На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежная единица Европейского валютного союза

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение……………………………………………………………….2
       Глава 1. Денежная система и ее элементы………………………….4 
       1.1. Понятие денежной системы……………………………………..4
       1.2. Элементы денежной системы …………………………………...5
       Глава 2. Европейский валютный союз…………………………….10
       2.1. ЕВС: история развития и  этапы……………………………...10
       Глава 3. Денежная единица Европейского валютного союза…...26 
       3.1. Евро и его характеристики…………………………………….26
    3.2. Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк…………………………………………………...31
       Заключение…………………………………………………………..33 
       Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Денежная  система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она  представляет собой нечто гораздо  большее, чем пассивный компонент  экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.
       Денежная  система представляет собой установленную  государством форму организации  денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.
       Национальные  денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.
       Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют  деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В этой связи выделяют следующие типы денежных систем:
       - системы металлического обращения,  при которых денежный товар  (золото, серебро) непосредственно  обращается и выполняет все  функции денег, а кредитные  деньги разменны на металл;
       - системы обращения бумажных и  кредитных денег не разменных  на металл. Золото вытеснено из  обращения. 
       Правильно действующая денежная система вливает  жизненную силу в круговорот доходов  и расходов, который олицетворяет экономику.
       Хорошо  работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.
       Поэтому исследование данной темы является актуальным.
       Основная  цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем.
       Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
       - Определяется понятие денежной  системы и ее элементы;
       - Раскрываются типы денежных систем;
       - Дается понятие Европейскому  Валютному Союзу
 

       

       Глава 1. Денежная система  и ее элементы

      Понятие денежной системы
 
       В условиях феодализма денежное обращение  было неупорядоченным. В период феодальной раздробленности чеканкой монет занимались не только короли, но и многочисленные светские и духовные феодалы, а также ряд городов. Стремясь к увеличению своих доходов, короли и феодалы систематически прибегали к порче монет, т.е. чеканили неполновесные и низкопробные монеты.
       С развитием торговли, образованием национального  рынка и возникновением капиталистического производства появилась необходимость  в известном упорядочении денежного  обращения. Нарождавшаяся буржуазия  нуждалась для успешного ведения  своих торговых операций в точном определении денежной единицы и в установлении твердого порядка чеканки монет при централизации всего монетного дела в руках высших органов государственной власти с тем, чтобы в масштабе всего национального рынка имели хождение единообразные средства обращения.
       Требовалось привести различные элементы денежного  обращения в определенную систему, притом такую, которая могла бы удовлетворять  потребности возникавшего и развивавшегося капиталистического способа производства.
       Денежная  система - это устройство денежного обращений в данной стране, закрепленное в законодательном порядке и предусматривающее приведение различных элементов денежного обращения в определенное единство.  
 
 
 

