На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Челябинский государственный университет 

Институт  Экономики отраслей, бизнеса
и администрирования 

Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 

Реферат
по  предмету: Инновационный  менеджмент
    на  тему: «Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования». 
     
     
     
     

  Выполнил: студент: группы 23 ФС 402
Пугина С.А.
Проверил:
преподаватель
Горбунов  Н.И.
 
 
 
 
Челябинск
2009
Содержание: 

Введение
    Сущность инвестиционного проекта и его основные этапы.
    Источники финансирования инвестиционного проекта
    Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России
    Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
         Принято считать, что  понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.
         Таким образом, с  момента принятия к распространению  новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
         Общеизвестно, что  переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1). 

     
     
       

       
 

       
 

     
       
 
 

         Рис.1 Схема инновационной  деятельности. 
 

         В данном реферате рассмотрены основные этапы и источники финансирования инвестиционного проекта, как основополагающие вопросы для реализации инноваций. 
 
 

    Сущность  инвестиционного  проекта и его  основные этапы.
 
         Понятие инновационный  проект употребляется в двух смыслах:
    Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
    Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
         Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых  для его выполнения, проходит в  своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).
Таблица 1
Содержание  фаз жизненного цикла  проекта.
Предынвестиционная  фаза проекта
Инвестиционная  фаза проекта
Предынвестицион-ные  исследования и планирование проекта Разработка  документации и подготовка к реализации Проведение  торгов и заключение контрактов Реализация  проекта Завершение  проекта
1. Изучение  прогнозов 1. Разработка  плана проектно-изыскательских работ 1. Заключение  контрактов 1. Разработка  плана реализации проекта 1. Пусконаладоч- ные работы
2. Анализ  условий для воплощения первоначального  замысла, разработка концепции проекта. 2. Задание на  разработку ТЭО и разработка ТЭО. 2. Договор на  поставку оборудования. 2. Разработка  графиков. 2. Пуск объекта.
3.Предпроектное обоснование инвестиций. 3.Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО. 3. Договор на  подрядные работы. 3. Выполнение  работ. 3. Демобилизация  ресурсов, анализ результатов.
4. Выбор и согласование места размещения. 4. Выдача задания  на проектирование. 4. Разработка  планов. 4. Мониторинг  и контроль. 4. Эксплуатация.
5.Предынвестицион-ные исследования и планирование проекта Разработка  документации и подготовка к реализации Проведение торгов и заключение контрактов Реализация  проекта Завершение  проекта
5. Экологическое  обоснование. 5. Разработка, согласование и утверждение.   5. Корректировка  плана проекта. 5. Ремонт и  развитие производства.
6. Экспертиза. 6. Принятие окончательного решения об инвестировании.   6. Оплата выполненных работ. 6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования.
7. Предваритель- ное инвестицион-ное решение.        
 
         Любой инновационный  проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться  по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований и др.).
         Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте  указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала  и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.
         В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации; должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число публикаций; адресные данные и др.
         В проекте должно быть указано полное и сокращенное  название организации, через которую  производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный  счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).
         Далее следует содержание проекта в соответствии с пунктами, изложенными выше.
         Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая  заявка. Условия конкурсов публикуются  в печати.
         Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта:
         Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
    заработная плата (не более 50% общего объема);
    начисления на заработную плату;
    приобретение оборудования и материалов;
      услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
    командировочные расходы;
    экспедиционные расходы;
    накладные расходы (не более 20% общего объема).
 
         Проведение работ  осуществляется в соответствии с  договором с финансирующей организацией и техническим заданием.
         В техническом задании  указываются тема работы (название проекта, год, организация, в которой  выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость  работ, цель работы, имеющийся научный  задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения, стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.
         Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых  результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма  их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.
         Завершение работ  по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).
         Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую  экспертизу, по результатам которой  выносится решение по объему финансирования проекта. 

