Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый менеджмент в страховых организациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  управления производственными и  инновационными программами 
 
 

Кафедра управления финансами
Дисциплина: Финансовый менеджмент 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на  тему: Финансовый менеджмент в страховых организациях 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:
студент 4 курса
Группа 714
Шифр 8701111999
Фаткуллина  Юлия Винировна
ПРОВЕРИЛА:
Погребная Надежда Петровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010                                                 
                                                       СОДЕРЖАНИЕ                                                          С.
ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………………….3 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………………………………………………………...5
1.1 Стратегическое  планирование и контроль финансовой деятельности страховой компании…………………………………………………………………………………..6
1.2 Показатели  оценки эффективности управления в страховой компании…………11
1.3 Особенности  управления финансами страховой  компании в период финансового  кризиса…………………………………………………………………………………….13 

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»………………………………..15
2.1 Оценка  и анализ эффективности деятельности  ОАО «Росгосстрах»…………….17 

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОССТРАХ»……………………………………………...24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….26 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Необходимость обезопасить себя при наступлении  неблагоприятного случая создает потребность  в страховании, а возможность  покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите. Так появляется потребность в страховой услуге, которую может оказать страховая организация, имеющая свой интерес – доходы от страховой деятельности.
    Страхование с позиций рынка менеджмента означает процесс, при котором физические и юридические лица вкладывают определенные средства (страховые взносы) в страховые компании, а в случае непредвиденных потерь (ущерба их имущественным интересам) получают определенную договором страхования компенсацию в виде страховых выплат.
    Согласно  действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такое определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование – это отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре страхования.
    Кроме того, предоставление страховой защиты – вид финансовых услуг, которые  производят и продают страховые  предприятия. Занимаясь этим специфическим  производством, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.
    Актуальность  темы обоснована тем, что в условиях рыночных отношений и мирового экономического кризиса страхование занимает не последнюю роль, как в экономической  жизни населения, так и в повседневной. Именно поэтому ему необходимо уделять больше внимания, понять его сущность и необходимость в современной жизни.
    Объектом  исследования моей курсовой работы является страховая компания ОАО «Росгосстрах».
    Исходя  из выявленной актуальности темы, целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами страховой компании.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1. рассмотреть теоретические основы  и значение страхования;
    2. изучить особенности финансового менеджмента в страховой организации;
    3. дать общую характеристику и провести анализ финансовой деятельности страховой компании ОАО «Росгосстрах»;
    4. проанализировать проблемы и  рассмотреть перспективы совершенствования управления в ОАО «Росгосстрах».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
     Страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.1
   Экономическая сущность финансов страховой организации обусловлена прежде всего основными задачами данного вида организаций, среди которых выделяют:
      оказание страховых услуг предприятиям, учреждениям и населению в индивидуальном и групповом порядке;
      обеспечение своевременных гарантированных выплат страхового возмещения;
      осуществление страховой деятельности на принципах финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
   Все вышеперечисленные задачи подчиняются, в свою очередь, главной цели страхования как экономической категории, имеющей своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
     Одним из необходимых условий для успешного  существования организации является наличие эффективного контроля за финансовыми средствами. Именно решению данной задачи посвящена система управления финансами, которая позволяет спланировать, проконтролировать доходы и расходы предприятия, максимально эффективно использовать как свои собственные оборотные средства, так и привлеченные со стороны инвестиции, что не может не сказаться положительно на рентабельности всего предприятия. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
     В системе управления финансами можно  выделить следующие конкретные методы:
      финансовое планирование;
      финансовый контроль;
      финансовое прогнозирование.
 
