На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Педагогике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Методика  преподавания лит-ры как научная дисциплина.
    Определения: 19в. Н.Новиков – М. – это важная часть педагогики, указывающая путь, по к-му нужно идти при наставлении  юношества. 20в. Скаткин – М. –  частная дидактика, теория обучения определенному предмету. В педагогическом словаре – М. – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения худ-й лит-ры как иск-ва слова.
    Предмет изучения – процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении лит-ры. Цель – 1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школь-го курса лит-ры; 2) изуч-е и описание наи> эффективных методов и приемов для > быстрого, основательного и глубокого освоения худ-ых произ-ий в единстве содержания и формы; 3) разработка ? об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по лит-ре.
    Методы  исследования: 1) наблюдение – целенаправ-ый процесс сбора инф-ии; 2) изучение, анализ или обобщение опыта; 3) анализ школьной документации, источников инф-ии; 4) индивидуальные беседы с учащ-ся и учителями; 5) эксперимент – научно поставленный опыт с целью изучения педаг-го явления в естественных или лабор-х условиях; 6) тестирование – целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспит-я, разв-ия учеников; 7) анкетирование – метод массового сбора инф-ии с пом-ю специально разработанных вопросников, анкет; 8) статистический – определяет колич-ые показатели; 9) критич-ое изучение методического наследия; 10) изучение продуков ученич-го творчества.
    Взаимод-е  со смежными дисциплинами: 1) Дидактика (теория бучения) тесно связана с  методикой, входящей в систему пед-их навыков. 2) Литературов-ие – наука, изуч-ая особен-ти худ-й лит-ры, ее разв-я, оно опроеднляет специфич-ое содержание МПЛ. 3) Эстетика – наука о природе и закономерн-тях эстет-го освоения действ-ти. Методика в значит-ой степени способствует эстет-му восприятию личности. 4) Психол-я – изуч-ет законом-ти разв-я психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия. 5) Языкознание исслед-т особен-ти языка. А язык – это 1 элемент лит-ры. 6) История связана с методикой, т.к. учитель-словесник должен глубоко знать историю.
    МПЛ – наука, к-я пост-но разв-ся, дальнейшие перспективы, по определению Богдановой: 1) гуманизация учеб-воспитат-ой работы; 2) дифференц-ия обучения; 3) интеграция предмета и конкретных методик; 4) приближение  уровня преподавания к уровню разв-я совр-ой науки и куль-ры; 5) создание новых технологий уроков и вариативных программ; 6) интенсификация методов; 7) поиск новых форм обучения. 

    2. Лит-ра как учебный  предмет в современной  школе. Задачи  лит-го образ-я…
    Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует кка реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.
    Лит-ра как учебный предмет связана  с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми образует круг филих дисциплин. С  историей, обществовед-ем при рассм-ии озорных тем. С ИЗО и музыкой, т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи  помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь в понимании отдельных проблем, рассматр-ых на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле урока. 

    3. Современные программы  по лит-ре. Анализ  традиционной прграммы…
    Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.
    Принципы  постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я  курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х  иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.
    Курдюмова-2. Цель лит-го образ-я - способствовать дух-му стан-ю лич-ти, формир-ть ее нравст-ю  поз-ю, эстетич-ий вкус, совершенному влад-ю  речи - > воспит-ть, развивать; принцип постр-я – хронол-ий в сочет-ии с жанровым и тематич-м (ср. кл), историзма (ст. кл): 5кл. Фольклор. Рус. нар. сказка: ск. нар. мира, ск. рус. и заруб. писат-й 19в., ск. рус. пис-й 20в.; содерж-е соотв-т образоват-му мин-му. Но: вариативная часть предст-на в осн-ом рус. лит-рой: 7кл. УНТ.; объем теор-лит-х понятий - в соотв-и с образ-м мин-м. 

    4. Современные программы  по лит-ре. Анализ  инновац-й прграммы…
    Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.
    Принципы  постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.
    Кутузов. Цель лит-го образ-я – формир-е чит-ля, способ-ти к полноц-му воспр-ю лит-х пр-ий в контексте дух-ой к-ры ч-ва и подготов-ка к сам-му общению с иск-вом слова -> образ-ая; принц постр-я - родо-жанр-ый и пробл-тематич-ий (ср. кл), историзма (ст. кл). Сказки, нар-баллада, лит-я сказка,очерк, новела, религ-я лит-ра, басня, лирика, драма. 10кл. (пробл-тематич), разв-е лит-крит-го реал-ма, худ-ый мир Гонч.; содержание - в соотв-и с образ-ым мин-м. Но: вариативная часть предст-на в осн-ом заруб-ой лит-рой: Сервантес, Мольер, Дефо, Лондон; объем теор-лит-х понятий - превышен. 

    5. Сравнительный анализ 2х  программ, разработанных  разными авторами…
    Программа под редакцией Курдюмовой и Кутузова. 1) Цели лит-го образ-я: Становление духовного  мира чел-ка, создание условий для формир-я внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании (воспитательная и развивающая цель главные) – Формир-е читателя, способного к полноценному восприятию в контексте духовной культуры челов-ва и подгот-го к самомт-му общению с ис-вом слова (образовательная и развивающая). 2) Содержание программ: Соответствие образовательному минимуму - Соответствие образовательному минимуму, но значительно превышает его в области зарубежной лит-ры. 3) Объем теоретико-лит-х знаний: Соответствие образовательному минимуму - Соответствие образовательному минимуму, но он превышен (идеализация, интерпретация, пауза, повторы). 4) Принцип построения программ: В средних кл. хронологич-ий в сочетании с жанровым и тематическим. В старших принцип историзма. – В средних кл. родожанровый и проблемно-тематический. В старших принцип историзма. 

