На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Канада на рубеже веков

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
История экономического развития Канады 4
Финансы. Национальный продукт и доход 18
Особенности отраслевой структуры 19
Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26
Канада на рубеже веков 29
Заключение 36
Список литературы 40

Введение

 
     В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.
     Канада показывает пример того, какова может быть роль в мире “средней державы”, как страна такого масштаба (немногим более 32 млн. населения) с относительно недавней историей может активно участвовать в международных процессах и влиять на ход их развития. Особую репутацию эта страна, например, заслужила в миротворческих операциях и урегулировании локальных конфликтов, являясь активным сторонником политических методов разрешения споров.
     Репутация этой страны складывается и на основе довольно успешного решения внутренних проблем - социальных, экологических, экономических, на основе демократических принципов организации политического процесса, широкого вовлечения в этот процесс общественности через специально созданные институты и механизмы.
     Важнейшее обстоятельство вовлеченности Канады в мировые процессы состоит в том, что она относится к странам с наиболее открытой экономикой, с самой высокой долей внешнеторгового оборота в валовом национальном продукте. Отсюда ее самое активное участие в урегулировании процессов, связанных с глобализацией и интеграцией мировой экономики, с преодолением многочисленных тарифных и нетарифных барьеров в мировой торговле. Выступая сторонником “свободной торговли”, создавая специальные механизмы государственной поддержки экспортных возможностей, Канада, тем не менее, делает немало для защиты национального рынка и национальных производителей.
     Канада относится к тем странам, где наиболее отчетливо прослеживаются тенденции развития мирового пространства. Страна активно содействует притоку иммигрантов из разных уголков планеты и сохранению их «культурного пространства» на своей территории. Именно здесь, как в «микропространстве» и происходит взаимодействие различных культур, объединенных идеями сосуществования и развития.
     Особенности социального контракта Канады заключаются в более высокой по сравнению со многими другими развитыми странами, роли государства в регулировании и поддержании социальной сферы, начиная от здравоохранения и образования, широко субсидируемыми государством, и кончая развитием общественного транспорта или, скажем, государственной монополией на торговлю спиртными напитками. Нынешние успехи страны во многом связаны с ее историей, со становлением государственных институтов в ходе перехода от колониального прошлого к подлинной независимости, а также эффективностью экономики и действующих ныне государственных и общественных институтов.
     Канада является страной со схожими с Россией сырьевыми ресурсами и климатическими условиями, однако если Канада страна с развитыми рыночными отношениями, то Россия только пытается их создать. Опыт Канады и других экономически развитых стран может быть весьма полезен для вывода экономики России из кризиса.
     Если исследованию экономики США посвящено достаточно много трудов, то описанию модели экономического развития Канады уделено мало внимания в печати и научных исследованиях.
     Между тем, Всемирный банк ставит Канаду на второе место после Австралии в списке самых богатых стран мира, а ООН считает, что уровень жизни в Канаде является самым высоким в мире. Такого высокого темпа развития Канада добилась в годы Второй мировой войны и удерживает его до сих пор.
     Конечно, необходимо учитывать и большие различия между Россией и Канадой в социальной политике, в наборе сырьевых ресурсов и то, что Канада давно развивается по рыночному пути, а мы только начинаем вступать в рынок. В то же время, Россия может много позаимствовать из “модели экономического развития Канады” для решения вопросов связанных с выводом экономики из кризиса и увеличения объема производства.
     Изучение модели экономического  развития Канады актуально в  современных  условиях и обусловлено  необходимостью вывода экономики  России из кризиса, используя  опыт различных стран. В этом  смысле экономика Канады является  весьма интересным объектом исследований, который имеет много общего  с Россией.
      
 
 
 
 
 

