На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Таможенная политика России в конце XVII начале XVIII вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

 

Введение

 
     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.
     Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.
     Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
     В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси.
     Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
     Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
 

      Таможенная  политика России в  конце XVII – начале XVIII вв.
 
     Таможенная  служба в России в конце XVI века –  начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».
     Таможенный  голова, уплатив предварительно годовой  сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей не последует санкций власти на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика.
     В целях упорядочения таможенного  обложения в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты  представляли собой контракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.
     С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги  с местных жителей. Очевидно, что  изменение в таможенном обложении  шло по линии введения рублевой пошлины  и для местных жителей, и для  иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги.
     Многочисленные  разрозненные таможенные сборы стали  сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины  натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.
     В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах.
     Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов.
     Первые  мероприятия  Петра I  в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других  ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года . Произошло временное увеличение  числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.
     Начало  совершенствования организации  таможенного дела относится к  концу первой четверти XVIII века, когда  в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции.
     В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для  развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу». 
     Ставки  импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.
     Но  повышенное обложение важнейших  западноевропейских товаров и предметов  роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.
     Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.
     Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство  отечественному производству заменяется переходом к более льготному  для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход. Их ходатайство было удовлетворено.
     Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы  Петровны и Петра III. Русское государство  к этому времени в экономическом  отношении оставалось раздробленным  на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.
 

      Торгово-политические отношения России с сопредельными  странами в первой четверти XIX века
 
