На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психоанализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему ПСИХОАНАЛИЗ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Ни  одно направление не приобрело столь  громкой известности вне сферы  психологии, как психоанализ, фрейдизм. Фрейдизм – такое название оно  получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнениями, постепенно сформировалось целое психологическое направление – «психоанализ». Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Зигмунда Фрейда. Бессознательное – это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, несвязанные и не обусловленные нашим «Я». К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов, стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.
      Целями  моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой. Итак, задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Объектом изучения в моей курсовой работе является психоанализ, или фрейдизм. Предметом изучения – теория Фрейда о структуре психики.
 

1 Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа

1.1 Судьба психоанализа

     Создание и распространение психоанализа (от греч. psyche - душа, психика и analysis – разложение, расчленение, изучение, исследование) как нового метода психотерапии и учения о человеке и обществе является одним из наиболее значительных событий в интеллектуальной жизни людей XX в. и истории человеческого самопознания. Психоанализ был разработан в конце XIX – начале XX в. австрийским врачом, невропатологом, психопатологом психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (6.06.1856, Фрейберг, Австро-Венгрия – 23.09.1939, Хэмпстед, близ Лондона, Великобритания).

1.2. Предыстория

     Формирование мировоззрения и исследовательских ориентаций будущего создателя психоанализа осуществлялось в духе идеалов свободомыслия и гуманизма, в атмосфере неустанных интеллектуальных и духовных поисков, столь характерных для Европы второй пол. XIX – нач. XXв. Серьезным импульсом к изучению естественных наук и решению избрать научную карьеру стало увлечение юным З.Фрейдом поэтической натурфилософией Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) и эволюционистской теорией Дарвина (1809-1882) - Уоллеса (1823-1913), влияние которых он ощущал всю жизнь.
     Овладев основными европейскими и древними классическими языками, З.Фрейд серьезно осваивал традиции западноевропейского интеллектуализма и духовности, все более тяготея к культурологической проблематике и метафизике. Однако в силу жизненных обстоятельств, вскоре после отличного окончания гимназии, был вынужден выбрать профессию врача.
     Обучаясь на медицинском факультете Венского университета, З.Фрейд параллельно занимался самообразованием и научной работой. Под руководством директора Института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке (и в его лаборатории) осуществил цикл исследований в области физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Изучая нервную ткань, усовершенствовал технику ее исследования и провел наблюдения, позволившие разработать некоторые основания теории нейронов. Испытал влияние идей энергетической школы Гельмгольца Брюке, которые впоследствии перенес в область психологии и положил в основу своего учения о психодинамике. Основательно изучил европейское философское наследие от Эмпедокла, Платона и Аристотеля до Джона Стюарта Милля, Эдуарда Гартмана и Густава Фехнера. Прослушал систематический курс философии Франца Брентано и дополнительно изучал у него философию в приватном порядке. Впоследствии весьма активно использовал обширный комплекс философских идей при создании и развитии собственного учения.
     Под руководством директора Института сравнительной анатомии Карла Клауса осуществил сравнительно-анатомическое исследование гонадической структуры угрей. По заданию директора Института патологии Соломона Штриккера занимался проведением опытов над гроздевидными железами. После окончания университета и получения степени доктора медицины работал в институте Эрнста Брюкке, в отделе Германа Нотнагеля в Венском общем госпитале и Психиатрической клинике Теодора Мейнерта. Провел исследование филогенетического развития спинного мозга. Занимался неврологией и психиатрией, интерес к которым возник у него задолго до поступления в университет. Постепенно отходил от физиологии и уделял всевозрастающее внимание психологии, невропатологии и психиатрии. Изучал действие кокаина на человеческий организм. Провел серию экспериментов на самом себе (в дальнейшем постоянно экспериментировал на себе, своих детях и близких). Установил явление местной анестезии. Результаты этих опытов были использованы венским врачом окулистом Карлом Коллером, который ввел кокаин в медицинскую практику в качестве анестезирующего средства [9, c. 10].