История экономического развития Канады

 
   До  появления в Северной Америке  европейцев жизнь коренного населения  современной Канады - индейцев и  эскимосов - основывалась на охоте, рыбной ловле и собирательстве (дикого риса, ягод, орехов и пр.). Люди жили небольшими группами и вели кочевой образ  жизни. Мужчины охотились, ловили рыбу, изготавливали орудия из кости, дерева и камня. Женщины вели хозяйство  и растили детей, разделывали  и заготавливали мясо, обрабатывали шкуры и шили из них одежду, заготавливали  съедобные растения, готовили пищу.
Рыба  и меха. Ещё до прибытия в Канаду европейцев португальцы и скандинавы уже ловили рыбу в Атлантическом океане, недалеко от современной провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.
   Колонизация Канады европейскими поселенцами началась в XVII веке. Наиболее многочисленными были английские и французские колонии. После поражения Франции в Семилетней войне (1763) все канадские земли стали собственностью Великобритании.
   В 17-18 вв. ведущее место в хозяйстве  колонии занимала торговля мехами, особенно бобровыми шкурами. Спрос  на них был связан с модой на мужские бобровые шапки в Западной Европе. Поставку мехов осуществляли две конкурировавшие между собой  системы, каждая из которых была тесно  связана соответственно с Францией и Англией. Сэмюэль де Шамплейн основал французскую колонию Новая Франция (Квебек) в 1608 г. К концу 17 века усилиями французских торговцев, миссионеров и первопроходцев Новая Франция превратилась в обширную империю, связанную в единое целое системой рек и вытянутую на тысячи километров вдоль реки Св. Лаврентия - Великих озер и проникавшую вглубь континента далеко за пределы постоянных поселений. Торговлю вели компании, которым французский король даровал монопольное право на эти земли. Имея штаб-квартиры в Монреале, они поставляли товары для обмена и сбывали меха через своих агентов во Франции. Торговые агенты - скупщики путешествовали вверх и вниз по реке и сотрудничали с дружественными туземными племенами, охотничье искусство которых только и делало возможной всю эту торговлю. В Англии торговля велась в основном Компанией Гудзонова залива, которая получила от короля Карла II монополию на торговлю на обширных землях в северной части континента - от Лабрадора до подножья Скалистых гор и от Баффиновой Земли до верховьев реки Ред-Ривер (современный штат Северная Дакота). Компания Гудзонова Залива1 построила торговые посты и фактории, предпочитая ждать, когда индейцы сами придут к ним с товаром, а не пробиваться самим в неизвестные земли. После того, как Новая Франция оказалась под властью Англии в 1759-1760 г.г., французская система торговли перешла под контроль англо-американских, английских и шотландских купцов, которые образовали Северо-Западную компанию. Столкнувшись с конкуренцией, Компания Гудзонова Залива вынуждена была посылать своих служащих в отдаленные районы, чтобы покупать меха непосредственно у охотников. После того как конкуренция между двумя компаниями, в которую оказались втянуты индейцы, привела в 1816 г. к вооруженному столкновению у поселения Ред-Ривер, компании были вынуждены объединиться, причем объединение произошло под флагом Компании Гудзонова Залива. До начала 19 века торговля мехами оставалась самым важным видом экономической деятельности в Канаде. Однако позднее ее значение начинает падать по мере того, как появляются новые быстро расширявшиеся отрасли хозяйства, а именно земледелие и лесная промышленность. К этому времени многие индейцы оставили традиционный образ жизни и стали охотиться с помощью ружей. Отчасти, стремление индейцев обзавестись ружьями, было связано с тем, что отдельные племена постоянно воевали между собой; их вражда еще более обострилась из-за конкуренции при сбыте мехов. К началу 19 века было истреблено значительное количество лосей, карибу и бобров; к 1870 г. бизоны почти исчезли с лица земли.
   Лес и пшеница. К 1750 г. на территории британских колоний, которым предстояло стать Соединенными Штатами, проживало около 2 млн. человек. Дальше к северу обитали торговцы мехами и французские поселенцы, которых насчитывалось всего не более 60 тыс. человек. Система управления этими колониями, основанная на положениях французского феодального права, не способствовала процветанию земледелия. При этой системе правительство давало землю небольшому количеству крупных собственников, которые в свою очередь давали наделы арендаторам. Одна только католическая церковь владела примерно 25% всей земли. Бедные почвы, трудность расчистки участков от леса, обременительная арендная плата, а также то, что торговля мехами представляла гораздо больше выгоды, - все это не способствовало притоку людей в сельское хозяйство. Массовое переселение в Канаду лоялистов 2 в 1783 г. после Американской революции вызвало потребность в открытии и заселении новых земель. В 1806 году во время блокады Великобритании Наполеоном британское правительство, лишенное возможности ввоза товаров и сырья с континента, было вынуждено ввести льготы для товаров, ввозимых из колоний. Это способствовало быстрому развитию экономики Канады. В результате, когда Великобритания начала склоняться к режиму свободной торговли и отмене преференциального режима3 по отношению к колониям, это лишь ненадолго замедлило экономическое развитие Канады. Все большее значение приобретала торговля с США, чему способствовал заключенный с этой страной в 1846 г. и остававшийся в силе около 20 лет "Договор о взаимности", в соответствии с которым обе страны взаимно отменяли таможенные пошлины на сырье и продукцию сельского хозяйства.