     11 марта 1801 года на российский  престол  вступил новый император – Александр I. Внешнеполитический мир, на продолжительность которого он так надеялся, к сожалению, не стал долговечным. Уже в 1805 году Россия была вовлечена в войну с Францией, сначала в союзе с Австрией, а затем с Пруссией. Крупные неудачи вынудили нашу страну заключить Тильзитский мир, который, на первый взгляд, был довольно выгоден для России: по Тильзитскому договору она получила даже приращение территории. Но при его заключении русское правительство было вынуждено поступиться свободой действий в своей экономической политике. В силу одной из секретных статей договора Россия принимала на себя посредничество при заключении мира между Англией и Францией, который ставил непременным условием возвращение Франции ее колоний, отвоеванных английским флотом. Если же Англия откажется от заключения такого мира, Россия обязывалась закрыть для английских кораблей свои гавани, запретить привоз английских товаров и “побудить к тому же Копенгагенский, Стокгольмский и Лиссабонский дворы». Естественно, что такое соглашение между Англией и Францией не состоялось, и Россия выполнила свое обязательство: указом от 20 марта 1807 года был запрещен импорт английских мануфактурных товаров. Торговые сношения с Великобританией были прекращены приблизительно на тех же условиях, которые были приняты в 1793 году при разрыве с французской республикой. На все находящиеся в русских портах суда и имущество англичан был наложен арест. Русским судам, находившимся в Англии, было приказано немедленно вернуться обратно без груза. Но так как товары английского происхождения продолжали прибывать в Россию на нейтральных судах, в 1809 году вышло постановление, что нейтральность груза должна быть доказана капитаном судна перед «комиссией нейтрального мореплавания» в Петербурге или в Архангельске. Таким образом, Тильзитский договор означал безусловное присоединение России к системе «континентальной блокады» Британских островов.
     Но  Наполеон I не остановился в своих требованиях. Он активно добивался закрытия русских портов вообще для нейтральных судов и строжайшего применения в России континентальной системы. Такая система оказалась даже для самой Франции чрезвычайно неудобной на практике; России же исполнить эти требования Наполеона было совершенно невозможно. Они не только унижали ее достоинство, внося постороннее вмешательство в руководство экономикой, но и навязывали нашей стране такую систему торговой политики, которая неминуемо должна был привести в еще большее расстройство ее народное хозяйство, и без того находящееся в то время в критическом положении. Вывоз товаров приостановился, продукты внутреннего производства были обесценены; импорт хотя и продолжался, несмотря на неблагоприятные условия, но в морских портах был до крайности осложнен формальностями, связанными с надзором комиссий нейтрального мореплавания. Торговый баланс складывался в высшей степени неблагоприятно, а вексельный и ассигнационный курсы неудержимо падали еще со времен царствования Павла I. Выпуск новых ассигнаций для покрытия текущих нужд при Павле I и Александре I превратился в пагубную привычку. Результат не заставил себя ждать:
     Присоединение России к "континентальной блокаде" Англии вызвало кроме экономических  осложнений очень мощную оппозицию  императору Александру I в среде русского дворянства. Крупные феодалы настойчиво стремились к расширению торговли и освобождению ее от всяческих стеснений и препятствий. Англия была в тот период как раз главным потребителем русских товаров, поэтому русское дворянство особенно стремилось к благоприятным и устойчивым отношениям с этой страной. Именно экономические интересы русского дворянства являлись главной причиной, толкавшей его на политический союз с Англией, а не с Францией.
     Вместе  с тем, дворянство, потребляя иностранные  изделия и товары, было слабо заинтересовано в росте отечественной промышленности. Оно, естественно, понимало необходимость существования некоторых отраслей промышленности для обслуживания государственных потребностей и интересов обороны. С рядом отраслей производства было тесно связано помещичье хозяйство. Но, терпимо относясь к развитию подобных предприятий и даже способствуя в какой-то степени их росту, дворянство не желало идти на большие жертвы для промышленного развития государства в целом, видя в этом противоречие своим классовым интересам.