1.3. Истоки

     Под влиянием врачебной деятельности З.Фрейд проявлял все больший интерес к различным психонервным заболеваниям и современным методам их лечения. Побуждаемый практическими потребностями, использовал гипноз в качестве одного из терапевтических средств. В целях совершенствования гипнотической техники стажировался во Франции у основоположника современного клинического учения о нервных болезнях Жана Шарко и лидеров конкурирующей школы гипноза Амвросия Льебо и Ипполита Бернгейма. Под их влиянием выработал представление о том, что возможной причиной некоторых психонервных заболеваний (в частности, истерии и истерического паралича) является невидимая психическая травма, существование которой скрыто не только от врача, но и от самого больного, и обратил внимание на роль сексуального фактора в происхождении и развитии различных психических расстройств. Приступив к частной медицинской практике в качестве специалиста по нервным болезням, использовал всю гамму различных видов терапии, в т. ч. гипноз и внушение. Наряду с врачеванием изучал проблемы афазии, мозгового паралича и др. Как практикующий врач с течением времени все более отчетливо осознавал недостаточность и низкую эффективность существующих методов лечения и отсутствие необходимых теоретических разработок. Пытаясь проникнуть в тайны человеческой психики, все более настойчиво разрабатывал идею о неосознаваемой психической травме как причине заболевания. Совместно с венским врачом Иосифом Брейером создал и совершенствовал новый катартический метод психотерапии (метод Брейера-Фрейда), основанный на искусственном воспроизведении эмоциональных переживаний и соответствующим отреагированием пациента, пребывающего в состоянии гипноза, на когда-то травмировавшую его ситуацию. З.Фрейд приступил к созданию глубинной психологии, ориентированной по преимуществу на изучение бессознательных явлений и процессов психики человека. Осуществляя этот радикальный поворот, он вместе с тем пытался усовершенствовать катартический метод и отказался от использования гипноза, полагая, что в данном случае он не обладает необходимой эффективностью. Отказ от гипноза в конце концов повлек и отказ от катартического метода, на смену которому пришел созданный им «метод настояния» – особой методики неуклонного побуждения пациентов к воспоминанию и словесному выражению забытых травматических переживаний, послуживших причиной заболевания. В процессе лечения больных З.Фрейд обнаружил, что травмирующие воспоминания вытесняются из сферы сознания в неосознаваемые структуры психики (где продолжают травмирующее воздействие, проявляясь в виде симптомов - символов воспоминаний) и что пациенты оказывают сознательное и неосознаваемое сопротивление попыткам установить и воспроизвести беспокоящие их воспоминания и переживания.

1.4. Создание психоанализа

 
     Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения необходимой информации о причинах, источниках и механизмах психических расстройств. В этих целях в 1896 он разработал и применил специальный метод зондирования, исследования, диагностики и терапии, названный им методом свободных ассоциаций. Первое практическое использование этого метода считается датой создания психоанализа (1896), который в общей сложности разрабатывался и развивался З.Фрейдом более 40 лет. И в окончательном виде являл собой сложную систему методов, технических приемов, моделей, гипотез, теоретических конструктов, концепций и ряда разнообразных теорий, различной степени общности и достоверности.1

1.5. Психоаналитические методы

     Вскоре после создания метода свободных ассоциаций, под давлением практических и теоретических потребностей З.Фрейд разработал еще два метода диагностики и терапии. Таким образом, были созданы основные клинические методы (технические средства) психоанализа, к которым относились:
1. Анализ свободных ассоциаций (ассоциативный метод);
2. Анализ снов и толкование сновидений;
3. Анализ и толкование различного рода ошибочных действий (оговорок, описок и т.д.).

1.6. Психоаналитическая терапия

     Все методы были ориентированы на решение основной терапевтической задачи психоанализа – выявление неосознаваемой психической травмы и коррекцию неосознаваемого психического конфликта как чрезмерного столкновения либидо и вытеснения. Обнаружив, что различные подавленные желания, аффективные переживания и воспоминания о травматических событиях не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное (где оказывают травмирующее воздействие) и проявляются в виде невротических симптомов, З.Фрейд считал необходимым создать для пациентов возможности изжить («отреагировать») эти травматические импульсы и таким образом вернуть психику, личность и здоровье к традиционному состоянию неустойчивого равновесия. Достижение соответствующего терапевтического эффекта предполагало активное воздействие сознания на бессознательное, установление трансфера, преодоление сопротивления и «психическую самопомощь» пациентов, использующих в борьбе с болезнью максимально возможную для них активность сознания, стремление к выздоровлению и волю к жизни. Сегодня говорить о психоанализе как о неком едином течении в духовном опыте человечества не совсем корректно. Термин «психоанализ» употребляется для обозначения:
     1) метода психотерапии в современной медицине;
    комплекса гипотез и теорий современной психологии, объясняющих место и роль бессознательного в структуре психики человека;
    особого направления в философии – психоаналитическая философия – ориентированного на выявление основ человеческого бытия – индивидуального и социального – на основе признания бессознательного, по-разному трактуемого.2

