На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая культура: сферы и особенности в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Городской Университет Управления Правительства Москвы
Кафедра истории и политологии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СФЕРЫ И  ОСОБЕННОСТИ В  РОССИИ» 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА: студентка I курса экономического ф-та специальность «финансы и кредит» Митяева Яна  Андреевна
ПРОВЕРИЛА: кандидат политологических наук, доцент
Кабыткина Ирина  Борисовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2008 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      Политическая  культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко  реагирующий на динамику окружающего мира.
      Особенность политической культуры заключается  в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Политическую культуру можно рассматривать в качестве посредника между политическим миром и средой, обеспечивающим взаимодействие между областями социальных отношений, культурными нормами и стереотипами и политическими процессами.
      Политизация современной жизни  - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме – желаем мы того или нет – приобретает политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры
      Политическую  культуру часто отождествляют с  образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием её нет. Не менее часто политическую культуру  путают с политическим поведением.
      Считается, что понятие «политическая культура»  было введено в научный оборот в работе американского политологи Ч.Байера «Системы правления европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура»(1963), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму. (вики) Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев)
      Анализ  соответствующих исследований позволяет  выделить наиболее часто встречающиеся  трактовки политической культуры.
      Это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность.
      Это часть духовной культуры общества, включающая в себя те её элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.
      Это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности.
      Это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса общества) в исторически определенной системе политических отношений.
      «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан  определённых норм, образцов поведения  и ценностей. Из них часть оформлена  законодательно, а другая часть утверждается в обществе форме традиций, обрядов, обычаев.
      Обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способны единству и взаимодействию политических институтов и организации общества.
      Координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государств и его граждан.
      Суммируя  все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
      Политическая  культура- это культура политического  мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организаций  всей политической жизни в обществе.1

     1. Политическая культура

1.1. Структура политической культуры

      Характерными чертами политической культуры являются:
      «Предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определённых норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе форме традиций, обрядов, обычаев.
      Обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способны единству и взаимодействию политических институтов и организации общества.
      Координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государств и его граждан.
      Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.
      Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
      Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.
      Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.
      Выделяют  три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и  политический.
      1. Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентаций и норм политического поведения.
      Такой выбор зависит от жизненных позиций  человека: от предпочтений им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признаний им норм западной или восточной  цивилизации; от его религиозного или  материалистического мировоспитания; от его отношения к идеологии, насилию и т.п.
      2. Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к её возможностям и полномочиям.
      А на основе восприятия власти человек  определяется в отношении своих  гражданских прав и обязанностей.
      Именно  на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения и гражданской власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем партийные или политико-групповые пристрастия.
      3. Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитическое) поведение.
      Достигнув этого уровня, люди или активно  включаются в политическую жизнь  общества, или сознательно устраняются от политики. Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой

1.2. Типология политических культур.

      Основные  модели политической культуры – тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
      Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:
    Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством.
    Политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями.
    Политический язык стандартизирован и скуден.
    Политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе.
    Уровень политической культуры большей части общества невысок.
      Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
      В случае контактирования с внешней  средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем  восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью  с элементами агрессивности.
      Но  в то же время внутри этой модели её тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные.
      Либерально-демократическая  модель политической культуры характеризуется  ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
      Характерные черты:
    Политические сознания и ценности общества формируются децентрализовано, из многообразных источников.
    Политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Существует свобода прав печати.
    Политический язык обширен и нестандартен.
    Политическое поведение многообразно.
    Политическая культура общества находится на достаточном уровне.
      Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
      Либерально-демократическая  модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В её пределах доминирует косвенное политическое насилие.
      Наряду  с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.
      Основные  типы политической культуры:
    «Закрытый» тип
    «Открытый» тип
    Патриархальная политическая культура
    Подданническая политическая культура
    Активистская политическая культура
    Патриархально-подданическая политическая культура
    Подданическо-активистская политическая культура
    Патриархально-активистская политическая культура
    «Культура гражданина»
    Фрагментарная политическая культура
    Интегрированный типа политической культуры
      Наряду  с типами политической культуры в  общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.
      Политический субкультуры характерны для конкретных субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.
      К числу наиболее важных относятся  следующие:
    Политическая субкультура Запада
    Политическая субкультура Востока
    Регионально политические субкультуры
    Религиозно-политические субкультуры
    Этнополитические субкультуры
    Молодежная политическая субкультура
      А существует ли общечеловеческая политическая культура? Медленно, но неуклонно она  становится реальностью. Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (с латыни «универсалис» означает «всеобщий»).
      Под политическими универсалиями следует  понимать ряд черт, характерных для  значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.
      К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся  следующие:
    Общечеловеческие политические ценности и принципы
    Международный политический язык
    Международная политическая символика
    Существование и функционирование международных политических организаций
    Международное право
    Глобальная политическая интеграция
    Глобальная распространенность государства как политического института (объединение)
    Политический абсентеизм (негативная универсалия)
    Политический регионализм (негативная универсалия)
    Политическое насилие (негативная универсалия)
      Даже  представленные универсалии (а их гораздо  больше) позволяют констатировать реальность общечеловеческой политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле.

