арену  актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
       Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
       а) тесная связь между ее элементами;
       б) определенная устойчивость этих связей;
       в) целостность, совокупность данных элементов.
       Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
       • формами собственности (государственная, частная, коллективная,
       смешанная);
       • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
       • особенностями сферы товарного  обращения;
       • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
       • видами торговли, используемыми в  стране.
       Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
       Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.
В эту  группу включаются рынки:
       • товаров потребительского назначения, продовольственные и
       непродовольственные товары;
       • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;
       • рынки жилья и зданий непроизводственного  назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
       • рынки недвижимости;
       • орудий труда;
       • сырья и материалов;
       • энергетических ресурсов;
       • полезных ископаемых.
Финансовые  рынки. Это:
       • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
       • кредитные рынки;
       • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;
       • валютно-денежные рынки.
       Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
       Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
       Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
       Кроме них так же существуют:
       Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
       Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения. 

       2.2 Критерии структуры  рынка.
       По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По  экономическому назначению объектов  рыночных отношений:
       • рынки благ и услуг;
       • рынки средств производства;
       • рынки научно-технических разработок;
       • рынки ценных бумаг;
       • рынки рабочей силы.
       Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.