    6. Этапы лит-го образ-я  в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра  курса лит-ры в  основной школе.
    Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть  худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. Отбирается это содерж-е по определ-м критериям. При отборе худ-х пр-ий: 1) высокие худ-е дост-ва пр-я, 2)этапное значение пр-ий для разв-я рус-ой лит-ры и для тв-ва конкретного пис-ля, 3) богатство проблематики пр-я, 4) наличие позитивого начала в тексте, 5) отраж-е в пр-ии диалогового хар-ра в рус-ой лит-ре, 6) сохран-е традиций отчест-го образ-я, 7)многообразие жанров худ-го пр-я.
    При тборе теор-лит-х понятий учит-ся: возраст уч-ся и круг пр-ий, включенных в программу конкретного клсса. Лит-ое обр-е включает в себя худ-ые тексты (мифы, фолклор, пр-я ДРЛ, лит-ра 18в., 19в., 20в. и из соврем-ой лит-ры; пр-я зарубежной лит-ры; историко-лит-ый материал – биографии и материал о характере эпох; лит-критич-ий материал – работы критиков разных t; теорет-лит-ый материал. 

    7. Этапы лит-го образ-я  в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра  курса лит-ры в  старших классах.
    Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть  худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. В 10 классе предст-на рус. лит-ра 19в. и даются тдельные сведения по заруб-ой лит-ре. Рус. в большинстве воем изуч-ся моногр-ми. В 11 классе из-ся рус. лит-ра рубежа 19-20вв. и 20в. Программа этих классов обращает особое внимание на ?, связ-е с теоией лит-ры. В 10 кл. уч-ся д. овладеть комплексом теор-х понятий, отраж-х истор-лит-е процессы. В 11 кл. происх-т форм-е новых понятий, связ-х с истор-лит-м процессом. Таково особть всех традиционных программ.
    Иновац-ые пограмы имеют свою спец-ку. Они  преп-т углубл-ое изуч-е нац-ой лит-ры. Главная цель – освоение худ-го мира писателя в истор-культ-м аспекте. Ведущая теор-лит-ая проблема в 10 кл. – худ-ый мир рус. лит-ры 19в., в 11 кл. – 20в. В них расширен жанровый спектр рус. лит-ры.
    Учебные планы по лит-ре для старших Кл. предусматр-т 2 уровня глубины изуч-я предмета – общеобзазоват-ый (2-3 часа в нед.) и углубленный (5-6). Изуч-е лит-ры на общеоб-ом уровне предпол-т сохр-е традиц-ой основы курса. Делается упор на контекст-ое изуч-е п-ий, включ-ых в образоват-ый минимум. Но  часа в неделю не позв-ют решить задачу лит-го обр-я на традиц-ом уровне. Уменьшение кол-ва часов на лит-ру ослабевает гуманитарную основу отеч-го обр-я. В школах с углубл-ым изуч-ем предмета расширяются рамки содержания курса. Основная задача – освоение лит-ры на углубленном уровне, изуч-е исследоват-ой деят-ти. В процессе изуч-я в этих Кл. лит-ры необх-мо вытроить ист-лит-й контекст, в рамках от-го ассм-ся пр-е, силивать межпредм-е и внутрипредм-е связи курса, формировать умение обобщат и сопоставлять различ. Лите явления и факты. 

    8. Дидактческие и  литвед-ие принципы  препод-я лит-ры  в школе.
    Решая задачи лит-го образ-я, учитель лит-ры опир-ся на общепед-ие и частные методич-е  принципы. Пед-ие и метод-ие – это  общие, основные и направляющие положения, к-е возникли в рез-те анализа науч-пед-их закономерностей и практич-го опыта преп-я лит-ры. Изуч-е лит-ры в школе опир-ся на такие ведущие пед-ие или дидакт-ие принципы: 1) Научность – рассмотр-е темы с позиции соврем-го литвед-я. 2) Систем-ть и планомерн-ть – четкое следование программам, в к-х эти принципы заложены. 3) Ведущая рль уч-ля при сознательной и активной деят-ти уч-ся – установление субъект-ых отношений на уровне лит-ры. 4) Доступность – изучаемый материал д.б. доступен уч-ку данного возраста. 5) Межпредм-е связи – взаимосвязь лит-ры с др. шк-ми дисциплинам. 6) Наглядность – углубление анализа пр-я, показать отличие лит-ры от др. видов искусств, создать эмоц-ое поле урока. 7) Воспиательная напр-ть процксса обучения.
    Частные принципы: 1) Преп-е лит-ры как иск-ва слова. 2)Анализ худ-го пр-я в ед-ве ыормы и содерж-я. 3) Принип историзма. 4) Принцип традиций и новаторства в тв-ве конкр-го писателя. Позволяет шк-ам проследить разв-е лит-ры как единого процесса. 5) Внутрипредм-е связи. 6) Усвоение основных понятий по истории и теории лит-ры. 7) Осмысление истор-куль-ых сведений и нравст-эстет-их представлений, т.е. изуч-е лит-ры в культуролог-м и этическом контексте. 8) Овладение богатейшими выразит-ми ср-ми РЯ. 

