На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационные системы управленческого учета (на примере учета оплаты труда)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ 

ГОУ ВПО  «Кубанский государственный технологический университет» 
 

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому  проекту 

по дисциплине СД.Ф.05.06 «Предметно-ориентированные  экономические информационные системы»
на тему:  «Информационные системы управленческого учета (на примере учета оплаты труда) »  

Выполнил  студент группы     07-К-ПИ2                         Тимохина К.С. 
 

Допущен к защите_____________________________________________ 

Руководитель  проекта
(нормоконтролер)    ____________________________________________
                                                           (подпись, дата, расшифровка подписи)
Защищена _____________                                    Оценка ______________
                           (дата) 

Члены комиссии __________________________________________________________________________________________________________________________
(подпись,  дата, расшифровка  подписи) 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар
2011 г.
 

Кубанский государственный технологический университет 

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса 

                УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой_Проф. д.э.н.Баяндурян Г.Л.
                __________________ 
                 
                 
                 
                 
                 

ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
Студенту   Тимохиной К.С.           группы     07-К-ПИ2          4     курса
Факультета      КТАС
Специальности   080801  -  Прикладная информатика в экономике
Тема проекта: «Информационные системы управленческого учета (на примере учета оплаты труда)»
Содержание задания:
Изучить
Рассмотреть
Разработать программу
Объем работы:
а) пояснительная  записка к проекту __________________________________с.
б) графическая  часть _________________________________листа формата А1
Рекомендуемая литература: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

Срок выполнения проекта: с “8” февраля  по “17”  мая 2011 г.
Срок  защиты: “_____”_________2011 г.
Дата  выдачи задания Дата сдачи  проекта на кафедру:
“18”   февраля  2011 г. “_____”_________2011г.
Руководитель  проекта ___________   _____________________________
                                                                       подпись                                         звание, степень, Ф. И. О.
Задание принял студент ___________   _______________
                                                                            подпись                                дата
 

РЕФЕРАТ 

       63 с.,  28 рис., 11 источников. 

       ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА,  КАДРОВЫЙ УЧЕТ, СПОСОБЫ РАСЧЕТА, 1С, УДЕРЖАНИЯ ИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА, РАСЧЕТНАЯ  ВЕДОМОСТЬ, КАДРОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, ШТРАФЫ, ПРЕМИИ 

       Курсовой  проект направлен на всестороннее изучение особенностей автоматизации подсистемы расчета заработной платы и учета кадров. Основной целью проекта является разработка программного обеспечения, позволяющего эффективно решать задачи по кадровому учету и расчету заработной платы. Для этого были рассмотрены особенности учета в данной сфере, программные продукты, автоматизирующие кадровый учет и расчет заработной платы, выявлены их преимущества и недостатки, что нашло свое отражение соответственно в теоретической и аналитической части пояснительной записки. В третьей части дается краткая характеристика разработанной программы. К пояснительной записке прилагается компакт-диск с разработанной автоматизированной подсистемой кадрового учета и расчета заработной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

 
     Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте  в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.
     Сегодня в сфере управления затратами  и финансовыми результатами деятельности предприятия существует две основные проблемы. Первая - переориентировать  отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая - создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских предприятий представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.
     Управленческий  учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить  отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета  в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. На современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий
     В связи с этим проблема его внедрения в отечественную практику приобретает первостепенное значение, возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта

        Сущность управленческого учета
 
     В последние годы термин "управленческий учет" стал весьма популярным, хотя далеко не все представляют себе, что это такое. Управленческий учет отличается от обычного бухгалтерского (финансового) учета, прежде всего тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партнеров), а для внутреннего "употребления". Высшая цель управленческого учета - помочь руководителю принимать правильные решения. Поэтому если простой (финансовый) бухгалтер должен строго следовать формам отчетности и инструкциям, то специалист по управленческому учету (бухгалтер-аналитик) свободен в выборе форм, методов и приемов анализа, главное для него - правильно уловить суть протекающих на предприятии экономических процессов и вовремя дать совет руководителю. Управленческий учет - это не что иное, как система информационной поддержки управления.
     Содержание  управленческого учета определяется целями управления и может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями  внутренних подразделений. Отсюда его содержание состоит как бы из двух частей: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления, и части финансового учета, которая используется для управления финансовой деятельностью.
     Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство текущих, будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.
     Другими важнейшими элементами, составляющими сущность управленческого учета, являются оперативность и аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от продаж продукции, работ и услуг.
     Установлению  сущности управленческого учета  способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его  как целостную информационно-контрольную  систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного  обеспечения, практическое отражение использования объективных законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
        Принципы управленческого учета
 
     Поскольку управленческий учет является компонентом  общей системы бухгалтерского учета, то те принципы, которые сформированы для финансового бухгалтерского учета, принимаются и в управленческом учете. Однако последний формирует информацию для планирования, принятия решений, выработки стратегии и оценки деятельности предприятия. Поэтому и принципы  управленческого учета должны быть направлены на удовлетворение перечисленных задач. К основным принципам управленческого учета относятся:
     1. Принцип непрерывности деятельности  – выражается отсутствием намерений  самоликвидироваться или сократить масштабы производства, т.е предприятие будет развиваться и в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания для решений, имеющих долгосрочный характер, таких как:  проведение анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д.
     2. Принцип уместности – проявляется  в любом случае при выборе  объекта наблюдения, объема информации  об этом объекте и возможности  оказывать влияние на управленческие решения. Качество информации о том или другом объекте наблюдения рассматривается с точки зрения ее существенности, т.е. своевременности.
     3. Принцип преемственности и многократного  использования (комплексности) –  система учета ведется на основе сбора, обработки и транспортирования данных первичного учета. Информация, подготовленная в рамках управленческого учета подкрепляется и дополняется данными финансового учета, и наоборот. Этот принцип предполагает разовую фиксацию данных в первичных документах или производственных расчетах и многократное их использование при всех видах управленческой деятельности представления для принятия решения или контроля.
     4. Принцип полноты и аналитичности  информации – создаются для осуществления функций: экономического анализа путем сравнения текущих результатов с запланированными, выявления конкретных факторов, влияющих на результаты поставленных целей и возможностей их достижения и т.д. Этот принцип проявляется через показатели внутренних отчетов.
     5.  Принцип нормативного и бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью – используется как инструмент планирования, контроля и регулирования (планирование всех сфер деятельности подразделений, расчет проекта бюджета, расчет вариантов плана и внесения коррективов и т.д.).
     6. Принцип логичности формирования  показателей внутренней отчетности  – обобщает показатели отчетности  по данным первичного учета  в систему внутренней коммуникации. На нулевом уровне учетная  информация возникает в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне она группируется в сводных документах отдела снабжения, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии, складского хозяйства. На последующих уровнях проводятся объединение и формирование отчетных показателей в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров и др.). На самом верхнем уровне (производственно-диспетчерский, планово-экономический отделы и бухгалтерия) происходит обобщение информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.
     В совокупности перечисленные принципы образуют полный и достаточно логичный набор моделей построения системы учета, соответствующих и удовлетворяющих требованиям бухгалтерского управленческого учета производства.
        Объекты управленческого учета
 