1.7. Этапы развития

     За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социологического учения. Внутренняя логика, смена доминант и точки роста психоанализа позволяют выделить (хотя и весьма условно) три основных этапа развития классического психоанализа: 1) клинический; 2) психологический; 3) метафизический. На клиническом этапе (1896-1905) психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями. В основных произведениях З.Фрейда этого периода «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905) и др. был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности, выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии и пр.
     На психологическом этапе (1905-1913) психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода «Характер и анальная эротика» (190В), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «О психоанализе. Пять лекций» (1910), «Положение о двух принципах психической жизни» (1911), «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) и др. развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии и пр.
     На метафизическом этапе (1913-1939) психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1929), «Введение в психоанализ. Лекции» (1933), «Почему война?» (1933, в соавторстве с Альбертом Эйнштейном), «Моисей и монотеизм» (1939) и др. завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях, развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности, исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества, намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения и пр. Своеобразие развития психоанализа З.Фрейда наложило существенный отпечаток не только на его содержание и потенции, но и на возможности его взаимодействия со всем комплексом наук о человеке, общественным сознанием и культурой.3

1.8. Аспекты анализа

     Существенным моментом создания и развития психоанализа стал разработанный З.Фрейдом принцип анализа всех психических явлений. Согласно ему, каждое явление должно было быть изучено и раскрыто в трех основных аспектах: 1) динамическом (как результат взаимодействия различных психических сил); 2) топическом (определяющим его точное местонахождение); 3) экономическом (т.е. энергетическом, как результат функционирования свободной и связанной психической энергии, вовлеченной в конкретные процессы).

1.9. Психоаналитические ориентиры

     В отличие от предшествующей традиции З.Фрейд корректно определил предмет психологии (в этом смысле научная психология начинается именно с З.Фрейда), показав и доказав, что она должна изучать психику во всех ее формах и проявлениях (а не только сознание, как это было в его время). Новое понимание психологии и ее задач позволило З.Фрейду создать необходимые ориентиры и подходы. Важнейшими из них стали: признание биологической и психической наследственности, утверждение существования психической реальности как реальности особого рода и соответствующее исследование ее, установление неоднородной и конфликтной структуры психики человека, признание доминирования бессознательных психических процессов, утверждение особой роли психодинамики, сексуальности и энергетики, признание противоречивости природы человека, его неизбывной конфликтности и трагедийности существования.4

1.10. Панорама человека

     Осуществляя поиск «универсальных механизмов» жизнедеятельности человека в норме и патологии, З.Фрейд пришел к выводу, что «душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет путь развития человечества» и что эти процессы осуществляются под определяющим влиянием существования и борения двух вечных сил: Эроса (инстинкта жизни, самосохранения и сексуальности) и Танатоса (инстинкта смерти, агрессии и разрушения), а также либидо и мортидо, различных влечений, комплексов, принципов, руководящих чувств, желаний, амбивалентности и т.д., обусловливающих изначальную и неизбывную противоречивость людей.
     В качестве основы жизни человека и всех проявлений психической деятельности З.Фрейд утверждал существование, реализацию и подавление сексуальных инстинктов, энергетической основой которых является либидо, обладающее способностью к сублимации, т.е. преобразованию в иные формы (от элементарных физиологических и психических актов до творчества).
     Непосредственно сопрягая (а иногда и отождествляя) формирование и развитие человека с развитием и функционированием его сексуальности, З.Фрейд установил наличие инфантильной сексуальности, выделил ее основные фазы и исследовал роль этого явления в формировании психики и личности. Объясняя феномены человеческого существования .преимущественно или исключительно неосознаваемыми или (и) осознаваемыми сексуальными устремлениями людей, З.Фрейд настаивал на особой роли в жизни человека различных комплексов, в особенности комплекса Эдипа и комплекса кастрации.5
     Одним из определяющих элементов жизни людей З.Фрейд считал подчиненность ее трем принципам психической деятельности: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности, которые обусловливают регулярно всех психических процессов и поведение человека. Принимая в качестве основной тенденции развития постепенное замещение принципа удовольствия принципом реальности, З.Фрейд вместе с тем настаивал на том, что господствующим принципом психической жизни является принцип удовольствия, обеспечивающий непосредственное и опосредованное получение удовлетворения (наслаждения) и избегание неудовольствия. Психоаналитическая трактовка природы и сущности человека утверждала их непреодолимую противоречивость и трагичность в том числе и потому, что главенствующий принцип психической жизни – принцип удовольствия – в психоаналитической панораме человека в конечном счете находится в услужении у Танатоса – инстинкта смерти, агрессии и разрушения.

