На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляция: измерение, формы и механизмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Инфляция: измерение, формы  и механизмы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ……………………………………5
1.1. Понятие  инфляции…………………………………………………………...5
1.2. Причины  инфляции…………………………………………………………..6
1.3. Способы  измерения инфляции……………………………………………..12
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………………………….16
2.1. Классификация  инфляции………………………………………………….16
2.2. Механизмы  инфляции………………………………………………………21
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ………...29
3.1. Социально-экономические  последствия инфляции………………………29
3.2. Адаптационная  политика…………………………………………………...31
3.3. Антиинфляционная политика……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Инфляция  является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции — обесценение денег. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Сегодня в мире почти нет страны, где нет или не было инфляции.
     В наше время, кажется, нельзя прожить  и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, её боятся. Что же такое - инфляция?
     Инфляция  представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует её вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
     Явление инфляции присуще в той или  иной степени любой экономике, как  рыночной, так и переходной.
      Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции посредством рассмотрения понятия инфляции, её форм и механизмов.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть историю инфляционных процессов;
    ознакомиться со способами измерения инфляции;
    характеризовать виды и формы инфляции;
    выяснить причины и механизмы инфляции;
    определить методы борьбы с инфляцией.
     Информационную  основу работы составили материалы  учебных изданий по макроэкономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
     1.1. Понятие инфляции 

     Как экономическое явление инфляция существует уже  длительное  время. Считается,  что  она  появилась  чуть  ли  не  с  возникновением  денег,   с функционированием  которых неразрывно связана.
     Термин  «инфляция» появился во второй половине XIX века, перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861—1865 гг. между Севером и Югом и обозначал процесс разбухания бумажноденежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX веке после первой мировой войны. А в советской экономической литературе его можно встретить лишь с 20-х годов XX века.
     В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие». Существует несколько определений инфляции. Рассмотрим некоторые из них.
     Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения. [1,  стр.158]
     Инфляция - это процесс переполнения каналов  обращения денежной массой сверх  потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а её корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция — это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция. [8, стр.157]
     Из  всех этих определений вытекает, что  инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте  цен, вызванном избытком денежной массы  в обращении. Иными словами, эта  проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями. [8, стр.450]
     Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 

     1.2. Причины инфляции 

     Итак, проявлением инфляции является повышение  цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Важно отметить, что инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. [1, стр.188]
     Другими словами, инфляция — это дисбаланс  между совокупным спросом и совокупным предложением, другими пропорциями национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. [9, стр.282]
     Подстегивать  рост цен могут и конкретные экономические  обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. XX века проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги.
     Во  времена золотого стандарта, при наличии в обращении бумажных денег они обесценивались также по отношению к золотым деньгам, что вело к образованию «двойных цен» в металлических и бумажных деньгах. Например, Банк Англии получил право на выпуск необратимых банкнот, которые, по свидетельству К.Маркса, «обесценились по сравнению с золотом в слитках, но упала также и монетная цена золота по сравнению с ценой золота в слитках. По отношению к банкнотам золото стало товаром особого рода». [5, стр.76] 
     Очевидно, что при свободной конкуренции инфляцию вызывали как политические (потеря доверия к правительству), так и экономические факторы. Причем экономические факторы лежали как на стороне спроса (переполнение каналов обращения избыточной денежной массой), так и на стороне предложения (рост цен).
     Позднее усиление монополистических тенденций  в современной экономике привело  к изменению золотого стандарта. В современных условиях в каждой отрасли промышленности господствует несколько крупных компаний, которые, согласуя свою деятельность, диктуют условия на рынке. Особенно чётко это проявилось в ценообразовании путём установления системы прейскурантных цен. Все крупные компании какой-либо отрасли в формировании и периодичности изменения своих цен ориентируются на цены, устанавливаемые наиболее крупной компанией.
     Основные  различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении её причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
     Корни такого явления, как инфляция, кроются в ошибках проводимой государственной политики. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен. Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. [11, стр.186]
     К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.
     Внутренние  причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.
     Назовем важнейшие из причин инфляционного роста цен, с учётом того, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.
     Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Ещё можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Если дефицит государственного бюджета финансируется за счёт займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счёт активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении и, как следствие, к инфляции.
     Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если аналогичными методами осуществляется финансирование инвестиций. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
     В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура всё меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгуют с большим количеством покупателей. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в её поддержании и усилении.
     Несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий  уровень цен, заинтересован в  создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая  «испортить» свой рынок снижением  цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения. [10, стр.568]
     Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями – необходим.
     В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, всё большим втягиванием её в мировые хозяйственные связи, увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
     В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.
     Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает  товары впрок, сверх своих текущих  потребностей, ожидая нового повышения цен и одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дают кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.
     Многие  ученые в странах Запада и в  нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление  инфляционных ожиданий населения и  производителей — важнейшая задача антиинфляционной политики.
     Ещё две возможные причины инфляции:
     Первая – налоговая инфляция, когда к росту цен ведут избыточные налоги  со стороны государства. Когда налоги становятся слишком высокими, предприниматели либо сокращают объём производства в силу его невыгодности, либо, если это возможно, повышают цены на свою продукцию.
     Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берёшь кредит и, чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.
     Инфляция  может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое  является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
     Множество причин инфляции отмечается практически  во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике было присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП. 