    9. Основные этапы  разв-я… первой  половины 19в.
    Начало  века связано с рядом преобр-ий в нар-ом просвещении. Утвержд-ся мин-во нар-го просв-я; выходит устав учебных заведений; окрыв-ся новые гимназии. Цели гимназий опред-ся так: подготовить уч-ся к пост-ю в унив-т; изучение основ наук, необх-х для благовосп-го чел-ка. В учебных планах появл-ся рус. словесность как отдельный предмет. В младших Кл. осущ-ся чтении гражд-х и церков-х текстов, а в старших + история словесности. Осн-ой метод препод-я – диктура. Проблема создания учеников и пособий. На то t пользовались попул-ю 2 учебника первой половины 18в. – «Опыт краткой истории рус. лит-ры» и «Руков-во к познанию истории лит-ры».
    В 40-50гг. появл-ся метоич-е рук-ва и  пособия. На практике реализ-ся разветвление образ-я – появл-ся 3 основных типа гимназий: классич-я (филолог-ая), реальная (спец-ые дисц-ны), смешанная. Заметный вклад в МП словесн-ти вносит Срезневский, Галахов. Основателем научной МПЛ явл-ся Буслаев.
    Главные методич-е полож-я системы Б.: 1) язык – первооснова дух-го разв-я  методики. 2) Исп-е в препод-ии метода индукции (от частного к общему). 3) Осущ-е процесса обуч-я на основе учета возрастных и пих-х особ-ей уч-ся. 4) Эффект-ть обуч-я зависит от эвристич-го способа занятий. 5) О необх-ти разгран-я приема как индивид-я форма применения метода. 6) Чтелие лит-го пр-я – основа теоретич-му знанию и практч-м упражн-ям. 7) основное вним-е д. уделяться лит-му языку, филологич-му анализу текста. 8) Материал для изуч-я – классич-е пр-я. 9) Самост-я письменная рабта уч-ся. Т.о. Буслаев связывает обучение языку со стилевым мышлением уч-ся, с развитием их личности. Концепция изложена в книге «О преподавании отеч-го языка» (1844). 

    10. Основные этапы  разв-я… второй  половины 19в.
    Существенный  вклад в разв-е методич-ой науки  б. внесен в 60-80 гг. Бурно развив-сь педаг-ка, б. принят овый устав, выделились 2 типа гимназий: реальна и класс-ая. Воникают различные пед-ие течения (школы). Направл-ть их опред-ся задачами образ-я. 1) Академическая (фил-ая) – Буслаев, Галахов, Поливанов. Цель обуч-я – умственное рав-е уч-ся, изуч-е основ науки о языке и лит-ре. Метод – фил-ий. Формы работы – лекции, устные выст-я и письмен-ые работы уч-ся. 2) Воспитательная – Водовозов, Стоюнин, Острогорский. Цели – нравств-эстет-ое восп-ие детей. Формы работы – беседа и общение с уч-ми. 3) Культ-истор-ая – Веселовский. Цель – изуч-е слов-ти на историч-ой основе. Мтод – историч-ий. Формы рабты – лекции, устные и пись-ые сообщения уч-ов. 4) Психол-ая – Потебня. Цель – внимание к псих-му разв-ю уч-ся. Формы работы – беседы, общение, письм-е выск-я.
    Интерес предст-т лит-крит-е статьи Бел-го, Доброл-ва, Черныш-го, Писарева, посвящ-е анализу лит-го пр-я. Особенно знач-ми для этого перида разв-я МПЛ б. работы Водовозва. Осн-ое вним-е он уделял Крит-му анализу Деи пр-я, выступал против фил-го метода. В шк-ую программу он предл-л включить т-ко пр-я с ярковыраж-ой идейной напр-ю и группир-ть их по темат-му принципу. Его идеи: 1) сличать изображ-е с действит-ю, 2) обязательное 8летнее обр-е, 3) обратиь вним-е на сельскую школу, 4) предложил пактический метод – экспериментальный, 5) процесс обуч-я (:) на древнюю лит-ру и новую. 