2. Открытие бессознательного  З.Фрейдом

2.1. Психика

     Важнейшим достижением учения З.Фрейда стало создание принципиально новых представлений о психике человека и психических процессах. Доказав неправомерность отождествления «психического» и «сознательного» и показав, что сознательные процессы отнюдь не исчерпывают содержание психики, З.Фрейд разработал динамическую модель психики человека как образования, состоящего из трех взаимодействующих систем: бессознательного, предсознательного и сознательного.
     Выделяя данные системы в соответствии с уровнем осознаваемости психических процессов, З.Фрейд уделил особое внимание исследованию бессознательного как «психических процессов, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», и в конечном счете пришел к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Понимая бессознательное как наиболее содержательную и обширную систему психики, З.Фрейд отмечал, что оно регулируется принципом удовольствия и представляет собой совокупность влечений, инстинктов, комплексов и импульсов, характеризующихся неосознаваемостью, наследуемостью, сексуальностью, алогичностью и т.д.
     Предсознательное трактовалось им как система, регулируемая принципом реальности и включающая в себя временно неосознаваемые влечения, желания, импульсы, воспоминания, представления, сведения и т.д. Противоречивость регулирующих психических принципов бессознательного и предсознательного, по З.Фрейду, существенно содействует выполнению предсознательным одного из важнейших его предназначений – функций «цензуры». Само же сознание, руководствующееся принципом реальности, З.Фрейд представлял как «поверхностный слой душевного аппарата», охватывающий «только очень небольшое содержание» и включающий в себя лишь те влечения, желания, ощущения, мысли и понятия, которые осознаются в каждый данный момент времени. Разработав «динамическое понимание душевных явлений», З.Фрейд создал оригинальную психодинамику, представлявшую систему диалектического взаимодействия всех компонентов психики и их определенную нетождественность самим себе в различное время. Понимая психику как единство и борьбу противоположностей, З.Фрейд утвердил в качестве основы психической деятельности перманентное борение бессознательного и сознательного, предопределяющее и определяющее конфликтность и относительную нестабильность психики человека.
     Созданные З.Фрейдом модели психики и психодинамики оказали огромное воздействие на развитие его учения и терапии и инициировали общественнозначимый мировоззренческий психоаналитический переворот в представлениях о психике и жизни человека.6

2.2. Теория Фрейда о структуре психики

     Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:
    сознание;
    предсознание;
    бессознательное.
     Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы Область предсознательного иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики – бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.
     На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.
     Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого – величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, - главная цель в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) – сознания – находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
     Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.
     Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.
     Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.7

2.3. Личность

     В начале 20-х гг. XX в. З.Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной теории личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее структуры и механизмов деятельности.
     З.Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» - «Я» - «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным - предсознательным - сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии.
     З.Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям сознание вины (чувство вины), которое послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности.
     Главенствующая сфера личности – «Оно» – представлялась З.Фрейдом как руководствующаяся принципом удовольствия неорганизованная, но единая сила (включающая в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр.), выступающая в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии и поставщиком ее для других сфер личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая ее сущность и поведение личности.
     Как сфера личности «Я» происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности. «Я» включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и совестливости, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые ему постоянно угрожают и держат в состоянии напряжения и страха.
     «Сверх-Я» как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры. Эта сфера руководствуется принципом реальности и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Я» и «Оно» и пребывает в постоянном конфликте с «Я».8
     Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира. Стремясь к координации и рационализации требований своих «господ» и смягчению внутриличностного конфликта, «Я», по З.Фрейду, создает своеобразные «защитные механизмы»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.