     Именно  этими соображениями можно объяснить решительный протест дворянства против протекционизма, проводившегося еще Павлом I, а с 1807 года – Александром I. По мнению помещиков, подобный протекционизм заставлял их нести излишние жертвы в пользу промышленников; тариф оказывал слабое содействие развитию торговли и принуждал дворян переплачивать при покупке иностранных товаров. Для Александра I открытая оппозиция крупных феодалов его политике присоединения к "континентальной блокаде" Англии таила огромную опасность, лично для императора еще более грозную, чем опасность политического разрыва между Россией и Францией. Александр I прекрасно помнил судьбу своего отца, столкнувшегося с аналогичной оппозицией, и ощущал неустойчивость своего положения на престоле, вступив в серьезный конфликт с опорой государственной власти – дворянством.
     Император и правительство были сильно озабочены  этими многочисленными затруднениями  и рассчитывали выйти из положения  путем тарифно-пошлинных мероприятий. Для этого и было выработано «Положение о торговле на 1811 год». Для поддержания экспорта вывозные пошлины были частью отменены (хлеб, железо), но частью и повышены (лен, пенька, соль и др.) уже из фискальных соображений (предполагалось, что относительно этих продуктов Россия может не опасаться конкуренции на иностранных рынках). В то же время был крайне ограничен импорт. Продукты, отнесенные к категории «предметов роскоши», а также имеющие возможность производиться внутри страны, беспощадно исключались из числа дозволенных к ввозу. Остальные предметы импорта, за исключением сырья, подлежащего беспошлинному пропуску, были обложены очень высокой пошлиной.
     Издание «Положения о торговле на 1811 год» не привело к желаемому результату: курс русских ассигнаций не улучшился  после 1811 год. Но оно имело другое очень важное последствие: Положение послужило главным поводом к окончательному разрыву России с Наполеоном и к Отечественной войне 1812 года. Несмотря на свой резко запретительный характер, Положение открывало доступ в Россию (на нейтральных кораблях) продуктам британских колоний. Когда оно вступило в действие, в русские порты сразу пришли около двухсот английских кораблей под тенерифским флагом для закупки русского сырья, необходимого для английских мануфактур. По Тильзитскому договору Россия была обязана не допустить эти суда в свои порты или даже конфисковать их. Подчиниться континентальной системе означало для России попасть в экономическую ловушку, искусно подготовленную Наполеоном.
     На  основании анализа исторических и экономических материалов можно  заключить, что новые таможенно-политические принципы «Положения о торговле на 1811 год», установившие почти запретительную систему по отношению к ввозу товаров, но в то же время создавшие благоприятные условия для торговли с нейтральными государствами, послужили одним из очень существенных поводов к окончательному разрыву между Россией и Францией и началу Отечественной войны 1812 года. Не подлежит сомнению, что при обсуждении проекта "Положения о торговле на 1811 год" Департамент государственной экономики стремился всемерно удовлетворить в первую очередь именно классовые требования дворян-помещиков. Отсюда нельзя не признать, что император Александр I ради устранения конфликта с дворянской оппозицией не побоялся пойти на существенное ухудшение внешнеполитического положения России.
     Беспрерывные  войны, опустошавшие Европу в начале XIX столетия, после поражения Наполеона I сменились эпохой дружественных  конгрессов между европейскими державами. Современники возлагали много надежд на эти конгрессы, на которых проповедовались идеи народного братства, всеобщего разоружения и постоянного мира. Эти идеи гармонировали с намерениями Александра I, который хотел воплотить их в жизнь еще в первые годы своего царствования. В частности, на конгрессах высказывались пожелания установления дружественных торговых связей между нациями, прекращения всяких стеснений в международной торговле и т.п.
     Под влиянием этих идей, совпадающих с  личными взглядами императора, воспитанного на теориях свободы торговли, Александр I согласился на Венском конгрессе смягчить суровость российского таможенного тарифа и содействовать экономическому сближению России с западноевропейскими державами. В этом духе и был издан тариф 1816 года. В Манифесте было сказано, что “...по восстановлении свободных политических и торговых отношений между европейскими державами признано за благо, для пользы общественной допустить некоторые перемены в запретительной торговой системе...”.
