На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная по криминологии ТюГУ ИДО

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     АННОТАЦИЯ
     Работа  32 с., 19 источников. 

      Понятие, цели и принципы предупреждения преступности, классификация мер предупреждения преступности, общее предупреждение преступности, специальное предупреждение преступности, индивидуальное предупреждение преступности, правовые основы предупреждения преступности, международное сотрудничество в области предупреждения преступности, пенитенциарные меры, криминологическая профилактика. 

     Целью контрольной работы является: исследование и анализ правовой природы предупреждения преступности, как отдельной категории в криминологии.
     Поставленная  цель решается посредством следующих  задач:
- изучение понятия, законодательства и других теоретико-правовых форм данного вопроса
- анализ  теории и правовых основ
- подведение итогов проделанной работы
      В качестве предмета исследования рассмотрено  законодательство, нормативно-правовые акты и специальная литература вопроса о предупреждения преступности в криминологии.
      Объект  исследования входит обязательные причинные  связи явлений и процессов, а также всех детерминационных комплексов предупреждения преступности в криминологии, как изучаемых научных отношений посредством предмета исследования.
 

Содержание 

Введение              4
1 Понятие, цели и принципы предупреждения преступности     6
   1.1 Понятие предупреждения преступности        6
   1.2 Основные цели предупреждения  преступности      7
   1.3 Принципы предупреждения преступности       8
2 Классификация  мер предупреждения преступности     11
3 Общее  предупреждение преступности       16
4 Специальное предупреждение преступности. Индивидуальное предупреждение преступности        20
5 Правовые  основы предупреждения преступности     25
Заключение           29
Библиографический список         31
 

ВВЕДЕНИЕ
     На  сегодняшний день понятие преступности настолько привычное слово, что данное социальное явление невозможно выбросить на корню из нашей жизни. Понятие преступности, на мой взгляд, можно поставить наряду с вечным словом «война», ведь «война – она никогда не меняется».
     Выделив для себя данную проблему предупреждения преступности, мне необходимо осознать , растолковать понятия предупреждения, ведь оно очень противоречиво. Предупреждение само по себе включает несколько синонимичных понятий, так сказать комплексное, но более широкий круг охватывается в понимании значения данного слова. Ведь термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющиеся.
     Мы  пытаемся изучить это явление, так  как оно, возможно, является основным в криминологии. Оно позволяет не допустить массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями. Мы бы сказали первоочередное функциональное явление. Эта главная цель уже предполагает хотя бы попытку отрыва субъектов преступлений, уничтожение социальных «мостов» преступников при их изоляции от общества, либо возможная «заморозка» будущих участников преступлений.
     Интересным  аспектом здесь ярко выделяется массовость, но она возможно очень противоречива. Ведь изучив немного глубже эту проблему  то можно проследить, что изучение предупреждения самостоятельным понятием индивидуальности невозможно, так же как и массовости без индивидуальности. Это очень сложная специфика данного вопроса.
     Другим  признаком, на мой взгляд, наиболее важным очевидно является недопущение  проявления криминального поведения. В обществе с высоким уровнем преступности огромные средства затрагиваются на системы охраны людей, имущества, общественного порядка, на обеспечение системы разоблачения и наказания многочисленных преступников. И всё меньше средств остаётся на своевременное оказание социальной помощи нуждающимся в ней детях, семьям, другим субъектам, на образование и культуру. Довольно чётко и коротко связал это противоречие Ч. Бекария: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них».
     Главной задачей при изучении данной проблемы нам необходимо, прежде всего, понять важность предупреждения, ведь цивилизованное государство и предполагает возможность не допустить производного, а точнее преступности. Системность , индивидуальность, массовость, хоть это понятие возможно разных полюсов, но владение и гибкость их, по моему, могут дать возможность изучить такое проблемное понятие, как предупреждение преступности.
 

