На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная политика перераспределения доходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Виды доходов населения и их источники 4
2. Измерение неравенства в распределении доходов 10
3. Государственное перераспределение доходов 13
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов 13
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий 16
Заключение 30
Список использованных источников 33 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Особенно  важное место в социальной политике государства занимает выработка  и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов  населения, возможные пути их накопления и перераспределения. Главным в этом отношении является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями (систему найма), систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.
     Цель  данной курсовой работы – изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения на 2011 – 2015 гг.
     Задачи  курсовой работы:
      изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
      изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
      изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.
     Предметом данного исследования являются денежные доходы населения и политика их регулирования.
     Объектом  исследования является экономика Республики Беларусь.
     Вопросом изучения государственной политики перераспределения доходов уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения.

1. Виды доходов населения и их источники

 
     Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
     Денежные  доходы населения включают все поступления  денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.
     Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни общества в целом: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выделяют также динамику розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.
     Рассматривая структуру доходов населения, в экономической науке выделяют понятие доход (income), который включает в себя все денежные поступления конкретного человека или домохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
      доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;
      доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей). Это так называемые трансфертные платежи.
     Доходы  членов общества являются показателем  его благосостояния. В США, например, в номинальный доход включается заработная плата, дивиденды, проценты, наличные трансфертные платежи, такие  как пособие по социальному обеспечению  и безработице. Номинальный доход  рассчитывается до вычета налогов, из него не исключаются налоги на личный доход и налоги на заработную плату.
     Еще одним немаловажным понятием является богатство (wealth), которое представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Оно состоит из материальных объектов – дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д., а также финансовых средств – наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства (но не дохода) можно получить кредиты в банке, богатство служит источником дохода.
     В экономической литературе существуют различные концепции по поводу исчисления дохода. Так Эдгар К. Браунинг к доходам, к примеру, относит также и предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.
     Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические  ресурсы, получают вознаграждение в  виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.
     Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.
     Рассмотрим  ренту, получаемую владельцами земли. В целях упрощения мы будем  считать, что вся имеющаяся в  стране пахотная земля обладает одинаковой урожайностью и используется для  производства зерна. Рынок земли  совершенно конкурентен, т.е. имеется  значительное количество и владельцев земли, и зерноводческих хозяйств. Поскольку  суммарное количество земли фиксировано, то ее суммарное предложение абсолютно неэластично, и кривая предложения земли вертикальна (рисунок 1). Кривые же суммарного спроса (D1, D2, D3) имеют обычное очертание: для земли, как и любого другого ресурса, «падающий» характер кривой спроса объясняется действием закона уменьшающейся отдачи, а так же тем фактом, что для зерноводческих хозяйств, как единой группы, необходимо понизить цену зерна, чтобы продать дополнительное его количество. 

     

     Рисунок 1. Определение земельной ренты 

     Поскольку предложение земли фиксировано, то активной составляющей рынка земли остается спрос на землю. Изменение спроса на экономические ресурсы, и в том числе на землю, могут вызвать три фактора: цены на товары, изготовленные с помощью этого ресурса (т.е. цена зерна), производительность ресурса и цены на иные ресурсы, применяемые в сочетании с землей. Увеличение спроса на землю, что соответствует сдвигу кривой спроса вверх вправо, приводит к росту рентных платежей. И наоборот, при снижении спроса на землю рентные вознаграждения сокращаются. Если спрос на землю станет слишком низким (кривая D4), то зерноводческие хозяйства не будут платить ренту вообще.
     Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.
     Ссудный процент обычно рассматривают как  процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более  удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 000 рублей в год на 1000000 рублей.
     Деньги  не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели  «покупают» возможность использования  денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А  эти средства, несомненно, вносят вклад  в производство. Таким образом, используя  денежный капитал, руководители предприятий в конечном счете покупают возможность пользования реальными средствами производства.
     Заработная  плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:
    рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
    специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
    владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
     Важно также провести различие между денежной, или номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.
     Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
     1) величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности  отдельных граждан;
     2) величиной текущих доходов граждан.
     Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства. Причиной тому:
     1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);
     2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);
     3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

2. Измерение неравенства в распределении доходов

 
     Доходы  могут принимать разные формы. Основными  современными формами доходов считаются:
    заработная плата;
    прибыль;
    рента;
    процент (на капитал);
    государственные (трансфертные) платежи.
     Несмотря  на различия этих форм, каждая из которых  имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:
    номинальный;
    располагаемый;
    реальный.
     На  рисунке 2 схематично представлены доходы населения.  

    Основные  формы доходов населения
    v
    Заработная  плата Прибыль
    Рента
    Процент на капитал
    Доходы  от ценных бумаг
    Государственные (трансфертные) платежи
    v
    Основные  источники доходов
    v
    Экономическая деятельность в рамках существующих законов Экономическая теневая деятельность
    v
    Основные  виды доходов
    v
    Номинальные Располагаемые
    Реальные
     Рис. 2. Структура доходов населения
     Говоря  обобщенно об источниках современных  доходов, следует отметить основные: экономическая деятельность, осуществляемая в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране законов, и так называемая теневая доходность, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам теневая экономика составляет от 5 до 20 и даже до 50% ВНП разных стран.
     Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется при этом децильный  коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10% населения  с наибольшими доходами и 10% —  с наименьшими. С этой целью используют и кривую Лоренца (рисунок 3). График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На одной оси графика — доля общего дохода (Q), а на другой — доля семей (I), получающих определенную долю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы в прямой абсолютного равенства (АР). Но реальное распределение отклоняется в большей или меньшей степени от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство.
     