     Тариф 1816 года, однако, представлял собою  меру переходную и довольно осторожную. Множество товаров, запрещенных Положением о торговле 1810 года, остались недозволенными к ввозу. В остальном пошлинное обложение понизилось в среднем на 50 %, отчего тариф и заслужил название “половинного”. Но за изданием этого тарифа вскоре последовали и другие уступки.
     После раздела Польши по Венскому трактату было решено, что области бывшего  польского королевства, отошедшие  к трем различным монархиям (Россия, Пруссия, Австрия) должны сохранять  определенные торговые связи между  собой. Таким образом, выработка  таможенного тарифа для Царства Польского по его торговле с польскими провинциями Австрии и Пруссии должна была быть произведена путем соглашения трех держав.
     Представители России, Австрии и Пруссии собрались  в 1817 году в Варшаве для выработки  подробного документа. Австрия и Пруссия потребовали привилегий для своего импорта не только в Царство Польское, но и собственно в Россию. В связи с этим переговоры затянулись и обострились, а русско-прусская конвенция была подписана в Петербурге лишь в конце 1818 года. Усилия польских провинций сохранить в отношении трех монархий свою таможенно-политическую самостоятельность оказались безрезультатными. Такое особое положение не было им предоставлено ни одной из держав, в том числе и Россией, которая ввела польскую территорию в свою таможенную границу. Однако самым интересным и удивительным в конвенции было следующее: все европейские государства установили рядом с таможенными пошлинами еще и внутренние сборы или так называемые  консомационные пошлины.
     Мотивом к такому двойному обложению послужило установление особого порядка взимания пошлины с привозных товаров. Первая (привозная) пошлина должна была взиматься на пограничных таможнях, а вторая (консомационная) - при выпуске товара во внутреннее потребление. На деле же двойное таможенное обложение практически делало недействительными низкие таможенные ставки, предписанные международными торговыми трактатами. Составители русско-прусской конвенции вместо того, чтобы рассмотреть вопрос о сокращении совокупности привозных и консомационных пошлин, намеренно упростили себе работу, включив в документ лишь привозные пошлины.. Такое построение договора имело два важных последствия: во-первых, в льготный тариф, призванный служит развитию торговых отношений между Россией и Пруссией, попали такие продукты, которые не производились ни в той ни в другой стране (например кофе, какао и т.п.), а, во-вторых, совершенно ясно, что приведенная выше оговорка уничтожала весь смысл конвенциального тарифа,  предоставляя возможность каждой стороне облагать поименованные в нем товары какими угодно пошлинами под видом консомационных. Таким образом, исполнение условий конвенции практически стало зависеть лишь от доброй воли монархов, ее подписавших. Однако, для России этот договор имел и другие далеко идущие последствия.
     Акт русско-прусской конвенции был ратифицирован  Александром I по докладу графа Нессельроде, который, несомненно, несет главную  ответственность за последствия  этого трактата. Успокаивая общественное мнение, граф утверждал, что конвенция  является, по сути, фиктивным актом и, с международной точки зрения, Россия не приняла на себя никаких пошлинных обязательств. Однако при этом он забывал о том, что по этой конвенции Россия должна была отменить многочисленные полные запрещения ввоза, которые были установлены в 1816 году на 12 лет, то есть полностью изменить свой общий тариф 1816 года, согласовав его с договорными соглашениями. Альтернативой было лишь установление таможенной границы между Россией и Царством Польским. Первая попытка заключения конвенциального торгового договора между европейскими странами явно не удалась, и таможенная политика Европы вновь вернулась в русло меркантилизма. России с помощью русско-прусской конвенции был буквально навязан тариф 1819 года, который, по словам будущего министра финансов графа Канкрина “...убил русскую промышленность”.