    11. Основные этапы  разв-я… первой  половины 20в.
    Разв-е  методич-ой мысли в нач. 20в. б. обусловлено  борьбой разных школ литвед-ия. Сущ-ло неск-ко школ: кул-истор-ая, псих-ая, формальная (форма пр-я). Намечались «+» тенденции: 1) сокращение пр-ий ДРЛ; 2) > внимания чтению и анализу худ-х пр-ий новой и овейшей лит-ры. В начале янв. 1917г. на всрос-ом съезде словесн-ов б. принята резол-я, основные пункты к-ой: 1) изуч-е худ-х пр-ий т-ко в соц-истор-м контексте. 2) Разумная регламентация выбра пр-я. 3) Организация внеклассного чтения без пред-х списков. После рев-ии план измен-ся: 1) творч-ое воспр-е пр-я, 2) анализ этичесих проблем, 3) соверш-е речи, 4) воспитание эстет-го вкуса, 5) сочинения разных жанров, 6) организ-я выставок, стенгазет…
    В 21г. б. составлена 1 советская программа. Ее принципы: 1) основной материал чтения – худ-е пр-я, 2) воспр-е пр-я  в единстве формы и сод-я, 3) выбор  д. основыв-ся на псих-ии уч-ся. В 25г. лит-ра переводится в разряд прекладных дисцилин. В 27г. б. принята новая прграма Переверзеева. Она приняла вульгарно-социалогич-ю напрвл-ть. К разраб-ке программ подключ-ь Луначарский и Крупская. Л. Предложил изучать советских писателей. К. внесла и «+» и «-» моменты: 1) уитывать моц-е разв-е шк-ов, взаимосвязь классно и внеклас-ой работы, обращать вним-е на теорию  лит-ры. 2) предожен Ленинский принцип отбора лит-ры. Анализ предл-сь вести с марксистских позиций. В 31г. б. принята программа по методу проектов. Цель – привлечь уч-ся к соц-му строит-ву. В 33г. – стабильная программа лит-го образ-я. Сохранилась до 91г.
    Огромный  вклад в методику этого периода  внесла Рыбникова. Тематика: внеклас-ая работа, эстет-ое воспр-е шк-ми худ-го пр-я, методика изуч-я пр-я раных  жанров. Основные работы: «Соврем-ая и класс-ая лит-ра в школе», «Очерки по методике лит-го чтения». В этой книге она: 1) формул-ет задачи методики, 2) выделяет факторы, кот-е определ-т содерж-е методики как науки, 3) разраб-ет методику выразит. Чтения, приемы анализа худ-го текста и систему письменных работ уч-ся, 4) утверждает обязательный разбор пр-я в ед-ве формы и содер-я, 5) особое знач-е изученю языка худ-го пр-я, 6) требует от учителя хор-го знания своего предмета, 7) предст-ет целостную систему препод-я лит-ры в средних классах. 

    12. Основные этапы  разв-я… второй  половины 20в.
    В 33г. – стабильная программа лит-го образ-я. Сохранилась до 91г. Главные  особ-ти: 1) лит-ра признается одним из важнейших предметов. 2) В средних  Кл. утвержд-ся курс «Лит-ое чтение», т.е. предлаг-ся особое изуч-е худ-х пр-ий. 3) Внимание уч-ля напр-ся на анализ пр-я в единстве формы и сод-я. 4) В старших кл. изуч-ся краткий курс истории лит-ры, ведряющий ряд монографий и обзодных тем. 5)Основа программы – марксистск-ленинская фил-я.
    В начале 60 гг. на Всерос-ом съезде учителей прин-ся Закон о школе, нач-ся работа по созданию новых программ по лит-ре. В 70 гг. производится не> «косметический ремонт» программы. Центральной проблеме преп-я лит-ры, анализу лит-го пр-я, посвящается целый ряд метод-их работ, авторы к-х высказывают неудовлетвор-ть сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике стан-ся посмертное издание книги Гуковского «Изучение лит-го пр-я в школе», в к-й предлаг-ся сосредоточить вним-е уч-ся на анализе текста, основанном на научной методологии.
    В 60-80 гг. в школе по-прежнему преобладают  традиции воспит-го чтения в средних  кл. и тенденциозный истор-лит-ый курс в старших кл. Оживленные споры  и не1значные оценки вызывает движение учителей-новаторов, опиравшихся прежде всего на традиции этико-эстетич-го напр-ия в препод-ии лит-ры. Акцент на воспитат-ом знач-ии пр-ий класс-ой и соврем-ой лит-ры ставится практич-ки во всех методич-их работах.
    В конце 80гг. в МПЛ намеч-тся перемены, связанные с разработкой новой  концепции общего среднего образования. Публик-ся варианты программ по лит-ре, издаются пробные учебники.
    Много внимания МПЛ уделял Кудряшев ? эстет-го воспитания уч-ся, изучению лит-х пр-их с учетом их родовой специфики  – «Об изучеи языка худ-х пр-ий в 5-7 кл». Он отмечает определ-ее значение личности ученика в процессе обуч-я в «Теоретические основы МЛ». Актвно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий. Метдический борник «Вопросы МПЛ в школе». (:) 4 основных метода обучения: творческое чтение,  репродуктивный, эвристический, исследовательский. 

