На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные правовые системы в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени О.Е. КУТАФИНА»
(МГЮА  имени О.Е. КУТАФИНА)
ОРЕНБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МГЮА имени О.Е. КУТАФИНА
Кафедра теории государства  и права 

Татаренко Полина Евгеньевна
Основные  правовые системы  в современном  мире
Курсовая  работа
по теории государства и права 

студента 1-ого курса 15 группы дневного отделения 

Научный руководитель:
к.и.н., доцент Скуратов И. В. 

Дата сдачи:__________________________
Дата рецензирования:_________________
Дата защиты:________________________
Оценка:_____________________________ 

Оренбург-2011 
 

ПЛАН.
Введение.
    Понятие правовой системы.
    Виды правовых систем в современном мире.
    Романо – германская и англо – саксонская правовые системы.
Заключение.
Список Литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 

     Каждое  государство вырабатывает свое собственное  право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его  развития, его философии, идеологии  и устремлений. В определенном смысле, право того или иного конкретного  общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом  особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным  историческим эпохам присущи различные  государственные правовые системы.
     В то же время, несмотря на подобное многообразие права разных стран, в нем прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая, политическая и культурная взаимосвязь. Тщательное сравнительное исследование позволяет распределить право разных стран по нескольким большим группам права, именуемым системами права.
     Различия  между правом разных стран значительно  уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи. Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития.
     Целью данной работы и является исследование правовых систем (семей), а предметом  исследования - анализ и сравнение  правовых систем (семей) современности. Методом,  используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности. 
Почему эта проблема актуальна? Потому что в быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей). Многие ученые  в своих  трудах  уделяют большое внимание этому вопросу,  среди них наиболее яркими представителями являются: Давид Рене, Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С. и некоторые другие. На современном этапе развития права мы можем классифицировать правовые системы. Их разнообразие во многом зависит от особенностей способа правообразования. В юридической науке такая классификация проводится по исторически-территориальному признаку, а если быть точнее, то по национальному. 
         Проблема классификации на определенные группы или, как указывается у некоторых авторов - семьи правовых систем, является одной из основных проблем сравнительного правоведения, которая уже давно привлекает внимание ученых всего мира. В поисках классификации использовались самые различные факторы, а не только выше перечисленные. К таковым могут относиться: этический, расовый, географический, религиозный, а также деление по правовой технике и стилю права. Условно выделить два основных направления классификации правовых систем современности, каждое из которых имеет в свою очередь несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями. Первое направление наиболее ярко представлено в концепции правовых семей французского компаративиста Р. Давида, второе – в концепции “правового стиля” западногерманского юриста К. Цвайгерта. Изучение различных систем права имеет большое значение для 
юридической науки.
 
 
 
 
 

    Понятие правовой системы.
           Система, как философское понятие, есть некоторое целостное явление, которое состоит из различных частей , взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Система -  это форма организации определенный порядок построения и связи.
           Система права не простая совокупность элементов, а целостное образование обладающее конкретными свойствами. Система права объективное явление, так как предопределена общественными отношениями и способна изменять свою внутреннюю структуру.
     Систему права принято определять как  исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. (1)
           Система права –  это многообразное правовое явление, которое включает в себя различные  по содержанию и своему объему структурные  элементы . Система права подразделяется на нормы права, институты права , подотрасли и отрасли права . 
     Право предствавлюет собой явление  мировой цивилизации. Его развитие подвержено общим тенденциям, основанным на принципах, которые носят общечеловеческий характер, отражая идеи демократизма, гуманизма, справедливости, первенства прав человека и их защиты международным  правом, что обуславливает приоритет  норм международного права перед  внутригосударственными юридическими предписаниями.(2)
 
 
     1. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: «Юристъ», 2004. С 229
     2.Оксамытный  В.В. Теория государства и права.  М.: «Импэ - Паблиш», 2004. С 414
 
 
     Правовая  система    -   это   совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные  отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной  страны. Правовая  система-это  вся  "правовая  действительность" данного государства.
     В  современном  мире  каждое государство  имеет  свое право,  а  бывает и  так,  что  в  одном  и  том же государстве  действуют несколько  конкурирующих правовых  систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское  право,  иудейское  право. Существует  также  международное право, призванное    регулировать   во   всемирном   или    региональном   масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.(3)
          Различия между правом разных  стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм,  а из  их  более постоянных элементов,  использованных для создания,  толкования, оценки норм.  Сами нормы могут быть разнообразны,  но способы  их  выработки,  систематизации,  толкования  показывают наличие некоторых  типов,  которых  не  так  уж  много.  Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".
          Категория "правовая семья"  служит  для  обозначения   группы правовых    систем, имеющих    сходные    юридические   признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем.  Это сходство   является  результатом  их  конкретно-исторического  и логического развития.
 