     Тариф 1819 года нанес чрезвычайно сильный  удар мануфактурной промышленности России, как отменой запрещений на ввоз иностранных товаров, так и  той резкостью, с которой, с его  изданием, Россия перешла от строго запретительной системы, к системе, допускающей большую свободу внешней торговли. В России он был в высшей степени непопулярен. Уже при самом издания тарифа был выдвинут вопрос о его как можно более скорой отмене. Космополитические идеи о благах, которые свободный товарообмен приносит государству, исчезли также быстро как и возникли. Русские промышленники прямо заявили, что государство оказывает поощрение производству других стран, а собственные его предприятия должны закрыться. Влиятельная при царском дворе партия приверженцев покровительственной политики во главе с министром финансов Гурьевым не скрывала того, что она осуждает не только сделанные соседним государством уступки, но и всякого рода договорные соглашения. К ней присоединилась партия представителей польских интересов, которая стремилась к экономическому возрождению и обособлению старого Царства Польского, как к основе для национального возрождения Польши. Одно из самых действенных средств к достижению этой цели польская партия видела в противодействии установлению согласия между Россией и Пруссией. С течением времени польские политики несколько убавили свои национальные притязания, но это не помешало им проявить в истолковании и применении русско-прусского торгового договора явную нелояльность.
     Тариф 1819 года был введен в действие в 1820 году. Его влияние на внешнюю торговлю и на внутреннее производство сказалось настолько быстро, что правительство уже в 1821 году осознало свою ошибку. Кроме того, оказалось что иностранные правительства вовсе не намерены приносить свои личные интересы в жертву общеполитическим европейским интересам и вводить у себя систему свободной торговли, о которой так много было сказано на Венском конгрессе.
     Русское правительство собственной властью отменило конвенцию 1818 года и издало в 1822 году новый тариф, который почти целиком возвратился к постановлениям тарифа 1816 года с теми же многочисленными запрещениями и высокими ставками. Таможенная черта между Россией и Польшей, уничтоженная тарифом 1819 года, была вновь восстановлена.
     Пруссия, естественно, возмущалась такой  односторонней отменой конвенции и новым русским тарифом, никак не желая примириться с этим, как со свершившимся фактом, но ее протесты были оставлены без внимания.
     В таможенной и торговой политике Канкрин  был убежденным приверженцем протекционизма. Крайности тарифа 1822 года, имевшие характер прямых запрещений, он признавал излишними, хотя в своих основах этот тариф соответствовал его взглядам. Под руководством Канкрина русская таможенная политика постепенно перешла от так называемой охранительной системы к системе защиты протекционистских и фискальных интересов. Система “охранения”, то есть препятствование ввоза из-за границы, не считающаяся с народнохозяйственными потребностями собственной страны, мало-помалу была оставлена; таможенная политика перестала служить орудием в политических столкновениях, приспосабливаясь к настоящим нуждам народного хозяйства. Если несмотря на это еще сохранялось много сурового и даже невыносимого в таможенных условиях, то это обуславливалось уже фискализмом, более чем когда-либо стремившимся к превращению таможенного дела в “дойную корову”.
     Предпринятые  Канкриным за время своего управления министерством финансов шесть пересмотров  таможенного тарифа содействовали  улучшению торгового баланса  и пополнению государственной казны. Многие запрещения ввоза были отменены, но вновь допущенные к ввозу товары обложены высокими пошлинами, некоторые тарифные ставки были для оживления импорта понижены, так как предполагалось, что данные товары смогут вынести и более высокое обложение. Таможенная политика должна была служить одновременно интересам внешней торговли и фискальным. Если эти интересы сталкивались, предпочтение отдавалось по общему правилу фискальным соображениям.
     Результаты  этой таможенной политики были в общем  благоприятны. Таможенный доход возрос при Канкрине (с 1823 по 1844 год) на 250%, с 11 до 26 млн. рублей. Кроме того, промышленность под защитой высоких таможенных пошлин сделала весьма заметные успехи. Таможенная система, освободившись от внешнеполитической зависимости, показала себя прекрасным инструментом экономического регулирования и пополнения государственной казны.
 