   В стране развивались транспортные системы. Строительство каналов с целью  улучшить условия судоходства по реке Св. Лаврентия и Великим озерам, а затем и постройка железных дорог стимулировали развитие новых отраслей хозяйства, а также создавали внутренний рынок рабочей силы. Этот рынок заполнялся в основном за счет ирландских крестьян, которые покинули свою страну, спасаясь от голода. Однако в Канаде не хватало земли и работы для всех эмигрантов, и более половины из них в итоге вновь эмигрировали, на этот раз в США. Туда же отправилось и значительное количество франкоканадцев, которые не могли прокормиться на своих землях. Несмотря на это, население Канады быстро увеличивалось - от 60 тысяч в 1750 г. до 2,4 млн. человек в 1850 г. В Нью-Брансуике основой хозяйства стали лесозаготовки и лесопиление. В Новой Шотландии и Ньюфаундленде на первом месте стояло рыболовство; кроме того, в портовых городах Галифакс и Сент-Джон большое значение приобрело кораблестроение. Развивались также угледобыча, а в городах - различные ремесла. В Верхней Канаде (Онтарио), по преимуществу земледельческой провинции, лесозаготовки были чем-то второстепенным; совсем иначе обстояло дело в Квебеке, где уже в начале 19 века на первое место в экспорте выходит лес, а не пушнина. Сельское хозяйство Верхней Канады развивалось по мере того, как фермеры осваивали плодородные земли южного Онтарио. После 1815 г. уменьшается приток иммигрантов из США, где к тому времени были открыты для освоения земли запада и подавлено сопротивление индейцев. Но иммиграция из Великобритании продолжается при поддержке британского правительства, опасавшегося перенаселения. Вскоре объем сельскохозяйственного производства начал превосходить потребности самой Верхней Канады, и излишки отправляются в Монреаль, для нужд Нижней Канады и на экспорт в Великобританию. Хотя к тому времени уже были построены некоторые дороги, зерно и другие объемные продукты перевозились главным образом водным путем. Для того чтобы в полной мере использовать преимущества водной системы реки Св. Лаврентия - Великих озер, требовались значительные капиталовложения в постройку каналов; привлечь частный капитал в достаточном количестве не удалось, поэтому государству пришлось взять финансирование на себя. Таким образом, еще в 19 веке было положено начало традиции непосредственного участия государственных средств в экономическом развитии Канады. Затраты на постройку должны были привести к осуществлению мечты крупнейших торговых домов Монреаля - прибрать к рукам всю торговлю не только канадской, но и американской пшеницей, вывозившейся в Великобританию, а также контролировать ввоз товаров из Великобритании на рынки Северной Америки. Однако к тому же стремились торговцы Нью-Йорка и Бостона, а средств у них было существенно больше. Вскоре они стали вкладывать свои капиталы и в постройку железных дорог Канады, что еще более упрочило их положение.
   Эра железных дорог и  национальная политика. Активное строительство в 1850-е годы, когда было проложено около 2900 км железных дорог, привело к коренным изменениям структуры канадской экономики; страна вышла на новый уровень индустриализации и урбанизации, а отдельные районы оказались тесно связанными и включенными в национальную экономическую систему. До начала 1860-х годов больше половины экспорта из провинции Онтарио составляли зерно и мука, и они же давали основной доход более чем половине населения. Одновременно развивалось производство молочных продуктов, которое ко времени образования конфедерации в 1867 г. должно было даже превзойти по значению зерновое хозяйство. Истощение почвы и приток продуктов из Онтарио вызвали упадок сельского хозяйства в Квебеке, где лишь немногие фермеры могли позволить себе приобретение жаток и молотилок на конной тяге; в Онтарио же подобная сельскохозяйственная техника уже широко использовалась. Средний фермер в Онтарио выручал за свои товары в 3-5 раз больше, чем такой же фермер в Квебеке; в результате в Онтарио создался большой внутренний рынок для промышленной продукции. В отличие от процветающих городов Онтарио, соревновавшихся между собой в прокладке дорог и железнодорожных веток, дающих доступ в богатые сельскохозяйственные районы, в Квебеке города почти не развивались, и многие жители этой провинции уходили в поисках заработка на фабрики Новой Англии (США). Железные дороги сыграли большую роль в создании новых отраслей промышленности, таких, как сталелитейное и сталепрокатное производство. В каждой из паровозоремонтных мастерских могло быть занято до 900 человек. Именно развитием этих и связанных с ними отраслей промышленности объясняется быстрый рост таких городов, как Гамильтон, Торонто, Монреаль, а также дальнейшее увеличение численности класса наемных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Новым отраслям требовались протекционистские тарифы4, и они их получили уже в 1859 году. После Гражданской войны в США прекратилось действие взаимных льготных таможенных тарифов, и был принят новый курс "Национальной политики", имевший целью освоение новых земель на западе и преобразование нескольких британских колоний в Северной Америке в жизнеспособную Канадскую Конфедерацию. Предполагалось, что промышленники центральной Канады, которым будут предоставлены различные льготы, будут обеспечивать нужды фермеров западной Канады, а вся торговля между востоком и западом страны будет вестись канадскими торговцами, и все товары будут перевозиться исключительно по канадским железным дорогам. Помимо протекционистских тарифов, Национальная политика включала еще три элемента. Первым было подписание акта о создании конфедерации (Акт о Британской Северной Америке 1867 г.), в соответствии с которым провинции Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик получали единое центральное правительство и входили в экономический союз. В 1870 г. к ним присоединились Манитоба и Северо-Западные территории, в 1871 - Британская Колумбия, а в 1873 - Остров Принца Эдуарда. Вторым элементом Национальной политики была постройка Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая должна была создать единую транспортную систему от Атлантического до Тихого океана. Канадское правительство воспользовалось американским опытом и стало субсидировать постройку дороги, выдавая денежные ссуды железнодорожным компаниям и передавая им права на владение землей вдоль трассы, возмещая стоимость изыскательских работ, а также освобождая строительные компании от налогов и пошлин на ввозимые строительные материалы. Строительство этой железной дороги было завершено в 1885 году. Третьим элементом Национальной политики являлось заселение и освоение прерий и создание, таким образом, новых сельскохозяйственных земель в дополнение к уже заселенным землям Онтарио. Эти земли, находившиеся ранее под контролем Компании Гудзонова залива, были уступлены правительству в 1868 г., но их освоение задержалось из-за восстаний метисов (потомков французских торговцев пушниной и индианок) в 1869-1870 г.г. и 1885 г. Результаты Национальной политики заставили себя ждать довольно долго. В конце 1890-х годов начали расти цены на пшеницу, и на дальний запад Канады устремился поток переселенцев, включая многих иммигрантов из Северной и Восточной Европы. Именно этот "пшеничный бум" явился причиной резкого подъема экономики страны. К тому времени, когда Великая депрессия 1930-х годов положила конец "буму", экономика Канады была коренным образом преобразована.
