Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание профессионального образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ» 

                                                   Кафедра:  «Педагогики, психологии
                                                                                  и профобучения» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по предмету «Общая и профессиональная педагогика»
на тему:
Содержание  профессионального образования 

                                                                     
                                                              
                                                   Выполнила:
                                                  студентка - V-го курса
                                                  заочного отделения
                                                  факультета «экономика и управления»
                                                  03050018 
                                                  по специальности: профобучения
                                                  Головань А. А.
                                                  шифр
                                                  Руководитель: Кравченко В. И.
                                     
 
 

                                             Белгород
                                                 2008
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    
 
 
 
 
 

      Становление педагогики как самостоятельной  науки связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В его выдающемся труде «Великая дидактика» впервые были сформулированы основные принципы организации педагогического процесса, используемые и по сей день в современной школе — как общеобразовательной, так и профессиональной.
      По  классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом труда которых является человек, т. е. основное ее содержание составляют взаимодействия с людьми. Педагогической профессии присущи такие особенности, как гуманизм, творческий характер деятельности, коллективный характер труда. Труд педагога отличают также интеллектуальность, гражданственность и высокая эмоциональная насыщенность[4.-5].
      Поиски  российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С. Макаренко (1888-1939), который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительные вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский (1918-1970). Его идеи гражданственности и человечности в педагогию созвучны нашей современности[13.-60].
      В сфере образования, как и в  других областях материального и  духовного производства, наблюдается  тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование».
      Содержание  образования — это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели служит содержание обучения.
      Цель нашей курсовой работы рассмотреть механизм развития системы и содержания профессионального образования.
Задача - достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования и многие другие задачи.
      Новые времена выдвинули и новые ценности в системе образования и в педагогике как науке.
      В первой главе курсовой мы, обращаясь  к истокам и предпосылкам возникновения  общей педагогики как науки, об образовании человека, с параллельным раскрытием источников формирования содержания и структуры профессионального образования.
      Во  второй главе мы раскроем важность решения профессионально значимых проблем или конкретных производственных ситуаций. Чем измеряется уровень  операциональной сферы. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.Источники, проектирование и структура содержание профессионального образования

1.1.Источники формирования содержания профессионального образования

 
      Под содержанием профессионального  образования понимается система профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности и форм поведения, владение которыми позволит квалифицированному специалисту успешно выполнять трудовую деятельность, реализовать свой потенциал и обеспечить жизнедеятельность. (Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург, 2000. - С. 89.)
      Неразрывная взаимосвязь профессионального  обучения, воспитания и развития как  компонентов профессионального  образования графически показана на схеме 1.
Схема 1
Профессиональное  образование
 
 

 
 
 
 

      Организация профессионально-образовательного процесса предполагает проектирование модели личности профессионала, профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического взаимодействия.
      Содержание  образования формируется на основе государственного стандарта, который представляет комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.
      Система профессионального образования  включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных  учреждений различных видов, типов  и форм собственности, а также  органов управления профессиональным образованием.
      Государственный стандарт профессионального образования  служит примером сквозного, комплексного решения проблем содержания обучения и воспитания, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.
Закон РФ «Об образовании» трактует государственный  образовательный стандарт как сумму  трех регламентирующих составляющих[5.с-2]:
1) обязательный  минимум содержания основных  образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучаемых;
3) требования к уровню подготовки выпускников.
      Посредством стандарта профессионального образования обеспечивается стабильность требуемого уровня профессионального и общего образования.
      Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений. Он должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию.
      В государственном образовательном  стандарте по специальности содержали  обучения дается в виде наименования учебных дисциплин и состава  дидактических единиц (основных разделов учебных дисциплин). На той или  иной ступени подготовки оно должно учитывать уровень образования, полученный обучающимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения), и повышать уровень образованности.
      В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что органы государственной власти определяют лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.
В стандарте  профессионального образования  выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и вузовский.
      Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство профессионально-педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
      Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и т. п. Они относятся к компетенции регионов и учреждений.
      Компонент учебного заведения устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
      Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой ступени; требования к минимально необходимой профессиональной и общеобразовательной подготовке; максимально допустимый объем учебной нагрузки учащихся и студентов по годам обучения.
      Стандарт  того или иного уровня профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но также определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой, объемом и содержанием обучения.
      Соотношение теоретической и практической подготовки характеризуется тем, что для  начального профессионального образования  в среднем 70-80 % времени отводится на практическое обучение. В среднем специальном учебном заведении доля теоретической подготовки, как правило, несколько больше по объему или равна практической; в вузах теоретическая подготовка преобладает над практической.
      Следующий показатель уровня образования — соотношение общенаучной, общей профессиональной и специальной подготовки в рамках теоретического обучения. Учебный материал начального профессионального образования обеспечивает понимание учащимися сущности и закономерностей производственного процесса. В системе среднего образования студенты получают некоторые общие научные знания (как правило, это основы наук, имеющих прикладное значение и интегрирующих со специальными дисциплинами). В системе высшего образования общенаучные дисциплины занимают значительное место. В вузах общенаучная подготовка включает в себя философские, социально-экономические, культурологические и психолого-педагогические знания.
      Тип организации учебного процесса предусматривает  соотношение обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение обучающихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объем и содержание. 
 
