На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система регулирования отношений предпринимателя с государством

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Д. СЕРИКБАЕВА
Кафедра «Экономическая теория и инженерная педагогика» 
 
 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: «Управление экономикой Казахстана»
На тему: «Система регулирования отношений предпринимателя с государством» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст.гр. 08-БЭ-2
                        Нечкина О.
Проверил:
Пестунова Г.Б. 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...3
1 Регулирование  деятельности предпринимателей со стороны государства……………………………………………………………………...4
1.1 Виды  и формы государственного регулирования  предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….4
1.2 Основные  направления в государственном  регулировании …………….7
1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….8
2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности ...9
2.1 Становление  и развитие антимонопольного  законодательства. Антимонопольное  регулирование …………………………………………....9
2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики ……………………………………………..11
Заключение  ……………………………………………………………………15
Глоссарий ……………………………………………………………………..16
Список  литературы …………………………………………………………...18
 

ВВЕДЕНИЕ
    Учитывая  развитие предпринимательства в  Казахстане, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.
    Связь предпринимательства [1] с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития казахстанской экономики. Актуальность выбранной темы заключается в том, что постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в Казахстане превратилась в одну из основных экономических функций государства.
    Данная  работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух частей, в которых находит свое отражение рассмотрение темы реферата, заключения, глоссария и списка использованной литературы. 
     Целью данной работы является рассмотрение такого важного явления, как система регулирования отношений предпринимателя с государством.
      В рамках достижения поставленной цели были намечены следующие задачи, которые будут решены в ходе рассмотрения темы:
      1) Изучение регулирования деятельности  предпринимателей со стороны государства, а именно, рассмотрение видов, форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности;
      2) Рассмотрение антимонопольного  регулирования предпри-нимательской деятельности, как разновидности систем регулирования отношений предпринимателя с государством.
 

     1 Регулирование деятельности  предпринимателей  со стороны государства 

    1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 

    Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
    Цель  государственного регулирования предпринимательской деятельности [2] хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
    1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:
    - определение формы собственности [3] хозяйствующих субъектов и правил управления;
    - создание механизма обеспечения  исполнения хозяйственных договоров;
    - предупреждение споров между  хозяйствующими субъектами и  разрешение их в судебном порядке;
    - защита интересов и прав потребителей  продукции хозяйствующих субъектов;
    - установление денежной системы [4];
    - установление стандартов и мер  на продукцию.
    2) стратегическое планирование науки  и научно-технического прогресса;
    3) решение макроэкономических проблем:
    - объем национального производства;
    - пропорциональность развития экономики;
    - темпы экономического роста;
    - внешнеэкономический баланс страны;
    - уровень занятости трудоспособного  населения страны;
    - социальная защита.
    Специфика рыночных отношений, так же как и  вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
    При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.
    Государственно-правовому  регулированию [5] в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:
    - характер рыночных отношений;
    - характер правовых связей между  хозяйствующими субъектами;
    - общесоциальные факторы;
    - общеэкономические условия;
    - общеполитические факторы.
    Рынок - система экономических отношений  между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку  эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого  государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
    Контроль  и последующее государственное  регулирование в предпринимательской  сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
    К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
    Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной  форме как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.
    Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
    - предупреждением экологических  катастроф и решением экологических  проблем, порождаемых свободой  выбора субъектами сферы экономической  деятельности;
    - борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
    - предотвращением экономических  кризисов, социальных потрясений;
    - контролем за использованием  общенациональных ресурсов;
    - социальной защитой наименее  обеспеченных слоев населения.
    На  практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство [6]. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач. 

    1.2 Основные направления в государственном  регулировании 

    Основные  направления в государственном  регулировании рыночных отношений  следующие:
    1. Установление целей развития  рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.
    2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.
    В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы  и т. д.).
    Государственное управление в широком смысле - это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органон власти.
    Принципы  государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть - материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей.
    Функции государственного управления:
    - прогнозирование;
    - планирование (план-закон принимается  законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
    - нормативное регулирование;
    - методическое руководство;
    - подбор и расстановка кадров;
    - материально-техническое обеспечение;
    - финансирование;
    - информационное обеспечение;
    - оперативное управление собственностью;
    - учет и контроль. 

    1.3 Методы государственного регулирования  предпринимательской деятельности 

    Методы  государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются  в следующих формах:
    -   убеждением;
    - принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:
    1) административные (запрет, юридическая  ответственность, принуждение к  действиям) - прямое регулирование;
    2) экономические (цены, тарифы, квоты,  налоги, лицензии) - косвенное регулирование.
    Следует отметить, что на современном этапе  развития рыночных отношений в государстве  произошел отрыв экономических  методов от административных. Кроме  того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.
    3) морально-политические (убеждение,  массовая информация).
 

2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности 

    2.1 Становление и развитие антимонопольного законодательства. Антимонопольное регулирование. 

