На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура политического сознания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание.
Введение………………………………………………………………………………….. 2
Понятие «политическое сознание», его структурные  компоненты………………...... 3
Политическая  идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………………………………..  
5
Смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ………………………………………………………………………….  
12
Заключение………………………………………………………………………………. 14
Список  литературы……………………………………………………………………… 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение.
    Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология. 
    Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие «политическое сознание», его структурные  компоненты.
    Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил, которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.
    Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс  и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.
    Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость  типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.
    Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.
    Эмпирический  уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств.
    Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.
    Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.
    Формирование  политического сознания вообще и  тем более его обыденного, массового  уровня - это не только самостоятельное  осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так  и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.
    Политический  миф, деформирующий сознание, парализует способность критического, аналитического подхода к оценке явлений, фактов, процессов. Мифичность сознания основывается на различных "верованиях" - в доброго и мудрого царя, авторитет вождей, указания и суждения которых - истина в последней инстанции. Каждый, кто смеет сомневаться, вносить в души "смуту"  и  "крамолу" - враг. "Если враг не сдается - его уничтожают" - эту формулу деформированное сознание воспринимало как норму.
    Демократические режимы, в которых утвердился политический плюрализм, политические партии, исповедующие несовпадающие ценности, сосуществуют и ведут постоянную борьбу между собой,  строят свою тактику с учетом не только классовых интересов и базовых целей, но и массового сознания. Для этого необходим соответствующий аппарат, инструментарий, который бы "замерял" и соответственно формировал общественное мнение, которое совокупностью совпадающих оценок, отражает отношение к фактам, процессам, политическим лидерам, политическим партиям, их декламируемым программным целям и средствам достижения, становится опосредствованным фактором управления. 
 
 
 
 

    Политическая идеология и психология.

Политическая  идеология

форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое  осмысление политического бытия  с точки зрения интересов, целей  и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

Функции политической идеологии:

    Легитимация власти определенных политических сил  и режимов.
    Мобилизующая и интеграционная.
    Критическая.
    Когнитивная.
    Нормативная.
    Компенсаторная.
    Идеологии современности.

ЛИБЕРАЛИЗМ

идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.
Ведущие идеологи классического либерализма:
    Д.Локк (1632-1704 гг.);
    А.Смитт (1723-1790 гг.);
    Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.);
    И.Кант (1724-1804 гг.);
    А. де Токвиль (1805-1859 гг.);
    Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).

Основные  компоненты либерализма

Абсолютная  ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).
Теория  и практика правового государства.  
Главные условия процветания государства:
    государство частной собственности;
    невмешательство государства в экономику;
    простор для личной инициативы.
Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного на частной  собственности и рынке, и независимо от государства и политических институтов. Идея "естественного неравенства людей". Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.
Концепция социального прогресса

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу.
Расширение  деятельности государства в социальной сфере. Особое  внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном  устройстве - принципу разделения властей.
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.

КОНСЕРВАТИЗМ

политическая  идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.
Основоположники консерватизма:
    Э. Берк (1729-1797 гг.);
    Ж. де Местр (1754-1821 гг.);
    Л. де Бональд (1754-1840 гг.).

Принципы  и установки консерватизма

Преклонение перед традициями и историческим прошлым. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать  мудрость нации. Оправдание  решительных мер в защиту консервативных ценностей.
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно. Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

политическое  течение, в основе которого лежат  идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.
Видные идеологи неоконсерватизма:
    Дж. Белл (США);
    Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);
    Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировом плане:   В политической сфере:
    приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
    защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
 
    функционирование  политических институтов представительной демократии;
    демократия должна быть вертикальной, элитарной;
    политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.
В экономической области:   Суть  социальной политики
    ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
    содействие частной инициативе с помощью представления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
  создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ  ИДЕОЛОГИЯ

доктрина  постепенного реформирования буржуазного  общества путем утверждения демократии во всех сферах жизни - политической, экономической, социальной и международной.