     2. Политическая культура  в России

2.1. Типы политической культуры в современной России

      Работа  над исследованием политической культуры России осуществляется в рамках теорий модернизации, транзитологии, демократизации с учетом потенциальной способности России перейти к подлинно демократическому режиму. Исследования проводятся в нескольких направлениях: поиск демократической субкультуры в рамках национальной культуры, подлинно демократических институтов в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании.
      Традиционное  и индустриальное общества, сосуществующие в одно и то же время, дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический. До 1980-х гг. во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая, или «моностилистическая», модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, которая обусловила особенности российского общественного устройства от абсолютизма до социалистического строя. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.
      Для тоталитарного типа советского периода характерны унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела политической элиты, а, следовательно, и рядовых граждан.
      Замещение советской политической культуры новой - процесс длительный и зависит, как считает Э.Баталов, по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений;  характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.
      Демократическая политическая культура предполагает плюрализм  политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. И как следствие  включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.
      Переходное  состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры, наличие в нем элементов, как тоталитарной культуры, так и демократической. Применительно к политической культуре постсоветской России иногда используется термин «авторитарно-коллективистская».
      Экстремальные условия России, ставящие ее в течение  длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д. В сочетании со слабостью демократических традиций, зачастую личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью.
      В России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Однако, по мнению исследователей, доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.
      Характеризуя  подданнический характер политической культуры Р.Мухаев выделяет ряд специфических черт, обусловленных влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей развития России. Во-первых, дуалистичность политической культуры, представляющей собой сложное взаимодействие двух социокультурных потоков (с Востока и с Запада), ориентирующихся на различные системы ценностей: с одной стороны, ценности коллективизма, справедливости, равенства, приверженность патриархальным традициям; с другой стороны, ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма. Во-вторых, конфронтационный характер отношений между носителями политической культуры, выражающийся в бунтах, гражданских войнах, революциях. В-третьих, концентрация политического господства в руках правящего класса, которая приводила к тому, что при малейшем его ослаблении нарастала неуправляемость системы. В-четвертых, отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, приводящее к концентрации политической жизни в рамках правящего класса, что способствует политическому бесправию населения.
      В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур - авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и социалистическая. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.
      Однако  особенность современного этапа политической культуры российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.
      Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня.

2.2 Политическая культура современной России

      Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.
      На  содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
      - радикальные изменения основ  экономической, социальной, политической  и духовной жизни, массовые  перемещения в Россию различных  групп населения из ближнего  зарубежья и возникновение вследствие  этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
      - изменение и усложнение социальной  структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
      - переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
      Все эти процессы диктуют необходимость  серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.
      В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
      - ценности коммунитаризма – приоритет  групповой справедливости перед  принципами индивидуальной свободы;
      - индифферентное отношение к политическому  участию;
      - персонализированное восприятие власти;
      - предрасположенность к конформизму;
      - неверие в представительные органы  власти, тяготение к исполнительным  функциям с ограниченной индивидуальной  ответственностью;
      - подданническое отношение к власти;
      - правовой нигилизм;
      - нетерпимость к другим мнениям,  принципам;
      - некритическое восприятие зарубежного  опыта, копирование его сомнительных  образцов;
      - предрасположенность к силовым  методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.
      Свое  предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.
      В силу объективных обстоятельств  Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве  власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.
      С точки зрения А.Ахиезера, «общество  не может обеспечить свое существование  в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».
      Происходящие  политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской  России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     Перестроечный и реформистский периоды жизни  России конца 80-х и начала 90-х годов  привели к формированию некоторых  предпосылок и элементов политических отношений типа конституционализма. Однако еще нет достаточного материала для утверждения, что конституционализм — это наша политическая судьба, а гражданское общество — естественная социальная аура нашего бытия.
     Если  на Западе идеи конституционализма развивались и реализовывались в результате корректировки устоявшихся христианских максим и национальных- традиций, поиска основ мира в обществе, то в России идея конституционализма возникла как попытка выйти из тупика, застоя, как обоснование условий ускорения развития, приобщения России к прогрессивным просветительским идеям.
     Современный вариант приобщения к конституционализму является, с одной стороны, итогом и способом критики советского социализма, а с другой — решением проблемы выхода из режима администрирования, остаточной формы тоталитаризма, перехода от всеобщей огосударствленности к отношениям, основанным на разных формах собственности.
     Имеющийся англо-американский и евроконтинентальный  опыт говорит о том, что нет  единой универсальной модели отношений  общества и государства. Более того, можно подвергнуть сомнению общецивилизационность конституционализма, коль скоро он еще не стал частью всех национальных культур. Другое дело, допустить, что в европейских по происхождению ценностях есть общецивилизационное начало. Это упрощает подход к нашим российским проблемам. Западные варианты в таком случае не эталоны, но поучительные примеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

 
    Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности // Судьба России: Сочинения. М.: 2000. 283 с.
    Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А. Политическая культура // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / под ред. Мелешкиной Е.Ю. М.: 2001.
    Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М.: 2005.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.