      1 Понятие, цели  и принципы предупреждения
     преступности
     1.1 Понятие предупреждения преступности.
     Подход  к преступности как социально-негативному  явлению предполагает соответствующую  стратегию борьбы с нею, главным  направлением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.
     Идея  о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
     Дальнейшее  теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой в науке уголовного права в плане формулировки основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности – главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.
     В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывают на такую возможность. Разработка этих мер – конечная задача криминологических исследований, а внедрение этих мер в практику – показатель эффективности исследований.
     Предупреждение  преступности представляет собой систему, которая включает в себя: объекты  профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
     1.2 Основные цели  предупреждения преступности
     В социалистических государствах в 60-е  годы XX в. была сформулирована общесоциальная задача ликвидировать преступность, просуществовавшая в директивных документах до начала 80-х годов. Этой конечной задаче политики реагирования на преступность сопутствовали более или менее прогрессивно, гуманно, сформулированные в уголовном законодательстве социалистических стран цели наказания, ориентированные на исправление, перевоспитание осужденных, предупреждения преступлений. Правда, допущенная нечеткость определения в УК 1960 г. целей наказания позволяла судить о признании законодателем «возмездной», «карающей» природы наказания. О потерпевших же система заботилась разве что в смысле удовлетворения их низменных мстительных чувств. Также крайне слаба была социальная работа с лицами, оказавшимися в силу обстоятельств на грани преступления, помощь им в преодолении этих обстоятельств.
     В 80-х годах, когда провал программы  построения в СССР коммунизма как  общества, в частности, свободного от преступности, стал очевидным, главный  лозунг политики государственного реагирования на преступность был скорректирован, появились формулировки «стабилизировать преступность», «уменьшить темпы роста числа преступлений», «улучшить ее структуру, в том числе за счет сокращения доли наиболее опасных преступлений». Вопрос о ликвидации преступности был снят.
     Следует отметить, что адекватная научно обоснованная постановка политических целей в области реагирования на преступность весьма важна. Имеет смысл намечать, очевидно, только такие цели, которые реально достижимы, и браться только за то, что выполнимо. Реальной перспективой для России может выступать построение правового государства в условиях сосуществования с преступностью как с неизбежным злом, предлагающее формирование процесса реагирования на преступность на цивилизованной основе.
     1.3 Принципы предупреждения  преступности
      Как и любая другая область социального управления, предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности. Она действует в последовательности: «цели – задачи – функции – организационные структуры и меры, их информационное, методическое, ресурсное обеспечение». При этом учитывается специфика условий и ситуаций, присущая соответствующей территории либо отрасли социальной жизнедеятельности.
     Законность  деятельности по предупреждению преступности предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований. Иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, метод, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая может обесценить развивающуюся новую отрасль права – профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных актах компетенции и правомочия субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения, минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения.
     Демократизм означает, что предупреждение преступности осуществляется:
     А) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
     Б) при непосредственном участии и  под контролем общественных объединений  и формирования, роль которых в  этой связи нельзя сводить к роли «помощников» государственных органов;
     В) с учетом результатов постоянного  мониторинга общественного мнения.
     Гуманизм  и справедливость профилактической деятельности означают: лица, в отношении  которых она проводится, рассматриваются  как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты; ставится задача, возможно, раньше выявит и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать, ущерб для личности, общества и государства; профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию. Иными словами, принципы гуманизма и справедливости во взаимодействии с другими принципами профилактики преступности находят свое выражение в требовании своевременности и необходимой достаточности, профилактических мер любого уровня, этапа, вида, направления, а не в объявлении самоцелью минимизации, во что бы то ни стало их интенсивности.
     Научность как принцип предупреждения означает:
     А) наличие и востребование в  программировании и планировании предупредительной  деятельности , правовом регулировании  и управлению ею, как и в непосредственном применении профилактических мер, научной  концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;
     Б) Сопровождение профилактической деятельности всех уровней, этапов, направлений, видов  научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;
     В) использование практикой предоставляемых  наукой знаний закономерностей преступности и возможностей борьбы с нею для  точной оценки ситуации в перспективе, настоящем времени и ретроспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений;
     Г) проведение криминологических или  комплексных экспертиз законодательных  и управленческих актов, связанных  с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.
     Проведение  в жизнь принципа научности позволяет  создать достаточную по объему и  надежности информационную базу предупреждения преступности.
     Ряд авторов наряду с этими принципами выделяют принципы эффективности и  системности.
 