 
 
 
 
 

1.2.Проектирования содержания профессионального образования

 
      Проектирование  содержания профессионального обучения осуществляется на двух уровнях. Сначала  на федеральном уровне на основе федеральных  компонентов образовательных стандартов разрабатывается комплект стандартных  структурных элементов содержания обучения, на базе которого формируется блочно-модульная учебная программа, а затем на ее основе проектируется содержание профессионального обучения на региональном уровне в соответствии с конечной целью обучения[12.с.4].
      При этом на региональном уровне содержание структурных элементов, входящих в блочно-модульную учебную программу, предварительно уточняется в соответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенностями обучения в данном образовательном учреждении.
      Блочно-модульная  учебная программа может разрабатываться и на региональном уровне, при этом основой для нее является комплект стандартных структурных элементов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты стандарта. Такой подход позволяет учесть в рабочей учебно-программной документации федеральный компонент государственного стандарта при одновременной ориентации на потребности регионального или местного рынка труда.
      При отборе содержания обучения по специальности  учитывается принцип интегративности, т. е. уточняется, к какой профессии относится специальность, к какому производству или виду деятельности относится данная группа профессий.
      Анализ  отобранного (в конкретном направлении) содержания обучения проводится сверху вниз, по уровням. На вершине структурной лестницы располагаются знания, соответствующие отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний уровень знаний соответствует группам профессий, нижний — отдельным профессиям и специальностям.
      Структурирование  отобранного содержания обучения на макроуровне осуществляется посредством блочно-модульного подхода. Он позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, ее адаптивность относительно изменяющихся социально-экономических условий.
      Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения на каждом рассмотренном выше уровне группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания — блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.
      Анализ  содержания обучения в конкретном направлении начинается с профессий начального профессионального образования, рассматриваемого в системе непрерывного профессионального образования в качестве базового.
      После построения содержания обучения на макроуровне (стандарт, блочно-модульная учебная  программа для профессионального обучения в образовательном учреждении или блочно-модульная учебная программа для обучения в сфере занятости) раскрывается содержание соответствующих модульных единиц (предметов, предметных областей, видов практического обучения, работ).
      Анализ  содержания профессионального образования показывает, что все его компоненты являются либо объектами и предметами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические закономерности, технологические и трудовые процессы и т. п.). Введенные в учебный процесс, они становятся учебными элементами. Таким образом, учебные элементы — это познаваемые объекты и процессы действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов.
   В.В  Краевский и И.Я.Лернер выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании[4.с.-184]:
    уровень общего теоретического представления,
    уровень предмета,
    уровень учебного материала.
   На  уровне общего теоретического представления  государственный стандарт содержания профессионального образования  находит отражение в учебном плане учебного заведения. В учебном плане содержание образования представлено в свернутом виде.
   Модель  учебного плана — это документ, отражающий основные инвариантные структурные  компоненты содержания начального и  среднего профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение. В ней указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены и резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.
   По  своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение на федеральном уровне и дополнительное обучение на региональном уровне.
   Обязательное  обучение включает два направления подготовки — общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки предусматривает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Учебный цикл — это совокупность предметов одной образовательной направленности.
   Общеобразовательная подготовка содержит гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования, профессиональная — общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный циклы.
   Содержание  образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах и учебных курсах  или дисциплинах.
   Учебный предмет — это система научных  знаний, практических умений и навыков, которая позволяет учащимся (студентам) усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки либо те или иные стороны культуры, труда, производства.
   При проектировании содержания учебного предмета следует обращать особое внимание на то, чтобы оно способствовало развитию не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста.
   Д.В. Чернилевский предлагает планирование учебного предмета, раскрывающее конкретизированные цели обучения, осуществлять на языке «знаний-заданий». Суть его в том, что цель задания определяется связями закономерного характера. Знание этих связей дает возможность обосновать и выбрать оптимальную структуру содержания учебного предмета на следующем этапе — «знания-содержания». Поэтому для рационального выбора необходимого учебного материала достаточно разрабатывать разнообразные типы самостоятельных задач, адекватных целям обучения[4.с.-192].
   Структура системы знаний-заданий учебного предмета может быть представлена в виде цепочки, которая постепенно усложняется: тренировочная задача -итоговое задание — комплексное задание. Успешное решение обучающимся комплексного задания свидетельствует, что цель обучения данному предмету достигнута и необходимость в проведении экзамена (зачета) отпадает. Как правило, эти задания включают в себя систему проблемных ситуаций, для решения которых необходимо уметь формулировать проблемы, разрабатывать планы их решения, выдвигать гипотезы и т. д.
   По  мнению Д.В.Чернилевского, система проектирования нового содержания учебного предмета предусматривает:
    определение перечня требований и вытекающих из них целей обучения, воспитания и развития, сформулированных на языке умений;
    разработку синтезирующего комплексного задания и формулирование перечня общенаучных умений по учебному предмету;
    построение дерева целей («древовидного графа») учебного предмета и выявление основных тем;
    формирование системы итоговых заданий и определение рациональной последовательности изучения тем учебного предмета;
    разработку целей обучения по каждому вопросу темы и перечня тренировочных заданий с определением целесообразной последовательности изучения этих вопросов;
    разработку фрагментов сквозной программы по специальности и формирование требований к базовым учебным предметам;
    проектирование системы знаний по учебному предмету и разработку учебных задач по каждой теме;
    психолого-педагогический анализ структурных моделей тем предмета и выявление на его основе инварианта структуры;
    выявление номенклатуры и разработку средств обучения, в том числе и фрагментов автоматизированных учебных курсов; периодическое обновление учебного материала.
   В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают, утверждают и реализуют профессиональные образовательные программы[5.с.-3].
   Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
   Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Составление профессиональной образовательной программы — это большая методическая и творческая работа. Некоторые учебные заведения используют конкретизированный учебный план.
   Рабочие учебные программы составляются непосредственно в учебном заведении. В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине.
   Авторские программы — это программы, разработанные  на основе государственного образовательного стандарта высококвалифицированными педагогами. Основное требование к ним — обеспечение уровня подготовки специалистов не ниже стандарта. В то же время нельзя допускать и перегрузку обучающихся.
   Проектирование  содержания образования на уровне учебного материала отражается в учебной  литературе, к которой относятся  учебники и учебные пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Структура и содержание профессионального образования