   Индустриализация. Впервые годы 20 в. происходит постепенное смещение центра экономической активности на запад Канады; этому способствовал продолжавшийся "пшеничный бум", открытие на западе и севере страны новых месторождений полезных ископаемых и "железнодорожная лихорадка". За 13 лет население страны выросло более чем на 3 млн., а иммиграция достигла максимума, составив в одном только 1912 г. более 400 тыс. человек. Количество ферм в степных провинциях выросло с 55 тыс. в 1901 году до 200 тыс. в 1910; через Виннипег, ныне третий по числу жителей город в стране, продавалось больше пшеницы, чем через любой другой сельскохозяйственный центр в мире. Протяженность железных дорог более чем удвоилась после того, как были построены еще две трансконтинентальные линии; впрочем, вскоре стало ясно, что при существующем объеме перевозок они не выдерживают конкуренции. В 1922 году, когда одна из них была близка к банкротству, правительство выкупило у частных владельцев все железные дороги Канады и приняло на себя их долги; все они (за исключением Тихоокеанской, сохранявшей платежеспособность) были объединены в одной государственной монополии - Канадской национальной железнодорожной сети (Canadian National Railways). Этот исключительно быстрый и неконтролируемый рост истощал не только государственные средства. Фермеры Запада выступали с протестами против высоких железнодорожных тарифов на перевозку пшеницы, высоких цен за хранение зерна, установленных владельцами элеваторов, против Виннипегской хлебной биржи, банков, протекционистских тарифов (затруднявших ввоз сельскохозяйственной техники из США); они обвиняли правительство в том, что оно не заботится об интересах собственных граждан. Чтобы создать какую-то альтернативу частным компаниям, торгующим зерном, организации фермеров учредили в каждой из степных провинций собственные сбытовые организации - пшеничные пулы. В 1935 г. федеральное правительство было вынуждено пойти на создание Канадского управления по сбыту пшеницы (Canadian Wheat Board), государственной посреднической организации, в обязанности которой входила закупка пшеницы в степных провинциях и продажа ее на мировых рынках. К 1913 г. закончился период бурного развития сельского хозяйства в степных провинциях и огромных капиталовложений в строительство. Последующие годы, до 1929 г., были отмечены небольшими циклическими колебаниями в экономике. Этот период, однако, характеризовался возникновением новых факторов, стимулировавших развитие экономики. К их числу относится Первая мировая война, вызвавшая к жизни военную промышленность; развитие новых отраслей в лесной и горнодобывающей промышленности и электроэнергетике; и наконец - начало эры автомобилестроения. Период с 1900 г. по 1929 г. явился переломным в экономическом развитии Канады. Не в последнюю очередь это связано с тем, что США в этот период окончательно утвердились в Канаде как основной источник иностранных инвестиций и главный зарубежный торговый партнер - место, которое ранее занимала Великобритания. Особенно большие средства американские компании вкладывали в производство, связанное с разработкой природных ресурсов (причем большая часть полученной продукции вывозилась в США), и в новые отрасли, связанные с производством товаров массового потребления. Для американских компаний, вознамерившихся проникнуть на расширяющийся внутренний рынок Канады, оказалось более выгодным не ввозить готовые товары из США, а создать филиалы своих предприятий в Канаде. Кроме того, дочерние предприятия позволили им создать своего рода "перевалочную базу" для экспорта своей продукции в Великобританию, что оказывалось более выгодным благодаря существовавшему в Британском Содружестве режиму благоприятствования в торговле. Получение дешевой электроэнергии на гидроэлектростанциях создало возможности для быстрого развития горнодобывающей, алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности в северных районах провинций Квебек и Онтарио. В южном Онтарио электрификация позволила расширить существующие предприятия и создать несколько новых отраслей, включая химическую и фармацевтическую. Электричество стало обычной формой энергией, широко используемой на производстве и в быту. За десятилетие 1920 -1930 г.г. объем капиталовложений в гидроэнергетику был больше, чем в отрасли, связанные с разработкой всех остальных природных ресурсов. Сначала в этом участвовал преимущественно частный капитал, но затем, уступая требованиям муниципалитетов и крупных промышленных потребителей энергии, правительство осуществило национализацию гидроэнергетических сооружений. Внутри самого сектора производства, связанного с переработкой природных ресурсов, наибольшие инвестиции привлекла целлюлозно-бумажная промышленность, чему в первую очередь способствовало необычайно бурное развитие газетной индустрии в США. С 1914 г. по 1929г. объем печатной продукции (газет и журналов) увеличился в 6 раз. В горнодобывающей промышленности отмечался рост добычи руды некоторых металлов, как черных, так и цветных, применяющихся при производстве качественных сталей (медь, цинк, свинец, никель). Развитие обрабатывающей промышленности было связано с переработкой новых видов сырья; предприятия этого сектора занимались