3. Хронология событий  и фактов по  истории таможенного  дела России

 
     
    Х в. Возникновение таможенного дела в Киевской Руси. (Слово «мыт» употребляется в Договоре Руси с Византией в 907 г.).
    XIII в. Вводятся понятия «тамга» (от татарского слова клеймо или печать — сугубо фискальная пошлина, взималась сначала в тех случаях, когда при продаже товара требовалось приложение печати князя или его наместника) и «тамжить» — взыскивать пошлину — тамгу.
    XIII в., вторая половина. Появляются понятия «таможенный голова», «таможенник», «таможенная грамота».
    1498 — 1571. Практикуется выдача уставных таможенных грамот — попытки московских князей упорядочить таможенные сборы и обязанности откупщиков.
    «Судебник» — первый нормативный документ, в котором имелись статьи по таможенному делу.
    Грамоты английским купцам на беспошлинную торговлю в России (действовала до 1570 г.).
    1596 Царский указ о передаче всех частных мытов в ведение голов и целовальников. Половина от вырученных денег направлялась в казну.
    Соборное Уложение (глава IX посвящена таможенному делу).
    1649, июнь Именной Указ Алексея Михайловича «О высылке английских купцов из России и по приезде им токмо к Архангельску за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство короля Карла I». Указ отменил таможенные льготы англичанам и разрешил им торговать только в Архангельске.
    1653, 25 октября.    Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием по скольку взято и с каких товаров», получил название Торговый устав. Первый законодательный таможенный свод законов на Руси. Многочисленные таможенные пошлины были заменены единой рублевой. Пошлины с иноземцев были повышены.
    1667, апрель. Новоторговый устав — первый законодательный документ по таможенному делу.
    Указ Петра I о передаче управления таможнями выборным бурмистрам из торгово-промышленной среды, избираемым ежегодно «добрых и правдивых людей, поскольку человек захотят».
    Восстановление откупной системы взимания таможенных сборов по сухопутной границе России (еще раз подтверждена в 1721 г.).
    1719, март. Принятие Регламента (устава) Государственной Коммерц-Коллегии — управление таможнями перешло Коммерц-Коллегии.
    1724. Протекционистский таможенный тариф, положивший начало таможенному покровительству промышленности. Высота таможенного обложения соответствовала степени развития отечественного производства (от 3% до 75% от цены товара).
    1724. Морской торговый регламент и Устав.
    1725. Понижение тарифных ставок, отход от политики таможенного протекционизма, проводимой Петром I.
    1731 Новый таможенный тариф. Отмена покровительственной системы Петра I.
    1731 Морской пошлинный регламент (дополненный и переработанный).
    1753—1754 Ликвидация внутренних таможенных границ, отмена внутренних таможенных пошлин и всех «мелочных сборов». Введение единообразной таможенной пошлины, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров.
    1754. Учреждение института таможенных объездчиков.
    1755. 1 декабря. Первый Таможенный устав.
    1782, 27 сентября.   Именной указ Екатерины II «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Учреждение таможенной пограничной стражи в западных пограничных губерниях.
    1782, 27 сентября.   Либеральный таможенный тариф, направленный на укрепление курса рубля.
    1789, июнь. Указ о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе — крайняя мера для предотвращения контрабанды.
    1793, февраль. Указ Екатерины II «О прекращении сообщения с Францией, по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI. и высылке французов из России, исключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил». Указом было прекращено действие торгового договора России с Францией 1786 г.
    1811. «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».
    1819. Таможенный устав, определяющий положения о таможенных нарушениях (перенесенные затем в 1845 г. в Уложение о наказаниях). С этого времени под контрабандой признавали не только факт тайного перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия в поданных документах. Таможни в зависимости от количества обрабатываемых грузов разделялись на четыре класса. Важнейшие таможни были прямого подчинения (непосредственно Министерству финансов), остальные подчинялись начальникам таможенных округов. Охрана границы по Уставу возлагалась на таможенную, а затем на пограничную стражи, подчинявшиеся Министерству финансов.
    1819—1820. Новый таможенный тариф снял все запреты на импорт и экспорт товаров. Нанес серьезный урон отечественной промышленности.
    1822. Запретительный таможенный тариф. Начало эпохи интенсивной таможенной охраны российской промышленности (до 1844 г.). Формирование идеологии промышленного протекционизма.
    1827. «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи». Реорганизация погранично-таможенной службы. Сосредоточение непосредственного руководства таможенным делом России в Департаменте внешней торговли Министерства финансов.
    1827, 2 сентября. Утверждение таможенного флага: светло-зеленый фон с белым Андреевским крестом.
    1837. «Положение о Балтийской крейсерской флотилии» для надзора за морской таможенной полосой. Флотилия подчинялась Министерству финансов и одновременно входила в Военно-морской флот страны.
    1850, октябрь Новый таможенный тариф положил начало фритредерскому этапу таможенной политики, поддерживающей экономический либерализм и свободу торговли.
    1857, 25 апреля. Новый таможенный тариф. Ориентация таможенной политики на экономический либерализм и фритредерство.
    1868, 1 июля. Государственный Совет России принял постановление, закрепившее «Положение о морской пограничной полосе».
    1877, 1 января. Введен порядок уплаты таможенных платежей в золотых рубля. С учетом курса рубля кредитного к золотому таможенные пошлины увеличились на 50%.
    1885. Повышение пошлин на 10—20%.
    1890. Повышение таможенных пошлин на 20 %.
    1891, 11 июня. Таможенный тариф, подготовленный под руководством Д.И. Менделеева. Явился кульминационным пунктом политики протекционизма и завершил формирование таможенно-тарифного механизма.
    1892. Таможенный устав. Получило развитие законодательство о борьбе с контрабандой в связи с ее резким возрастанием от проведения таможенной политики протекционизма; о таможенной охране на море и прибрежных водах; о создании корчемной стражи на западной границе.