    13. Современный этап  разв-я шк-го литвед-я  и медодич-ой науки.
    В 1е послевоенные десят-ия горячо обсуждались  разные проблемы МПЛ. Активное участие  в них принимали ученые, учит-слов-ки, писатели (Твардовский, Чуковский, Михалков и др.). Звучали призывы к решит-му пересмотру существующей системы лит-го образ-я. В нач. 60х на Всерос-ом съезде уч-ей приним-ся «Закон о школе», начин-ся работа по созданию новых программ. Вариант программы, не получивший поддержки, предлагает Голубков, к-й считал необходимым восстан-е систематич-го курса теории лит-ры. По жанровому, а не по хронолог-му принципу предлагали строить курс лит-ры в 7-8 кл. из Самары. За основу б. принять проект, сохранявший истор-хронол-ое изуч-е лит-ых пр-ий в средних кл. и курс на ист-лит-ой основе в 8-9 кл., дополненный пр-ми Дост-го, Блока, Есенина и др. Предусматр-сь ур. внеклас-го чтения и факульт-ые занятия. В 70е произв-ся косметический ремонт программы.
    Центр-ой проблемой препод-ия методики явл-ся анализ худ-го пр-я, к-му посвящены работы многих ученых. Они выск-ют недовольство сложившейся практикой шк-го анализа. Событием в методике стан-ся посмертное издание книги Гуковского «Изуч-е лит- го пр-ия в школе» - предлагается сосредоточить вним-е уч-ся на анализе текста, основанном на научной методологии. Он выступает противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений лит-ых явлений с жизнью. Этот взгляд вызвал несогласие многих педаг-словесн-ов.
    Симпозиум «Проблемы худ-го восприятия» (1968) сыграл важную роль в сближении методики и псих-ии. В 60-80 гг. в школе преобладают традиции воспитат-го чтения в средних кл. и истор-лит-ый курс в старших кл., построенный на основе ленинской периодизации рус. освободит-го движения. Акцент на воспит-ом значении пр-ий классич-ой и соврем-ой лит-ры ставится практически во всех метод-х работах 60-80 гг. Вклад в разв-е теории и практики преп-я лит-ры в школе вносят последние работы Голубкова, Докусова, Колокольцева, Корста, Кудряшёва, Мещеряковой и т.д.
    В конце 80 гг. в методике намеч-ся перемены, связанные с разработкой новой  концепции общего сред. образов-я, созданием  новых типов учебных заведений. Публик-ся варианты программ по лит-ре, издаются проблемные учебники. В настоящее  t перед метод-ой наукой стоит целый комплекс проблем, связанный с разработкой концепции лит-го образ-ия, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Спец-ой задачей соврем-ой методики явл-ся возвращение забытых имен и традиций отеч-ой шк.
    Соврем-е  программы по ли-ре построены на основе 2 концентров: 5-9 и 10-11 кл. В основе такого (:) лежат представления о периодах разв-я шк-ка, разраб-е в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент лит-го образ-я и содержание t стандартов среднего образ-я. 

    14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
    Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову  метод обучения – такой способ обуч-ия, к-й примен-ся систематически и оказывает > влияние на общее  направление педаг-ой работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция – сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, ритор-ие ?, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа – аанлиз пр-я (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоят-ая работа учащ-ся – устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием – составная часть метода, каждый метод располагает соответст-м приемом. В основе класс-ии Голубкова – источник знаний. Она не учитывает логик познават-ой деят-ти, этапов работы над худ-ым пр-ем – не прижилась.
    В основе класс-ии Кудряшева – логико-познавательная деят-ть учащ-ся при направляющей роли учителя. Метод – система послед-го взаимосв-ых действий учителя и учащ-ся, обеспеч-их усвоение содерж-я образ-я. Методы: 1) Творческое чтение. Цель – активизация худ-го восприятия. Приемы – выразит-ое чтение, коментиров-ое чтение, беседа, творч-ое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деят-ти уч-ов – чтение, заучивание, слушание, составление плана… 2) Эвристический – поиск учащимися ответа на ?. Приемы – построение системы ?, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деят-ти уч-ов – подбор худ-го материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана. 3) Исследовательский. Цель – развить умение самост-го анализа лит-го пр-я. Приемы – пост-ка пробл-ых ?, формир-е исследоват-х заданий, составление списка лит-ры по проблеме. Виды деят-ти уч-ов – самост-ый анализ части или целого худ-го пр-я, сопоставление и оценка разных видов интер-ций текста. 4) Репродуктивный – подача знаний в готовом виде, прблемный способ излож-я. Приемы – лекция, самост-я работа с лит-рой. Виды деят-ти уч-ов – запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще 5) Комбинированный.
    Никольский (лит-ра воздействует на воображение  и чувства читателя) выделял 2 группы методов: 1) Эмоц-образное постижение пр-ий. Приемы – выразит-ое чтене учит-ля и уч-ся, заучивание, пересказывание, худ-ое илюстриров-е; 2) Истолкование пр-ий. Приемы – комментиров-ое чтение, беседа, слово учителя.
    Ионин строит класс-ю на определении хар-ра совместной деят-ти учит-ля и уч-ся. Методы: 1) Худ-ая интерпрет-я – ученик стан-ся чтецом-интерпрет-ом, а учитель – режиссером. 2) Критико-публицистич-ий – формир-е определ-го типа читателя-критика. 3) Лит-ый поиск – разв-е школьного литературовед-я, исследоват-их возможностей школьников.
    Приемы  обучения. Их неск-ко 10ов. Основные: 1) Рассказ учителя – повествовательное излож-е содерж-я изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достовер-ые факты, достат-ое кол-во примеров, иметь четкую логику, доступный язык. 2) Лекция – выстраивает систему знаний, обладат особой убедит-ю и формирует мировоззрение; вызывает эмоцион-эстетич-ое отнош-е учащ-ся; средство формир-я устной и письменной речи; ср-во стимулир-я самост-ой работы. 2 вида – лекционный цикл для параллели и урок-лекция. 3) Справка (биограф-ая, историч-ая, культ-бытовая) 2-4 мин. Цель – ввести в эпоху, дать предст-е о быте, куль-ре… Достоверность, убедит-ть, доступн-ть. Стиль – науч-популярный. 4) Словарная работа – толкование слов учителем, обращение к словарям, толклв-е слов уч-ся, запись толк-я слов на доске, самост-я работа уч-ся по словарям. 5) Беседа – диалогический метод. Учитель с пом-ю ? побуждает учащ-ся рассуждать и подводит их к пониманию нового матер-ла. Виды – вводная, эврестическая – аналитическая, заключительная – обобщ-ая. По форме – индивид-ая (? Для 1 ученика), групповая, фронтальная – для всего класса. 6) Работа с книгой. 2 формы – под руководством учителя и самост-ая. Ученики овладевают новыми знан-ми и навыками работы с книгой. 7) Пересказ – способствует усвоению и пониманию текста + разв-е речи. Виды – подробный, сжатый, выборочный, худ-ый. 