обработкой продукции горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, предназначенной на экспорт (например, древесина, целлюлоза, бумага, алюминий), а также выпуском изделий и технических устройств, использующихся в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности (сельхозтехника, стальной прокат для рельсов и пр.). Второе направление в этом секторе представляло производство товаров широкого потребления для растущего внутреннего рынка. В 1917 г. в Канаде было произведено 93 тыс. автомобилей; к 1929 г. их производство достигло 262 тыс., причем около 30% продавалось за границу. К концу 1920-х годов автомобиль прочно вошел в жизнь Канады; он изменил вид ее городов и обеспечил десятки тысяч людей работой на сборочных линиях, в производстве запасных частей, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания, а также на строительстве автомобильных дорог. В эти годы Канада уступала по объему производства автомобилей только США. Всего в этом секторе в 1920 г. было занято 600 тыс. человек, или около 17% трудоспособного населения. Хотя отдельные очаги промышленности существовали по всей стране, настоящим средоточием индустриализации была группа городов, расположенных почти по одной линии от Уинсора на юге Онтарио вдоль Великих озер и р.Св. Лаврентия до Монреаля. Большая часть новых капиталоемких и высокотехнологичных товаров производилась в Онтарио, тогда как в Квебеке размещались более трудоемкие производства потребительских товаров, таких, как одежда, ткани, обувь. В Приморских провинциях, когда-то процветавших благодаря Национальной политике и протекционистским тарифам, промышленность не выдержала конкуренции со стороны более крупных компаний центральной Канады. Права местных компаний в промышленных предприятиях, банках и железнодорожном транспорте были выкуплены центрально-канадскими фирмами, а сами предприятия были закрыты или преобразованы в региональные отделения этих фирм. За исключением сталеплавильных заводов в Новой Шотландии и предприятий бумажно-целлюлозной и шерстопрядильной промышленности в Нью-Брансуике, Приморские провинции вернулись к своим традиционным отраслям хозяйства.
   Великая депрессия. Великая депрессия 1930-х годов тяжело сказалась на Канаде. Валовой национальный продукт страны, в интервале 1929-1933 г.г., снизился на 42%. В момент наибольшего спада производства около 30% трудоспособного населения страны стали безработными; каждый пятый канадец в это время жил на правительственное пособие. Восстановление хозяйства происходило медленно, с остановками, а резкое падение производства в 1937 г. практически свело на нет достигнутые к тому времени успехи. Даже в 1939 г. более 10% канадцев оставались без работы, а доходы фермеров не достигли и половины уровня 1928 г. Только после того, как в марте 1933 г. в США была введена в действие антикризисная программа Рузвельта, начался медленный подъем производства. Крах "пшеничной экономики" особенно сильно отразился на канадских железных дорогах, которые и были построены в основном для того, чтобы перевозить пшеницу на восток, а промышленные товары на запад. Зерна стало перевозиться меньше, а фермеры не могли позволить себе закупки товаров. В итоге объем перевозок падал настолько стремительно, что в добавление к уже существовавшим крупным долгам прибавились значительные ежегодные потери. Федеральное правительство, возглавлявшееся консерватором Ричардом Б.Беннеттом (1930-1935 г.г.) и затем либералом Уильямом Л.К.Макензи (1935-1940 г.г.), отказалось взять на себя полностью борьбу с безработицей и обеспечение нуждающихся пособиями, возложив эту обязанность на провинциальные и местные органы управления. Принятые последними меры были непродуманными, недостаточными и часто жестокими, а с финансовой точки зрения - несостоятельными.
   Экономика в годы войны. Конец Великой депрессии положила Вторая мировая война. К моменту вступления Канады в войну в 1939 г. уровень производства, хотя и значительно поднявшийся по сравнению с 1932-1933 г.г., все еще не достигал уровня 1919 г. Однако уже в 1941 г. рабочей силы стало не хватать. Война вызвала коренную перестройку экономики, открыв эру тяжелой промышленности и невиданного прежде государственного контроля над производством. В начале войны численность государственных (федеральных) служащих составляла всего 45 тыс. человек, более четверти из них занимались доставкой корреспонденции. Расходы федерального правительства составляли всего 9,2% валового национального продукта (ВНП), а доходы все еще поступали в основном от сбора таможенных пошлин. В годы войны число государственных служащих утроилось, а расходы возросли в 8 раз. Федеральное правительство взяло на себя функции управления экономикой, заменив свободный рынок центральным планированием. С этой целью был введен правительственный контроль над заработной платой и ценами, а также над распределением. Правительственные ведомства контролировали перевод предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности на военные рельсы, вели учет стратегических материалов; компаниям, заключавшим контракты на поставку военной техники и боеприпасов, предоставлялись государственные субсидии; строились новые государственные предприятия и развивались совершенно новые отрасли промышленности. Правительственный контроль над распределением людских ресурсов привел к тому, что 26% трудоспособного населения работало в промышленности (преимущественно оборонной и обслуживающей военные нужды). Больше половины рабочих мест в этих отраслях размещалось в Торонто и Монреале; кроме того, развивалось сельское хозяйство на западе и лесная промышленность в Приморских провинциях.