     Содержание  управленческого учета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:
     I группа – производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации:
    основные фонды – это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;
    нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование;
    материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда;
    производственные трудовые ресурсы – численность работающих, их структура, уровень квалификации.
     Объекты учета этой группы рассматриваются в динамике. Между тем ресурсы представлены: производственными запасами на центральных складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции; средствами производства, характеризующими наличие производственных мощностей и готовность предприятия к производству; трудовыми ресурсами, которыми располагает организация в данный момент, использованием трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности; результатом труда как продуктом предприятия.
     II группа – хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации. Эта группа сформирована с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами. Разнородные хозяйственные операции, сгруппированные по экономическому содержанию и принадлежности к отдельным процессам, представляют вид деятельности.
     Ко  второй группе объектов относятся хозяйственные  операции, объединенные по следующим  видам деятельности:
    снабженческо-заготовительная в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика); эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.
     Информация  о затратах собирается и обобщается по видам работ и складам, ценам  на приобретение материалов, себестоимости  изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам: приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контролю за исполнением смет.
     Результативная  итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.
    производственная – центральное звено системы управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Важное место в производственном учете отводится нормированию затрат – материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом внутренний учет организуется как единый процесс учета затрат и калькулирования. На этом участке учета определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.
    финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями и сервисным обслуживанием своей продукции, контроль качества выпускаемой продукции. На этом участке учета определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода, как от всего объема производства, так и от отдельных продуктов. Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и  разработать стратегию жизненного цикла продукта.
     Цикл  жизни продукта — это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки до того момента, когда интерес потребителей к данному продукту исчезает. Опоздание на рынок, выход на него после конкурентов могут негативно повлиять на рентабельность предложенного продукта.
    организационная – создание организационной структуры организации, выделение из системы управления функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.     Данный участок учета формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.
     III группа – доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов. Эта группа объектов учета формируется в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и поэтому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов.
     IV группа – структурные единицы, позволяющие локализовать затраты и доходы по местам их возникновения или центрам ответственности. Для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам и т.д.
     Все вышеперечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе.
        Методы  управленческого учёта
 
     Метод управленческого учета представляет собой совокупность различных приемов  и способов, посредством которых  в системе управленческого учета  отражаются объекты предприятия.
     Он  состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки; группировки и обобщения; контрольных счетов; нормирования, планирования; контроля и анализа.
     Документация  – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности организации. Документация необходима для выполнения контрольной, информационной и аналитической функций управленческого учета.
     Инвентаризация  – способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
     Группировка и обобщение – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета можно считать: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура хозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
     Контрольные счета – это итоговые счета, где  записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система  контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
     Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления организацией.
     Планирование  состоит из прогнозов, проектов программ и планов, их обоснования, оценки возможности выполнения и проверки их реальности. Оно включает стратегическое, тактическое, текущее и календарное планирование производства, охватывает деятельность не только предприятия в целом, но и всех структурных подразделений.
     Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования. Таким образом, нормы выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты предприятием при определенных условиях внутренней и внешней среды.
     Анализ  – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого  учета взаимодействует практически  со всеми остальными его составляющими. В сферу изучения попадает как  производственная деятельность всей организации, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.
     Контроль  – завершающий процесс системы  управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее  установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления наблюдения и регулирования.
        Информация, формируемая в системе управленческого учёта
 
