На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешний и внутренний долг России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

    «ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ» 
     
     
     
     

Выполнила:  
 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 
 

План
Введение………………………………………………….………………………..3
1. Общая характеристика государственного долга……………………..…….5
     1.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды…………………..5
     1.2. Роль государственного долга  в экономике страны…………………9       
2. Анализ состояния внутреннего и внешнего долга России…………………13
    2.1. История государственного долга России…………………….……..13
    2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………………21
    2.3. Анализ  динамики и структуры внутреннего  государственного долга РФ……………………………………………………………………….….29
3. Управление  государственным долгом: проблемы и возможности………35
Заключение……………………………………………………………………...40
Список  литературы…………………………………………..…………………42
Приложения………………………………………………………………….…..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      За  последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли  кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России, включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.
     Государственный долг - это неотъемлемая часть экономики  каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний.
     Государственный долг - это проблема, порождаемая  бюджетным дефицитом. Он представляет собой сумму непогашенных дефицитов  госбюджетов, накопленную за всё  время существования государства.  
Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.  
         Помимо этого важнейшим понятием и показателем в финансовой политике государства является и внутренний его долг, который образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов.

     Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
     В условиях финансового кризиса тема государственного долга России становится наиболее значимой и актуальной. В  первую очередь это связано с  тем, что до его активного развития (2-е полугодие 2008 года) наметились тенденции  его сокращения. Однако финансовый кризис проявился, прежде всего, в росте курса американского доллара по отношению к российскому рублю, что вызвало значительный рост внешнего государственного долга РФ, что не лучшим образом отразится на состоянии всей финансовой системы страны.
     Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что проблема государственного долга - это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
     Цель настоящей работы – исследование внутреннего и внешнего долга России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      Дать общую характеристику государственному долгу и определить его роль в экономике страны;
      Сделать экскурс в историю государственного долга России;
      Проанализировать динамику и структуру внутреннего и внешнего долга России;
      Выявить проблемы управления государственным долгом и возможности их преодоления.
     При написании данной курсовой работы были использованы труды таких авторов, как:  
 
 
 

    Общая характеристика государственного долга.
    1.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды
     Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.
     Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
    кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
    государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
    бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    государственным гарантиям Российской Федерации;
    иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
     Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     По  уровню управления государственный  долг делится на:
    государственный долг Российской Федерации;
    государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
    муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
     По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
     В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерацией, обязательства по которой выражены в иностранной валюте;
    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации.
    объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
     В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерации, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от Российской Федерации;
    объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.
     Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
     Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
     Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
    ревизия бюджета субъекта Федерации;
    передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
    иные меры.
     В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
     Размер  и структура внешнего долга России отражены в программе внешних  заимствований РФ и предоставляемых  Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.
     Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это  приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
     Предельный  объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований  России на очередной финансовый год  утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год.
     Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. 