         2. Источники финансирования инвестиционного проекта
Источниками финансирования инновационных  проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:
    собственные средства предприятия (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов);
    привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);
    заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).
Существуют  следующие формы финансирования инновационной деятельности:
    Государственное финансирование.
    Акционерное финансирование.
    Банковские кредиты.
    Венчурное финансирование.
    Лизинг.
    Форфейтинг.
    Смешанное финансирование.
Государственное финансирование
Из средств  госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
а) финансирования федеральных целевых инновационных программ; 
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов  государственной  инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.
К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:
    право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;
    срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);
    государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
    инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Акционерное финансирование
Данная  форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.
Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используют следующие показатели:
    объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации
    инновационного проекта;
    ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;
    величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.
Банковские  кредиты
Коммерческие  банки финансируют инновационные  проекты, обладающие реальными сроками  окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.
Банковский  кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых  зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик  заемщика и пр.
Процентная  ставка может определяться исходя из базисной ставки, на которую ориентируются  инвестиционные банки.
В мировой  практике используются базисные ставки ЛИБОР, ЛИБИД, ФИБОР.
ЛИБОР (London Interbank Offered Rate — LIBOR) — ставка предложения на межбанковском депозитном рынке в Лондоне. Ежедневно рассчитывается как среднеарифметическая ставка из группы индивидуальных ставок крупнейших лондонских банков.
ЛИБИД (London Interbank Bid Rate — LIBID) — ставка спроса, рассчитывается как среднеарифметическая ставка покупателей.
ФИБОР (Frankfurt Interbank Offered Rate — FIBOR) — ставка предложения на межбанковском рынке во Франкфурте.
В российской практике с 1994 г. используются ставки МИБОР, МИБИД, МИАКР.
МИБОР (Moscow Interbank Offered Rate — MIBOR) — ставка размещения, определяемая как усредненная ставка по межбанковским кредитам, которые предоставляются контрагентам крупнейшими российскими банками.
МИБИД (Moscow Interbank Bid Rate — MIBID) — объявленная ставка привлечения, определяемая как усредненная величина объявленных ставок по межбанковским кредитам, которые предлагают купить крупнейшие российские банки.
МИАКР (Moscow Interbank Aktual Credit Rate — MIACR) — средняя фактическая ставка межбанковского кредита в группе крупнейших российских банков.
Венчурное финансирование
Венчурное финансирование осуществляется фондами  рискокапитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной  основе без гарантий их возврата.
Деятельность  венчурных фондов по финансированию инновационных проектов обладает рядом  характерных особенностей, что отличает их от традиционных инвестиционных фондов:
    риско-инвесторы готовы к потере своего капитала (не требуют залоговых гарантий возврата предоставленных средств);
    «риско-капитал» предоставляется на длительный срок (5—7 лет) без права его изъятия;
    «риско-капитал» размещается только в форме акционерного капитала.
Риск  венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверхприбылью. Статистика показывает, что в 15% случаев венчурный капитал  полностью теряется, в 25% — риско-фирмы терпят убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% — получают умеренные прибыли и в 30% — сверхприбыли (превышение «риско-капитала» в 30—200 раз). Снижения рисков при осуществлении венчурного финансирования удается достичь при тщательном отборе проектов, а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, находящихся на разных стадиях реализации.
Финансовый  лизинг
Финансовый  лизинг — процедура привлечения  заемных средств в виде долгосрочного  кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
При осуществлении  финансового лизинга лизингодатель  обязуется приобрести указанное  лизингополучателем имущество у  определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. Срок действия договора по финансовому лизингу больше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга.
Данная  процедура позволяет, с одной  стороны, осуществлять реализацию дорогостоящего оборудования большему количеству пользователей, с другой стороны, сократить единовременные затраты арендополучателей, связанных с приобретением капиталоемкой продукции.
Форфейтинг
Форфейтинг  является операцией по трансформации  коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.
Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.
Продавец  учитывает полученные векселя в  банке с формулировкой «без права  оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.
Кредитование  по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).
Смешанное финансирование
Осуществляется  путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных  проектов, из различных источников.

3. Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России

     Уровень инновационной активности России - один из самых низких в мире. Доля предприятий, осуществляющих технологические  инновации, в 2008 г. составила 10,5%, тогда как в Японии - 33%, Канаде - 67%, Германии - 66%. Значительная часть предприятий реального сектора экономики относится к нововведениям пассивно. Из-за низкой капитализации научных результатов привлекательность инновационных проектов низка. Не развиты экономические и правовые механизмы, способные продвигать результаты интеллектуальной деятельности и вводить их в хозяйственный оборот. В условиях обострения мировой конкуренции за рынки и ресурсы ускоренный перевод отечественной экономики на инновационный путь развития приобретает особую актуальность.
     Финансирование инновационных проектов может осуществляться по разным каналам. Один из них - конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды. В начале 90-х были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Но идея коммерциализации науки, в сущности, не была реализована: практически все действующие в нашей стране фонды являются государственными.
     Фонды организуют конкурсы на звание ”Лучший научный проект” по заранее обозначенному кругу задач. Так, в 2005 г. на конкурс исследовательских проектов поступило 1566 заявок, в 2006 г. в нем участвовало уже 1466 проектов. Чтобы избежать коррупции и недобросовестности в конкурсных оценках, планируется создать независимую экспертную комиссию, которая обеспечила бы прозрачность технической, экономической и юридической экспертизы как на стадии отбора заявок на финансирование, так и при оценке итогов. Важно, чтобы в заявке на финансирование инновационного проекта были отражены результаты патентного анализа, который бы позволил прогнозировать ”судьбу” проекта на основе определения его потенциальной конкурентоспособности.
     Наряду  с фондами, специализирующимися  на финансировании отдельных ученых и научных групп, целесообразно организовывать фонды, поддерживающие, например, научные исследования в сфере медицины и здравоохранения, малого предпринимательства, системы венчурного финансирования. А поскольку наука не может принести бизнесу прибыль в короткие сроки, то для финансирования стартовых проектов предлагается создать фонды на безвозмездной основе.
     Сегодня более перспективной представляется идея частно-государственного партнерства. Оно способно облегчить процесс  консолидации средств, обеспечить связь между фундаментальными и прикладными исследованиями, ускорить выход на конечный результат, воплощенный в конкретном продукте.
     Ученые  заинтересованы в том, чтобы государственные  федеральные ведомства и агентства  активно сотрудничали с ними, чтобы приоритетные направления фундаментальных исследований определялись более обоснованно. Примером такого сотрудничества, на мой взгляд, является деятельность Общественной некоммерческой ассоциации - НАИРИТ (Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий), созданной 12 сентября 2006 г. при поддержке профильных министерств, Совета Федерации, Счетной палаты, РАН, а также представителей ведущих коллективов разработчиков инновационных технологий. Цель НАИРИТ - организация взаимодействия членов ассоциации с представителями государственных и частных венчурных инвестиционных фондов, содействие последним в выборе эффективных инновационных проектов, а также обеспечение общественного контроля за процессом финансирования инновационных проектов.
Выделение бюджетных средств ныне осуществляется при соблюдении ряда условий:
    федеральные целевые инновационные программы и перспективные инновационные проекты финансируются на конкурсной основе (рассматриваются бизнес-план, техническое задание, календарный план выполнения работ и т.д.; решение также зависит и от того, какой материальной и организационной базой располагает предприятие, какова кадровая обеспеченность, основные экономические показатели и возможности научной деятельности). К инновационным программам, получающим государственную финансовую поддержку, предъявляются достаточно жесткие требования. Так, право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% общей суммы) из собственных средств компании;
    срок окупаемости, как правило, не должен превышать два года. Инновационные программы, прошедшие конкурсный отбор, получают государственное финансирование из средств федерального бюджета (на возвратной основе) либо на условиях передачи части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность.
    инновационные программы, выставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Министерство  образования и науки РФ разработало  Стратегию развития науки и инноваций  в Российской Федерации на период до 2015 г. Общая сумма расходов на ее реализацию (2006-2015 гг.) составляет в текущих ценах 4053,5 млрд. руб.: из федерального бюджета - 2688,3 млрд. руб., из бюджетов субъектов РФ - 257,1 млрд., из внебюджетных источников - 1107,1 млрд. руб. Согласно этой стратегии в 2007 г. сформированы целевые программы, направленные на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной промышленности в новых наукоемких технологиях, способных резко повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.