     Руководителям организации для выработки управленческих оперативных решений и координации  развития организации необходима как обобщенная информация по затратам, так и калькуляция затрат по центрам ответственности, наименованиям изделий, по видам продукции и т. д. Иными словами, информация обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач и перспектив развития данной организации.
     Для передачи информации на разные уровни управления и организации обмена информацией между различными звеньями управляющей системы в организации создается информационная система управления, основанная на применении современных информационных технологий
     Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е всё то, что расширяет представление об объекте исследования.
     Управленческая  информация подразделяется на финансовую и нефинансовую. Финансовая информация создается на основе данных финансового учета, производственного учета и в основном представляет собой количественную информацию. Нефинансовая количественная информация также является полезной для управления организацией при планировании и контроле. К ней относятся: количество отработанных машино-часов; количество машино-часов, потерянных в результате простоев; количество работников; количество дней, прошедших от размещения заказа до получения продукции; процент счетов, содержащих ошибки; количество продукции, произведенной за неделю; количество единиц или наименований готовой продукции на складе и т. д.
     Некоторые виды информации не могут быть выражены в цифрах. В связи с этим информация делится на количественную и качественную. Примерами качественной информации являются:
    законодательство по данному виду деятельности;
    отзывы покупателей о качестве товаров или услуг;
    отчет о работе сотрудников.
     Таким образом, в управленческом учете  бухгалтер оперирует и информацией, не поддающейся количественной оценке, так как некоторые проблемы управления не могут быть решены только путем сбора и анализа числовых данных, наряду с ними имеют значение факторы, которые не могут быть представлены в числовом выражении.
     Для принятия управленческих решений может  применяться полная и неполная информация об объекте исследования.
       В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, важнейшими критериями качества учетной информации является ее полезность для различных групп пользователей. К основным качественным характеристикам информации относятся: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
     Понятность  означает доступность для понимания пользователем, который обладает достаточными знаниями в сфере деловой, экономической деятельности, бухгалтерском учете. При этом сложная финансовая информация не должна исключаться, если она необходима для принятия экономических решений.
     Требование  уместности (релевантности) информации подразумевает то, что она влияет на экономические решения пользователей, помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события или подтверждать, или исправлять прошлые оценки. На уместность информации в значительной степени влияет ее характер и существенность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могут повлиять на решения пользователей.
     Уместность  информации является результатом сочетания трех ее характеристик: предсказуемости, свойства обратной связи и своевременности. Предсказуемость представляет свойство информации, помогающее ее пользователям повысить вероятность реальности прогнозов. Особенно это важно в принятии решения по инвестиционным проектам. Процесс обратной связи предполагает, что информация играет важное значение в подтверждении и корректировке предыдущих данных (предположений). Информация о результатах одного решения используется для принятия следующего решения. Своевременность информации позволяет сохранять свою полезность. Значительная задержка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Для обеспечения своевременности информации иногда необходимо представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание момента, когда становятся известны все факты хозяйственной деятельности предприятия, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.
     Следующая важная характеристика учетной информации — надежность, достоверность. Информация является надежной, если она не содержит существенных ошибок и искажений, правдиво отражает деятельность предприятия, и пользователи могут положиться на нее.
     Надежность  информации обеспечивает ряд характеристик:
    Правдивость. Информация должна правдиво отражать хозяйственные операции и прочие события, происходящие в организации.
    Преобладание экономического содержания информации над формой. Необходимо, чтобы хозяйственные операции и другие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.
    Нейтральность. Подразумевает тот факт, что информация должна быть непредвзятой, не должна содержать пристрастных оценок.
    Проверяемость. Является исключительно важным свойством информации и означает, что, пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут к одинаковым выводам. Таким образом, влияние субъективной оценки и пристрастности должно быть исключено. Однако стоит признать, что осуществить это в реальности, особенно в управленческом учете, представляется весьма проблематичным.
    Репрезентативная достоверность данных. Подразумевает, что существует прямая связь между явлением и его оценкой, и не существует каких-либо определённых факторов, способных исказить оценку явления при том, что само явление остается неизменным.
    Осмотрительность. В соответствии с международными стандартами «осмотрительность» относится к качественным характеристикам информации, хотя также часто рассматривается в принципах ведения учета.
    Полнота информации. Требование полноты имеется в российском законодательстве, при этом подразумевается полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с международными стандартами требование полноты информации рассматривается с точки зрения ее существенности и затрат на ее подготовку.
    Сопоставимость. Это свойство формы представления информации, которое повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными показателями и данными. Предельной формой сопоставимости является единообразие, когда представляется информация не просто в сопоставимом, а в совершенно однообразном формате.
     Таким образом, сущность управленческого  учета можно определить как интегрированную  систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует  информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития организации.
        Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
 