   Послевоенные  годы. Время после Второй мировой войны можно разделить на два периода. Первый из них, с 1945г. по 1973 г., характеризовался бурным развитием канадской экономики, резким подъемом жизненного уровня, низким уровнем безработицы и стабильными ценами. Безработица в это время не превышала 4%, а инфляция - 2% в год. Заработная плата и прибыли увеличивались в среднем почти на 3% в год; росли и социальные выплаты, включая пособия многодетным семьям, пенсии, расходы на здравоохранение и пр. Годы после 1973 г., напротив, характеризовались растущей нестабильностью занятости, застывшими на одном уровне или падающими доходами и высокой степенью социальной неустойчивости. По официальным данным, относительное количество безработных составляло в среднем около 10% трудоспособного населения. В течение всего десятилетия 1973-1983г.г. безработица сочеталась с высокими темпами инфляции, также достигавшими 10% в год. Всего с 1973 г. отмечены три крупных фазы спада производства - в 1974-1975 г.г., 1981-1982 г.г. и 1990-1993 г.г., причем каждая последующая была дольше предыдущей, и за каждой следовало медленное возвращение к исходному состоянию. Экономическая политика в период 1945-1973 г.г. покоилась на трех принципах: следование теории кейнсианства5, принцип "государства всеобщего благосостояния" и соглашение с рабочими профсоюзами. После поразившей страну Великой депрессии и жестких принудительных мер военного времени федеральное правительство объявило о своем намерении обеспечить стабильный рост экономики и социальную защиту всему населению страны. В отличие от предшествовавшего периода, теперь снова основным фактором должны были стать свободный рынок и частное предпринимательство. Вмешательство же правительства сводилось к эпизодической поддержке отдельных предприятий и отраслей для стабильного роста, уменьшения безработицы и снижения инфляции. Соглашение предпринимателей с профсоюзами предусматривало право трудящихся вести переговоры о коллективных договорах и право на забастовки. Такой компромисс между рабочими и нанимателями открыл период относительного спокойствия в промышленности, который продолжался до середины 1960-х годов. Неудовлетворенный ("отложенный") спрос военных лет, послевоенный всплеск рождаемости, массовая иммиграция в страну и внутренние миграции населения из сельских местностей в города и из центральных районов городов в пригороды - все это создавало большой спрос на жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения и канализации, торговых центров, конторских зданий, фабрик, на производство автомобилей и различных товаров широкого потребления. Эти потребности вызвали новое строительство - как в государственном, так и в частном секторе - и приток инвестиций. Однако основным фактором, вызвавшим небывалый экономический подъем, был экспорт полезных ископаемых в США. Экспорт минерального сырья в США рос так быстро, что к 1956 г. составил 60% общего объема канадского экспорта (до Второй мировой войны он составлял всего 40%). Параллельно с ростом экспорта в США увеличивались и объемы прямых инвестиций США в добывающую промышленность Канады, в основном в добычу нефти и черных металлов, а также лесозаготовки. На эти первичные ресурсы приходилось почти 80% американских капиталовложений в 1946-1956 г.г. Это вызвало, в свою очередь, рост импорта американских товаров в Канаду. Среди крупнейших инвестиционных проектов послевоенных лет особенно выделяются два: создание глубоководного морского пути по р. Св. Лаврентия и строительство нефте- и газопроводов. Оба проекта требовали выделения федеральным правительством больших средств и государственного регулирования. Строительство судоходного канала, которое осуществлялось под эгидой государственной корпорации, помимо того, что оно давало возможность более дешевых перевозок зерна из степных провинций на зарубежные рынки, служило еще двум целям. Постройка каналов (вместе с плотинами) давала новый источник гидроэлектроэнергии, что имело особенное значение в то время, когда недостаток энергии ожидался и в центральной Канаде, и в штате Нью-Йорк; кроме того, этот путь облегчал доставку железной руды с богатейших месторождений Лабрадора на металлургические заводы области Великих озер, что было особенно важно, так как железорудные месторождения Месаби в штате Миннесота к тому времени были близки к истощению. Строительство нефтепроводов началось уже через несколько лет после того, как было открыто первое месторождение Ледюк в провинции Альберта. В середине 1950-х годов при финансовой поддержке государства был построен трансканадский газопровод. Для регулирования этой отрасли был создан Национальный совет по энергетике. В конце 1950-х годов экономический подъем начал было спадать, но вскоре возобновился. Большую роль в этом сыграл "Авто-Пакт" - соглашение о беспошлинной торговле автомобилями, подписанное Канадой и США в 1965 году. Как и во многих других отраслях производства, три автомобильных гиганта США, "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер", создали свои дочерние предприятия в Канаде; однако из-за высоких таможенных тарифов (17,5%) на этих предприятиях приходилось осуществлять полный производственный процесс по выпуску автомобилей. Таким образом, они находились в менее выгодном положении по сравнению с американскими заводами. Стоимость автомобилей, произведенных в Канаде, превышала стоимость аналогичных, но изготовленных в США, на 10%, и это при том, что заработная плата в Канаде была на 30% ниже. "Авто-Пакт" создал зону свободной торговли в пределах континента, что позволило канадским производителям выпускать новые модели для североамериканского рынка, а все остальные автомобили ввозить из США. Это соглашение содержало также определенные гарантии для канадских производителей запчастей и деталей и, кроме того, гарантировало определенный минимальный уровень производства для "Большой тройки" американских автомобилестроителей. Результаты соглашения последовали незамедлительно: производство автомобилей и запчастей сразу же начало расти, и вскоре вышло на первое место, оставив позади продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Когда в стране стал чувствоваться спад производства, сопровождавшийся снижением прибылей и обострением борьбы за рынки сбыта, что было характерно для канадской и мировой экономики после 1960-х годов, канадские производители начали активно сокращать стоимость производства. При этом производство подверглось существенной перестройке, подобной которой не происходило со времени введения конвейерной сборки и научной