       2 Классификация мер  предупреждения преступности
     Классификация - это систематизированное распределение  объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.
     Меры  предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
     Одним из важнейших классификационных  признаков является метод предупредительного воздействия. В принципе, все многообразие мер воздействия сводится к двум методам: стимулирование и ограничение. Деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения, а с другой - воспрепятствование вступлению в криминогенные. Это – две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности. Если прерывание негативных отношений осуществляется преимущественно с помощью принудительных мер предупреждения, то для стимулирования позитивных связей используются, не связанные с принуждением.
     Другим  важным классификационным основанием является механизм воздействия. Если рассматривать весь спектр мер предупредительного воздействия, то можно выделить четыре однородные группы: меры стимулирования (поощрения), наказания (ответственности), восстановления (компенсации) и безопасности (защиты). Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.
     Меры  стимулирования (поощрение, награда) - это предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия (заслуги). В уголовном праве поощрение реализуется устранением обременений в ответ на общественно полезное поведение. Поощрительным последствием позитивного поведения является и юридическое признание. Создание системы стимулов, побуждающих людей подчиняться закону и делающих выгодным именно законопослушное поведение, более значимо, чем принуждение. Любой гражданин должен иметь законные возможности для обеспечения нормальной жизни, для удовлетворения своих минимальных потребностей. В противном случае он вынужден прибегнуть к криминальным способам. Одним из эффективных средств социального управления является предоставление режима наибольшего благоприятствования для законопослушных граждан и организаций, которые соблюдают закон.
     Различные виды стимулирования составляют основу социальной профилактики, то есть системы самых разнообразных не принудительных методов, с помощью которых осуществляется социализация и ресоциализация индивида.
     Под наказанием (ответственностью) традиционно  понимают принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению. Путем угрозы или реального причинения лишений и страданий правонарушителю, достигаются цели общего и специального предупреждения. Расчет прост: сам наказанный, опасаясь повторения кары, будет избегать повторения преступлений, а для сдерживания преступных устремлений большинства окружающих достаточно опыта чужих страданий. Наказание рассматривается как одно из важнейших средств предупреждения преступности. Механизм карательного воздействия в юридической литературе хорошо изучен. Исторически сложилось, что общая теория права и отраслевые юридические науки имеют «наказательный» крен и являются по существу теориями ответственности-наказания, в то время как социально-психологический механизм и эффективность других принудительных видов воздействия с целью предупреждения преступности исследован недостаточно.
     Меры  восстановления (компенсации) направлены на “устранение вреда причиненного противоправным деянием общественным отношениям, на исполнение невыполненных обязанностей”. Они включают: принудительное исполнение обязанности, отмену незаконных актов и обязанность возместить ущерб. Тем самым воссоздается система правоотношений, нарушенная невыполнением предписаний закона обязанными субъектами. В большей степени эта группа мер присуща гражданско-правовой отрасли. Но она используется и в уголовном праве, где восстановление осуществляется возложением обязанности загладить причиненный вред. Принуждая правонарушителя к заглаживанию вреда, возмещению ущерба, компенсационные меры одновременно служат удовлетворению справедливых требований жертвы, восстановлению социальной справедливости.
     Четвертый вид предупреждения - это меры безопасности, то есть меры принудительного ограничения  поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности. Несмотря на то, что меры безопасности на практике используются очень широко, предупредительный потенциал данного вида воздействия изучен слабо.
     Классификацию по уровню не следует путать с классификацией по масштабу, в соответствии с которым  меры предупреждения могут осуществляться на территории Российской Федерации, субъекта Федерации, города, района, микрорайона, предприятия.
     Правовое  регулирование предупреждения преступлений осуществляется согласно одному из трех принципов: общедозволительному, общеразрешительному  и запретительному. Основываясь  на этом можно выделить меры дозволенные, разрешенные и запрещенные.
     1) К мерам, которые базируются на общедозволительном принципе - "разрешено все, что не запрещено", относятся в первую очередь меры социальной профилактики, которые не связаны с принуждением. Сюда же можно отнести меры компенсации, наказания и безопасности, которые не представляют собой ощутимых обременений для личности и регламентируются нормами гигиены, морали, педагогики, обычаями, традициями, организационными, техническими нормами. В качестве примера таковых можно назвать применение различного рода запорных устройств и сигнализаций, родительское наказание и т.п.
     2) Общеразрешительный метод используется  для принудительных мер, которые  существенно ограничивают конституционные  права и свободы. Подобные меры  могут применяться только в  случаях, прямо предусмотренных законом. Субъект, который может их применять, должен быть наделен специальной компетенцией. Для их реализации, как правило, предусматривается особый правовой режим: лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация и т.п.
     3) Третья группа предупредительных  мер изначально представляет  собой большую опасность, чем  опасность самого преступного  деяния, а потому должна быть  запрещена. Нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения. Конечно, в строгом смысле мерами предупреждения преступности можно считать только законные меры, но исследование незаконных способов самозащиты игнорировать нельзя хотя бы потому, что они могут быть показателями неэффективности всех законных средств.
     В зависимости от характера нормы, регулирующей отношения субъекта и  объекта профилактики, можно выделить материальные и процедурно-процессуальные меры предупреждения преступлений. Процедурно-процессуальные меры обеспечивают реализацию материальных правоограничений.
     По  отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
     По  содержанию в криминологии принято  выделять экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организационно-управленческие и технические меры.
     В основе классификаций по направлениям и сферам лежит тип преступного  поведения или особенности объекта: меры предупреждения корыстной, насильственной, сексуальной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т.д. По такому принципу построена вся Особенная часть криминологии.
     Основаниями классификации могут служить  и другие особенности объекта, а  также субъекта предупредительной  деятельности.
     Приведенный перечень типологий и классификаций  предупредительных мер не является исчерпывающим. В зависимости от исследовательских целей и практических потребностей могут быть разработаны и использованы самые различные классификации. Например, в Руководстве по основным направлениям предупреждения преступлений, которые были подготовлены для представления Восьмому Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 г.), меры предупреждения разделены на две большие группы: социальные меры предупреждения преступности и ситуационное предупреждение преступности1.
     Мы  же попытаемся охарактеризовать и осмыслить  предупреждение преступности выделив  следующие уровни: общее предупреждение преступности, специальное предупреждение преступности, а также индивидуальное предупреждение преступности.
 