1.3. Способы измерения инфляции 

     Одно  из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию  подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются  более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Для правильного  планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа их измерения.
    Измерение с помощью такого макроэкономического показателя, как индекс цен. На практике обычно используется индекс потребительских цен, индекс валового национального продукта и индекс оптовых цен.
       Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к её цене в базовом году. При расчёте инфляции по индексу потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена) - набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (года, квартала, месяца).
     Для вычисления индекса потребительских цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («потребительская корзина») для данного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Стоимость корзины за прошлый год, квартал, месяц берется за базу, отправную точку и сопоставляется со стоимостью корзины, исчисленной в ценах данного года, квартала или месяца. Выражается индекс цен обычно в процентах: 

                                  цена “потребительской корзины“
     индекс  цен                         в данном периоде
     в данном      =  ----------------------------------------------------  X 100
     периоде, %        цена аналогичной «потребительской
                                        корзины» в базовом периоде 

     Индекс  потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным  показателем инфляции.
     Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта - дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП: 

                                        Номинальный ВНП
     Дефлятор  ВНП = -------------------------------------  X 100% ,
                                            Реальный ВНП 

     где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. [8, стр.372]
       Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырьё, материалы, оборудование и т.д. Однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать индекс потребительских цен. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.
     Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырьё, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
     Индексы оптовых цен – это относительные  показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени (обычно цены базового года принимаются за 100, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базовому году). Например, если средняя цена бензина в базовом 1995 г. была 54 тыс. руб. за тонну, а в 1996 г. составила уже 162 тыс. руб., то индекс цен на бензин будет равен 300%:
     (162 тыс.: 54 тыс.) x 100% = 300%.
     То  есть, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла в 3 раза.
    Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
     Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%:
                              (индекс цен        _   индекс цен
      темп            измеряемого года    базового года)
       инфляции = ------------------------------------------------- Х   100%
                                  индекс цен базового года 

       Если темп инфляции получится отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
     Например, в прошлом году индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в этом году - 118,3. Следовательно, уровень инфляции для этого года вычисляется следующим образом:
     темп  инфляции = (118,3 - 113,6) /113,6 x 100 = 4,1%.
    Для страны, где наблюдаются устойчивые темпы инфляции, можно использовать так называемое «правило величины 70», которое даёт нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, в течение которых при данном темпе инфляции произойдет удвоение общего уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
 
     приблизительное количество    70
     лет, необходимых для            =     ----------------------------------------  
                          освоения темпов инфляции          темп ежегодного увеличения
                                                                                              уровня цен (%) 

     «Правило  величины 70» применяется обычно и для того, чтобы вычислить, сколько потребуется времени для удвоения реального ВВП или личных сбережений.
     Например, объём личных сбережений равен 1000 руб. Ежегодный темп инфляции равен 10%. Согласно «правилу 70» удвоение цен произойдет за 7 лет. Следовательно, чтобы остаться в исходной экономической ситуации, в течение 7лет величину сбережений необходимо довести до 2000. 
 