     1.2. Роль государственного долга в экономике страны
     Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).
     Размер  сальдо бюджета и объем реального  валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга.
     В зависимости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.
     Классический  подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.
     В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство заинтересовано  в  сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.
     Государственный долг может успешно выполнять  роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.
     Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления).
     В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.
     Классический  подход к определению роли госдолга в экономике состоит в использовании его в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
     Классический  подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.
     Альтернативный  подход основан на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
     В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.
     В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансовый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.
     Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированности» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что нужно строить новые электростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной конкуренции за ресурсы, за условия международной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ состояния  внутреннего и  внешнего долга  России
     2.1. История государственного долга России
     Российское  государство получало кредиты и  осуществляло заимствования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I. Ключевский писал о долговой политике в период реформ Петра I: «Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которым оно долго пробавлялось, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего».
     Российская  система управления госдолгом стала  складываться при Екатерине II, которая осуществила первый внешний государственный заем на сумму 7,5 млн. гульденов в 1769г. Целью займа было финансирование Русско-турецкой войны. Историки считают этот заем первым официальным внешним долгом России. В 1769г. был организован особый «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциации в иностранных землях», в компетенцию которого входило ведение всех дел, связанных с внешними займами. Комитет возглавил князь А.А. Вяземский, в состав комитета вошли русский посланник в Голландии князь А.А. Голицын и граф З.Г. Чернышев. Впоследствии этот комитет был переименован в комитет госдолгов. В 1784г. под руководством Вяземского был разработан первый в истории России конкретный план погашения внешнего долга к 1793г. Вяземский предлагал издать указ, «чтобы на платеж долга откладывать ежегодно потребныя суммы из госдоходов, не употребляя их никуда в расход», говорил о необходимости лучше учитывать валютный фактор, осуществляя накопление средств для погашения долга, когда курс рубля к основной валюте долга - голландскому гульдену будет более выгодным. Фактически речь шла о создании первого российского финансового резерва. Но реализации плана помешала II Турецкая война (1787-1791 гг.), заставившая прибегнуть к новым займам.
     В 1792г. генерал-прокурор А.Н. Самойлов разработал новый план погашения всех внешних долгов в течение 15 лет. План был принят 23 июля 1794г. и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере 4 млн. руб. ежегодно исключительно из внутренних источников - путем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с ведра. Однако и этот план не был реализован в части уплаты долгов, прибыль растворилась в госбюджете.
     Еще при Екатерине II 11 мая 1796г. при комитете для разбора всех внутренних долгов была учреждена счетная экспедиция. Последняя в декабре 1796г. уже при Павле I в связи с упразднением самого комитета была преобразована в экспедицию для разбора и расчета государственных долгов.
     В 1797г. был разработан еще один проект погашения внешних госдолгов. Он также не был воплощен в жизнь, так как в 1798г. было принято решение о консолидации всех видов внешней задолженности. В связи с тем, что польские земли перешли в русское владение, а ими были обеспечены долги бывших польских королей и польского государства (около 16 млн. гульденов), Россия взяла на себя польские долги, объединив их с прежними русскими займами.
     В 1810г. при министерстве финансов была учреждена комиссия погашения долгов, которая должна была заниматься продажей государственного имущества для получения средств на погашение госдолга, а также обменом части государственного ассигнационного долга в облигации внутреннего процентного займа. В 1812г. комиссия была преобразована, она была сделана независимой от министерства финансов. Во главе ее был поставлен совет, в который вошли 3 члена Государственного Совета, 6 сенаторов и 10 выборных членов от петербургского, московского и рижского купечества.
     Манифестом  от 16 апреля 1817г. комиссия погашения долгов вновь была передана в непосредственное управление министерства финансов. 7 мая 1817г. для «высшего наблюдения» за комиссией погашения долгов и государственными банками был учрежден «Совет государственных кредитных установлений», который был независим от министерства финансов. Комиссия имела такие подразделения, как отдел срочных займов, сертификатный отдел или отдел удостоверений именной записи, купонный отдел, отдел бессрочных займов и вечных вкладов, доходный отдел.
     Комиссия  погашения долгов - первое государственное долговое агентство в России. Она осуществляла учет госдолга (внешнего и внутреннего), производила прием, хранение и выдачу денег и ценных бумаг, оплату купонных доходов, взаимодействие с казначейством и другими государственными органами, обеспечивавшими выплаты вкладчикам комиссии. Для операций по обслуживанию долга выделялись специальные ассигнования из бюджета. Манифестом 1817г. было предусмотрено выделение 40 млн. руб., а с 1818г. - 60 млн. руб. ежегодно «преимущественно перед всеми другими госрасходами». Комиссия занималась аккумулированием средств, поступающих от продажи госимущества, которые использовались для погашения долгов.