       1.2. Характеристика и  элементы денежной  системы
       Денежная система включает в себя установление:
       1) валютного металла;
       2) денежной единицы;
       3) порядка чеканки монет;
       4) порядка обращения знаков стоимости.
       Основой денежной системы является тот или  иной благородный металл. Валютным металлом называется благородный металл, который играет в данной стране роль всеобщего эквивалента и на котором базируется все ее денежное обращение.
       Валютный  металл определяется объективными экономическими условиями той или иной исторической эпохи, а не произволом государственной  власти. Так, к началу XX века во всех капиталистических странах серебро было вытеснено в роли валютного металла золотом как благородным металлом, наиболее соответствующим потребностям высокоразвитого капитализма.
       Денежная  система предполагает, далее, определение  денежной единицы, т.е. того весового количества золота или серебра, которое принимается в данной стране за масштаб цен. Коль скоро такая денежная единица установлена, то любое количество золота или серебра, к которому приравниваются по своей стоимости товары, будет выражаться в этих единицах в виде кратных величин или долей.
       Выбор денежной единицы и ее наименование - вещи более или менее условные и находятся в известной зависимости  от государства. При одном и том  же валютном металле в различных  странах существуют различные денежные единицы, фиксируемые законодательством.
       Например, в XX в. во всех главных странах капиталистического мира роль валютного металла стало  играть золото, но при этом каждая страна имела свою денежную единицу: Англия - фунт стерлингов, Россия - рубль, Германия - марку и т.д.
       Валютный  металл вступает в обращение в  монетной форме. Национальные различия масштаба цен обусловливают и  национальные различия монет: в пределах каждого государства чеканятся  и обращаются его монеты, обязательные к приему для его граждан. Но при выходе за пределы национального рынка монеты утрачивают свою силу и принимаются лишь как слитки золота или серебра, т.е. не по счету, а по весу.
       Содержание  металла в монете определяется не только весом монеты, но и ее пробой. По техническим причинам монеты из благородных металлов чеканятся не из чистого золота или серебра, а с примесью других металлов, что придает им надлежащую твердость. Содержание чистого золота в золотой монете или чистого серебра в серебряной монете называется пробой, а примесь других металлов - лигатурой.
       Различные монеты играют неодинаковую роль в  денежном обращении страны. Следует  различать полноценные монеты, т.е. такие, покупательная сила которых соответствует стоимости содержащегося в них металла, и неполноценные монеты, т.е. такие, покупательная сила которых превышает стоимость содержащегося в них металла. Полноценные монеты являются действительными деньгами, тогда как неполноценные монеты - это лишь знаки или представители действительных денег.
       Для полноценных и неполноценных монет устанавливается обычно различный порядок чеканки, причем к полноценным монетам применяется система свободной чеканки, а к неполноценным - система закрытой чеканки.
       Система свободной чеканки означает, что каждое лицо имеет право представить на государственный монетный двор металл в слитках для перечеканки его в монеты; при этом либо чеканка производится бесплатно (такова была, например, чеканка золота в Англии до первой мировой войны), либо же за нее взимается лишь незначительная монетная пошлина на покрытие издержек чеканки.
       Экономическое значение системы свободной чеканки  состоит в том, что:
       а) она обеспечивает валютному металлу  неограниченную возможность служить  не только мерой стоимости, но и средством  обращения и платежа;
       б) благодаря свободной чеканке  стоимость монеты не может превышать  стоимости содержащегося в ней  металла;
       в) свободное превращение валютного  металла из сокровища в средства обращения и платежа позволяет  сокровищу осуществлять свою роль стихийного регулятора количества денег в обращении.
       В процессе их обращения монеты постепенно стираются. В целях недопущения  в оборот стершейся, неполновесной  монеты государство устанавливает  ремедиум, т.е. предел допустимого отклонения фактического веса (и пробы) монеты от законной нормы; при стирании же, превышающем ремедиум, монеты становятся необязательными к приему.
       В то время как свобода чеканки (а также ремедиум) предотвращает  возможность того, чтобы стоимость  монеты отклонялась от стоимости  содержащегося в ней металла вверх (ибо каждый владелец металла в слитках всегда может превратить его в монеты), свобода переплавки монет в слитки исключает возможность отклонения стоимости монеты от стоимости заключенного в ней металла вниз (поскольку каждый держатель монет может в любое время превратить их в слитки).
       Для мелких сделок необходимы монеты небольшой  стоимости, чеканка которых из золота невозможна. Поэтому для обслуживания мелкого оборота чеканятся так  называемые бидонные, т.е. неполноценные, монеты из более дешевых металлов. От чеканки неполноценных монет государство получает доход в размере разницы между номинальной стоимостью этих монет и действительной стоимостью содержащегося в них металла.
       К неполноценным монетам применяется  система закрытой чеканки, т.е. они чеканятся государством только из принадлежащего казне металла. В то время как открытая чеканка монет из валютного металла обеспечивает равную стоимость этого металла в слитках и в монете, закрытая чеканка делает возможным то, что относительная стоимость неполноценной монеты превышает действительную стоимость заключенного в ней металла.
       Закрытая  чеканка имеет следующее значение:
       а) она обеспечивает получение монетного  дохода исключительно государством;
       б) она дает возможность ограничить выпуск неполноценных монет и предотвратить переполнение ими каналов обращения;
       в) тем самым она препятствует вытеснению полноценных монет из обращения  неполноценными.
       Государство устанавливает различный порядок  обращения для полноценных и  для неполноценных монет. Полноценные монеты наделяются силой законного платежного средства в неограниченных масштабах, т.е. они обязательны по закону к приему продавцами и кредиторами на любую сумму; напротив, неполноценные монеты государство наделяет платежной силой лишь в ограниченных рамках.
       В условиях развитого капиталистического хозяйства невозможно чисто металлическое обращение, так как рост производства и товарооборота опережает увеличение добычи благородных металлов. Выпуск кредитных орудий обращения - векселей, чеков и банкнот - дает возможность обслуживать растущий оборот средствами обращения и платежа без соответственного увеличения производства денежного металла.
       Основными элементами современной денежной системы  являются:
       - национальная денежная единица,  т. е. принятая в данной стране  за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
       - масштаб цен - весовое количество  денежного металла, принятое в  стране в качестве денежной  единицы, или покупательная способность  этой денежной единицы;
       - система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
       - законодательно установленные формы  денег - специфическая система  кредитных и бумажных денег,  разменных монет, которые являются  законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;
       - валютный паритет, обеспечивающий  соотношение национальной валюты  с валютами других стран;
       - институты денежной системы - государственные и негосударственные  учреждения, которые регулируют  денежное обращение на законодательной основе.
       Денежная  единица – это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10:100.
       Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
       Виды  денег, являющиеся законным платежным  средством,- это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Банковские билеты (банкноты) – вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством – для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму.
       Эмиссионная система в промышленно развитых странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет – казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.
       Денежное  регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. 