    15. Основные этапы  изучения лит-го  пр-я в школе…
    Освоение  лит-го пр-я происходит в неск-ко этапов. Они включают: вступительное  занятие, чтение пр-я, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка послед-го аанлиза и создание ориентиров восприятия. Строгой классиф-ии таких занятий нет. Считается, что не должно превышать 15 мин. – в средних кл. В старших может занимать 1-2 урока. Продолж-ть, методику и содежание вступ-го занятия определяют: цели урока, возраст уч-ся, жанр и род изуч-го пр-я, возможности уч-ля, интеллект-ый фон кл. Методист Никифорова считает, что на вступ-х занятиях ужно: соориет-ть в жанре, в общем хар-ре пр-я, в месте и t действия, в системе образов и событий, в эмоц-м отношении автора к герою, в объеме и образном ядре пр-я.
    Различают 2 пути подготовки к чтению и анализу  текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изуч-го пр-я. Содерж-е вступ-го занятия д.б. очень разнообр-м. Поэтому (:) виды занятий: 1) занятия, помог-е шк-м понять истор-ю эпоху, отраж-ю в пр-ии или относящуюся ко t его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение уч-ся, видеофрагмент. 2) Занятие, содерж-е соц-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологич-х текстов, рассказ учителя, сообщение уч-ся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на пр-е. 4) основанное на живых наблюдениях уч-ся. 5) с использ-ем биогр-го материала. 6) включ-ее словарную работу.
    На  вступит-м этапе могут исп-ся приемы: рассказ учителя, постановка ?, викторина, рассмотр-е иллюстраций, работа с  учебником, заочная экскурсия, сообщение  уч-ся, просмотр видео, грамзаписи, работа со словарем. 

    16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
    Чтение  – сложнейший творч-ий процесс, к-й  требует от шк-ов напряжения и работы интеллекта, чувства, памяти, воображения. Возникает ряд проблем: 1) Педагогическая-псих-ая – у шк-ов задержался процесс становления техники чтения (у младших). Он завершается к концу 6 класса. 2) Методическая – дети читают мало – нет тяги к чтению, старые методики не позволяют справиться с материалом.
    ? о  лит-ом разв-ии – один из  основных в МПЛ. Серьезный вклад  в разв-е этой проб-мы внес Маранцман. Он выделяет проблемы: 1) Проблема лит-ой способности шк-ка. Критерии лит-го разв-я. К ним он относит – потребность общения с иск-вом, различение подлинного иск-ва и его заменителя, избирательность впечатлений, динамическое переключ-е воспр-я, потребность самовыраж-я в худ-ом тв-ве. Необх-ми кач-ми шк-ов – читателей явл-ся активость и точность эмоцион-ой реакции, глубина осмысл-я прочитанного, конкретизация образов. Он выделяет 3 типа шк-ов: 1) художники – способны и к воссозданию деталей текста и к творению собств-го образа. 2) мыслители – способны воспринимать детали текста, но скованы в творч-ве. 3)средний тип – как мыслители, но не способны включать воссоздающее воображение.
    Лит-е  способн-ти определяют цели обучения. Критерии лит-го разв-я: 1) начитанность, напрвлен-ть читательских интересов, потребность в книге. 2) умение выявить в тексте нравственные проблемы. 3) объем знаний и умение применить их в анализе. 4) уровень разв-я разных сторон читательского восприятия. 5) умение определять тему, проблему, проследить разв-е сюжета… 6) способность и умение творческой деят-ти на основе прочит-го. Исходя из этого создаются тестовые и проверочные задания.
    Возрастные  границы стадий читат-го разв-я шк-ов: 1) наивный реалист – непосред-ое и конкрет-ое воспр-е жизни (младшие). 2) самоуглубл-е, поиск смысла жизни (подростки). 3) рассмотрение мира в своих связях с ним (юность) – этим занимался Леонтьев. В соотв-ии с этим выдел-ся классы – 5-6, 7-9, 10-11. Различные подходы в организации чтения. Чтение начин-ся с родительского – дети слышат озвученное чтение. Переход к чтению про себя проходит через спец-ю работу. Несколько видов: 1) Оборвать учит-ое чтение на самом интересном виде и предл-ть детям сам-но дочитать пр-ие. 2) Дать сам-ое задание, кто лучше сформул-т ? к прочитанному тексту. 3) конкурс на самого тихого читателя.
    Виды  чтения в школе – классное и  дом-ее, комментир-ое, подготовленное, без подготовки, коллективное, выраз-ое (самое сложное), чтение вслух, по ролям. 