    1893, 1 июля. Закон о двойном таможенном тарифе (товары стран, не представивших России льготные условия, облагались пошлинами, повышенными до 30%), что привело к таможенной войне с Германией.
    1893, начало 1894. Таможенная война Германии и России.
    1894. Торговый договор между Россией и Германией на 10 лет. Отказ от принципа таможенно-тарифной автономии. Принятие конвенционного тарифа.
    1900. Значительное повышение пошлин более чем по 100 статьям тарифа
    1904, 15 июля. Дополнительная конвенция к русско-германскому торговому договору 1894 г.
    1904. Таможенный устав. Введен новый раздел «О привозе товаров по железным дорогам».
    1906, 16 февраля.  Введение в действие тарифа 1903 г., отличавшегося ярко выраженным протекционистским характером. Несмотря на давление Германии и снижение пошлин, по многим статьям линия на защиту отечественной промышленности была сохранена.
    1910. Таможенный устав. Включены новые статьи таможенного законодательства по вопросам борьбы с контрабандой. Органам таможенного надзора предоставлено право на самостоятельное производство обысков и выемок товаров в пределах 100-верстовой полосы от границы.
    1911, 27 июля. Министром финансов утвержден «Наказ чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях», направленный на предотвращение «водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих обложению акцизу в пределах 50 верст от границы».
    1915, февраль. Повышение ставок таможенного тарифа в связи с тяжелым финансовым положением страны.
    1917, январь. Проект последнего дореволюционного протекционистского тарифа.
    1917, сентябрь. Съезд таможенных служащих России. Избран ЦК профсоюзов таможенных работников России. Инструкция «О правилах въезда и выезда из РСФСР».
    29 декабря. Декрет СНК РСФСР «О порядке ввоза и вывоза товаров», согласно которому во внешней торговле устанавливалась разрешительно-запретительная система на провоз товаров через границу.
    1918, 22 апреля. Декрет «О национализации внешней торговли». Вся внешняя торговля национализировалась. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производились от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов, всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещались...
    1918, 29 мая.   Декрет СНК РСФСР «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности таможенных учреждений». В интересах точного разграничения прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин, а также регулирования деятельности местных таможенных учреждений обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, провозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и управляются непосредственно Комиссариатом финансов по Департаменту таможенных сборов. Никакие гражданские и военные власти, а равно профессиональные организации не имеют права вмешиваться в черте действий таможен в распоряжения, вытекавшие из хода таможенного дела. Напротив, все власти оказывают полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений.
    1918, 29 июня. Декрет СНК РСФСР, согласно которому Департамент таможенных сборов и Главное управление пограничной охраны перешли из Народного комиссариата по финансовым делам в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности (ведавшего в то время внешней торговлей). Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля.
    1920, май. Декрет «О запрещении вывоза из страны без разрежения Наркомпроса музыкальных инструментов».
    1920, 14 мая. Постановление Совета труда и обороны «О борьбе с контрабандой».
    1920, 11 июня. Наркомат торговли и промышленности (НКТиП) в Наркомат внешней торговли (НКВТ) с передачей ему всех функций в сфере управления таможенным делом.
    1920, 4 декабря. Декрет СНК РСФСР о временных правилах ввоза из-за границы и обратного вывоза иностранных товаров. К ввозу в РСФСР допускались только товары, приобретенные или разрешенные к ввозу НКВТ или уполномоченными им на то организациями и лицами. Декрет устанавливал, что товары, ввозимые с отступлением от указанного порядка считаются контрабандными и конфискуются таможенными учреждениями.
    1921, 3 января. Декрет СНК РСФСР «О реквизициях и конфискациях».
    1921, 3 ноября. Декрет СНК РСФСР «О взысканиях, налагаемых на транспортных служащих за нарушение таможенных правил».
    14 февраля. Первый советский таможенный тариф по европейской привозной торговле.
    1922, 23 февраля. Создан Таможенно-тарифный комитет (ТТК) при СНК РСФСР.
    1922, 31 марта. Временное положение о местных таможенных учреждениях.
    1922, 15 июля. Первый советский таможенный тариф по европейской вывозной торговле.
    1922. Постановление Совета труда и обороны (СТО) о реорганизации пограничной охраны. Охрана государственной границы была возложена на Особый отдел Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). В качестве одной из главных задач пограничных войск выдвигалась борьба с политической, военной и экономической контрабандой по всей границе, кроме тех мест, где имеются таможенные учреждения. В 1922 г. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия была упразднена, а охрана границ и борьба с нарушениями пограничного режима была возложена на НКВД (Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 г.).
    1924, 8 января. Второй советский таможенный тариф.
    1924, 14 декабря. Президиумом ЦИК СССР утвержден Таможенный устав СССР.
    1925. Создание отделений Главного таможенного управления в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии и 11 районных таможенных инспекторских управлений.
    1925, 5 мая.     Положение о технических совещаниях как рабочих органах таможенных учреждений.
    1925, 11 февраля. Третий советский таможенный тариф.
    1925, 19 декабря. Таможенный кодекс СССР, заменивший Таможенный устав.
    1929. Введение правил пропуска через государственную границу предметов, подлежащих рассмотрению органами Главного управления по делам литературы и издательств (Главлита).
    1930. Свод таможенных тарифов в СССР.
    1935—1938. Инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении перевозок внешнеторговых грузов.
    1940, сентябрь. Постановление СНК «О транзите иностранных товаров через территорию Союза ССР».
    1941—1944. Прекращение (приостановка) деятельности многих таможенных учреждений в связи с началом Великой Отечественной войны.
    1924. Инструкция ГТУ по ведению дел о контрабанде. Все виды контрабанды рассматривались как уголовные деяния.
    1943. Беспошлинный пропуск из-за границы благотвори 
    тельных грузов. Все остальные товары облагались минимальными пошлинами.