       Глава 2. Европейский валютный союз
       2.1. Европейский валютный  союз: история развития
       Формирование  и развитие Европейского союза –  это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс  продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 15 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. 
Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. 
С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств: 
1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза.  
2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера».  
3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account - EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit - ECU). 
4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка». 
5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот . 
7 этап – с 2002 года по настоящее время – введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран. 
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение). 
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. В то же время, первые реальный предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала шесть стран — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты. 
В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться. 
В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. 
В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.  
В феврале 1988 г. министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора». Он предусматривал осуществление скоординированной экономической и валютной политики стран ЕС, создание Европейского центрального банка и переход на единую европейскую валюту. Этот план в качестве интеллектуальной основы ЕВС был утвержден Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, а его основные идеи были впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре. 
Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

       
        
       Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
    уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
    долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
    национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
    дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
    государственный долг - не выше 60% от ВВП.
       Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной  основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и  после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС.  
Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции. 
Вопреки первоначальным ожиданиям реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора. 
Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт, который впоследствии был преобразован в Европейский центральный банк. 
Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в декабре на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.  
В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы: 
Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе. 
Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.  
Реализационная – до 1 января 2003 года, реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран – участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют. 
С целью реализации плана продвижения к ЕВС, Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют. 
Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей «европейской конструкции», в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000'', в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 г.  
«Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета. В соответствии с этим документом, в случае если участник ЭВС превышает установленный в Маастрихтском договоре лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушительнице применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. 
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который стал очередным этапом фактического превращения ЕС в общеевропейскую организацию. В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН) утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза - Совета министров экономики и финансов стран ЭВС (Совет евро-11). 
В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В целом рекомендуемые страны в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лете пределах плюс-минус 2,25%. Наблюдалось заметное сближение долгосрочных уровней доходности ценных бумаг, что отражало не только умеренность инфляционных ожиданий в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных финансов. Исключение составил государственный долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в статье 104с Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается. 
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств Европейского союза: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. Помимо указанных стран, зона евро с согласия официальных властей была распространена также на ряд автономных заморских департаментов (для Франции) - это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты Коморских островов и Новой Каледонии, а также таких государств, как Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не смогла выполнить критерии конвергенции, но объявила о своем стремлении войти в ЭВС в январе 2001 г.  
Несмотря на то, что необратимая фиксация курсов валют по отношению друг к другу была произведена в мае 1998 г., паритеты между ними были установлены только 31 декабря 1998 г. (таблица1), поскольку необходимо было обеспечить совпадение между первой котировкой курса евро и последним курсом экю на финансовых рынках по завершении года. До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину экю (английский фунт стерлингов, датская крона и греческая драхма), могли оказывать влияние на курс экю. После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, который с этого моменту превратился в самостоятельную валюту, Европейский экономический и валютный союз стал свершившимся фактом. 
План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:

    первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г,): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;
    второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;
    третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.
       Продолжительность переходного периода в три  года обусловлена необходимостью подготовить  общественность, банковские системы  и технические средства, предприятия  розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены. Например, период параллельного обращения наличного евро с национальными валютами ЭВС оказалось возможным сократить с шести до двух месяцев. 
С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных банковских расчетов. В соответствии с межправительственными соглашениями стран ЕС в отношении использования евро в период между 1999 и 2002 годами не существовало терминов «принуждение» или «запрещение», поскольку национальные валюты стали взаимозаменяемыми, фактически, замещая евро, любой банковский вклад в национальной деноминации имел соответствующие суммы в евро.  
Некоторые европейские транснациональные корпорации, например «Сименс» и «Филипс», уже начали вести бухгалтерский учет в евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении крупных компаний могло вынудить более мелкие предприятия последовать их примеру и даже, если предприятия не будут использовать евро для ведения внутреннего бухгалтерского учета, могла возникнуть тенденция котировки цен в евро для осуществления торговли с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда работали с несколькими валютами, переходный период не создал особых проблем с параллельным учетом, для малого и среднего бизнеса, привыкшего работать с одной валютой, это окажется труднее. Однако в переходный период ни одна компания не могла полностью перейти на евро, поскольку государственный сектор и потребители еще будут пользоваться национальной валютой.  
Для обеспечения успеха новой валюты в переходном этапе крайне важно наличие для нее эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база будет полезной для формирования общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. 
В момент перехода на евро, в странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления международных платежей:

    платежная система Европейской системы Центральных банков TARGET;
    система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА);
    национальные клиринговые системы, которые выполняют функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, обеспечивают возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.
       TARGET. Система была поставлена на  испытание в июне 1997 г. и завершена  в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская  автоматизированная экспресс-система  брутто-расчетов в режиме реального  времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность. 
Структура TARGET представляла собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении ЕЦБ оставались только наиболее общие функции. Единая система строилась из сети телекоммуникаций, связанной в конкретной стране ЕС с национальной системой, и через нее национальные кредитные учреждения получали доступ к системе TARGET для осуществления расчетов евро в режиме реального времени. Режим реального времени поддерживался всеми странами-членами ЭВС и гарантировал возможность моментальных расчетов в любой стране зоны евро. 
Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии, TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах и др.) имели структурные отличия. Например, немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась центральным банком федеральной земли и осуществляла крупные платежи в евро и немецких марках. Французская система TBF являлась централизованной системой, управляемой из Банка Франции и включающей межбанковские платежи, расчеты по операциям центрального банка, местную систему нетто-расчетов, систему брутто-платежей, платежи по ценным бумагам. Великобритания создала собственную систему CHAPS, которая проводила расчеты в евро в пределах страны и создавала условия для движения капиталов по всей территории ЕС в режиме реального времени, работая параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах. 
EBA. Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. 
В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены: 
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов; 
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним; 
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро. 
Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:

    замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года;
    с 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменялись ссылками на евро по курсу 1:1;
    все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы остались действительными точно так же, как если бы они относились к евро;
    был реализован принцип непрерывности контрактов, который заключался в том, что 1) введение евро не вело к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не могло служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могли погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте;
    с 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года реализовывался принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам было недопустимо принуждение или запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означало, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.