     1.1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
     Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе компания должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии:
      разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование);
      определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).
     Для страховой организации объективность  и необходимость планирования очевидна, как для любого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, оно характеризуется  некоторыми особенностями, обуславливающимися спецификой страховой деятельности: трудно буквально разграничить понятия стратегического и тактического планирования; велико влияние вероятностных факторов в прогнозировании результатов деятельности; ограничена возможность прямого воздействия на факторы, влияющие на финансовые результаты страховой организации.
     Финансовое  планирование в страховой организации  представляет собой комплекс мероприятий  по анализу, оценке, прогнозу результатов  деятельности по прямому страхованию, перестрахованию; деятельности, связанной с операциями по управлению временно свободными средствами страховых резервов; прочей деятельности, не запрещенной законодательством. Именно оперативное финансовое планирование в страховой организации является одним из методов реализации экономической стратегии.
     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
     Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством компании. Руководители среднего и высшего звена участвуют в этой работе,  предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.  Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире страхового бизнеса, компания должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Также немаловажным является и то, что стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными  в  течение длительных периодов времени,  но  и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить  их модификацию и переориентацию.
     Существуют  следующие виды стратегического  планирования:
      Долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываются на срок от 5 до 10 лет и больше.
      Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем  будущем, перестройка технологии производства, финансовые  ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 3 до 5 лет.
      Краткосрочное планирование. Такое планирование, которое охватывает  период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование  текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления  материальными запасами.
     При стратегическом финансовом планировании страховой организации составляют прогноз развития на 3 года, с ежегодными коррективами плана. В этом плане должны быть указаны следующие показатели:
      размер собственных денежных средств;
      количество договоров (по личному страхованию – количества застрахованных);
      средний страховой тариф;
      сумма страховых взносов;
      сумма страховых выплат;
      размер образуемых страховых резервов;
      расходы на проведение страховой деятельности, в том числе комиссионные вознаграждения агентам и за перестрахование;
      размер ожидаемой прибыли, в том числе размер свободных резервов и чистая прибыль.
     Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
     Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает:
      установление стандартов;
      измерение достигнутых результатов;
      сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей.
     Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
     Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. 
     Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
     1.принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
     2.выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
     3.ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
     4.осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
     5.осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
     6.получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
     7.выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
     8.обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
     9.обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора. 2
     Также немаловажную роль в финансовом контроле играют аудиторские организации. В ходе аудита у страховых компаний проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других.
     Учитывая особые требования, предъявляемые к страховой компании (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.
     Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
     Аудиторская проверка деятельности страховой компании проводится минимум 4 раза в год на предмет обеспечения выплат по страховым случаям. По-простому, у страховой компании каждую минуту должен быть финансовый запас, чтобы обеспечить выплаты клиентам. Даже, если все клиенты одновременно захотят вернуть свои деньги. Для любого банка такие требования клиентов – крах, для страховой компании – это норма. И если страховая компания не может этого обеспечить – она лишается лицензии. 

     1.2 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
     Эффективность управления в страховом бизнесе  все в большей степени зависит от качества и достоверности финансового анализа, методов оценки и обработки информации, технологии выбора управленческих решений.
     Для эффективного руководства страховой компанией важно создать систему, структуру управления компанией. Структурное управление легче анализировать и оптимизировать, что в результате приводит к более эффективной деятельности страховой компании и увеличению прибыли. Организация структурного управления страховой компанией — это не самый простой способ организации управления, но в то же время на сегодняшний день это самый эффективный и доступный способ управления компанией. Кроме того, структурное управление — это наилучший вариант для разработки и воплощения в жизнь решений, нацеленных на осуществление стратегических задач страховой компании. Структурное управление лучше других способов управления может помочь страховой компании адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним факторам.
     Основными методами организации структурного управления страховой компанией являются:
     1.Организация новых и ликвидация старых подразделений;
     2.Внесение изменений в обязанности и полномочия подразделений;
     3.Изменение способов получения, обработки, хранения и передачи информации;
     4.Качественное улучшение состава персонала;
     5.Внесение изменений в обязанности и полномочия персонала.
     Система показателей должна учитывать все  многообразие факторов, должна быть полной (охватывать все важные аспекты проблемы), неизбыточной (показатели не должны дублировать друг друга), действенной (могла быть с пользой применена в анализе) и минимальной (размерность системы показателей не должна выходить за пределы возможностей ее оценивания). Желательна измеримость показателей, т. е. получение количественных оценок.
     Как один из возможных вариантов оценки можно использовать методику оценки финансового положения страховой компании, соответствия страховой компании требованиям, установленным в Положении ЦБ № 254-П. (см. таблицу 1) 

Таблица 1- Показатели финансового положения страховой компании
Показатели Коэффициенты
Платежеспособность -коэффициент надежности -коэффициент  финансового потенциала
Ликвидность -коэффициент  риска  -коэффициент  дебиторской задолженности
Финансовая  эффективность -коэффициент  уровня выплат -коэффициент  накладных расходов
-коэффициент  финансового результата
-коэффициент  сбалансированности страхового  портфеля
Деловая активность -коэффициент  рентабельности  -коэффициент  инвестирования
 