     Важнейшим моментом в управлении внешней задолженностью стало учреждение в 1812г. «для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для охранения прав каждого» при комиссии «общей книги всех обеспеченных государством долгов, срочных и бессрочных» - государственной долговой книги. В ней было 3 части: внешние долги, внутренние долги срочные, внутренние долги бессрочные. В каждом из этих разделов имелись подразделы. Так, во внутренних бессрочных долгах выделялись долги бессрочные обыкновенные; долги бессрочные на правах недвижимых имений, в долговой книге записанные; долги бессрочные неприкосновенные; родовые капиталы. Структура книги, просуществовавшая до 1918г., в связи с изменением классификации долгов менялась. Впоследствии в долговую книгу стали заноситься и появившиеся новые виды заимствований: гарантированные государством железнодорожные займы, городские займы и т.п. (за период с 1885 по 1912г. было выпущено 152 облигации). Эти облигации котировались на крупнейших европейских биржах (Лондонской, Парижской, Амстердамской и др.). Государственная книга внешнего долга воссоздана в РФ в 1994г.
     Выпуск  новых займов в царской России был непосредственно в компетенции царя и министерства финансов. Министерство разрабатывало положение о займе, которое утверждалось «Высочайшим указом», и заключало соглашение с иностранными и российскими финансовыми структурами, занимавшимися размещением ценных бумаг. Но после революции 1905-1907 гг. и созыва Государственной Думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае. Время и условия займа по-прежнему определялись «верховной властью».
     Существенную  роль играла агрессивная политика размещения российских займов за границей. Для  обеспечения благоприятной информации о финансовом положении России, для оказания влияния на общественное мнение стран-кредиторов в 1895г. был создан «особый фонд» министерства финансов в 250 тыс. франков. Россия содержала в Берлине свое пресс-бюро, снабжавшее материалами 25 газет. Использовались и не совсем легальные методы продвижения ценных бумаг на зарубежные рынки: подкуп прессы, депутатов, видных политических деятелей, профсоюзных лидеров, для рекламной поддержки российских займов. В 1904г. на эти цели было истрачено свыше 3,3 млн. золотых франков. Крупные затраты на рекламу несли и сами банковские консорциумы, участвовавшие в распространении русских займов за границей. Работу по размещению займов во Франции координировал спецагент минфинансов России в Париже(в 1894-1917 гг.)А.Рафалович.
     Непосредственное  отношение к управлению госдолгом имела и практика разработки обычного и чрезвычайного бюджетов. Чрезвычайный бюджет формировался из поступлений от внешних и внутренних займов и сумм, перенесенных из фондов казначейства, вкладов в Госбанк на вечное время, крупных единовременных поступлений от специальных капиталов или от продажи крупной госсобственности, сумм, возвращаемых частными железнодорожными обществами в погашение выданных государственных ссуд. Доля чрезвычайных ресурсов в общих доходах российского бюджета в 1860-1916 гг. колебалась от 4 % до 75%. Удельный вес доходов от займов в чрезвычайных доходах сильно колебался, доходя до 90%-95%.
     Чрезвычайный  бюджет использовался для финансирования строительства железных дорог и портов, на военные потребности, выдачу ссуд частным железнодорожным обществам, погашение беспроцентного долга, выполнение военных обязательств, ликвидацию последствий народных бедствий (неурожаев, эпидемий). В связи с началом Первой мировой войны значение чрезвычайного бюджета сильно возросло. При благоприятном финансовом положении часть чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату госзаймов. Платежи же по займам (проценты и погашение) шли за счет обыкновенного бюджета. Если чрезвычайные доходы не покрывали чрезвычайных расходов, дефицит ликвидировался за счет остатков свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков средств прошлых лет чрезвычайного бюджета.
     К особенностям долговой политики можно отнести гибкое сочетание внешних и внутренних заимствований. В связи с неблагоприятными условиями на европейских денежных рынках 25 марта 1809г. был издан указ, который определил главные условия размещения внутренних займов. Они осуществлялись в разнообразных формах - путем выпуска облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии процентных кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других банковских билетов государственными банками. Для внутренних, железнодорожных гарантированных или городских займов кроме номинальной стоимости в рублях устанавливались стоимостные паритеты облигаций в иностранной валюте. В 1890-е годы рублевые облигации городских займов Москвы размещались в России и в Германии. Не существовало никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних займов для иностранцев. Ввиду международного характера российских займов, курсировавших в различных типах валют, их купоны можно было реализовать в том месте, где обмен был наиболее выгодным.
     Правительство активно влияло на политику заимствований частных компаний. Их выход на международные финансовые рынки согласовывался с министерством финансов, которое участвовало в подписании соответствующих соглашений с иностранными банками. Особый порядок существовал и для выдачи госгарантий по частным ценным бумагам. Предоставление гарантий не было безвозмездным. Железнодорожные общества за гарантию должны были перечислять государству от половины до 2/3 своей чистой прибыли.
     Информация  о госдолге в царской России со второй половины XIX века стала достаточно транспарентной и доступной для инвесторов и аналитиков. Комиссия регулярно издавала сборники «узаконений и распоряжений», сборники «Займов правительственных или гарантированных правительством, котирующихся за границей» (с 1886г. по 1917г. было выпущено 25 сборников), списки долгов, занесенных в долговую книгу. Это способствовало повышению авторитета России как добросовестного заемщика.