организации труда. Была, в частности, проведена полная компьютеризация производственного и управленческого секторов, а также различных вспомогательных служб; наименее выгодные производства были закрыты или переведены в районы с более низким уровнем заработной платы; заимствовались некоторые приемы, используемые японскими производителями, а именно непрерывное совершенствование производственного процесса, контроль за качеством на всех этапах, бригадный метод и практика передачи менее выгодных операций субподрядчикам, в качестве которых выступали более мелкие компании, не охваченные профсоюзами и часто оффшорные. Уменьшение бюджета вынудило правительство провести подобную же реорганизацию и правительственных учреждений. В результате закрытия более тысяч предприятий и сокращения как в частном, так и государственном секторах число постоянных рабочих мест (с полным рабочим днем) между 1989 г. и 1995 г. уменьшилось почти на миллион. Большинство новых рабочих мест требуют неполного рабочего дня или являются временными. В рамках борьбы с экономическим спадом правительство проводило ряд мероприятий - были приватизированы многие издавна существовавшие государственные корпорации; снято правительственное регулирование транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора; проведены переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США в 1989г. и заключен Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) в 1992 г. (вступил в силу с 1 января 1994 г.).
   Организация производства. Экономика Канады основана на частном предпринимательстве (при наличии некоторого количества государственных и кооперативных предприятий) и ориентирована на рынок; в стране хорошо развита система социального обеспечения. Примерно одна пятая рабочих и служащих Канады занята в государственном секторе. Значительная роль государственных и кооперативных предприятий позволяла охарактеризовать канадскую экономику как основанную на смешанных формах собственности. Такое положение, впрочем, являлось скорее результатом случайного стечения обстоятельств, чем сознательного планирования. В 1990-е годы соотношение государственного и частного предпринимательства стало изменяться в результате проводившейся правительством политики приватизации и уменьшения регулирующей роли государства. Так, в 1995г. правительство пошло на приватизацию железнодорожной компании "Канейдиан нэшнл рейлуэйз" (КНР), организовав широкую распродажу ее акций. Долгое время она являлась конкурентом частной корпорации "Канейдиан пасифик рейлуэй", однако последняя обладала рядом экономических преимуществ, так как КНР терпела убытки на обслуживании правительственных железнодорожных линий, построенных с целью экономического развития отдельных регионов. Усилению частного сектора способствовала передача в частные руки многих аэропортов местного значения. Одной из отличительных черт канадской экономики является конкуренция, действующая внутри как частного, так и государственного сектора, но особенно ярко проявляющаяся между предприятиями с различной формой собственности. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести соперничество между государственной авиационной компанией "Эйр Канада" и частной "Канейдиен эйрлайнз интернэшнл", причем и та и другая находятся под контролем государственного Управления воздушного транспорта и Транспортной комиссии. В области радио- и телевещания Си-Би-Си конкурирует с частными радиостанциями и телесетями, хотя все они находятся под контролем Канадской комиссии по радио и телевидению и телекоммуникациям. Предприятия, находящиеся в государственной собственности ("коронные корпорации"), управляются автономно и подотчетны федеральному парламенту, руководству провинций или городским советам. Они служат различным целям и были созданы по разным причинам. Некоторые из них создавались потому, что в то время государственное владение такими предприятиями считалось более соответствующим социальным и экономическим целям. К их числу относятся такие предприятия, как "Канейдиен бродкастинг корпорейшн", "Нэшнл филм борд", почтовая служба "Канада пост", авиационная компания "Эйр Канада", "Хлебная палата", финансовая "Бэнк оф Канада", Корпорация по атомной энергетике и "Петро-Канада", а также принадлежащие провинциям виноторговые магазины, игорные дома, лотереи и пр. Некоторые виды предприятий, являющиеся собственностью провинций, например гидроэлектростанции и телефонные станции, были созданы как альтернатива частным монополиям в этих областях; общественный транспорт находится в общественной собственности (на уровне провинций), поскольку является убыточным; наконец, в руках компаний, которыми владеют провинции, находится страхование автомобилей. Ряд корпораций, например железнодорожная "Канейдиен нэшнл рейлуэйз" и сталелитейная "Сидни стил Корпорэйшн", стали государственной собственностью после своего банкротства. Наконец, многие государственные корпорации были учреждены для выполнения регулирующих, консультативных, финансовых и административных функций. Начиная с середины 1980-х годов многие государственные корпорации были приватизированы. Другие, вследствие постепенного сокращения вмешательства государства в экономику, утратили прежние функции. Другой важной формой собственности в Канаде являются кооперативы, которых насчитывается более 10 тысяч. Они занимаются маркетингом, страхованием, банковским делом, жилищным строительством и розничной торговлей, оказывают медицинские услуги и помощь по уходу на дому; их оборот достигает 30 млрд. канадских долларов в год. Экономическая собственность в Канаде отличается высокой степенью концентрации. В 1988 г. там было 750 тыс. акционерных предприятий, работающих вне финансовой сферы. Из них 25 основных контролировали 1258 компаний, владели 41% всех средств и на их долю приходилось 27% всех прибылей. 8 из этих 25 были иностранными, а 3 принадлежали государству. Если взять 100 наиболее крупных корпораций, контролирующих 2561 компанию, то на их долю приходится 60% средств и 45% процентов дохода. Из них 39% являются иностранной собственностью и 7% принадлежат государству.
      