     Значительный  интерес вызывает предложенная Р. Глейзером3 система показателей деятельности страховой организации. Эта система представлена тремя группами аналитических показателей:
      общие показатели, характеризующие положение компании на страховом рынке: структуру страхового портфеля, показатели темпов роста страховой премии и выплат, показатели уровня выплат, убыточности и т.д.;
      показатели надежности, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и структуру капитала компании, ликвидность активов, состояние страховых резервов, уровень перестраховочной защиты, качество инвестиционной деятельности;
      показатели эффективности деятельности, отражающие результаты деятельности (показатели рентабельности страховых операций, капитала).
     Рассматриваемая система показателей должна быть дополнена собственной системой аналитических показателей из предложенного множества показателей с учетом специфики деятельности конкретной страховой организации. Как правило, выбор системы показателей осуществляет финансовый менеджер.
     Эффективность функционирования страховой компании представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ее ресурсов за определенный промежуток времени. Оценка эффективности производится путем сопоставления результатов производства с затратами. 

     1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ  СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД  ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 
     У каждой страховой компании уже появилось понимание собственных возможностей по поиску путей выхода из кризисной ситуации. Причем не все страховые компании выбрали стратегию выживания, есть и подлинные энтузиасты, собирающиеся увеличить долю на рынке или выйти на новые рынки. И что отрадно, не только за счет перехвата клиентуры уходящих с рынка страховщиков, но и за счет разработки новых предложений для страхователей, направленных на удовлетворение антикризисных интересов последних.
     Для уменьшения влияния кризиса существует несколько направлений. В первую очередь это, конечно же, сокращение издержек и части персонала, не связанной  с получением дохода. Во-вторых, внутренняя реструктуризация для сокращения административных затрат. В-третьих, компании оптимизируют бизнес, пересматривают свой страховой портфель, отказываются от неприбыльных видов страхования, оптимизируют выплаты, борются со страховым мошенничеством, предпринимаются и другие меры.
     К конкретным мерам по улучшению финансового  состояния страховой компании можно  отнести:
      уменьшение страховой суммы по каким-то договорам, что повлечет уменьшение сумм страховых взносов – например, торговый оборот, соответственно уменьшился объем застрахованных складских запасов или выведено из производства часть оборудования, которое можно не страховать или проведена переоценка имущества, в результате которой его стоимость уменьшилась и т.п.;
      предвидя снижение покупательной способности клиентов, страховщики начали думать о том, чтобы предложить рынку дополнительные программы, которые могут оказаться дешевле стандартных, а также планируют экономить за счет использования франшизы;4
      целый ряд компаний всерьёз пересматривает свою стратегию и делает ставку на развитие «direct insurance»5, то есть страхование без посредников;
      страховые компании рассматривают такие меры, как отказ от дальнейшего увеличения количества точек продаж, от прироста персонала, возможна даже оптимизация уже имеющихся штатов. В первую очередь под сокращение в страховых компаниях попадают специалисты сферы страхования недвижимости. Также попадают под увольнение специалисты в сфере страхования жизни, поскольку это дорогой вид страхования и сейчас его себе позволить может небольшая часть населения;
      экономят страховые компании и на доходах своих служащих. Понимая сложную ситуацию на рынке труда, многие сотрудники соглашаются на частичное сокращение заработной платы, лишь бы не лишиться места работы. Комиссионные страховых агентов сократились втрое: если раньше это было 15-40% от суммы премии, то сейчас 5-15%.
 
    Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»
     Открытое  акционерное общество «Российская  государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») создано в феврале 1992 года, на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР. Компания образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.92 г. № 76 «О создании Российской государственной страховой компании».
     Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей, включая ответственность перед страхователями, Правление государственного страхования РФ при Министерстве Финансов РСФСР.
     Учредителем Общества выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. По состоянию на 31.12.2009г. 25 % плюс 4 акции от общего количества голосующих акций Общества находилось в федеральной собственности (управление пакетом акций осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, 75 % минус 4 акции - в собственности Общества с ограниченной ответственностью «Тройка инвест»).
    Основной  целью создания и деятельности ОАО "Росгосстрах" является развитие страхования для обеспечения защиты имущественных интересов юридических лиц, предприятий и организаций различных форм собственности,  граждан РФ, иностранных юридических лиц и граждан на договорной основе, как на территории РФ, так и за границей в различных сферах их деятельности, посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, а также получение прибыли на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.