Основные  принципы социал-демократии

(Стокгольмская  Декларация Социнтерна, 1989)
Свобода. Каждый человек  имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей.
Равенство. Оно предпологает равную ценность всех людей и служит условием свободного развития личности и социального прогресса.
Солидарность. Она носит всеобъемлющий  глобальный характер. Это выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Основные  положения

Политическая  демократия.
    наличие свободных выборов;
    представление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами;
    возможность смены правительства мирными средствами;
    гарантия прав личности и меньшинства;
    существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
Экономическая демократия.
    "плюралистическая экономика, основанная на началах самоуправления, предполагающая элементы планирования и сохранение рынка, как регулятора производства";
    государство регулирует рынок в интересах людей;
    развитие "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также развитие "самоуправления".
Социальная  демократия. Борьба за социальную демократию - это борьба за более  высокое качество жизни, которое  характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды.
Международная демократия. Мир и сотрудничество государств.
 
    Роль  духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая психология.
    Политическая  психология представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях и которые складываются в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения. К политико-психологическим явлениям относятся как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.).
    В силу неустранимости у человека эмоционально-чувственного восприятия действительности политическая психология опосредует все формы и разновидности его политических взаимодействий и, стало быть, присутствует на всех этапах политического процесса. Таким образом, политическая психология — это универсальный духовный фактор, оказывающий постоянное влияние на политическое поведение людей и институты власти.
    Однако  политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания. Ее неустранимость из политической деятельности превращает психологию и в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики могут быть представлены как те или иные формы психологического взаимодействия людей.
    Такой взгляд на политику позволяет раскрыть ее специфические свойства, демонстрировать ее новые возможности и законы эволюции. Однако он в то же время заставляет порой преувеличивать значение психологических зависимостей.
    В политологии сложилось целое  направление, абсолютизирующее роль психологических факторов. Его представители однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования к психологическим основам политического поведения людей. Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В таком случае «человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу (Г. Ласуэлл). Сама же политика толкуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и др.».
    Но  взгляд на политику с психологической  точки зрения не только заставляет учитывать зависимость осуществления тех или иных ролей политического субъекта от его чувств и эмоций. Психологические свойства рассматриваются как фактор, который и влияет на его поведение, и предопределяет возникновение самих этих ролей и функций. Например, природа такого явления, как политический экстремизм, зачастую объясняется не столько его социальными причинами (невстроенностью групп в общественную систему или их неумением представлять свои интересы в легальных органах власти), сколько психологическими. Как доказано многочисленными исследованиями, этот тип политического поведения людей всегда базируется на гипертрофированных иррациональных мотивациях, которые в свою очередь чаще всего являются следствием некой психической ущербности человека, тормозящей его рациональный выбор и заставляющей обращаться к подобным видам деятельности. Так, по данным некоторых социологических исследований, у правых и левых экстремистов обнаружено, что, по сравнению со сторонниками других политических течений, они значительно чаще испытывают чувства социальной изолированности, одиночества, бессмысленности жизни, тревоги за свое будущее.
    Такого  рода примеры показывают, что для  анализа политики принципиальное значение имеют представления о психологических типах взаимодействующих с государством людей. Ведь от того, является человек более склонным к экзальтации или рационализму, стремится он жестко придерживаться установленных правил (ригидность) или он обладает подвижной, пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой чувств (лабильность) и другими психологическими свойствами, в значительной мере зависят и содержание политических требований людей к власти, и характер их реального взаимодействия с государством. Классическим примером внутреннего соответствия властных и личных структур в жестких режимах правления стала характеристика американским ученым Т. Адорно «авторитарного» типа личности, поддерживающего систему власти своим догматизмом, ригидностью, агрессивностью, некритическим восприятием групповых ценностей и шаблонным мышлением.
    Нельзя не отметить и громадное значение для политики психологических свойств политических лидеров. Например, компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим образом) или демонстративность (характеризующая стремление лидера прежде всего привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля политического лидера могут существенно повлиять на характер принимаемых в государстве решений и даже изменить некоторые параметры политической системы в целом.
    Зная  законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность, тем самым успешно влияя на отношения граждан к государству и на их индивидуальное поведение. В истории немало примеров того, как отдельные правители, создавая очаги временного психологического возбуждения у населения, подавляли структуры его рационального мышления, а также, используя другие приемы манипулирования сознанием, заставляли людей испытывать чувства единения с государством и ненависти к его врагам, объединяться вокруг лидера и переживать при этом массовое воодушевление, утрачивать ощущение реальности или понижать восприимчивость к тем проблемам, которые невыгодны власть имущим.
    Политическая  психология — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование самых разноречивых и даже противоположных эмоций.
    В самом общем и несколько огрубленном  виде можно сказать, что политическая психология включает в себя:
    — социализированные чувства и  эмоции, связанные с отображением интересов человека и формированием мотивов его политической деятельности;
    — индивидуально-психические свойства (воля, память и др.); — биохимические и биофизиологические механизмы, обусловленные врожденными свойствами человека (возбуждением, нервными окончаниями, наследственностью) и проявляющиеся в психо-физических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и поло-возрастные черты, здоровье и проч. его аналогичные характеристики. 