 
 
 

Финансы. Национальный продукт и доход

 
     В 1995-1996 г.г. доходы федерального бюджета составили 145,5 млрд. кан. долл., из которых 45% приходилось на подоходные налоги с физических лиц. Из других источников поступлений следует отметить налоги на прибыль с корпораций, налоги на продажу, таможенные импортные пошлины и налоги на доходы от добычи нефти и газа.    Федеральные расходы в 1995-1996 составили 177,7 млрд. кан. долл. Основными статьями расходов были социальные выплаты, обслуживание государственного долга, капиталовложения в экономику и расходы на оборону. Общая сумма государственного долга на 1994-1995 составляла 545,7 млрд. кан. долл., а выплаты процентов по нему - 42 млрд. кан. долл. в год. Доходы провинций, в 1994-1995 составили 159,6 млрд. кан. долл. Они складываются в основном из подоходных налогов и поступлений из федерального бюджета; последние играют особенно большую роль в бедных провинциях, составляя кое-где до половины всего бюджета провинции. Заметную часть составляют также налоги на продажу и выплаты по медицинскому страхованию. Общая сумма расходов провинций в 1994-1995 составляла 175,4 млрд. кан. долл.; в основном это расходы на здравоохранение и образование. Традиционно федеральное правительство примерно одну четверть поступлений из провинций и муниципальных округов направляет на здравоохранение, социальное обеспечение и образование. В бюджете 1994-1995 федеральное правительство урезало эти затраты примерно на 15%.
     В 1995 валовой национальный продукт (ВНП) в Канаде оценивался в 780 млрд. кан. долл., что соответствует 579 млрд. долл. США, т.е. около 20 300 долл. США в год на душу населения. Специальное исследование, проведенное под эгидой ООН в 1994 и охватившее 174 страны, включало определение для каждой из них комплексного показателя (Human Development Index), учитывающего средний душевой доход, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования; установлено, что по этому показателю Канада занимает первое место в мире. 
 
 
 
 

Особенности отраслевой структуры

 
     В экономике Канады выделяются  секторы добывающей промышленности  и сельского хозяйства (resource industries), обрабатывающей промышленности  и строительства и сфера обслуживания. К сектору добывающей промышленности  и сельского хозяйства относится  также лесное хозяйство, рыболовство  и электроэнергетика. В 1994 на  этот сектор приходилось 10,2% валового  внутреннего продукта (ВВП) и 5% общего числа занятых. Обрабатывающая  промышленность дает 18,4% ВВП и  обеспечивает 16% занятости; для строительства  эти величины составляют соответственно 5,2% и 5,4%. На долю сектора услуг  приходится 66,2% ВВП и 73,6% занятых.  Этот сектор включает транспорт,  телекоммуникации, оптовую и розничную  торговлю, финансы, страхование и  недвижимость, отели, рестораны,  развлечения, частные медицинские  услуги и другие виды услуг;  органы государственного управления; образование; государственную систему  здравоохранения и пр. Приведенная  выше статистика может быть  интерпретирована таким образом,  что Канада вступила в постиндустриальную  стадию развития, или что ресурсы  играют второстепенную роль в  канадской экономике. Ни то, ни  другое не верно. Многие виды  деятельности, относящиеся к сектору  услуг и дающие почти 60% дохода  от этого сектора, напрямую  зависят от спроса на эти  услуги отраслей, занимающихся производством  товаров. Остальные зависят от  этих отраслей по крайней мере  частично. И сам сектор добывающей  промышленности, хотя и дает всего  10% ВВП, тесно связан как с  обрабатывающей промышленностью,  так и с сектором услуг. По  оценкам, примерно половина ВВП  Канады до сих пор прямо  или косвенно связана со своей  ресурсной базой. Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Со времени Второй мировой войны роль сельского хозяйства в экономике Канады постоянно снижается. В  первые послевоенные годы сельскохозяйственная продукция составляла более 10% ВВП, к середине же 1990-х годов она упала ниже 2%, а количество ферм сократилось на две трети. В 1993 стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции превышала 20 млрд. кан. долл., а число занятых в фермерских хозяйствах составляло 442 тыс. человек. 40% всего экспорта составляло зерно, преимущественно пшеница, а еще 22% - скот и мясо; большая часть экспорта продовольственных товаров шла в США, Европу и Мексику. Всего в Канаде насчитывалось 235 тыс. ферм, причем наиболее крупные, составлявшие примерно одну треть общего количества, давали почти 80% всей сельскохозяйственной продукции, поступающей на рынок. Большую часть зерна поставляют провинции Саскачеван и Манитоба. В целом Канада дает 16% мировой продукции пшеницы. Основным районом скотоводства является Альберта; в Британской Колумбии развито выращивание овощей и фруктов, а также молочное животноводство; Онтарио и Квебек имеют комплексное сельское хозяйство, включающее птицеводство, молочное и мясное животноводство и товарное овощеводство; картофелеводство развито в провинциях Остров Принца Эдуарда и Нью-Брансуик; последняя известна также разведением скота, как и Новая Шотландия. В общем, доходы фермерских хозяйств складываются из продажи зерна (27%), продуктов мясного скотоводства (37%), молочных продуктов (16%), фруктов и овощей (3%) и птицы (5%). Монополия на покупку и продажу зерна в Степных провинциях имеет "Хлебная палата" Канады, учрежденная в 1930-е годы. Она устанавливает начальную цену на зерно и затем изменяет ее в зависимости от уровня цен на мировых рынках. Кроме нее, на рынках сельскохозяйственной продукции действует около сотни других торговых организаций.
     Горнодобывающая промышленность. В 1994 стоимость добытого в Канаде минерального сырья составила 26 млрд. кан. долл.; общее количество рабочей силы, занятой в горнодобывающей промышленности, составило 338 тыс. человек. Наибольшую ценность представляет ископаемое топливо, особенно нефть и природный газ, на долю которых пришлось более двух третей от общей стоимости добычи. Следующими по важности являются металлы, стоимость которых составляет пятую часть от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.