    Антимонопольное  законодательство  в   Республике   Казахстан   имеет недолгую историю и  находится  на  пути  становления.  Практически  во  всех сферах  экономики оно требует доработанности.  В  настоящее  время  правовую основу антимонопольного законодательства составляют:
          1) Конституция Республики Казахстан от 30 вгуста 1995 г.;
        2) Закон Республики Казахстан  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 07 июля 2006 г. ;
          3)  Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от  9  июля 1998г.;
          4) Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции»  от  9 июля 1998г.;
          5) Закон  Республики Казахстан  «О  защите  прав  потребителей» от 25 июля 1996 г;
          6) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 г;
          7) Указы Президента Республики Казахстан;
          8)  Постановления Правительства  Республики  Казахстан,  нормативные документы межведомственного характера.
           Указанные  нормативно-правовые  акты   обеспечивают   антимонопольное регулирование,  формами   которого   является    нормативное    и   правовое воздействие. Нормативное   регулирование  -  это  правовой  режим  поведения хозяйствующих  субъектов  на  рынке  и  государственный  контроль  за   ним.
    Правовое  воздействие  состоит  в  воздействии   на   правоотношения   между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.
           Так, ст.26 Конституции РК утверждает  правовые  основы,  регулирующие развитие  конкуренции,  определяет,  что  «каждый  имеет  право  на  свободу предпринимательской деятельности, свободное использование  своего  имущества для  любой  законной  предпринимательской  деятельности.   Монополистическая деятельность  [7] регулируется  и   ограничивается   законом.   Недобросовестная конкуренция запрещается».
           07 июля 2006 года. в Казахстане принят Закон «О  развитии  конкуренции  и ограничении монополистической деятельности». Данный  закон  принят  в  целях поддержания и развития конкуренции [8], защиты интересов потребителей. Акты  антимонопольного  законодательства   регулируют   отношения   в различных сферах экономики: в  сфере  естественной  монополии [9],  конкурентной сфере и государственной монополии [10].
       Так, Закон Республики Казахстан  «О естественных монополиях»,  принятый Парламентом Республики  Казахстан  9  июля  1998 года  регулирует  деятельность субъектов  естественной   монополии.   Закон   Республики   Казахстан     «О недобросовестной  конкуренции»  от  9  июля  1998 года   определяет   действия, признающиеся   недобросовестной   конкуренцией [11],    устанавливает    механизм предотвращения  и   устранения   недобросовестной   конкуренции,   а   также ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан  «О защите прав потребителей» закрепляет правовые,  экономические  и  социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.
       Таким образом, антимонопольное  законодательство  -  это  совокупность нормативно-правовых  актов,  целью  реализации  которых  является   развитие конкуренции,  предупреждение,  ограничение  и  пресечение  монополистической деятельности  и  недобросовестной  конкуренции,  регулирование  деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.
       Антимонопольное   регулирование   -   это   комплекс   экономических,
административных и  законодательных  актов,  осуществляемых  государственным органом с целью обеспечения условий для   развития  рыночной  конкуренции  и ограничения     монополистической      деятельности.      Антимонопольное регулирование включает ценовую  политику [12] в сфере естественных  монополий. Кроме  того,  антимонопольное  регулирование  –  это  властная  деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения  по конкретному юридическому делу на  основе  юридических  фактов  и  конкретных правовых норм.
       Антимонопольное регулирование   имеет следующие признаки:
      1) осуществляется  уполномоченным  органом  –  Агентством  Республики Казахстан  по   регулированию   естественных   монополий,   защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен  функциями государственного управления;
      2) установлением конкретных правовых  последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
      3)  завершается  вынесением  индивидуального  юридического   акта    –предписания или решения.
       Формы  и  методы   государственного   антимонопольного   и   ценового регулирования деятельности субъектов во всех  сферах экономики  различны,  а их  совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику. 