 

     2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ
     2.1. Классификация инфляции 

     Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. Различают следующие виды и формы проявления инфляции.
     В первую очередь те, которые выделяют по темпам роста цен, т.е. количественно:
     а) нормальная инфляция - при темпе 3-3,5% в год;
     б) умеренная, или ползучая инфляция - при темпе инфляции до 10% в год;
     в) галопирующая инфляция - при темпе инфляции 20-200% в год;
     г) гиперинфляция - при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растёт бартер.
     Умеренную (ползучую) инфляцию западные экономисты рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь и способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Уровень жизни понижается незначительно. Рост денежной массы ускоряет платёжный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций.
     При галопирующей инфляции месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. XX века наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы XX века в бывших социалистических странах.
     Гиперинфляция разрушительно действует на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоёв общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
     Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
     По  степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:
     а) сбалансированная инфляция;
     б) несбалансированная инфляция.
      При сбалансированной инфляции цены различных  товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причём в различных пропорциях.
      Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырьё - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
     Несбалансированность  инфляции составляет большую проблему для экономики. Но ещё сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
     С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяются:
     а) ожидаемая инфляция;
     б) неожидаемая инфляция.
     Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надёжности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.
     Воздействие инфляции на уровень реальных доходов  противоречиво. Инфляция по-разному  влияет на перераспределение доходов  в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.
     Фактор  ожидаемости, предсказуемости позволяет  по-новому взглянуть на вопрос влияния  инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и всё население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
     Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
     Однако  если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания ещё не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффекта Пигу». Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок, и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
     Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
     По  форме проявления различают открытую и подавленную инфляции.
     Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, всё же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
     Подавленная (скрытая) инфляция присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жёсткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
     Для экономики СССР длительное время  была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворённого спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.
     В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
     Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «чёрный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях её подавления. «Чёрный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей. 

     2.2. Механизмы инфляции 

     Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к двум её типам: во- первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
     Инфляция  предложения (издержек) возникает в результате роста объёма издержек, например, за счёт сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т.е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией).
     Инфляция предложения изображена на рис. 2.1. Как видно на рисунке, повышение цены предложения (рост издержек) приводят к смещению кривой совокупного предложения AD вертикально вверх (см. рис. 2.1). В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене. 
 


     Уровень
      цен                                                                          AS2
     
                                                                                 AS1 

                P2 

                P1
                                                                                   AD
      
     
                     0                                    Q1           Q2                    Реальный ВНП
     Рис.2.1. Инфляция предложения [7, стр.216]    

      Смещение кривой совокупного предложения AD влево (АS1®АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1®Р2) сокращается реальный объём производства (Q1 < Q2), или реальный ВНП (см. рис. 2.1).
     Инфляция  спроса вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Она имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объём товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объём продукции и вызывает инфляцию спроса. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).
     Инфляция  спроса изображена на рис. 2.2. Сдвиг кривой совокупного спроса AS вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен (см. рис. 2.2). Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.      

      Уровень
     цен                                                                         
                                    
                                                                     AS                     

                P2 

                P1                                                                              AD2
                                                                                  
                                                                            AD1
     
                     0                                  Q1          Q2                     Реальный ВНП
     Рис.2.2. Инфляция спроса [7, стр.213] 

     Хотя  теоретически инфляция и разделяется  на два основных вида, в реальности дело обстоит гораздо сложнее.
     На  практике трудно различить эти два  вида, так как они чаще всего  существуют вместе. Для того, чтобы лучше понять эту мысль, приведём такой пример: допустим, что для обеспечения своих дефицитных расходов государство напечатало дополнительное количество бумажных денег, что вызвало увеличение денежной массы, находящейся в обращении, и повышение платежеспособного спроса. Это, в свою очередь, вызовет инфляцию спроса. Когда повышение спроса будет происходить на рынках товаров и ресурсов, то многие фирмы обнаружат, что их расходы на факторы производства растут, и они вынуждены будут повысить цену на свою продукцию. Как мы видим, в данном случае имеет место инфляция спроса, но для многих фирм она выглядит как инфляция издержек. Такое сочетание инфляции двух типов наиболее часто встречается и наиболее трудноизлечимо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.