    1950-е годы. Привлечение на таможенную службу выпускников вузов, владеющих иностранными языками. Создание ежегодных Всесоюзных курсов повышения квалификации работников таможенных учреждений.
    1953. Новые правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа.
    1958. Существенные изменения в законодательстве по борьбе с контрабандой (классификация уголовно- и административно наказуемой контрабанды).
    1953. Новый (льготный) таможенный тариф СССР. (Средний уровень всех ввозимых в СССР товаров стал ниже в два раза, чем в США. Беспошлинный ввоз был разрешен на 60% всего импорта.)
    1962, 18 июля. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, подписанное в Берлине. (Ратифицировано Президиумом Верховного Совета СССР 30 января 1963 г.).
    1964, 5 мая. Новый Таможенный кодекс СССР. Подтвердил монополию государства на внешнюю торговлю.
    1971. Усиление   административной   ответственности   за контрабанду валюты и валютных ценностей.
    1976. Осуществление ряда мероприятий по недопущению 
    незаконного вывоза из страны культурных ценностей.

    1977. Новые правила таможенного контроля за вещами лиц, 
    следующих через государственную границу СССР.

    1981, 27 апреля. Новый таможенный тариф СССР.
    1986, 12 февраля. Преобразование ГТУ Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.
    1987, 13 июля. Положение о Главном управлении государственного контроля при Совете Министров СССР.
    1986—1989. Комплекс мероприятий по организационно-правовому развитию системы таможенных органов.
    1991. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР «О таможенном тарифе».
    1991, 25 октября. Указ Президента Российской Федерации «О государственном таможенном комитете Российской Федерации».
    1991, декабрь. Положение о Государственном таможенном комитете. Образование центрального органа.
    1992, 24 мая.   Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации».
    1992, 18 июня. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации».
    1993, 1 июля.   Закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации».
    1993, 22 сентября. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации о создании Российской таможенной академии.
    1993, 23 декабря. Совет глав правительств СНГ утвердил положение «О Совете руководителей таможенных служб государств — участников Содружества».
    1994, 25 октября. Указом Президента РФ утверждено Положение о Государственном таможенном комитете РФ.
    1995, 6 января. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
    1995, 27 января. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
    1995, 6 марта. Указ Президента РФ «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».
    1995, 29 марта. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан.
    1995, 16 октября. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
    1 сентября. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996—1997 годы и на период до 2000 года».
    2003. Принятие новой редакции таможенного кодекса Российской Федерации.
    2004. Реорганизация ГТК в Федеральную таможенную службу (ФТС).
 
 

       Заключение 

     Формирование  таможенной политики в дореволюционной  России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.
      Таким образом, анализ этапов исторического  развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось  на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта, благодаря чему российская таможня  заняла ведущее место среди стран  — участников ВТО. Признанием этого является избрание Российской Федерации вице-президентом Всемирной таможенной организации — координатором Европейского региона.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.