 
 
 
 
 
___________________________________________________________________________________________________________
    3 Давид Р., Жщффзе-Спинози К. Основные правовые  системы современности. М., 1981. С  8
 
     Правовая  семья – это объединение нескольких близких по характеру национально  правовых систем, которые обладают общностью источников права, структуры права. Идея классификации правовых систем в правовые семьи появилась в сравнительном правоведении в 20 веке. Небходимость классификации обуславливается несколькими причинами: познавательными и образовательными, а также преследует практическую цель  - совершенствование правовых систем.
     Одна  из  самых  популярных  - классификация  правовых семей, создана Рене Давидом.  Она основана на сочетании двух  критериев: идеологии,   включающую   религию,  философию,  экономические  и социальные  структуры, и юридической техники,  включающие   в качестве основной составляющей источники права.  Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех  основных семей:  романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним  примыкает  остальной  юридический  мир,  который  получил название "религиозные и традиционные системы".
          Другая классификация   была   предложена   К.Цвайгертом   и Г.Котцем  в  книге  "Введение  в  правовые  сравнения  в частном праве",  вышедшей в  1971  году.  В  основу  этой  классификации положен критерий "правового стиля".
          "Стиль права"  по  мнению  авторов,  складывается  из  пяти факторов:  происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников   права   и  способы  их  толкования,  идеологические факторы.
 На основе  этого  различаются  следующие   правовые семьи: романская,  германская,  скандинавская,  англо  -  американская, социалистическая,  право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида. При этом,  во  всех  случаях,  не учитывается марксистско-ленинская типология  права,  в  основе  которой  лежит  критерий общественно-экономической формации.
     Концепция классификации правовых систем Р. Давида не только проще и по числу самих систем и по количеству факторов, их определяющих, но она и наиболее точно и полно отражает поставленный перед классификацией вопрос. Поэтому именно она наиболее часто употребляема. В дальнейшем при определении видов правовых систем я решила воспользоваться классификацией Р. Давида. В реальной жизни правовые системы различаются большим многообразием, спецификой, уникальностью. 
 
Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей 
развития национальных систем существенно то, что отправные моменты 
их развития связаны с характером и уровнем дифференциации права и 
социального регулирования в данной стране в целом, а еще больше - 
с доминирующим положением (в соответствии с особенностями 
социально-политической обстановки, политического режима) того или 
иного элемента правовой системы.

     А.Х.Саидов полает,  что только единство глобальной марксистско -ленинской  типологии  и  внутритиповой  классификации   правовых систем, дает  возможность  составить  целостное  представление о правовой карте мира.  Он выделяет внутри буржуазного типа  права восемь  правовых  семей:  романо - германскую,  скандинавскую, латино-американскую,   правовую   семью   "общего   права",    и дальневосточную  правовую  семью.  Они  рассматриваются наряду с семьей  социалистического  права.  В  пределах  социалистической правовой семьи,  теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые  системы  соцстран  Европы,  правовые  системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба. Таким образом,  существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.
          Теперь рассмотрим более подробно  основные правовые семьи.
     2. Виды правовых  систем в современном  мире.
 
     Англосаксонская правовая семья (общего права).
 
     К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
     Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
     — основным источником права выступает  судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
     — юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
     — ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных  органов;
 
Романо  – германская правовая система.
 