    17. Анализ как основной этап… Соотношение литературовед-го и школьного анализа. Виды анализа.
    Пробема анализа – постоянная в методике. Впервые ее выделил Буслаев –  подчеркнул необходимость чтения текста. Стоюнин – вопитательная напр-ть анализа. Острогорский предложил 2 метода анализа – сократический (беседа) и академический (лекция). Голубков определил принципы шк-го анализа. В 60-80 гг. возобновлется интерес к анализу (Ревякин, Рез, Маранцман).
    Школьный  анализ имеет свою спец-ку и отлич-ся от литвед-го. Шк-ый анализ должен отлич-ся научностью. Т.е. в основу д.б. положена литвед-ая концепция (это сближает их). Шк-ый анализ м.б. растянут и разорван во t, ориентирован на определ-ый возраст, интелл-ое разв-е. Он д.б. воспитывающим. Часто он бывает избыточным (слишком подробным) или наборот. Необходимо учитывать избирательность. Она предпол-ет выбор концепции истолкований, хар-ра нравств-ых проблем, круга лит-ых знаний и т.д. Другое условие осуществления анализа – вариативность. Необходимо нать виды и формы, к-е может приобретать анализ. Нет единой классиф-ии видов.
    Но  можно выделить: 1) Обзорный анализ –  о пр-ии вцелом или об отдельных  частях, системе образов, но круг ? рассм-ся в общих чертах, без деталей. При  изуч-ии обзорных тем в старших  классах. 2) Выборочно-направленный (глава, эпизод, образ героя) – освещаются со стороны отдельных вопросов, обладающих значимостью для анализа данного пр-я. 3) Детальный (текстуальный, подробный) – одробный разбор главы, эпизода или др-го элем-та худ-ой стр-ры пр-я. 4) Скрытый – предполагает проникновение в пр-е ч\з выразит-ое чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировок, чтение по ролям – самый редкий. Чаще всего 5) Смешанный – используются разные виды. 

    18. Анализ как основной этап… Пути анализа худ-го пр-я на уроках лит-ры в средних и старших классах.
    Путь  анализа – особая послед-ть разбора, своеоб-ый ход, сюжет рассм-ия пр-я. Выделяют: 1) «Вслед за автором». Выбор анализа  опред-ся – худ-ым своеоб-ем пр-я, возрастом  шк-ов, интеллект-м уровнем, педаг-ми целями учителя. В основе данного  анализа – сюжет пр-я. Достоинства: естеств-ый порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоц-ть, рассм-е пр-ия во взаимосвязи формы и сод-я. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, оапсность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) – реализует потребность шк-ов к активному сопереживанию. В старших кл-ах, когда изкий интеллект-ый фон, когда пр-е требует целостного анализа. 2) «По образам» предлагает деление героев на «+» и «-», главных и второстеп-ых. Название черт и иллюстрир-ие их цитатами. Чтобы он был эффект-ым надо: разрушить замкнутость анализа хар-ов, связать героя со всей сюж-ой линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеоб-ую стр-ру анализа каждого хар-ра. 3) Проблемный анализ предполагает возникновение ? при чтении, к-е сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция ?, разбор, построенный на соединении связанных др. с др. пробле-ых ситуаций. Достоинства: воспитывается в уч-ся выбор т.з., аргументация; свобода обращения с текстом; материал пр-я объед-ся аналитической мыслью. Недост-ки: рассчитан на сильных уч-ов; м.б. отрыв от пр-я. Основная проблема в формулировании ?. 4) Смешанный – в школьной практике. 

    19. Заключительные занятия  в системе изучения  литературной темы.
    Задача  заключ-го этапа – создать ситуацию, в к-й требовалось бы т-ко повторить изуч-ое, но осмыслить его заново. Часто учителя превр-ют его в миниатюрный. Нельзя повторять на заключ-ом уроке этап анализа, дублировать ? и задания. Он д. включать новые приемы разбора пр-я и д. отлич-яс новым углом зрения. Закл-ое занятие д. создать у шк-лв ощущение глубины и неисчерпаемости пр-ия. Факторы, влияющие на методику и содерж-е заключ-го занятия: родо-жанровая специфика пр-я; интеллект-ый фон класса; возраст уч-ся; степень и глубина изученности пр-я; возможности школы и учителя. Наи> эффективные приемы: выраз-ое чтение уч-ся и мастерами худ-го слова; рассматр-ие наглядности; составление монтажа из наи> ярких отрывков пр-я; беседа; заключит-е слово учителя. 

    20. Специфика изучения эпических произведений в школе.
    Эпич-е  пр-я сост-ют > часть программы. Вхлдят разные пр-я: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отнош-ю  к писателю; сюжетность; наличие 3 структ-ых форм: малая, средняя, большая. Методика анализа эпич-го пр-я в значит-ой степени опирается на своеобр-е его рода и жанра. Важнейшие проблемы, к-е раскр-ся при изучении эпич-го пр-я: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивид-ть авторского видения. В каждом пр-ии вычлен-ся основные линии, выбор к-х опред-ся возрастом уч-ов, сложностью пр-я, его жанром.
    Важно научить уч-ся осознавать впечатл-я, понимать авторский замысел. Поэтому  основное внимание удел-ся отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в хар-ре героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент. При анализе надо уделять особое вним-е: 1) анализу сюж-композ-ой основы пр-я, 2) работе над образами, 3) выявлению авторской позиции и своеобр-ю поэтики пр-я. Анализ сюжета и комп-ии следует ачинать в 5 кл. Сюжет шк-ки д. воспринимать как выстроен-е в опред-ой послед-ти события, композиция – расположение событий, взаимодей-е образов. Ля анализа сюжета и комп-ии надо исполь-ть приемы: 1) чтение и перечит-е отдельных фрагментов текста, 2) сотавление планов, 3)пересказ, 4) озаглавливание частей пр-я, 5) анализ эпизодов пр-я. 