     Для сравнительной характеристики финансового  и управленческого учета необходимо выяснить сходство и различие этих подсистем бухгалтерского учета.
     Различия:
     1. Обязательность ведения учета:
     а)  ведение бухгалтерского финансового учета предусмотрено законодательством, т.е. обязательно.
     б) ведение бухгалтерского управленческого  учета необязательно и всецело  зависит от воли руководства.
     2. Цель ведения учета:
     а) цель финансового учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой:
     - для составления бухгалтерской отчетности;
     - осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и использованием производственных ресурсов;
     - предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.
     б) цель управленческого учета является формирование и предоставление управленческому персоналу организации и ее структурных подразделений информации, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью организации и ее структурных подразделений.
     3. Основные пользователи информации:
     а) основными пользователями информации финансового учета являются внешние пользователи - органы государственного управления (налоговые, статистические, казначейство и др.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физические лица) и др.
     б) в управленческом учете потребителями информации являются работники управленческого персонала организации и ее структурных подразделений, специалисты, а также непосредственные исполнители, для которых установлены лимиты и нормативы по соответствующим расходам.
     4. Объекты учета и отчетности:
     а) в финансовом учете информация формируется и отражается в отчетности в целом по организации. В некоторых случаях отчеты о доходах и расходах составляются по отраслям и видам деятельности.
     б) в управленческом учете информация формируется и составляется отчетность по структурным подразделениям центрам ответственности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологическим решениям и другим позициям.
     5. Методы ведения учета:
     а) в финансовом учете обязательно используются все элементы метода бухгалтерского учета - документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
     б) в управленческом  - могут использоваться указанные элементы бухгалтерского учета, но не в обязательном порядке (в том числе документация и двойная запись). Кроме того, в управленческом учете широко используются количественные методы (методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, математического программирования, эвристические методы и др.).
     6. Правила ведения учета:
     а) финансовый учет и составление отчетности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены законодательством.
     б) в управленческом учете правила ведения учета, и составление отчетности устанавливаются самими организациями.
     7. Используемые измерители:
     а) в финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители в российской валюте. Операции в иностранной валюте приводятся к национальной валюте.
     б) в управленческом учете наряду с использованием указанных выше измерителей широко используются специфические измерители произведенной продукции и выполненных работ - машиночас, человекочас и др.
     8. Способы группировки расходов:
     а) в финансовом учете затраты группируют и учитывают в обязательном порядке по экономическим элементам:
     - материальные затраты;
     - затраты на оплату труда;
     - отчисления на социальные нужды;
     - амортизация;
     - прочие затраты.
     б) в управленческом учете учет расходов осуществляется по статьям калькуляции, например:
     - сырье и материалы;
     - возвратные отходы;
     - топливо и энергия на технологические  нужды;
     - цеховые расходы ;
     - и т.д.
     9. Степень точности информации:
     а) в финансовом учете и отчетности должна отражаться достоверная, документально обоснованная информация.
     б) в управленческом учете информация во многом носит расчетный характер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета, допускаются приблизительные и примерные оценки. Вместе с тем по ряду показателей администрация требует представления достоверных сведений.
     10. Периодичность составления отчетности:
     а) в финансовом учете информация представляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год).
     б) в управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно, а иногда – немедленно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип – целесообразность и экономичность. 11. Степень открытости информации:
     а)  финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны. Она является открытой и публичной.
     б) отчетность в управленческом учете обычно является коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
     13. Ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных:
     а) в финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных предусмотрена законодательством.
     б) по учетным и отчетным данным управленческого учета ответственность обычно не предусматривается. Вместе с тем данные управленческого учета могут явиться основой для привлечения менеджера к ответственности за его управленческие решения или поступки.
     14. Связь с другими дисциплинами:
     а) финансовый учет основан главным  образом на собственном методе.
     б) управленческий учет тесно связан с  другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.
     Наряду с перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много общего.
     1. Основная часть данных первичного  учета используется и в финансовом, и в управленческом учете.
     2. Учет затрат и калькулирование  себестоимости продукции осуществляются  как в финансовом, так и в управленческом учете. (В России конечный финансовый результат производственной деятельности организации определяют только способом сопоставления себестоимости продукции и выручки от продаж.) При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производственной продукции и ее основных видов в целом по организации. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости (по отдельным производствам, видам, технологическим решениям, зонам реализации и т.п.).
     3. Способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяют как в финансовом, так и управленческом учете.
     Однако  наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что  их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить  потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.
        Место управленческого учета в информационной системе предприятия
 
     В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия, которую можно представить в следующем виде:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.