     Рисунок 3. Кривая Лоренца
     Инструментами государства при регулировании  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат:
    трансфертные платежи;
    налоги;
    регулирование цен и др.
     Однако  даже в развитых странах, как отмечают американские авторы К. Макконнелл и  С. Брю, "несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и  политической проблемой".
     При социально ориентированном подходе  политика регулирования доходов  в силу особенности такого вида экономической  системы занимает очень важное место. Ее главная задача — не допускать  или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности. С этим связана  и вторая задача — уменьшить поляризацию  населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и  возможности децильный коэффициент его дифференциации. Общепринятым индикатором анализа распределения доходов между различными группами населения является децильный коэффициент дифференциации доходов. В Республике Беларусь в 2007 - 2009 г. он составляет 5,6 – 5,9 и по оценке большинства экономистов, в т.ч. и независимых, является оптимальным. Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции составляет 5-7, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, России – 16,8, Польше – 16,5, странах Балтии – 10,4-11,6. Критически допустимый уровень этого индикатора не должен превышать 10. При превышении данного коэффициента в стране могут возникать противоречия и расслоение населения.

3. Государственное перераспределение доходов

3.1 Социальная справедливость в распределении доходов

 
     Социальное  равенство (неравенство) в положении  населения, его различных социальных групп обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества. Источники повышения активности человека нельзя искать только в производстве. Она находится во всей системе экономических, политических и идеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использовании всего богатства общественных отношений. Важно и то, как население воспринимает социально-экономические и политические условия, как использует их, что стремится изменить, какими целями руководствуется. Все большее значение приобретают изменение самой личности, ее нравственное самосовершенствование, правильное формирование потребностей и интересов, мировоззрения и ценностных ориентации.
     Задача  построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей  развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи  с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие  социальной справедливости воспринимается общественным сознанием в настоящее  время как благополучие, достигнутое  в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад  человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.
     Соблюдение  принципа социальной справедливости предполагает преодоление отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в  субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной  сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.
     Социальная  справедливость предполагает также  персональную ответственность каждого  за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального поощрения.
     Кроме того, необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда  обеспечивались условия для раскрытия  и приложения их способностей к труду, повышения заинтересованности трудящихся в росте квалификационного, образовательного и профессионального уровня.
     В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства  доходов. В связи с этим государство  должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый  и средний бизнес, создавать условия  для индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заключаемых работниками  с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм.
     Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мере двух принципиальных условий:
     1) оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;
     2) производитель должен быть активным  потребителем произведенного.
     Первое  условие обеспечивает устойчивый и  весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики.
     Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.
     Оплата  труда должна как можно более  полно учитывать, кто и как  работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится  искать, созидать, учиться.
     Стремление  к обеспечению равенства доходов  приводит к понижению эффективности  производства, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно  общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет). В  свою очередь неравенство доходов  обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению  индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения  повышенных доходов. Характерно, что  равенство доходов, по признанию  многих экономистов, приводит к социальной справедливости, а неравенство —  к социальной несправедливости в  виде значительной дифференциации общества. Рыночное распределение доходов  компенсирует эту несправедливость экономической эффективностью производства. Оно обеспечивает совокупный продукт  в размерах, достаточных для поддержки  малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.
     Равенство доходов означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспечения равенства  в ряде сфер общественной жизни распределение  не может считаться справедливым. Каждый должен иметь право и возможность  получить долю экономических, духовных и других благ. Однако последнее  подрывает стимулы к эффективной работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.
     Справедливость  в распределении выступает как  мощное средство гармонизации интересов  разных групп. Обеспечить баланс интересов, соразмерить несовпадающие побуждения, подвести ясную и понятную основу под приоритеты — в этом ее важнейшая  задача.
     В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный же в свою очередь основан на рыночном распределении доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

3.2 Создание системы  социальной защиты  и социальных гарантий

 
     В настоящее время в большинстве  промышленно развитых стран система  социальной защиты населения - это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйственными субъектами независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин «защита» или «социальная безопасность» впервые появился в США в середине 30-х гг. XX в. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой. Он обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности старости, потери кормильца и тому подобных событий. Современная практика построения системы социальной защиты населения имеет определенную специфику в различных странах мира. Но в большинстве из них имеется общность следующих принципов реализации социальных программ:
      1) всеобщность системы социальной  защиты населения. Означает охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны, независимо от уровня доходов, занятости и других социальных характеристик. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека, т. е. защищать его права и интересы на протяжении всей жизни;
      2) дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, предусматривающий существование различий в формулировке целей и разработке конкретных мероприятий по комплексу социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов, которые могут существенно различаться как по группам населения, так и внутри них. Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам, объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин.
       Конкретные меры социальной политики  разрабатываются и реализуются  на общегосударственном и региональном уровнях, на уровне фирмы. Максимальны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.