     К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
     — единая, иерархически построенная система  источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные  акты (законодательство);
     — главная роль в формировании права  отводится законодателю, который  создает общие юридические правила  поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван  лишь точно реализовать эти общие  нормы в конкретных правоприменительных  актах;
     — имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
     Более детально  Романо-германская и Англо-саксонская системы мы рассмотрим в следующем  вопросе.
     Социалистическая  правовая семья.
     Социалистическая  правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную  правовую семью. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской  Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала  первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы  зарубежных социалистических стран  являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями  советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.
     Социалистическое  право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило  ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее структуру. Для  советского права характерна концепция  правовой нормы, которая мало чем  отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском  праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них  право - это надстройка, отражение  определенной экономической структуры.
     Социалистическое  право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического  права являлось вначале революционное  творчество исполнителей, а позднее  нормативно-правовые акты, в отношении  которых декларировалось, что они  выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем  всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные  приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным  образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.
     Социалистическое  право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. В  своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу  и решения коммунистической партии. (4)
       Что же касается категорий  и институтов, то здесь нельзя  не признать оригинальности советского  права. По внешнему виду в  нем сохранены категории и  институты романо-германской системы.  Однако по своему существу  они коренным образом обновлены. Например семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Конституционное право в высшей степени отличается от конституционного права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и осуществление власти и управления советами всех уровней.
     Еще одним важным аспектом социалистического  права является отрицание советскими юристами частного права. Права, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма, - это  не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса.
    Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: «Юристъ», 2004. С 251
     Судебная  власть не пыталась контролировать законодательную  и исполнительную ветви власти. В  СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.  В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь  в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать.
     Семья религиозно-традиционного права.
     Правовые  системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна другим правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех  которые господствуют в западных странах. Конечно все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых  право понимается совсем иначе и  не призвано выполнять те же функции, что и в западных странах.
     Мусульманский мир, Индия, Дальний Восток, Африка, остаются в значительной мере верны  представлениям о праве, отличающимся от западных государств. В не западных государствах существует две разновидности  таких представлений. Согласно первой признается большая ценность права. Это государства мусульманского, индийского и иудейского права. Согласно второй отбрасывается сама идея права  и утверждается, что общественные отношения должны регулироваться иным путем. Это государства Дальнего востока, Африки и Мадагаскара.
     Мусульманское право – это система норм, выраженных в мусульманской религии –  исламе. Ислам исходит из того, что  существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через  своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а  не только те, которые подлежат правовому  регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Эта религия содержит, во-первых, теологию во-вторых шариат (предписания верующим: что они должны делать и чего не должны). Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен себя вести, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. Мусульманское право имеет четыре источника:
    Коран - Священная книга ислама;
    Сунну - традиции, связанные с посланцем Бога;
    Иджму - или единое соглашение мусульманского общества;
    Кийас - или суждение по аналогии.
     К чертам мусульманского права относится: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это  право церкви. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н.э., когда отпала возможность эго толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.
     Неприспособленность Мусульманского права к  современному обществу. Очевидно, что сложившееся в  Х  веке  нашей  эры мусульманское  право непригодно для  нужд современного общества. В нем нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня   необходимы.  Кроме  того,   многие  нормы  мусульманского   права, приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают  нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними. Неприменимость этого права в условиях современности, его несоответствие современному  мышлению  создали   особую  проблему  в  тот   период,   когда государства мусульманским большинством населения,  отказавшись  от  былой застойности, пытались в XIX и XX веках подражать  государствам Запада.(5)
     Под системой обычного (традиционного) права  понимается существующая в странах  экваториальной, южной Африки и в  Мадагаскаре форма регламентации  общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся  естественным путем и вошедших в  привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним  источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах  романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
     В представлении африканца  обычай связан с мифическим строем универсума.  Повиновение обычаю означает уважение  предков,  останки которых слились  с почвой, а дух витает над живыми.  Нарушение обычая  может  повлечь  самую  невероятную негативную реакцию духов земли,  ибо естественное и сверхъестественное, поведение людей и поведение природы -все связано в этом мире. Африканский  обычай   основан,  таким   образом,  на  идеях,  полностью отличающихся  от  господствующих  в современной  западной  мысли.(6)
     Период  колонизации Африки создал предпосылки  для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ  правового сознания большинства  сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему  ценностей. В настоящее время  лидеры независимых африканских  государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в  отраслевые кодексы, иные нормативные  акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
    Давид Р., Жщффзе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1981. С 181
    Давид Р., Жщффзе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1981. С 214
 
 
     Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, оказывается  чужеродным для общины, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями. Таким образом, современное состояние  правового развития Африки можно  охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной (европейской) и обычно-правовой (африканской.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Романно – германская и  англо-саксонская правовые системы.
     Романно – германская правовая семья.
     Романо-германская правовая семья имеет длинную юридическую историю. Она основана на рецепции Римского права.
     В рамках романо-германской правовой семьи  выделяют следующие группы:
    группу романского права (правовые системы ФранцииИталииБельгииИспанииРумынии, право латиноамериканских стран);
    группу германского права (правовые системы ГерманииАвстрииВенгрииШвейцарииГрецииПортугалии);
    группу скандинавского права (правовые системы ДанииНорвегииШвеции).
     Россия  относится к странам континентальной  системы права  и входит в романо-германскую правовую семью.
     Р.Давид  подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти и в этом ее отличие от формирования английского "общего права", а  была исключительно продуктом культуры, независимым от политики.
       Создание романо-германской  правовой  семьи связано  с возрождением  права,  которое произошло   в XIII   веке на западе Европы.  Это возрождение  проявилось  во  всех планах; одним  из  его  важных аспектов был аспект юридический. Возрождение стало возможным потому, что в  XIII веке  уже перестали  смешивать  религию  и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была признана его собственная роль  и  автономия,  которые теперь  стали характерными для  западного  образа мысли и цивилизации.
     Гражданское  общество  должно основываться  на  праве:  право должно обеспечить  в гражданском  обществе  порядок  и  прогресс.  Эти  идеи  становятся господствующими в Западной Европе в XII и XIII веках  и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней.
          Основным    источником,    откуда    распространились    новые    идеи, благоприятствуя   тем самым  возрождению   права, стали  возникшие в   Западной Европе очаги  культуры. Главная роль при этом принадлежала  университетам, из которых первым  и наиболее  известным был   Болонский  университет  в   Италии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.