 
      В общем виде содержание профессионального  образования включает как профессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные несколькими разными  блоками. Ниже приводится характеристика блоков профессиональной педагогики.
      Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).
      Отраслевой  блок включает материал, содержащий:
      общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли;
      место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производстве);
      краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли;
      сведения об охране труда на производстве, экологии производства и пр.
      Профессиональный  блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.
      Профессиональный  блок является основным в обучении. Это касается как объема этого  блока, так и его значения. В  рамках профессионального блока  дается учебный материал, лежащий  в основе освоения соответствующих  видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.
      Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Министерства труда РФ.
      Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.
Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они  важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.
      Блок  повышенного профессионального  образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача — довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального училища получить диплом техника (или младшего инженера).
      Бизнес-блоки  общеобразовательной  подготовки востребованы в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела.
      Блок  опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.

ГЛАВА 2. Современное профессиональное образование

2.1. Проблема современного профессионального образования

      Современный научно-технический прогресс предопределил развитие ведущей тенденции современного образования - переход от информационно-когнитивного к культурно-историческому (личностному) образованию.
   На  примере Ютановского ПУ №27, Волоконовского района, Белгородской области мы раскроем проблемы профессионального образования.
   Подавая документы в приемную комиссию, готовясь к сдаче вступительных испытаний  и даже став студентами и обучаясь по выбранной специальности, сегодняшние школьники сталкиваются с рядом проблем. Они связаны с вопросами текущего обучения, а также с согласованностью учебных планов и рабочих программ общего образования.
   По  ряду известных причин сегодня происходит снижение качества общего образования, особенно в части естественно-научных дисциплин, что существенно отражается на уровне подготовки учащихся и уменьшает возможности их доступа к получению высшего профессионального образования.
   На  младших курсах студент часто испытывает стрессовые ситуации. Это связано прежде всего с недостаточно высоким уровнем базовых знаний, необходимых для обучения в университете. Почему так происходит? Известно, что учащиеся старших классов сильно загружены. Однако если рассмотреть структуру и содержание типовых учебных планов 8 и 9-х классов общеобразовательных школ, то окажется, что есть предметы, которые можно было бы вывести из учебного плана без ущерба для дальнейшего обучения учащихся в выбранном профессиональном училище и для их общего развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.