    Смысл запрета на создание государственной  идеологии.
    Статья 13 Конституции РФ
    1. Конституция провозглашает Российскую  Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Согласно же ст. 13 Конституции, закрепляющей одну из основ конституционного строя России как демократии в рамках правового государства, в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, признаются политическое многообразие и многопартийность. Тем самым Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и одну из содержательных характеристик демократии.
    В самом деле, общество неоднородно, поскольку  в силу различных обстоятельств  экономического, социального, политического  характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов  и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие общие цели. Именно множественность составных элементов общества образует основу идеологического и политического плюрализма. Монистическое видение общества и реализация этого видения в форме установления той или иной идеологии в качестве государственной или обязательной или в его политической системе изначально несут в себе семена отрицания и будущего разрушения, поскольку требуют наличия внешнего по отношению к самому обществу регулятора, способного работать без ошибок и сбоев. Многообразной действительности больше соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что в свою очередь является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом.
    Признание идеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия и многопартийности) в качестве одной  из основ конституционного строя РФ есть рефлекс на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, закреплявшийся в советских конституциях и поддерживавшийся всеми институтами государственной власти. Оно означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
    Одновременно  такая конституционализация, поскольку  она реализована в социальной практике, выступает гарантией демократии, основанной на свободной циркуляции политических взглядов и обсуждении разнообразных политических программ, поскольку именно политические партии играют существенную роль в обеспечении плюрализма и успешного функционирования ее институтов. В частности, Европейский Суд по правам человека в решении от 25 мая 1998 г. по делу "Социалистическая партия и другие против Турции" отметил: "Сущность демократии в том, чтобы позволить выдвигать и обсуждать разнообразные политические программы, даже те, которые подвергают сомнению тот порядок, согласно которому организовано в настоящее время государство, при условии, что они не наносят ущерба самому государству"
    Отсюда  проистекает запрет для государства, его органов и должностных  лиц в своей официальной деятельности по осуществлению государственно-властных функций и полномочий руководствоваться  не конституцией, законом, иными нормативными актами, а той или иной идеологией, включая идеологию либерализма, социал-демократизма, марксизма-ленинизма и пр. В этом отношении государство "выше идеологии".
    Кроме того, из такого признания вытекают некоторые индивидуальные и коллективные права граждан и их объединений на разработку и развитие воззрений и теорий идеологического характера, их распространение в непротиворечащих закону формах и в установленном им порядке, практическое осуществление способами, соответствующими конституционному строю РФ, и т.п. 
 
 
 
 

    Заключение.
 
        

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.