    21. Особенности изучения  лирики в школе.
    Отношение шк-ов к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизн-ого опыта, недост-ая развитость эмоцион-ой сферы, 2) особенность предмета изобр-я лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирич-е пр-я требуют создания установки н чтение. Можно выделить условия: 1) Эмоцион-ый личностный комментарий – рассказ учителя о реальном событии, связанном с изуч-ем пр-я. 2) Эмоц-образный коммент-ий. Цель – оздать образ ил ряд образов. 3) Истор-культ-ый комментарий. 4) Мифологич-ий. 5) Лексический, этимологич-ий, разбор ключевого слова. 6) работа с эпиграфом. 7) Работа с названием стих-я. 8) Составление ассоциат-го круга. 9) Приемы, актуализир-е чувственный опыт, эмоц-ую память. 10) Знакомство с адресатом стих-я.
    Приемы  изуч-я лирич-го пр-я на разных этапах. 1) На вступительном: рассказ учителя, выразит-е чтение, работа с др. видами иск-ва, чтение стихов др. поэтов на эту тему, беседа. 2) На этапе анализа: выраз-е чтение уч-ся и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставит-ый анализ, лингвистич-ий эксперимент, чтение рамыми исполнит-ми и его сопост-е, прослуш-е муз-ой интерпретации лир-го пр-я, составление ……. стиха. 3) На этапе синтеза: выразит-е чтение стих-я уч-ся – в средних кл., выраз-ое чтение и интерпрет-я лирич-го текста – в старших.
    План  анализа по Медведеву: 1) композиция – связь и соотношение отдельных частей и микрообразы, адреват стих-я, развитие переживания, борьба лирич-их мотивов. 2) Язык стих-я – слово в лирике, эпитеты и др. тропы, звуковая оганиз-я речи, потич-ая интонация, многоголосье. 3) Стих – звучание стих-я в связи с хар-ом пережив-я, размер, рифма, строфа.
    Структурные уровни поэтич-го текста по Лотману: 1) ритмиеский – анализ ритмической  организ-ии; 2) фонемный – звучание стиха; 3) графический – правила записи стихотв-го текста; 4) морф-ий – обращение  к частям речи; 5) лексический – словоупотребление и лекс-ие ср-ва выразит-ти; 6) синтакс-ий – синтакс-ий строй лирич-го пр-я и синт-е ср-ва выразит-ти; 7) содержательный – тема, идея стих-я.
    Форма уроков по лирике в старших кл.: урок-концерт  – подготавливается на разных стих-ях; -композиция; -новелла – посвящен 1 стих-ю, можно с репрод-ми; -портрет – темы стихов 1 поэта; -путешествие – в мир к\л поэта. План обзорного урока по лирике: 1) Вступит-я часть – хар-ка эохи, лит-го направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стих-я, к-е выражает поэтич-е кредо поэта. Особенности лирич-го героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов. 

    22. Специфика изуч-я  драм-х пр-ий в  школе.
    Драма – сложнейший вид чтеия для  шк-ов. Сложность вспр-я пьесы в недостаточном разв-ии как воссозд-го, так и творч-го мышления. При изуч-ии драмы д. уделяться > знач-е разв-ю вообр-я, для этого использ-ся приемы: слово учитея – видение происх-го, беседа, создание мезансцен – представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать шк-ам заранее знаком-ся с пр-ем, лучше за неделю до изуч-я и дать 2-3 ?. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления – выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять вним-е чтению уч-ся: оно м.б. про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения.
    Успешность  изуч-я драм-го пр-я завсит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками  истории м.б.: 1) отзывы драмат-га, 2)размышления актеров о ролях, 3)мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д. Сценич-е истории м. включаться в любой этап урока. Уч-ся д. овладеть теорет-лит-х понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начин-ся на 1 уроке по анализу драм-го пр-я.
    3 основных  ути изуч-я драмы: 1) как лит-ое  пр-е – текстуальный анализ. 2) Сценический – спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический – традиционный. Вступительное занятие: предварительный  коммент-ий, хар-ка театрального репертуара на момент появления пр-я, сведения об эпохе. Приемы: рассказ учителя, сообщ-я уч-ся, чтение мемуаров, историч-их материалов, использ-е наглядности. Анализ. Приемы: выразит-е чтение, по ролям, наизусть, чтение в исполнении мастеров слова, беседа, просмотр видеофрагмента, инсценирование, ответы а проблемные ?, сопост-ый анализ, комментирование, составление характ-к персонажей.
    Эффективный прием в изуч-ии драмы – режиссерский комментарий – устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по к-му сост-ся режиссерский сцен-ий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины.
    На  этапе синтеза приемы: беседа, инсценир-е, выразит-е чтение, по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литкрит-м материалом, создание рецензии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.