    2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 

       Один из основополагающих принципов  рыночной  экономики  -   свободная конкуренция.  Основное  содержание  конкуренции  –  борьба  за  потребителя, полное удовлетворение  его  потребностей.  Конкурентная  сфера  экономики  – рынки,  где  в  силу  технологических,  экономических  и  социальных  причин наиболее целесообразной формой организации рыночного  пространства  являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.
       Основными признаками конкурентной  сферы экономики являются:
       -  наличие  множества  самостоятельных   субъектов  -   производителей
товаров и  услуг  и  их  потребителей,  строящих  свои  отношения  в  рамках действующего в республике законодательства;
       - полная либерализация цен на  товары  и  услуги,  обеспечивающая  их свободное формирование на  основе  принципов  рыночной  экономики  с  учетом складывающихся спроса и предложения.
       Антимонопольное  регулирование   в   конкурентной   сфере   экономики предполагает  соответствующую  ценовую   политику   –   либерализацию   цен [13], поощрение конкуренции. В  отличие  от  категории  естественной  монополии  в конкурентной    сфере    экономики      провозглашен     принцип     свободы предпринимательской  деятельности.  Конституция  и  Гражданский  кодекс   РК исходят из принципа свободы  предпринимательской  деятельности,  однако,  не исключают  ограничений  тех  правомочий  хозяйствующих  субъектов,   которые вытекают из этого принципа. При этом предполагается, что  такие  ограничения (запреты)  должны  содержаться в законодательных   и   нормативных   актах Республики Казахстан.
       В  конкурентной  сфере  экономики   имеются  хозяйствующие   субъекты, занимающие доминирующее положение на  рынке  и  не  занимающие  доминирующее положение.
       Монополия  —  это  ситуация  на  рынке  с  абсолютным   преобладанием единоличного производителя или продавца продукции, при  которой  отсутствует конкуренция. Одним из способов  ограничения  монополизма  [14] является  развитие конкурентных рынков товаров, работ и услуг, которые  можно  подразделить  на следующие типы:
       - рынок  свободной   конкуренции,  где    производители,   продавцы   и
покупатели  имеют равные права и возможности;
       - рынок   несовершенной   конкуренции,   который,   в   свою   очередь,
подразделяется  на рынки чистой  монополии,  олигополии  и  монополистической конкуренции. На первых  этапах  развития  рыночных  отношений   конкуренция отсутствовала.
       Государственное регулирование  в конкурентной сфере  сводится  лишь  к ограниченному  набору  действий,  направленных  на  обеспечение   соблюдения правил свободной конкуренции  всеми  субъектами  рынка  независимо  от  форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности.
       Механизм предотвращения и устранения  недобросовестной конкуренции,  а также   юридическая    ответственность    за    недобросовестные    действия предусмотрена Законами РК «О недобросовестной конкуренции»  от  9 июля 1998 года, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 07 июля 2006 года
 и   другими правовыми актами межведомственного характера.
       Один  из  методов  регулирования   поведения   структур,   занимающих монопольное положение на рынке,  является  включение  их  в  Государственный реестр хозяйствующих субъектов [15] – монополистов  с целью наблюдения  за  их поведением  на  рынке  на   предмет   выявления   и   пресечения   нарушений антимонопольного законодательства.
       В соответствии со ст.3 Закона  РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»  доминирующее  положение  -  это исключительное положение хозяйствующего субъекта на  республиканском  рынке, оказывающее отрицательное влияние на  конкуренцию,  затрудняющее  доступ  на рынок  других  хозяйствующих  субъектов  или  иным  образом   ограничивающее свободу их экономической  деятельности.  Доминирующим  признаётся  положение хозяйствующего субъекта,  доля  которого  на   рынке  определенного  товара, превышает 35%.
       При  анализе   экономического   положения   хозяйствующего   субъекта необходимо рассчитывать  как  абсолютную,  так  и  относительную  его  долю, определяемую путем сопоставления с долей конкурентов.
       Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может  устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.
       Типичными признаками доминирующего  положения являются:
       - хозяйствующий субъект не имеет  конкурента на рынке соответствующего товара;
       -  хозяйствующий  субъект,  не  являясь  единственным  производителем (поставщиком) или потребителем соответствующего товара,  способен  диктовать свои условия при  продаже  или  покупке  товара,  при  заключении  договора, навязывать потребителю или поставщику любые невыгодные для него условия;
       -  хозяйствующий   субъект   путем   монополизации   рынка   способен
ограничивать  конкуренцию  других  предприятий,  организаций,   производящих соответствующие товары. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Существующая  правовая система  Казахстана еще  не  может  обеспечить защиту  прав  и  интересов  предпринимателей в полной мере.  Официальное право оказалось оторванным от реальных  процессов,  происходящих  в  социально-экономической жизни Казахстана.
    Вследствие  этого, можно   указать те  аспекты,  развитие которых    позволит    государству    наиболее    эффективно    регулировать предпринимательство  и  создаст  оптимальные  условия  для  его  развития  в Республике Казахстан.
    1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
    2. Нормативно - правовое обеспечение  предпринимательства;
    3. Развитие прогрессивных финансовых  технологий;
    4.  Научно  -  методическое  и   кадровое   обеспечение   предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения  квалификации  кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой  информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
    5. Создание льготных условий   использования  субъектами  предпринимательства государственных  финансовых,  материально-технических  и   информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий ;
    6. Международное сотрудничество  в сфере предпринимательства -  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов  предпринимательства,  включая содействие развитию их  торговых,  научно-технических,  производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
 

ГЛОССАРИЙ 

[1] Предпринимательство – это форма проявления инициативы, рассчитанная на получение систематической прибыли в ходе организации собственного бизнеса, несущая финансовые риски и материальную ответственность.
[2] Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
[3] Форма собственности - это вид собственности, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником (государственная, частная собственность).
[4] Денежная система - исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране.
[5] Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.
[6] Партнерство - юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц.
[7] Монополистическая деятельность - деятельность субъектов рынка, положение которых дает возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе позволяет оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
[8] Конкуренция - состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
[9] Естественная монополия - ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.