     По  величине госдолга до Первой мировой  войны Россия занимала второе место после Франции. Внешний же его долг был самым большим в мире. Из развитых стран суверенный внешний долг кроме России имела только Япония, остальные государства-должники были зависимыми и полуколониальными. По ежегодным выплатам на обслуживание суверенного долга (около 0,4 млрд. рублей) Россия также опережала всех.
     Рост  внутреннего и внешнего долга  существенно увеличился в годы Первой мировой войны. За три военных года внешние заимствования страны увеличились в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Претерпела изменения и структура внешнего долга. Наибольшие кредиты нашей стране предоставили Англия, Франция, США и Италия. Война привела к увеличению заимствований и на внутреннем рынке. К 1916г. доля госрасходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила 33%.
     Обычно  принято сопоставлять размер долга  с государственным бюджетом. В начале XX в. Россия имела один из самых больших бюджетов в мире, который почти на 70% складывался за счет поступлений от винной монополии, госпредприятий и использования госимущества. Доля расходов на обслуживание госдолга в общих расходах бюджета была относительно небольшой - 17%. У развитых европейских стран (Италии, Германии) этот показатель доходил до 30%, хотя в абсолютном выражении размер долга у них был значительно меньше российского. Как и в других странах, в России не было официального разделения долга на внутренний и внешний в связи с отсутствием для этого какой-либо экономической или правовой основы. Формально выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и ориентированные на иностранных инвесторов. Однако не существовало ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и внутренних долговых обязательств нерезидентами.
     В дореволюционный период российское государство с целью привлечения кредитных средств в бюджет выпускало следующие обязательства: краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше 500 рублей), долгосрочные (до 50—80 лет); бессрочные. Основу госдолга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства.
     Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проектами (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.).
     В 1825г. госдолг России составлял около 358 млн. рублей и был примерно равен  годовому бюджету государства, а в 1855г. - превышал бюджет более чем в 2 раза (доля заграничных долгов - 28,5%, а внутренних - 71,5%).
     Внутренний  и внешний долг России на 1 января 1914г. состоял из государственных и гарантированных правительством процентных бумаг, находящихся в обращении внутри страны и за границей. Из 12744 млн. рублей гособязательств на внутренний долг приходилось 7264 млн. рублей (57%), а на внешний - 5480 млн. рублей (43%). Госдолг России превышал доходную часть бюджета 1913г. (3453 млн. рублей) в 3,7 раза. Процентные платежи по нему в сумме 389 млн. рублей составляли 11,5% расходной части бюджета 1913г. (3383 млн. рублей), а по внешнему долгу -5,7% (194 млн. рублей).
     В Приложении № 1 представлена структура государственного долга дореволюционной России.
     Вся история российского госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась неизменным доверием на международном рынке. В течение почти 150 лет у царской России имелись лишь единичные случаи нарушения условий выполнения иностранных займов. Доверие к российскому государству как к суверенному заемщику было связано с наличием у него большого золотого запаса, который за 30 лет перед Первой мировой войной увеличился в пять раз (август 1914г. - 1744 млн. золотых рублей, первое место в Европе по величине золотого запаса). Россия выступала в роли гаранта займов, предоставляемых другим государствам. Например, по отношению к Греции в 1833г., Китаю, Турции и др. стран.
     В Российской империи госкредит обрел  заметную внешнюю направленность в период деятельности министра финансов Вышнеградского (1887—1892). Активно проводил политику внешних госзаимствований и министр финансов С. Ю.Витте (1892-1902).
     XIX в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире должников и одновременно периодом освоения инструментов управления госдолгом.
     Выпуск  ассигнаций был основной формой государственного кредита в начале XIX столетия. В соответствии с манифестом императора Павла I ассигнации были признаны госдолгом. Впоследствии они частично были выкуплены с целью уничтожения. Постепенно ассигнации были изъяты из обращения и заменены государственными кредитными билетами. С прекращением выпуска ассигнаций центр тяжести в финансовой политике был перенесен на внутренние заимствования через механизм выпуска облигаций. Внутренние займы 1817—1818 гг. явились началом систематических прямых заимствований государством средств у населения. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей.  

     2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ
     Размер  государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления  о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.
     Вместе  с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
     Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми  организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство  выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
     Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в  иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.
     Валютная  составляющая государственного долга  для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
     Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.
     Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) складывается из:
    задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
    задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
    задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
    коммерческая задолженность бывшего СССР;
    задолженность перед международными финансовыми организациями;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.