      3 Общее предупреждение  преступности
     Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал  общества в целом, всех его институтов. На сегодняшний день существует возможность выделить специфику переходного периода. Она такова, что в различных сферах социальной жизни более заметны кризисы, диспропорции, другие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общесоциального предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях. Из этого, конечно, не следует, что общесоциальное предупреждение преступности стало невозможным, бессмысленным или бесполезным. Скорее наоборот: признание того, что преступность является уже прямой и очень серьезной угрозой национальной безопасности, актуализирует значение и роль данного вида предупредительной деятельности. В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни общества.
     В нынешней российской действительности, несмотря на сложности и трудности переходного периода, появляются дополнительные (в принципе не новые, но основательно забытые) возможности противостояния преступности на общесоциальном уровне, например, связанные с позитивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.
     Остается  незыблемым тезис об определяющем, базисном характере подсистемы общесоциального  предупреждения в ряду всех мер упреждающего противодействия преступности.
     Сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность; всеохватывающий и  разносторонний характер, комплексность  и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам  общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения — упреждающего противостояния преступности.
     Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом  широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.
     В сфере политической — это становление  и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.
     В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное  значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального расслоения общества; поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т. п.
     Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедливости, живут по законам нравственности, то они могут успешно противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, социальных бедствий, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера.
     Общесоциальное  предупреждение действует и в  правовой сфере. Это, например, совершенствование  законодательства, прямо не нацеленного  на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера, (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль.
     Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.
     Следует подчеркнуть особую роль и значимость своеобразного криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям служит, прежде всего, криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.